психофизиология страха и фобий
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 39 + 39 источников
- Добавлена 08.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы психофизиологии страха и фобий 4
1.1. Определение фобии и страха 4
1.2. Содержание страхов и фобий 7
Глава 2. Психофизиологические процессы формирования эмоций 10
Заключение 31
Список литературы 32
В основе эмоции в мозге записывается сознательное принятие данной эмоции. Важно (для организма) изменить или подавить основную причину, вызвавшую страх. Эти действия могут определяться путем планирования стратегии и принятия решений на основе ситуации.Другие эффекты, вызванные эмоциями, – это аритмия, тахикардия, которые иногда очень сильны. Поэтому пациент, который часто пугается и испытывает испуг, может страдать от недугов сердца. Также мысль пациентов о самих недугах сердца, в свою очередь, порождает эмоции, которые только усиливают механизм. Некоторые симптомы страха похожи на симптомы ишемической болезни сердца. Одышка, легкая усталость, головокружение, боль.Почки также поражаются. Нервная система поражает почки, кровоснабжение которых ухудшается. В такой ситуации почка реагирует, создавая очень вредное вещество, которое создает давление на стенки кровеносных сосудов, что приводит к тяжелому нефриту. Это может привести к фатальному исходу для человека, у которого болезнь является эмоциональной и психологической.Кожа также сильно реагирует на эмоции, потому что она напрямую связана с симпатической нервной системой. Возможны: экзема, бородавки, крапивница. Могут быть желудочные нарушения. Страх вызывает тошноту, спазмы пищевода, изжогу, язвы. Эмоции всегда влияют на пищеварение.Расстройства кровообращения многочисленны. Самое легкое – это сужение и расширение кровеносных сосудов. Внешняя реакция – покраснение кожи лица. Ответственная за все эти эмоциональные эффекты – вегетативная нервная система. Некоторые функциональные симптомы могут превратиться в органические, такие как временный отек или местная гиперемия, могут переходить в язву, то есть повторение функционального нарушения может привести к анатомической предрасположенности.Иногда расстройство нервной системы имеет неожиданные последствия. Раздражение симпатической нервной системы в некоторых случаях приводит к повреждению органа. Опасность длительных последствий заключается в хронических эмоциях. Тело реагирует на приобретенный условный рефлекс, который может даже не подкрепляться внешними факторами. Страх может быть надуманным или возникать по причине стимулов, которых на самом деле не следует бояться, так или иначе, тело реагирует. Это означает, что нарушения, присущие эмоциям, постоянно генерируются, а токсины, собранные в организме, не могут быть выброшены. Ущерб, нанесенный гораздо опаснее, потому что каждые девять случаев в десяти Физиологические реакции при фобии крови подробно описаны в работе Л. Г. Эста, У. Стернера и И. Л. Линдала). При просмотре видеосюжета о физическом увечье страдающие фобией крови люди демонстрируют двухфазную реакцию. Первоначальная реакция (до экспозиции соответствующего стимула) состоит в учащении сердцебиения и повышении кровяного давления. Непосредственно перед демонстрацией видеосюжета и во время его демонстрации происходит резкое снижение частоты сердцебиения и кровяного давления. Примерно 25 % испытуемых теряли сознание или оказывались на грани потери сознания.Разные авторы рассматривают этот тип реагирования как врожденную реакцию на угрозу. Можно рассуждать о филогенетической ценности реакции, которая оказывается настолько сильной, что, по сути, обездвиживает человека. Одна из гипотез заключается в том, что целью такой реакции является выведение человека из действия. Если у него действительно имеет местокровотечение, то автономная реакция помогла бы ему сберечь кровь и предотвратила бы его дальнейшее участие в действиях, которое могло бы увеличить кровопотери.Важно понимать, что при любой фобии существуют последствия, которых может опасаться человек, когда ему приходится столкнуться с фобической ситуацией. Страдающие фобиями люди, боящиеся одного и того же объекта или ситуации, зачастую опасаются разных последствий, которые могут наступить в результате их попадания в эту ситуацию.Разные значения, приписываемые одной и той же фобии, были проиллюстрированы И. Стивенсоном и Дж. Д. Хайном в исследовании фобий, связанных с посещением парикмахерских. Авторы выявили ряд страхов у людей, у которых были фобии, связанные с посещением парикмахерских. Один респондент боялся подвергнуться публичному наблюдению; он боялся опозориться в общественном месте. Этот базовый страх возникал у него не только в парикмахерских, но и в других ситуациях, например, при посещении церкви, в учебных аудиториях и других общественных местах. В результате этого страха он мог выскочить из парикмахерской еще до того, как подойдет его очередь садиться в кресло.Еще для одного респондента с такой же фобией была невыносима мысль о том, что ему придется какое-то время терпеливо сидеть в кресле, пока парикмахер будет приводить в порядок его голову. Приближение момента, когда ему придется отправиться в парикмахерскую, вызывало у него сильную тревогу. Помимо боязни сидеть в кресле парикмахера, этот респондент боялся автомобильных пробок и прочих ситуаций, из которых "не выберешься так просто". Суть страха этого человека заключалась в том, что он опасался ситуаций, в которых он чувствовал себя заключенным, неспособным выбраться из своей камеры. Третий респондент, также страдавший фобией, связанной с посещением парикмахерских, опасался ранения инструментами, которыми обычно пользуются парикмахеры.Таким образом, мы видим, что один и тот же объект или ситуация может вызывать у разных людей страх, обусловленный разными причинами. При любой фобии объекту или ситуации, вызывающим страх, могут быть приписаны многочисленные идиосинкразические смыслы. Клиницист должен выяснить не только объект или ситуацию, вызывающие страх у его клиента, но также последствия, наступления которых боится клиент, еслиему придется столкнуться с соответствующей фобической ситуацией. Вообще говоря, фобии, как правило, сосредоточены на темах физического ущерба, природной катастрофы или привселюдного позора.Чтобы прояснить природу страхов и фобий, мы должны проанализировать их с точки зрения общей структуры реагирования организма на угрозу. Как человек принимает "решение" убежать, впасть в ступор или упасть в обморок в той или иной ситуации? Очевидно, должно возникнуть некое начальное восприятие внешнего стимула, а затем оценка соответствующего объекта как угрозы. В зависимости от природы угрожающего объекта и общего контекста организм мобилизуется для совершения защитных действий. Следует, однако, отметить, что решениеействовать или не действовать должно приниматься на основе определенной, заранее выбранной схемы. При возникновении непосредственной угрозы у человека остается очень мало времени, чтобы уяснить все аспекты возникшей ситуации и продумать альтернативные стратегии. Механизмы выбора релевантных данных и определения направления действий зависят от используемых правил.Правила обеспечения немедленного выживания инклюзивны и абсолютны, не допускают разных толкований; они не могут носить вероятностный или относительный характер. Эти правила инвариантны: они подразумевают "всегда" или "никогда". Вообще говоря, первоначальная оценка осуществляется по принципу "часть — объект", (например, пара глаз) или на основе какой-либо формы (например, профиль ястреба в полете).Правомочность такой формулировки проблемы страхов и фобий заключается в следующем: мы предполагаем, что многие страхи являются врожденными и выполняют защитную функцию в первые годы развития человека. Например, есть свидетельства того, что боязнь незнакомых людей и ситуаций, а также боязнь большой высоты заложена в генетически определяемый психологический аппарат и проявляется с определенного момента в развитии ребенка. Эти страхи базируются на определенном правиле (которое, отметим, не внушается ребенку словесно), например: "Все незнакомцы опасны" или "Подходить к краю пропасти опасно". Эти правила носят совершенно абсолютный и инклюзивный характер, но выполняют общую защитную функцию до тех пор, пока ребенок не повзрослеет настолько, чтобы действовать в соответствии с системой менее абсолютных правил.Возникает естественный вопрос: если страхи и фобии являются производными от примитивных унаследованных структур, то в чем может заключаться их ценность с точки зрения выживания? На первый взгляд, складывается впечатление, что многие страхи или фобии препятствуют выживанию (например, избегание получения медицинской помощи вследствие боязни врачей или ступор, охватывающий человека, которому предстоит пройти по узкому мосту, чтобы спастись от врагов). Кроме того, некоторые фобии вызывают у человека сильный дискомфорт и препятствуют нормальному существованию, хотя опасности, связанные с этими фобиями, не несут в себе никакой реальной угрозы жизни или здоровью, как, например, в случае агорафобии, боязни мостов или боязни публичных выступлений. К тому же, можно предположить, что такие страхи, вероятно, имели какую-то ценность для выживания первобытного человека, и что на ранних стадиях эволюции нашего вида чрезмерно генерализованные страхи способствовали выживанию. Другими словами, человеку было лучше совершить ложно позитивную ошибку (т.е. увидеть опасность там, где на самом деле ее нет), чем ложно негативную ошибку (т.е. не заметить реальную опасность). В этом смысле, представление о том, что "эволюция отдает предпочтение генам тревожности", по-видимому, оказывается верным. Более типичные и неприятные страхи, в том числе т.н. "страхи оценивания" (экзаменационная тревога, социальная тревога, боязнь публичных выступлений), бывает труднее понять в рамках теории эволюции. Вполне возможно, эти страхи являются побочным продуктом нашего культурного наследия и социализации и встроены в базовый аппарат выживания, чтобы человек мог совладать с угрозой отвержения и проистекающей из этого собственной уязвимостью перед лицом возможного нападения хищников, стихийных явлений или голода.ЗаключениеПсихологическим субстратом эмоций являются потребности, а структурно-функциональным - корковые (лимбическая система, кора больших полушарий) и подкорковые структуры (ретикулярная формация, таламус, гипоталамус). Физиологические процессы, протекающие в нервных клетках данных структур, обеспечивают формирование эмоций - субъективных психологических состояний, проявляющихся в виде собственно эмоций, чувств, аффектов.Структуры лимбической системы конечного мозга имеют множественные связи как между собой, так и с корковыми центрами, принимающими участие в формировании различных аффективно-эмоционнальных реакций. Вместе они регулируют взаимоотношение между различными отделами вегетативной нервной системы, а также обеспечивают взаимосвязь между вегетативной, соматической и эндокринными системами.Возбуждение структур лимбической системы, коры больших полушарий лобной и височной долей, ретикулярной формации, таламуса и гипоталамуса распространяется по вегетативным нервам, вызывая характерные для эмоций симпатические и парасимпатические реакции, поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию внутренних органов: сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную системы и т. д.Психофизиология рассматривает формирование эмоции как единичный целостный психический процесс, основанный на физиологической деятельности каждой структурно-функциональной единицы, входящей в эмоциональный комплекс.Список литературыАйзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 147 с.Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2018. - 288 c.Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях.- М., 1991. - 95 с.Асатиани Н. М. Клиническая динамика неврозов и психопатий. - Л.: Медицина, 1967. - 436 с. Базарный, В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В.Ф. Базарный. - М.: Концептуал, 2017. - 134 c.Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М. : Высшая школа, 1991. 256 с.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А.С. Батуев.- СПб.: Питер, 2009.- 317с. Валентина, Каменская Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / Каменская Валентина. - М.: Форум, 2018. - 465 c.Актуальные вопросы психофизиологии подростков с пивной алкоголизацией / Новикова Галина , Ирина Новикова und Андрей Соловьёв. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 639 c.Гальперин С. И. Физиология человека и животных: учебное пособие для ун-ов и пед. ин-тов. М. : Высш. школа, 1977. С. 560-562.Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М. : Изд-во МГУ, 1989. С. 249-274.Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Учебная литература, 1997.- 432 с. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных : для детей среднего возраста 9-14. 4-е изд. СПб. : Питер, 2013. 320 с.Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2011.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.:Питер, 2001.- 752 с. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2019. - 288 c.Клапаред Э. Чувства и эмоции.// Психология эмоций: Тексты.- М., МГУ, 1984. - 287 с.Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1988. 543 с.Косоглазов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э.А Косоглазов. – М., 1983. – 403 с. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротическое развитие личности. М : Медицина, 1994. - 192 с.Линдеман Х. Система психофизического саморегулирования. // Неизвестные силы в нас. - М. 1992. - 160 с.Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций //Психология эмоций: Тексты. - М.: МГУ, 1984. - 287 с. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : 2003. 384 с.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583с. Нормальная физиология: учебник для студентов ун-тов / Коробков А. В., Баширов А. А., Ветчинкина К. Т. / под ред. А. В. Коробкова. М. : Высшая школа, 1980. С. 378-383.Полеткина И. И. Психофизиология эмоций. Волгоград : ФГБОУ ВПО "ВГАФК", 2012. 91 с.Портнов А. А., Федотов Д. Д. Неврозы, реактивные психозы и психопатии.- М., 1957. - 126 с.С.В.Кравков Очерк общей психофизиологии органов чувств / С.В.Кравков. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 651 c.Савченков Ю. И. Основы психофизиологии. М.: Феникс, 2016. 352 с.Сергеев И.И., Шмилович А.А. Клинические закономерности рецидивирующего и затяжного течения фобических расстройств. .//Журн. невролог. и психиатр. им. С.С.Корсакова. - Т.98. - №5. - 1998. - С.26 - 30.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии / П.В. Симонов – М.: Наука, 1987. – 389 с. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов – М.: Наука, 1981. – 215 с. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 сТатьяна, Алейникова Возрастная психофизиология. Учебное пособие / Алейникова Татьяна. - М.: Феникс, 2018. - 918 c.Физиология сенсорных систем / под ред. Г. В. Гершуни. Л. : Наука, 1972. 702 с.Филимонов В. И. Физиология человека: учебник для студентов высших медицинских заведений. Киев.:Медицина, 2008. С. 286-296.Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хэссет. - Москва: Машиностроение, 2019. - 248 c. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Academia, 2018. - 336 c.
1. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 147 с.
2. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2018. - 288 c.
3. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях.- М., 1991. - 95 с.
4. Асатиани Н. М. Клиническая динамика неврозов и психопатий. - Л.: Медицина, 1967. - 436 с.
5. Базарный, В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В.Ф. Базарный. - М.: Концептуал, 2017. - 134 c.
6. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М. : Высшая школа, 1991. 256 с.
7. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А.С. Батуев.- СПб.: Питер, 2009.- 317с.
8. Валентина, Каменская Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / Каменская Валентина. - М.: Форум, 2018. - 465 c.
9. Актуальные вопросы психофизиологии подростков с пивной алкоголизацией / Новикова Галина , Ирина Новикова und Андрей Соловьёв. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 639 c.
10. Гальперин С. И. Физиология человека и животных: учебное пособие для ун-ов и пед. ин-тов. М. : Высш. школа, 1977. С. 560-562.
11. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М. : Изд-во МГУ, 1989. С. 249-274.
12. Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 373 с.
13. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Учебная литература, 1997.- 432 с.
14. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных : для детей среднего возраста 9-14. 4-е изд. СПб. : Питер, 2013. 320 с.
15. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2011.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.:Питер, 2001.- 752 с.
17. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. - М.: Форум, 2019. - 288 c.
18. Клапаред Э. Чувства и эмоции.// Психология эмоций: Тексты.- М., МГУ, 1984. - 287 с.
19. Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1988. 543 с.
20. Косоглазов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие / Э.А Косоглазов. – М., 1983. – 403 с.
21. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротическое развитие личности. М : Медицина, 1994. - 192 с.
22. Линдеман Х. Система психофизического саморегулирования. // Неизвестные силы в нас. - М. 1992. - 160 с.
23. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций //Психология эмоций: Тексты. - М.: МГУ, 1984. - 287 с.
24. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. : 2003. 384 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2004. – 583с.
26. Нормальная физиология: учебник для студентов ун-тов / Коробков А. В., Баширов А. А., Ветчинкина К. Т. / под ред. А. В. Коробкова. М. : Высшая школа, 1980. С. 378-383.
27. Полеткина И. И. Психофизиология эмоций. Волгоград : ФГБОУ ВПО "ВГАФК", 2012. 91 с.
28. Портнов А. А., Федотов Д. Д. Неврозы, реактивные психозы и психопатии.- М., 1957. - 126 с.
29. С.В.Кравков Очерк общей психофизиологии органов чувств / С.В.Кравков. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 651 c.
30. Савченков Ю. И. Основы психофизиологии. М.: Феникс, 2016. 352 с.
31. Сергеев И.И., Шмилович А.А. Клинические закономерности рецидивирующего и затяжного течения фобических расстройств. .//Журн. невролог. и психиатр. им. С.С.Корсакова. - Т.98. - №5. - 1998. - С.26 - 30.
32. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии / П.В. Симонов – М.: Наука, 1987. – 389 с.
33. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов – М.: Наука, 1981. – 215 с.
34. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с
35. Татьяна, Алейникова Возрастная психофизиология. Учебное пособие / Алейникова Татьяна. - М.: Феникс, 2018. - 918 c.
36. Физиология сенсорных систем / под ред. Г. В. Гершуни. Л. : Наука, 1972. 702 с.
37. Филимонов В. И. Физиология человека: учебник для студентов высших медицинских заведений. Киев.:Медицина, 2008. С. 286-296.
38. Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию / Дж. Хэссет. - Москва: Машиностроение, 2019. - 248 c.
39. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Academia, 2018. - 336 c.