«Психодиагностические возможности рисуночных методик в изучении особенностей развития детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью»
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы изучения особенностей
развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной
отсталостью........................................................................................................................5
1.1. Определение понятия «умственная отсталость» на современном
этапе развития специальной психологии..........................................................5
1.2. Обзор исследований в области специальной психологии,
посвящённых изучению особенностей развития детей с умственной
отсталостью..........................................................................................................8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью................................12
ГЛАВА 2 Проективный метод в психодиагностике и место
рисуночных методик в нём...........................................................................................16
2.1. Определение понятия «проективный метод» в психодиагностике.
Возможности проективного метода в диагностике особенностей развития
детей....................................................................................................................16
2.2. Рисуночные методики в психодиагностике: обзор.......................17
2.3. Психодиагностические возможности рисуночных методик при
изучении особенностей развития детей..........................................................22
ГЛАВА 3 Психодиагностические процедуры с применением
рисуночных методик в изучении особенностей развития детей младшего
школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью........................................24
3.1. Изучение особенностей развития познавательной сферы у детей
младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью
посредством рисуночных методик..................................................................24
3.2. Изучение особенностей развития личности у детей младшего
школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью посредством
рисуночных методик.........................................................................................27
3.3. Изучение особенностей межличностного общения у детей
младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью
посредством рисуночных методик..................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..............................................33
Формальные особенности следующие:а) цвет рисунка: темные и холодные тона (темно-коричневый, синий и др.) считаются проявлением отрицательных эмоций, то есть отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не совпадают с реальностью; светлые и теплые оттенки (желтый, красный и др.) считаются проявлением положительных эмоций, то есть положительного отношения к изображенному.б) тщательность проработки деталей рисунка: при позитивном отношении изображаемое нарисовано всеми силами, при негативном - нарочито небрежно.в) творческое отношение к рисунку: динамизм, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисованию определяется наличием перечисленных выше особенностей.В качестве дополнительных характеристик, которые можно использовать для диагностики эмоциональных отношений с изображенным человеком, они также могут выступать:а) симметричные орнаменты и композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.[4]Таким образом, формальные особенности рисунка, раскрывающие эмоциональное отношение школьника к обучению, показывают, насколько значима репрезентация для предмета, то есть на его основе можно предположить, является ли обучение ученика деятельностью. важный персонал.Существенными особенностями, выявленными диагностическими показателями мотивации к обучению старшеклассников, являются:1. Количество рисунков «В школе ...»:а) если учащийся принес одну или несколько фотографий «на самое интересное» и ни одной фотографии «в школу ...», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его негативном отношении к преподаванию;б) если ученик по собственной инициативе принес более одного рисунка на школьную тематику, это свидетельствует о его положительном отношении к обучению.[4]2. Включен ли школьный предмет в рисунок «на самое интересное»? Если это так, то это достоверно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к обучению.5. Изображение себя с другими субъектами:а) с учителем,б) с коллегами;в) в лице самого автора,г) в лице преподавателя и учеников,д) ученик того же класса представлен, но не представлен.Эти возможные варианты включения предметов в содержание рисунка можно интерпретировать по-разному, в зависимости от содержания рисунка в целом.Однако образ учителя обычно свидетельствует о его личной значимости для ученика. В то же время нельзя забывать, что некоторые студенты просто не умеют рисовать людей.Формальные и значимые характеристики, выделенные на рисунке, не эквивалентны диагнозу мотивации старшеклассников к обучению. Среди формальных особенностей узора цвет является решающим для постановки диагноза.Среди важных особенностей рисования полная информация, указывающая на то, что обучение является значимой личной деятельностью для ученика, может дать, например, если ребенок включил школьный предмет в рисунок «на самое интересное».В целом техника рисования позволяет определить реальное отношение ученика к обучению в том случае, если известно положительное отношение ученика к обучению. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выбранным показателям необходимо после того, как студент принес рисунок, провести беседу для уточнения его содержания.3.2. Изучение особенностей развития личности у детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью посредством рисуночных методикМетод «четыре рисунка»Инструкции: «сложите лист бумаги пополам, затем еще раз пополам. Пронумеруйте получившиеся прямоугольники. Под номером один будет рисунок« Я как животное », под номером два« Я как растение », под номером три: «Я как неживой объект» и под номером четыре: «Я как пейзаж».Значение и краткое толкование рисунков:- «Я в образе животного» отражает образ «Я» (то, что я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).- удовлетворение хвостовой трубы;- Сила, скрытая за Пантерой, возможность постоять за себя;- «Я в форме растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и, самое главное, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом-Дерево-Человек»). Маленький завод: ресурсы, недостаточно сил; большой: будущие достижения, амбиции, внутренняя сила.Срезанный стебель самодостаточен, перспективы дальнейшего роста туманны.Много красок / букет-разнообразие интересов, перспективы развития.- «Я в виде неодушевленного предмета» - отражение значимой сферы деятельности, интересов, увлечений, «Я-концепция».- Открытый замок - высокая избирательность, внутреннее наполнение;- сундук, гардероб-накопление чего-то, например опыта, достижений.- «Я в форме пейзажа» трактуется как общая эмоциональная установка, характерная для отношения к окружающему миру. Значения отдельных элементов ландшафта:речное движение, гибкость;приступы-эмоциональные всплески;камни препятствий;положительное отношение к цветам;сложность в горах и одновременно подъеме;нужно тепло от солнца / желание согреть других.Используя чертежи, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методов этого типа. Широко признано, что методы рисования не могут быть единственными для диагностики. Здесь все зависит от умения школьников рисовать и множества других субъективных причин. Поэтому при диагностике техника рисования обычно используется в комплексе с другими техниками.3.3. Изучение особенностей межличностного общения у детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью посредством рисуночных методикВ своем исследовании для выявления уровня агрессивности и межличностного общения мы использовали рисуночные методики: «Дом, дерево, человек» и «Несуществующее животное».В рисунках можно отметить такие показатели агрессивности: на рисунке человека сильные руки, руки как боксерские перчатки, длинные и большие пальцы, пустые глазницы; на рисунке дерева - штриховка ствола и листвы, дерево расположено на краю листа, оно очень больших размеров; на рисунке дома - отсутствуют окна, стекла. На рисунке «Несуществующее животное» изображались орудия нападения (зубы, когти, рога), часто дети отмечали, что изображенный ими зверь – хищник, живет один и не имеет друзей.[4]Так же могут свидетельствовать об агрессивных тенденциях и названия животных: «Дракула», «Злой волк», «Дракон», «Собачищи», «Нападает», «Злые гусеницы», «Акула», «Вампирчебурашка», «Мутант», «Черно-красный дракон», «Приведение», и их характеристики.Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).Выбор карандашей не ограничивается.Рисунок анализируется со следующих позиций:- выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;- старательность рисования;- отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);- выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.). Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее — 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»). [3] Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность(ЭП);3-4 балла — средняя ЭП;5-6 баллов — высокая ЭП;7-8 баллов — очень высокая ЭП.Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.Таким образом6 применяя ту или иную рисуночную методику можно изучить весь спектр личностного и внутреннего развития детей с легкой умственной недостаточностью.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема диагностики интеллекта является одной из важнейших в современной психологии и педагогике. В отечественной педагогической практике до середины 30-х годов главным инструментом оценки умственного развития выступали тесты, среди которых наибольшее распространение получили психометрические шкалы, например адаптированная шкала Бине - Симона. Впоследствии в результате официально наложенного запрета количественные методы оценки интеллекта были исключены из практики.В отечественной психологии сложилось своеобразное направление диагностики, причем настоятельно подчеркивалось его отличие от продолжавшего развиваться за рубежом психометрического подхода. В современных условиях это противопоставление несколько сгладилось, и тестовые методики признаются (с известными оговорками) приемлемым методом диагностики (хотя бы вспомогательной) умственного развития.Среди используемых в психодиагностической практике методов особо широко распространены тесты Векслера, прогрессивные матрицы Равена и др. Вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта не признается главной мерой умственного развития (как это имеет место в мировой практике), однако допускается его использование в качестве одного из психодиагностических показателей.Наряду с названными методиками в мировой практике широко используется и иной вариант тестов, а именно рисуночные тесты, самым известным из которых является тест Гудинаф - Харриса «Нарисуй человека». В отечественной психодиагностике эта методика по сей день не нашла широкого применения. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбдулова, Т. П. Психология школьного возраста: учебное пособие / Т. П. Абдулова. – Москва: Академия, 2018. – 284 с.Абрамова, П.Р. Специальная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - Просвещение, 2017. - 176 с.Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос, 2017.-98 с.Алексеева М.М. Педагогика. - М.: Проспект, 2017.-242с.Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 547 с.Альжев, Д.В. Педагогика.– Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.Андреева, Г.М. Педагогика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.Баранова, Е. В. Специальная педагогика.– М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 288 с.Батаршев, В.А. Специальная психология. – М.: Дело, 2016. – 240 с.Безрукова, В.С. Специальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 378 с.Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 364. Борытко Н.М. Педагогика. – Волгоград: Перемена, 2019. – 131 с.Бутенко, Н. В. Специальная психология.– М.: ВЛАДОС, 2017. – 410 с.Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей школьного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 748 с.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 167 с.Веракса, Н. Е.Специальная психология.– М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.Голованова Н.Ф. Специальная психология. – 2017. – № 10. – С. 367. Голоменникова, О. А. Специальная психология.– М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 205 с.Козлова, Т.А. Школьная педагогика. – М.: Академия, 2016. – 466 с.Микляева, Н.В. Специальная психология. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.Микляева, Ю.В. Специальная психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 498 с.Юрина, Н.Н. Специальная психология. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 186 с.
Абдулова, Т. П. Психология школьного возраста: учебное
пособие / Т. П. Абдулова. – Москва: Академия, 2018 – 284 с.
2
Абрамова, П.Р. Специальная психология. Учебное пособие для
вузов. – М.: Академический Проект, 2016 – 496 с.
3
Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной
группе. - Просвещение, 2017 - 176 с.
4
Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. –
М.: Владос-Пресс, 2016 – 208 с.
5
Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования
образовательных систем. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски,
решения. - М.: Владос, 2017.-98 с.
6
Алексеева М.М. Педагогика. - М.: Проспект, 2017.-242с.
7
Альжев, Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика. –
Воронеж: Научная Книга, 2015 – 547 с.
8
Альжев, Д.В. Педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015 – 540
с.
9
Андреева, Г.М. Педагогика. – М.: Аспект Пресс, 2015 – 368 с.
10
Баранова, Е. В. Специальная педагогика. – М.: Мозаика-Синтез,
2016 – 288 с.
11
Батаршев, В.А. Специальная психология. – М.: Дело, 2016 – 240
с.
12
Безрукова, В.С. Специальная психология. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2013 – 378 с.
13
Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о
воспитании // Педагогика. – 2018 – № 7 – С. 36414
Борытко Н.М. Педагогика. – Волгоград: Перемена, 2019 – 131 с.
15
Бутенко, Н. В. Специальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2017 –
410 с.
16
Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив
художественно-эстетического развития детей школьного возраста:
теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2018 –
748 с.
17
Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013 – 167 с.
18
Веракса, Н. Е. Специальная психология. – М.: Мзаика-Синтез,
2014 – 368 с.
19
Голованова Н.Ф. Специальная психология. – 2017 – № 10 – С.
367
20
Голоменникова, О. А. Специальная психология. – М.: Мозаика-
Синтез, 2017 – 205 с.
21
Козлова, Т.А. Школьная педагогика. – М.: Академия, 2016 – 466
22
Микляева, Н.В. Специальная психология. – М.: Юрайт, 2018 –
412 с.
23
Микляева, Ю.В. Специальная психология. Учебник. – М.: Юрайт,
2017 – 498 с.
24
Юрина, Н.Н. Специальная психология. Эстетическое воспитание
и развитие. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017 – 186 с.
Вопрос-ответ:
В чем заключаются психодиагностические возможности рисуночных методик в изучении особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
Рисуночные методики позволяют выявить особенности познавательного, эмоционально-волевого, мотивационно-потребностного и творческого развития детей. Результаты анализа рисунков могут дать информацию о уровне развития умственных функций, эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков.
Какие аспекты развития детей можно изучить с помощью рисуночных методик?
Рисуночные методики позволяют изучить различные аспекты развития детей, включая эмоционально-волевую сферу (выявление эмоциональных особенностей, силы воли, общения), уровень психического и социального развития, особенности интеллектуального развития, а также творческое самовыражение.
Какое значение имеет изучение особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью?
Изучение особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью позволяет создать эффективные программы коррекционной работы, выявить индивидуальные потребности каждого ребенка и помочь ему в достижении своего потенциала. Также это позволяет лучше понять причины и механизмы данного состояния и разработать стратегии ранней интервенции.
Какие сложности могут возникнуть при проведении психодиагностических исследований с детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
При проведении психодиагностических исследований с детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью могут возникнуть сложности, связанные с их низким уровнем развития речи и письма, ограниченными знаниями и навыками, нарушениями восприятия и внимания. Также может быть сложно установить точный уровень интеллектуального развития и распознать особенности эмоциональной сферы.
Какие методики используются для психодиагностики особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
Для психодиагностики особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью могут использоваться рисуночные методики. Некоторые из них включают тестирование восприятия, эмоционального состояния, когнитивных функций и других аспектов развития ребенка.
Какие преимущества имеют рисуночные методики в изучении особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
Рисуночные методики обладают рядом преимуществ: они доступны даже для детей с ограниченными коммуникативными навыками, могут быть использованы для изучения разных аспектов развития, включая эмоциональную сферу и когнитивные функции, и могут помочь в определении диагноза, планировании индивидуального подхода к ребенку и оценке результатов психологической помощи.
Каким образом рисуночные методики могут помочь в диагностике легкой умственной отсталости у детей младшего школьного возраста?
Рисуночные методики могут помочь в диагностике легкой умственной отсталости у детей младшего школьного возраста, так как позволяют выявить особенности развития, связанные с когнитивными и эмоциональными функциями. Рисунки детей могут отразить их уровень развития моторики, мышления, воображения и других аспектов психического развития.
Какие результаты могут быть получены при использовании рисуночных методик в изучении особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
При использовании рисуночных методик в изучении особенностей развития детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью могут быть получены различные результаты. Это могут быть оценки уровня развития ребенка в сравнении с нормативами, выявление специфических особенностей развития, определение потенциала для дальнейшего развития и обучения, а также оценка эффективности психологической помощи и коррекционно-развивающей работы.
Какие методики используются для психодиагностики особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью?
Для психодиагностики особенностей развития детей с легкой умственной отсталостью используются рисуночные методики. Они позволяют выявить особенности психического развития ребенка, его эмоционально-волевой сферы, моторики и творческого мышления.
Какие цели преследуются при использовании рисуночных методик в изучении детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью?
Использование рисуночных методик в изучении детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью позволяет достичь нескольких целей: выявление уровня и качества психического развития, определение уровня творческого потенциала, выявление эмоционального состояния, а также оценку моторики и координации движений.