Виды нарушений произношения звука [л] и способы их коррекции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 40 40 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 31.10.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Закономерности формирования звукопроизношения 6
1.2 Характеристика и артикуляция звука [л] 12
1.3 Причины и недостатки произношения звука [л] 14
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л] 16
2.1 Этапы коррекционной работы 16
2.2 Приемы постановки звука 19
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 21
3.1 Требования 21
3.2 Игровые методы и приемы коррекции 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Фрагмент для ознакомления

И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми», Л.Н. Смирновой «Логопедия. Играем со звуками» и др.
Конспект логопедического занятия представлен в Приложении.
Таким образом, логопедическая работа проводится поэтапно на индивидуальных, фронтальных занятиях и направлена на развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукопроизношения.
На каждом этапе работы – постановка звуков, формирование умения правильно их использовать в различных условиях (автоматизация навыков), дифференциация – используются различные игры. В играх осуществляется показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний, проводится работа по закреплению звука.
Автоматизация и дифференциация звука осуществлялась постепенно – сначала изолированных звуков, затем в слогах и словах, в предложениях. Дети упражняются в многократном повторении изучаемого звука и с опорой на произношение педагога.
Закрепление навыков правильного звукопроизношения осуществляется в специально созданных коммуникативных ситуациях, в процессе общения детей между собой как на занятии, так и в режимных моментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены виды нарушений произношения звука [л] и способы его коррекции.
Под звукопроизношением понимается процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного). Звукопроизношение тесно связано с фонематическими процессами и артикуляционной моторикой.
В онтогенезе на первом этапе формируются такие звуки, как [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]; затем формируются такие звуки, как [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р]. К концу старшего дошкольного возраста происходит усвоение произносительной стороны речи – звукопроизношения, артикуляционной моторики, фонематического восприятия. К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.
Каждый звук обладает артикуляционными и акустическими признаками, знание которых необходимо для организации коррекционной работы. По акустическим признакам звуки разделяются на тональные, сонорные и шумные. Звук [л] относится к группе сонорных звуков, у которых главную роль играет голос, а шум участвует в меньшей степени. По характеристике «твердость – мягкость» согласный звук [л] является твердым. По способу и месту образования звук [л] является смычно-проходным и переднеязычным.
Фонетические нарушения произношения звука (отсутствие или искажение звука) [л] называется ламбдацизмом. Фонетико-фонематические нарушения называются параламбдацизмом (замена звука [л] другим звуком). Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], являются укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, несформированность фонематических процессов.
Работа по коррекции нарушений произношения звука [л] включает в себя подготовительный этап, этап постановки звука, автоматизацию звука, дифференциацию звуков. Подготовительная работа направлена на развитие артикуляционной моторики, формирование направленной воздушной струи, развитие фонематических процессов. Следующий этап коррекционной работы – постановка звука. Задача данного этапа – добиться правильного звучания изолированного звука [л]. После того, как звук поставлен, начинается новый этап – автоматизация звука в изолированном произношении, в слогах, словах, предложениях. И наконец, последний этап – это дифференциация звуков, формирование умений различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в процессе речевой деятельности.
Коррекция нарушений звукопроизношения осуществляется на логопедических занятиях на основе педагогических принципов учета возрастных особенностей детей, системности, деятельности, постепенного усложнения нового материала. Коррекционный процесс строится поэтапно и включает обязательные элементы – структурные компоненты логопедического занятия (подготовительные упражнения, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация).
На каждом этапе работы – постановка звуков, формирование умения правильно их использовать в различных условиях (автоматизация навыков), дифференциация – используются различные игры. В играх осуществляется показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний, проводится работа по закреплению звука.
Автоматизация и дифференциация звука осуществлялась постепенно – сначала изолированных звуков, затем в слогах и словах, в предложениях. Дети упражняются в многократном повторении изучаемого звука и с опорой на произношение педагога. Закрепление навыков правильного звукопроизношения осуществляется в специально созданных коммуникативных ситуациях, в процессе общения детей между собой как на занятии, так и в режимных моментах.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Абдулманапова, З.М. Формирование правильного звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] / З.М. Абдулманапова // Студенческий. – 2020. – № 4-2 (90). – С. 62-66.
Арутюнян, А.М. Логопедическая работа по устранению ламбдацизма у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Арутюнян // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T26. – С. 511-515.
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: ACT. Астрель, 2006. – 224 с.
Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
Божева, Т.М. Наглядные пособия для автоматизации поставленных звуков / Т.М. Божева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5 (100). – С. 40-42.
Бурыкина, М.Ю. Визуализация как средство коррекции звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] / М.Ю. Бурыкина, А.Д. Миляева // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 305-310.
Волкова, Л.С. Логопедия: методическое наследие [Текст] / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст] / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии. Т. 1 / Б.М. Гриншпун. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.
Епифанова, О.В. Особенности методики логопедической работы по коррекции произношения звука «л» [Текст] / О.В. Епифанова // Учебный год. – 2007. – № 1 (25). – С. 107-114.
Каримова, Н.В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием [Текст] / Н.В. Каримова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2 (5). – С. 29-32.
Климкина, Е.А. Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе на этапе автоматизации звуков [Текст] / Е.А. Климкина, В.С. Сизова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 54. – С. 29-33.
Козырева, Л.М. Растения. Автоматизация трудных звуков: тетрадь по развитию речи: для детей 6-8 лет [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Акад. развития; М.: Астрель, 2007. – 32 с.
Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях [Текст]: альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2009. – 32 с.
Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях [Текст]: рабочая тетрадь / Л. А. Комарова. – М.: Гном, 2011. – 32 с.
Коновалова, Г.А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников [Текст] / Г.А. Коновалова // Вопросы дошкольной педагогики. –2016. – № 3 (6). – С. 124-126.
Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
Кронштатова, Е.А. Дислалия как вид речевого нарушения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Кронштатова, С.В. Васерман, А.А. Белисова, Л.Н. Мишенева, Н.И. Николаева // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 8 (24). – С. 308-312.
Лалаева, Р.И. Дислалия [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, А.А. Тараканова. – СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с.
Лебедева, И.Л. Большая логопедическая игротека. Звук [л]. Вып. 11. Игротека [Текст] / И.Л. Лебедева. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 14 с.
Лебедева, И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль [Текст]: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / И.Л. Лебедева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 28 с.
Левашова, Э.С. Использование звукотаблиц при коррекции звукопроизношения [Текст] / Э.С. Левашова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2 (4). – С. 144-146.
Логопедия. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч. 1: Нарушение голоса. Дислалия [Текст] / авт.-сост.: С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2007. – 223 с.
Лященко, М.Ю. Подвижные и сюжетные ролевые игры для автоматизации звуков [Текст] / М.Ю. Лященко // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1 (86). – С. 66-68.
Маршалова, Т.Б. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р], [л]-[л] [Текст] / Т.Б. Маршалова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 2 (137). – С. 59-62.
Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов [Текст] / В.К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 24-29.
Османова, Г.А. Учимся правильно произносить звуки Л и Ль [Текст]: логопедические упражнения, автоматизация звуков, развитие мелкой моторики / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: Литера, 2017. – 78 с.
Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: методическое пособие [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
Парамонова, Н.А. Консультация для родителей: игры на автоматизацию закрепляемых звуков [Текст] / Н.А. Парамонова // Образование от «А» до «Я». – 2017. – Т. 9. № 9. – С. 16-17.
Подхалюзина, Л.И. Об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Подхалюзина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 3. – С. 445-452.
Позднякова, Л.А. Учимся различать звуки, которые дети часто путают: [с] – [ш], [з] – [ж], [с'] – [щ'], [ч'] – [т'], [р] – [л]: лучшие подвижные логопедические игры, эффективное закрепление артикуляции звуков, дифференциация пары смешиваемых звуков на слух и в произношении [Текст] / Л.А. Позднякова. – СПб.: Литера, 2020. – 58 с.
Полетаева, М.С. Коррекционная работа по исправлению ламбдацизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Полетаева // Научный поиск. – 2014. – № 2.1. – С. 34.
Рошковская, Ю. Использование звуковых дорожек в процессе автоматизации звуков [Текст] / Ю. Рошковская // Пралеска. – 2019. – № 9 (337). – С. 38-40.
Смирнова, Л.Н. Мы учим звуки Л, Р: коррекционно-развивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 23 с.
Спиридонов, Е.А. Инновационный подход коррекции в практике нарушения звукопроизношения [Текст] / Е.А. Спиридонов, Т.А. Гостева, В.А. Маркова // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. № 10. – С. 15-20.
Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
Шамова, Т.В. Использование наглядно-дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Шамова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2017. – № 1 (12). – С. 124-126.
Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. – М., 1948. – С. 101-129.
Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР [Текст] / Н.А. Ширко // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. № 11 (20). – С. 68-78.
Шкавро, Л.В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы: дифференциация звуков Р, Р' – Л, Л' [Текст]: пособие для логопедов и родителей / Л.В. Шкавро. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 103 с.
Эсаулова, Е.В. Звук ЛЬ [Текст]: учебное пособие / Е.В. Эсаулова. – М.: Билингва, 2019. – 16 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА «Авторизация звука (Л)»
ЗАДАЧИ:
1. Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Л» в слогах и словах со стечение согласных, характеристики звука «Л».
2. Способствовать развитию слухового восприятия, внимания как основы фонематического слуха; осуществлять поддержку при дифференциации на слух звука «Л» в словах.
3. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений артикуляционного уклада звука «Л».
4. Воспитывать звуковую культуру речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ребенок плавно и точно выполняет артикуляционные упражнения, правильно произносит звук «Л» изолированно, в слогах и словах, определяет наличие звука в слове.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ: индивидуальная.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка оборудования.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки на звук «Л», схема характеристики звука «Л», числительный домик, цифры, картинки: стеллаж с предметами, комната.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):
– Послушай загадки.
Бесшумно гребет,
Руками вперед,
На воде качается,
Как она называется! Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед,
Во дворе… Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. Длиннорогий и рогатый,
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий… Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. лодка лопатой лошадь лось лук
– Посмотри на картинки (лодка, лопата, лошадь, лыжи, лось, лук). С какого звука начинаются названия этих предметов?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):
Содержание ОД Формы работы (вид деятельности) Наличие средства у ребенка Образовательные задачи – Расскажи о звуке «Л» – согласный, звонкий, твердый. Звук обозначается синим цветом. При произношении звука язык упирается в верхние зубы. Характеристика звука «Л» Схема характеристики звук Способствовать закреплению характеристики звука «Л». – Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения. Выполняй упражнения (ребенок выполняет по словесной инструкции и показу).
Упражнения: улыбка; трубочка; улыбка-трубочка; часики; качелька; вкусное варенье; чистим верхние зубы; красим потолочек в домике у язычка; лошадка.
– Итак, язычок и губки мы размяли, преступаем к произнесению слогов и слов со звуком «Л». Артикуляционная гимнастика Показ упражнений педагогом у зеркала Способствовать развитию артикуляционной моторики – Слушай внимательно и подними руку тогда, когда услышишь звук «Л»: к-л-д-л-п-л-т... Произнесение звука изолированно Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Л» изолированно, в слогах, словах – Произнеси слоги: Ла-ла-ла, Ло-ло-ло-, Лу-лу-лу, Лы-лы-лы, Ал-ал-ал, Ол-ол-ол, Ул-ул-ул, Ыл-ыл-ыл. Произношение звука «Л» в слогах. – Повтори слова: лак, ласточка, лайка, лампа, лай, лось, лоб, лопата, логопед, лук, лыжи и т.д. Произношение слов со звуком «Л» – Сколько слогов в этом слове? Назови первый слог. Сколько в этом слоге звуков? Назови их по порядку. Назови второй слог. Сколько в этом слоге звуков? Назови их по порядку. Назови третий слог. Сколько в этом слоге звуков? Назови их по порядку. Назови только согласные в этом слове. Звуковой анализ слова «Ласточка» (работа в тетради.) Тетрадь, карандаши Формировать фонематический анализ – Ла-ла-ла – сняли скатерть со стола.
– Ло-ло-ло – мыли с мылом мы стекло.
– Лу-лу-лу – не могу найти пилу.
– Лы-лы-лы – стали туфли мне малы.
– Ул-ул-ул – мы купили новый стул.
– Ал-ал-ал – наш Илюша очень мал.
– Ол-ол-ол – вратарю забили гол.
– Ыл-ыл-ыл – Лёша шарф забыл Проговаривание чистоговорок Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «Л» в чистоговорках – Назови картинки (ландыш, лук, белка, дятел). Запомни, как они расположены (картинки перемешать). А теперь выложи их в том же порядке. Игра «Внимательные глазки» Картинки Формирование внимания, памяти – Перед тобой картинки, в которых есть звук «Л», твоя задача показать цифрой место звука [л]. Картинки: полка, мыло, лодка, пенал, яблоко, стул и т.д. Упражнение «Определи место звука в слове» Картинки Формировать фонематический анализ – Буква «Л» решила поиграть с нами в прятки. Найди все буквы «Л» на картинке и назови их. Игра «Найди букву на картинке» Картинки Воспитывать звуковую культуру речи – В этой комнате живет «Л». Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук «Л». Назови эти предметы Игра «Комната Л» Картинки – В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце на остальных. Теперь «Л» будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно на них ответить.
– Что находится между яблоком и луком? (Свёкла.)
– Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла.)
– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток.)
– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко.) Игра «Загадки звука Л» Картинки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рефлексия. Анализ деятельности.











7


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулманапова, З.М. Формирование правильного звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] / З.М. Абдулманапова // Студенческий. – 2020. – № 4-2 (90). – С. 62-66.
2. Арутюнян, А.М. Логопедическая работа по устранению ламбдацизма у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Арутюнян // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T26. – С. 511-515.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: ACT. Астрель, 2006. – 224 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
5. Божева, Т.М. Наглядные пособия для автоматизации поставленных звуков / Т.М. Божева // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5 (100). – С. 40-42.
6. Бурыкина, М.Ю. Визуализация как средство коррекции звукопроизношения у детей с дислалией [Текст] / М.Ю. Бурыкина, А.Д. Миляева // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 305-310.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: методическое наследие [Текст] / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
8. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник науч. наблюдений / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
9. Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст] / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии. Т. 1 / Б.М. Гриншпун. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.
10. Епифанова, О.В. Особенности методики логопедической работы по коррекции произношения звука «л» [Текст] / О.В. Епифанова // Учебный год. – 2007. – № 1 (25). – С. 107-114.
11. Каримова, Н.В. Использование авторских стихотворений в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей с речевым недоразвитием [Текст] / Н.В. Каримова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2 (5). – С. 29-32.
12. Климкина, Е.А. Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе на этапе автоматизации звуков [Текст] / Е.А. Климкина, В.С. Сизова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 54. – С. 29-33.
13. Козырева, Л.М. Растения. Автоматизация трудных звуков: тетрадь по развитию речи: для детей 6-8 лет [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Акад. развития; М.: Астрель, 2007. – 32 с.
14. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях [Текст]: альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2009. – 32 с.
15. Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях [Текст]: рабочая тетрадь / Л. А. Комарова. – М.: Гном, 2011. – 32 с.
16. Коновалова, Г.А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников [Текст] / Г.А. Коновалова // Вопросы дошкольной педагогики. –2016. – № 3 (6). – С. 124-126.
17. Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
18. Кронштатова, Е.А. Дислалия как вид речевого нарушения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Кронштатова, С.В. Васерман, А.А. Белисова, Л.Н. Мишенева, Н.И. Николаева // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 8 (24). – С. 308-312.
19. Лалаева, Р.И. Дислалия [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, А.А. Тараканова. – СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с.
20. Лебедева, И.Л. Большая логопедическая игротека. Звук [л]. Вып. 11. Игротека [Текст] / И.Л. Лебедева. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 14 с.
21. Лебедева, И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль [Текст]: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей / И.Л. Лебедева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 28 с.
22. Левашова, Э.С. Использование звукотаблиц при коррекции звукопроизношения [Текст] / Э.С. Левашова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2 (4). – С. 144-146.
23. Логопедия. Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч. 1: Нарушение голоса. Дислалия [Текст] / авт.-сост.: С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2007. – 223 с.
24. Лященко, М.Ю. Подвижные и сюжетные ролевые игры для автоматизации звуков [Текст] / М.Ю. Лященко // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1 (86). – С. 66-68.
25. Маршалова, Т.Б. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р], [л]-[л] [Текст] / Т.Б. Маршалова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 2 (137). – С. 59-62.
26. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов [Текст] / В.К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 24-29.
27. Османова, Г.А. Учимся правильно произносить звуки Л и Ль [Текст]: логопедические упражнения, автоматизация звуков, развитие мелкой моторики / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: Литера, 2017. – 78 с.
28. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей: методическое пособие [Текст] / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
29. Парамонова, Н.А. Консультация для родителей: игры на автоматизацию закрепляемых звуков [Текст] / Н.А. Парамонова // Образование от «А» до «Я». – 2017. – Т. 9. № 9. – С. 16-17.
30. Подхалюзина, Л.И. Об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Подхалюзина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – № 3. – С. 445-452.
31. Позднякова, Л.А. Учимся различать звуки, которые дети часто путают: [с] – [ш], [з] – [ж], [с'] – [щ'], [ч'] – [т'], [р] – [л]: лучшие подвижные логопедические игры, эффективное закрепление артикуляции звуков, дифференциация пары смешиваемых звуков на слух и в произношении [Текст] / Л.А. Позднякова. – СПб.: Литера, 2020. – 58 с.
32. Полетаева, М.С. Коррекционная работа по исправлению ламбдацизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Полетаева // Научный поиск. – 2014. – № 2.1. – С. 34.
33. Рошковская, Ю. Использование звуковых дорожек в процессе автоматизации звуков [Текст] / Ю. Рошковская // Пралеска. – 2019. – № 9 (337). – С. 38-40.
34. Смирнова, Л.Н. Мы учим звуки Л, Р: коррекционно-развивающие упражнения для детей с речевой недостаточностью [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 23 с.
35. Спиридонов, Е.А. Инновационный подход коррекции в практике нарушения звукопроизношения [Текст] / Е.А. Спиридонов, Т.А. Гостева, В.А. Маркова // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. № 10. – С. 15-20.
36. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
37. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
38. Шамова, Т.В. Использование наглядно-дидактических игр в процессе автоматизации и дифференциации звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Шамова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2017. – № 1 (12). – С. 124-126.
39. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. – М., 1948. – С. 101-129.
40. Ширко, Н.А. Особенности коррекционно-логопедической помощи детям с ОНР [Текст] / Н.А. Ширко // Вестник науки. – 2019. – Т. 3. № 11 (20). – С. 68-78.
41. Шкавро, Л.В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы: дифференциация звуков Р, Р' – Л, Л' [Текст]: пособие для логопедов и родителей / Л.В. Шкавро. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 103 с.
42. Эсаулова, Е.В. Звук ЛЬ [Текст]: учебное пособие / Е.В. Эсаулова. – М.: Билингва, 2019. – 16 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды нарушений произношения звука [л] существуют?

Существуют различные виды нарушений произношения звука [л], такие как замена его на другие звуки, деформация или искажение звука, неправильная артикуляция и другие.

Какие способы коррекции нарушений произношения звука [л] существуют?

Существуют различные способы коррекции нарушений произношения звука [л], включая использование различных упражнений и техник, индивидуальные и групповые занятия, артикуляционные упражнения и другие.

Что такое звук [л] и как его характеризовать?

Звук [л] является согласным звуком и произносится с помощью прикосновения кончика языка к альвеолам верхних зубов. Он относится к заднему альвеолярному ряду и имеет общее характерное свойство - ликвидность.

Какие причины и недостатки могут влиять на произношение звука [л]?

Причины и недостатки произношения звука [л] могут быть связаны с неправильной артикуляцией, слабостью мышц речевого аппарата, наследственностью, недостаточным контролем артикуляции, деформацией артикуляционных органов и другими факторами.

Какие методы и требования используются при занятиях по коррекции произношения звука [л]?

При занятиях по коррекции произношения звука [л] применяются различные методы, такие как фонетические, логопедические, артикуляционные и другие. Требования включают постоянную практику артикуляции, правильное положение артикуляционных органов, использование специальных упражнений и техник, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.

Какие есть виды нарушений произношения звука л?

Виды нарушений произношения звука л могут быть различными и включать замены, искажения или опущения этого звука. Например, дети могут заменять звук л на звук р, с, т, д или другие звуки. Они также могут искажать звук л, делая его зубным или гортанным, или же могут опускать этот звук в словах. Все эти виды нарушений требуют коррекции и специальных упражнений для исправления.

Какие закономерности можно наблюдать при формировании звукопроизношения?

При формировании звукопроизношения существуют определенные закономерности. Например, различные звуки формируются на основе артикуляционной активности разных частей речевого аппарата. Звук л формируется с использованием языка, гортани и губ. Детям, сталкивающимся с нарушениями произношения звука л, необходимо помочь развить артикуляционную активность нужных органов речи, что способствует улучшению произношения этого звука.

Какие причины и недостатки произношения звука л могут быть у детей?

Причины и недостатки произношения звука л у детей могут быть различными. Это могут быть физиологические особенности артикуляционного аппарата, недостаточное развитие мышц языка и губ, нарушения слухового восприятия или неправильные звукопроизносительные привычки. Отсутствие или недостаточное развитие умения произносить звук л может привести к трудностям в освоении речи и коммуникации.

Какие методы и требования используются при проведении занятий по коррекции звукопроизношения?

При проведении занятий по коррекции звукопроизношения важно учитывать определенные требования. Например, необходимо создать комфортную и поддерживающую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. Также важно использование различных методик и упражнений, направленных на развитие правильной артикуляции звука л. Методы могут включать игровые элементы, работу с зеркалами, использование артикуляционных моделей и другие.