Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дыхательной гимнастики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Характеристика младшего дошкольного возраста 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста 5
1.2. Физиологическая характеристика младшего дошкольного возраста 8
2. Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста 12
2.1. Характеристика речи младших дошкольников 12
2.2. Психолого- педагогические основы формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста 18
2.3. Дыхательная гимнастика как один из инструментов формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного
возраста 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

При развитии звукопроизношения педагог должен обращать внимание на то как разделяются основные пары звуков, параллельно проводится работа над дикцией, выразительной интонацией, темпом. Все зависит не только от грамотно выстроенного плана коррекционной работы, но от индивидуальных психологических особенностейразвития речи детей.Словарь младших дошкольников динамично развивается, дополняется, уточняется и совершенствуется. Дошкольники начинают использоватьграмматические формы, могут логически последовательно пересказыватьнебольшие рассказы, описывать картинки. Активно совершенствуетсязвуковая сторона речи. Дети начинают правильно произносить многие звуки,слова и фразы, адекватно пользуются голосом, постепенно начинают следитьза темпом. Главная задача формирования звуковой культуры речи в этотпериод – развитие фонематического слуха и правильного произношения всехзвуков. Однако не менее важно развивать умение сопоставлять громкостьголоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе, правильнопроизносить слова с точным употреблением, в них ударения.При воспитании правильного звукопроизношения мы создаем нетолько навык правильного произношения тех или иных звуков, но ислухопроизносительные возможности детей. Если в 3 года ребенок ещенедостаточно хорошо произносят некоторые звуки, то не стоит начинать ихотрабатывать, так как это может закрепить их неправильное произношение.Постепенное совершенствование речевого слуха и произносительныхвозможностей будет способствовать появлению этих звуков в речи ребенка иправильному их произношению. Например, совершенствуя с ребенком 3 летболее легкие для произношения звуки [и], [ф], [в], мы создаем предпосылкидля свистящих звуков [с], [з], [ц], для которых необходим определенныйуклад органов артикуляционного аппарата, наличие той жецеленаправленной воздушной струи [10].Таким образом, последовательная отработка звуков дает возможностьсистематически, целенаправленно проводить работу по дальнейшемусовершенствованию произносительной стороны речи. Педагоги, при проведении коррекционной работы должны заниматься подготовкой органов артикуляционногоаппарата. Необходимо также уточнять произношения кодированного звука (и в слогах) инаучить выделять этот звук среди других. Особое внимание уделять закреплению правильного звука сначала в отдельных словах, а после и во все фразе. Такая работа над звукопроизношением может происходить на занятиях или в свободной коммуникации.Если все вышеперечисленные задачи выполнять систематически, то процесс усвоения и закрепления наступает гораздо быстрее. Закрепить важно правильное положение и движение органов артикуляционного аппарата[10].Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие правильногозвукопроизношения и словопроизношения; формирование орфоэпическиправильной речи; совершенствование выразительности речи; выработкадикции; развитие культуры речевого общения как части этикета. Все разделыработы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. На любом возрастномэтапе следует постепенно усложнять материал, необходимо включать в неговсе разделы воспитания звуковой культуры речи. Формирование звуковойкультуры речи можно разделить на три основных этапа: I этап – начальный(ранний возраст) - в это время развивается способность осознанно подражатьпроизнесению целого слова, которую необходимо использовать в качестверазличных звукоподражаний. II этап – основной (3-5 лет), когдапродолжается совершенствование наиболее трудных артикуляционныхдвижений, появляется возможность произносить щелевые, аффрикативные исонорные звуки. Этому помогает сознательное отношение детей к звуковойстороне слова и последовательная отработка всех звуков родного языка. IIIэтап – завершающий в детском саду (5-7 лет). Детей необходимо научитьдифференцировать как в произнесении, так и при слуховом восприятии речизвуки, которые близки по артикуляционным или акустическим признакам.2.3.Дыхательная гимнастика как один из инструментов формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возрастаСостояние здоровья детей в современном мире вызывает большие опасения, особое место среди всех заболеваний составляют острые респираторные заболевания среди дошкольников. В первую очередь это связано с анатомо-физиологическими особенностями, низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Рассматривая структуру дыхательной гимнастики, важно отметить, что в нее заложено проведение как статических, так и динамических дыхательных упражнений. Такие упражнения могут также применяться в комплексе с общеукрепляющими, общеразвивающими физическими упражнениями. При построении такого занятия, можно применять модель соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений как 2:1. Основными упражнениями в дыхательной гимнастике служат упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Такой эффект может быть достигнут благодаря произнесению гласных шипящих согласных звуков, а также благодаря сочетанию звуков.Составляя комплексы дыхательных упражнений, необходимо включать разнообразные задания, такие как надувание надувания резиновых шаров или игрушек. Когда малыш начинает надувать мяч, то следует обратить внимание на выдохи- их должно быть 3-4 на начальном этапе, а далее на каждом занятии прибавляется по 2-3 выдоха. Взрослый при этом должен контролировать выдох, который должен осуществляться исключительно через нос. Для выполнения дыхательной гимнастики важно соблюдать определенные правила: делать вдох необходимо носом, при этом вдох должен быть коротким и активным (быстрым), а выдох должен идти через рот и после каждого вдоха; при движении контролировать синхронный вдох - все вдохи-движения выполнять в темпе марша; считать про себя медленно на 8 счетов. Дыхательная гимнастика должна проводиться ежедневно и включать в себя упражнения с с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т.д. Для того, чтобы детям были интересны такие занятия, их необходимо проводить в игровой форме и с каждым занятием увеличивать нагрузку путем увеличения числа повторений и усложнения повторений. Важно помнить, что организм младших дошкольников еще только в самом начале своего развития, а следовательно, несовершенство их дыхательной системы дает возможность выполнять не все упражнения и не на высокой скорости. Здесь важно то, что они должны выполняться медленно, в среднем темпе с постепенным увеличением количества повторений. Вышеуказанные упражнения являются базовыми в комплексе дыхательной гимнастики, но так же сюда можно включить т специальные упражнения, которые будут предназначены для обеспечения индивидуальных потребностей каждого ребенка. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект, важно концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие. Дышать необходимо медленно для насыщения организма кислородом. Каждое упражнение выполнять нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие. В работе с дошкольниками дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях. Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробывать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполняют их по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи родителей или педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Педагог или родители должны обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку. Очень важную роль дыхание имеет при формировании речи у ребенка. Именно от правильного дыхания зависит, как ребенок начнет свою коммуникативную деятельность. Задержка речевого развития, заикания, небольшой словарный запас – все это влияет на характер развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками.Изначально ребенка надо научить правильно дышать во время речевых действий: формировать слово и предложение так, чтобы в легких хватало воздуха с запасом, научить воспитанника не торопиться во время монолога, не проглатывать окончания слов.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены психолого- педагогические, физиологические особенности развития ребенка в период младшего дошкольного детства. Особое внимание было уделено лингво-методическим основам формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.Работа с дошкольниками в любой период его развития заключается в том, что он овладел первичными навыками, среди которых важнейшим является речь. Ведь именно речь можно назвать важнейшим стимулом развития младшего дошкольника, именно речь играет важнейшую роль в жизни человека, благодаря которой мы можем общаться друг с другом, передавать свой жизненный опыт, это важное средство общения в мире. Младший дошкольный возраст является самым первым, важным и благоприятным периодом для старта формирования звуковой стороны речи. Именно в этом периоде происходит соответствующее развитие коры головного мозга,фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Пластичность нервной системы также подкрепляет вышеперечисленные новообразования. Необыкновенная способность воспринимать звуки, подражать им позволяет малышам не просто открывать этот мир звуков, но полюбить его, познавать его.Важнейшую роль при формировании звукопроизношения отводят процессу дыхания, от которого зависит слаженная работа нашего организма. Именно от того, насколько малыш будет правильно работать со своим дыханием зависит развитие его дальнейших навыков коммуникации. Поэтому особое внимание стоит уделять комплексу дыхательной гимнастики при формировании звукопроизношения.Список использованной литературыАлексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 2018. — 400 с.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет / А.Г.Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 272 с.Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – М. : Ассоциация проф. образов., 2015. – 321 с.Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М. : АПО, 2018. – 417 с. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. – М. : Ком. Книга, 2015. – 320 с.Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары : Академия, 2016. – 216 с.Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В. В. Гербова. – М. : Синтез, 2017. – 264 с.Гербова, В.В. Учусь говорить / В.В.Гербова. — М.: Просвещение, 2016. — 159 с.Горохова, И. А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / И. А. Горохова. URL: http://mosmama.ru. (дата обращения: 30.09.2020)Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. — СПб.: Акцидент, 2015. — 245 с.Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – М. : МГУ, 2019. – 213 с.Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет / Е.В. Колесникова. – М. : Изд-во «Ювента», 2015. – 432 с.Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд-е. / А. И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С.Малетина. — Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2015. — 193 сНестерюк, Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика /Т. В. Нестерюк. – М. : Сова, 2017. – 231 с.Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – М. : Педагогика, 2016. – 467 с.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А.Стародубова. — М.: Академия, 2016. -256 с.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М: Просвещение, 2018. – 234 с.Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М : Академия, 2009. – 368 с.Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С.Ушаковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2015. — 384 с.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраст : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2015. – 288 с.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М.: Владос, 2017. — 288 с.Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. — М.: Изд-во института психотерапии. — 2015. — 240 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата обращения: 01.10.20).Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос и др. – М. : Аркти, 2015. – 240 с

Список использованной литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 2018. — 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3—7 лет / А.Г.Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 272 с.
3. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. – М. : Ассоциация проф. образов., 2015. – 321 с.
4. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М. : АПО, 2018. – 417 с.
5. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. – М. : Ком. Книга, 2015. – 320 с.
6. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары : Академия, 2016. – 216 с.
7. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада / В. В. Гербова. – М. : Синтез, 2017. – 264 с.
8. Гербова, В.В. Учусь говорить / В.В.Гербова. — М.: Просвещение, 2016. — 159 с.
9. Горохова, И. А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / И. А. Горохова. URL: http://mosmama.ru. (дата обращения: 30.09.2020)
10. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. — СПб.: Акцидент, 2015. — 245 с.
11. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – М. : МГУ, 2019. – 213 с.
12. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет / Е.В. Колесникова. – М. : Изд-во «Ювента», 2015. – 432 с.
13. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд-е. / А. И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
14. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С.Малетина. — Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 2015. — 193 с
15. Нестерюк, Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика /Т. В. Нестерюк. – М. : Сова, 2017. – 231 с.
16. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – М. : Педагогика, 2016. – 467 с.
17. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А.Стародубова. — М.: Академия, 2016. -256 с.
18. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М: Просвещение, 2018. – 234 с.
19. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М : Академия, 2009. – 368 с.
20. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С.Ушаковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2015. — 384 с.
21. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраст : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2015. – 288 с.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. — М.: Владос, 2017. — 288 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова. — М.: Изд-во института психотерапии. — 2015. — 240 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – URL: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата обращения: 01.10.20).
25. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос и др. – М. : Аркти, 2015. – 240 с

Вопрос-ответ:

Какие педагогические условия необходимы для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста необходимо создать следующие педагогические условия: проведение дыхательной гимнастики, организация звукопроизношения в игровой форме, индивидуальный подход к каждому ребенку и создание условий для активного взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Какие речевые задачи стоят перед младшими дошкольниками?

Младшие дошкольники сталкиваются с такими речевыми задачами, как формирование артикуляционной аппаратуры, освоение звукового строя речи, развитие слухового внимания и звуковой аналитической и синтетической деятельности.

Чем характеризуется речь младших дошкольников?

Речь младших дошкольников характеризуется несформированностью артикуляционного аппарата, недостаточной грамматичностью, наличием звуковых и словесных ошибок, слабым слуховым восприятием и ограниченным словарным запасом.

Какую роль играет дыхательная гимнастика в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

Дыхательная гимнастика играет важную роль в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Она способствует развитию правильного дыхания, активизирует работу дыхательной системы, улучшает артикуляцию звуков и помогает улучшить нервно-мышечный контроль при произнесении звуков.

Каковы основные физиологические особенности младшего дошкольного возраста, влияющие на формирование правильного звукопроизношения?

Основными физиологическими особенностями младшего дошкольного возраста, влияющими на формирование правильного звукопроизношения, являются несовершенство артикуляционного аппарата, недостаточная развитость мелкой моторики, плохая координация движений и слабое развитие слухового восприятия. Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо учесть эти особенности и проводить специальные занятия и упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата.

Какие педагогические условия способствуют формированию правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста?

Существует несколько педагогических условий, которые способствуют формированию правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Во-первых, это организация дыхательной гимнастики, которая помогает детям осознать свою дыхательную систему и правильно дышать. Во-вторых, важно обеспечить детям обилие коммуникативных ситуаций, в которых они могут практиковать произношение звуков. Также необходимо создать атмосферу поддержки и поощрения, чтобы дети чувствовали себя уверенно и мотивированно для развития своей речи.