Речевое развитие в дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 08.11.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития речи детей дошкольного возраста 4
1.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста 4
1.2 Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста 7
1.3 Способы игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста 10
Выводы по 1 главе 11
Глава 2. Опытно-поисковая исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 13
2.1 Организация и методы исследования 13
2.2 Изучение уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста 14
2.3 Использование развивающих игр в ДО для формирования речи детей младшего дошкольного возраста 16
Выводы по 2 главе 25
Заключение 26
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

н.с. «Курочка Ряба», р.н.с. «Репка», р.н.с. «Теремок», р.н.с. «Козлятки и волк», сказка К.И. Чуковского «Цыплёнок», сказка Л.Н. Толстого «Три медведя».На каждом объекте работа велась поэтапно в течение месяца.I этап: восприятие детьми содержания сыгранных пьес; создать условия для развития у детей способностей к изображению сказочных персонажей. Цели этапа I.1. Повышайте интерес детей к произведению искусства с помощью увлекательных занятий.2. Вызывает желание рассказать историю в одиночку или с помощью взрослого.3. Постепенно приобщайте детей к умению с помощью педагога изображать сказочных персонажей и поощряйте проявление импровизированных речей в играх Скетч.Начать работу над формирующим экспериментом мы решили с простейшего повествования сказки: «Цыпленок Ряба» с помощью взрослого, с использованием фигурок настольного театра.Воспитатель оживил рассказ звукоподражанием, разной интонации: - дед ударил по яичку «тук-тук-тук» (серьезно); - курица хихикает «Ко-Ко-Ко» (нежно); - мышь пробежала «Пи-Пи-Пи» (тихо); - женщина кричит «ааа» (грустно); детей привели, чтобы повторить звукоподражание взрослому.Так, например, педагог предложила взять у мальчика яичко, ударить его и всерьез сказать взрослому: «Тук-Тук-Тук», пытаясь передать интонацию. Еще одному ребенку предложили мышь.Воспитатель обратил внимание на то, что мышка очень маленькая, и поэтому она звучит немного слышно: «Пи-Пи-Пи». Затем детям была показана фигура настольного театра - грустная бабушка.Воспитатель сказал: «Мне бабушкино яичко жалко. Она плачет а-а-а», передавая в интонации грусть, грусть. Таким образом, дети научились дополнять текст звукоподражаниями, чему способствовал педагог.В повествовании активно участвовали только двое детей (Оля, Даша). Они сами логично и последовательно передавали содержание текста.Четверо детей включили звукоподражания (Оля, Даша, Настя, Андрей) в текст сказки, причем без необходимой интонации.Некоторые дети молчали (Марк, Лида, Валя, Стас, Нелли). Остальные мальчики за спиной учителя обменивались только отдельными фразами. По окончании педагогической деятельности предлагаем детям произнести, сочетая слова и движения:- Как курица? - Как дедушка попал в яичко? - Как женщина плакала? - Как мышь пищала и работала? Мальчики двигались (били камеру по столу, бегали по носкам) или произносили звукоподражания нормальным голосом.Поэтому на I этапе формирующего опыта внимание было обращено на восприятие детьми произведений искусства через игровую деятельность. Детей привозили рассказывать сказки и изображать персонажей с помощью педагога. Мы также способствовали развитию импровизированной речи.В результате I этапа формирующего эксперимента мы наблюдали качественные изменения в речевом развитии детей экспериментальной группы, что выражается в активности детей: они ладят по предложениям, вступают в беседу со взрослым, произносят свои приговоры . Наблюдались ситуации, в которых дети демонстрировали импровизированную речь.Поэтому использование скетчей в обучающих занятиях с детьми вызвало у детей желание рассказать сказку, кроме того, у детей появились элементарные представления о передаче того или иного образа через интонацию, мимику и движения.Рассмотрим Фазу II формирующего опыта. Цель - вовлечь детей в постановку произведений искусства в драматической игре.Работа:1. Продолжайте пробуждать у детей интерес к художественной литературе.2. Вовлекайте детей в создание сказок и поощряйте представление импровизированных речей.3. Создать детям условия для овладения навыками, необходимыми для изображения сказочных персонажей и умения свободно общаться с участниками игры.На II этапе мы проводим образовательную деятельность, работая над теми же работами, что и на этапе I.Итак, в сказочной игре-симуляторе «Цыпленок Ряба» мы продолжаем приводить детей к веселому эмоциональному настрою, развивать умение выражать свои впечатления словами. Детям были вручены игрушки (дедушка, жена, цыпленок, мышка) и предметы (кубики, кусочки меха) в пятом экземпляре. Мальчики их рассмотрели, после чего взрослый ненавязчиво вошел в игру: взял зам на кости и сказал: «Ко-Ко-Ко-снес куриное яйцо», а потом взял кусок меха: «Пи-пи- Пи-беги мышь ".Мышку и курицу отвели домой, а детей попросили по собственной инициативе взять их в руки. Поэтому мы поощряем детей участвовать в веселых занятиях с альтернативными предметами. Была разыграна сказка, где взрослый в своем рассказе включил 5 цыплят, роль которых исполнили дети и 5 мышей.История развернулась следующим образом: участвовали все дети с игрушками и прикрепленными предметами. Кто остался равнодушным, им предложили сыграть вместе. Стоит отметить, что на протяжении всей игры взрослый руководил, помогал проводить ход игры, подсказывал. Например:Воспитатель: успокойся, Коля, дедушка и бабушка ... Не плачь ... Коль: дедушка (пауза). Не плачь, Баба (пауза).Страж: Снесу ...Коль: яичко другое, простое.Кроме того, в игру были вовлечены все мальчики (бьют по яичку: «тук-тук-тук»; кричат: «а-а-а», передавая интонацию: дед сильнее, жена поспокойнее). Более выразительными по звуку произношения оказались Даша Б., Андрей - Дети издали громкий и немой крик.В процессе выполнения этой воспитательной деятельности дети всегда вели себя неуверенно, все время глядя на взрослого, они ждали его помощи.Следующее учебное занятие мы организуем в виде драматической игры, где также прорабатывалась интоническая выразительность речи детей от 3 до 4 лет. Все мальчики, которые хотели одеться в костюмы и три комплекта.Педагог рассказал историю:Учитель: вот дед сказал женщине: «Я бы яичко съел. Попроси курицу принести мне яичко». Баба просит: «Курица, ... снеси ...» бросает взгляд на Дашу Б. , который немедленно оговаривает приговор.Даша Б .: Яичко. Воспитатель: куриная ухмылка: «Ко-Ко-Ко». Оля: Ко-Ко-Ко (повторять за учителем).Выводы по 2 главеИтак, исходя из результатов, исследование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выявило, что произошли следующие положительные изменения: выявлено обогащение словаря; процессы словоизменения стали более сформированными; сократились ошибки при построении предложений; объединяя слова в словосочетания и фразу, дети стали более грамотно применять приемы согласования и управления. наименее выраженная динамика отмечена в процессах словообразования..ЗаключениеПроблема развития речи у дошкольников привлекала внимание многих преподавателей вузов и психологов. В настоящее время обозначенная проблема приобретает масштабный характер, поскольку современное общество заинтересовано в раскрепощенных и общительных людях, которые могут свободно общаться с окружающими, свободно выражать себя, высказывать свои предложения. Причем вступление в силу ФГОС перед образовательным приоритетом «развитие речи» означает развитие связного и грамматически правильного диалога и монологической речи.Дошкольник должен в совершенстве владеть родным языком. Это нужно для того, чтобы вы могли грамотно излагать свои мысли и быстрее освоить программу начальной школы. Однако в последнее время скорость речевого развития детей снизилась. В целом это связано с ухудшением здоровья дошкольников. Для развития речи используются разные виды игровой деятельности.Креативная ролевая игра способствует совершенствованию разговорной речи, формированию связной монологической речи. Педагог положительно влияет на речь маленьких детей, привлекает дошкольников к обсуждению схемы и хода игры, составляет лаконичную и точную модель речи, беседует с детьми о выполняемых упражнениях и будущем.Подвижные игры способствуют обогащению словарного запаса, воспитывают культуру звука. Драматизационные игры ускоряют развитие речевой деятельности, вызывают интерес к художественному слову, воспитывают выразительность речи.Во время урока слова дошкольников связаны с их действиями. Дидактические настольные игры с картинками развивают зрительную память, повышают внимание, помогают наглядно усвоить материал.Список литературыНаучная литература1. Авдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.2.Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.3.Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.4.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.5.Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.6.Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.7.Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.8.Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.9.Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.10.Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.11.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.12.Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.13.Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.14.Федоров, А.Н. Педагогика. Самое важное. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 276 с.15.Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.16.Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.17.Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.18.Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.Электронные ресурсы, монографии и диссертацииСорочинская, Т.В. Оптимизация логопедическиой работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2017 – 18 с.Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи [Электронный ресурс]: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Исследовательский центр семьи и детства РАО. – М., 2017 // Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19880.php Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Методическая разработка // Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Formirovanie-svyaznoimonologicheskoi-rechi-u-detei-sedmogo-goda-zhizni-ref154108.htmlЯвгильдина, З.М. Игра как средство развитияречи у детей младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук:13.00.01. – Казань, 2017. – 50 с.

Список литературы

Научная литература

1. Авдеев, А.П. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. – 384 с.
2. Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 384 с.
4. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2016. – 197 с.
5. Козлова, Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 416 с.
6. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с.
7. Курочкин, П.Р. Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 736 с.
8. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
9. Овечкина, А.П. Педагогика. Хрестоматия. – М.: Флинта, МПСИ, 2017. – 488 с.
10. Пантелеева, Г.А. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 192 с.
11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
12. Сластенин, И.Ф. Педагогика. – М.: Академия, 2017. – 608 с.
13. Уварова, Р.П. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.
14. Федоров, А.Н. Педагогика. Самое важное. – М.: РГ-Пресс, 2016. – 276 с.
15. Фирсов, Е.Г. Педагогика. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 512 с.
16. Хамарина, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 800 с.
17. Холостова, Е.И. Педагогика. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 344 с.
18. Якушев, А.В. Педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2017. – 144 с.

Электронные ресурсы, монографии и диссертации

19. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедическиой работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. – Москва, 2017 – 18 с.
20. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи [Электронный ресурс]: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Исследовательский центр семьи и детства РАО. – М., 2017 // Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19880.php
21. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Методическая разработка // Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Formirovanie-svyaznoimonologicheskoi-rechi-u-detei-sedmogo-goda-zhizni-ref154108.html
22. Явгильдина, З.М. Игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук:13.00.01. – Казань, 2017. – 50 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития речи наблюдаются у детей дошкольного возраста?

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста включают увеличение словарного запаса, развитие грамматической структуры, формирование связной речи, развитие звукопроизношения и усвоение основных правил русского языка.

Как игровая деятельность способствует развитию речи детей дошкольного возраста?

Игровая деятельность помогает развитию речи детей дошкольного возраста, так как включает в себя коммуникацию, использование разнообразной лексики и грамматических конструкций, а также способствует формированию связной речи.

Какие способы игровой деятельности используются в развитии речи детей дошкольного возраста?

В развитии речи детей дошкольного возраста применяются различные способы игровой деятельности, такие как ролевые игры, конструирование, игры со словами и звуками, игры-ассоциации и многие другие.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Из первой главы статьи можно сделать выводы о психологических особенностях развития речи детей дошкольного возраста, роли игровой деятельности в развитии речи и о различных способах игровой деятельности, применяемых для развития речи детей дошкольного возраста.

Какие результаты были получены в ходе опытно-поискового исследования развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности?

Результаты опытно-поискового исследования показали положительное влияние игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста. В процессе игры дети активно используют свою речь, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматическую структуру, обогащают свою коммуникативную компетенцию.

Какие психологические особенности влияют на развитие речи детей дошкольного возраста?

Психологические особенности, влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста, включают формирование внимания, памяти, мышления, эмоциональных состояний и мотивации. В этом возрасте дети начинают активно интересоваться окружающим миром, проявляют желание общаться, задавать вопросы и выражать свои мысли. Они также развивают свою воображение и представление о том, как должны звучать слова и фразы.

Как игровая деятельность способствует развитию речи детей дошкольного возраста?

Игровая деятельность является одним из самых эффективных способов развития речи у детей дошкольного возраста. В игре дети могут выражать свои мысли и эмоции, учиться общаться, понимать и использовать различные языковые конструкции. Они также учатся слушать и понимать речь других людей, а также развивают свою фонетическую и грамматическую сторону речи.

Какие способы игровой деятельности можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста?

Существует множество способов игровой деятельности, которые способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста. Например, можно использовать ролевые игры, где дети играют различные роли и имитируют разные ситуации. Также можно использовать игры-головоломки, где дети должны решать различные задачи и отвечать на вопросы. Игры с картинками и карточками также помогают развивать словарный запас и способность описывать предметы и события.

Какими должны быть выводы по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи должны содержать информацию о психологических особенностях развития речи детей дошкольного возраста. Например, можно сделать вывод о том, что в этом возрасте дети активно развивают свою речь, проявляют интерес к общению и учатся понимать и использовать различные языковые структуры. Они также развивают свою воображение и представление о том, как должны звучать слова и фразы.

Какие психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста?

Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста включают: формирование словарного запаса, развитие фонематического восприятия, освоение грамматических структур, развитие речевой моторики и др.