Крещение княгини Ольги в отечественной историографии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 27 27 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 23.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Крещение Святой равноапостольной княгини Ольги в отечественной историографии дореволюционного периода 5
1.1. Крещение Святой равноапостольной княгини Ольги в Повести временных лет 5
1.2. Историография о крещении Святой равноапостольной княгини Ольги второй половины XVIII - первой половины XIX в. 10
Глава 2. Крещение княгини Ольги в отечественной историографии советского и российского периодов 15
2.1. Советская историография о крещении княгини Ольги 15
2.2. Современная отечественная историография о крещении Святой равноапостольной княгини Ольги 18
Заключение 25
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Начиная с нее на Руси, в поколенияхправославных людей возобновляется потребность в максимальнойреализации заданного христианством понимания человека какподобия Божия. Которая, в свою очередь, отождествляться спотребностью в подвиге. Сознание тождественности истинной жизнии подвига, прежде всего, внутреннего, духовного; но затем также инаправленного вовне, к преображению окружающейдействительности, сохранялась и транслировалась в России напротяжении веков. В XIX веке это ясно понимал Н. В. Гоголь,характеризуя Россию как монастырь, а жизнь в ней – как монашескоеслужение: «Монастырь наш – Россия! Облеките же себя умственноризою чернеца и, всего себя умертвивши для себя,… ступайтеподвизаться в ней. Она зовет теперь сынов своих еще крепче, нежеликогда-либо прежде…».Королев утверждает,Один из примеров, подтверждающих постоянствовозобновления в поколениях внутреннего поворота к Богу,внутреннего, духовного подвижничества ради того, чтобыисполняться жизнью самому человеку, его непосредственномуокружению, его стране – история монастыря во имя святойравноапостольной княгини Ольги у истока Волги. Удивительнымобразом возникшего во времена, очень далекие от тех, на которыепришлась ее земная жизнь, но непосредственно близкие креволюционному периоду в России – периоду смены власти ипопытки смены смысловых ориентиров.Освящение истока Волги именем Ольги сейчас воспринимаетсякак нечто естественное. Очевидна связь: исток великой реки и истоквеликой России. Представляется чрезвычайно уместным именно вэтих местах обращение к основам отечественной цивилизации, ктому, что сообщает ей возможность быть. Смысловая параллельвидна и в том, что Волга в своем истоке, затерявшемся в дремучихлесах, так же ничем не напоминает ожидающие впереди просторы,как Русь времен Ольги – грядущее царство и империю. Наконец,существует даже простое созвучие названия реки и имени, егоосвящающего: Ольга-Хельга в Повести временных лет на славянскийлад именуется Вольгой, или ВолгойЕсли в целом обобщать всё выше сказанное, можно отметить, что в исторических исследованиях по вопросу крещения Святой равноапостольной княгини Ольги продолжают появляться новые версии происходивших событий, однако в массе своей этовыработка новых теорий не относительно места и времени крещения, а мотивов государственных деятелей и общей политико-религиозной ситуации. При совершенной пестроте взглядов, концепций и методов можно выявить некоторые общие закономерности. Для современных отечественных историков, затрагивающих вопросы крещения княгини Ольги,больше не характерно рассмотрение ситуации с классовых позиций, и большой упор делается на человеческийфактор, предположения относительно мотивов, упор на психологию и личные интересы отдельных исторических деятелей. И такого рода подходы как рази приводят к плюрализму, ведь одно и то же действие может быть объяснено совершенно различными мотивами.Но следует отметить, что кроме выработки новых концепций на основе уже имеющихся изученных источников, есть и серьёзные исследования с привлечением новых источников. Поэтом отработанная поколениями историков система внедрения, классификации новых источников, выработки версий, критики и дальнейшего их усовершенствования сохраняется,ЗаключениеЕсли в целом обобщать всё вышесказанное, можно отметить, что в исторических исследованиях по вопросукрещения Святой равноапостольной княгиниОльги продолжаютпоявляться новые версии происходивших событий, однако в массе своей этовыработка новых теорий не относительно места и времени крещения, амотивов государственных деятелей иобщей политическо-религиозной ситуации. При совершенной пестротевзглядов, концепций и методов можно выявить некоторые общие закономерности. Для современных отечественных историков, затрагивающихвопросы крещения Святой равноапостольной княгини Ольги, больше не характерно рассмотрениеситуации с классовых позиций, и большой упор делается на человеческийфактор, предположения относительномотивов, упор на психологию и личныеинтересы отдельных исторических деятелей. И такого рода подходы как рази приводят к плюрализму, ведь одно ито же действие может быть объясненосовершенно различными мотивами.Но следует отметить, что кроме выработки новых концепций на основе ужеимеющихся изученных источников,есть и серьёзные исследования с привлечением новых источников. Поэтомуотработанная поколениями историковсистема внедрения, классификацииновых источников, выработки версий,критики и дальнейшего их усовершенствования сохраняется.Рассмотренные обстоятельства крещения Святой равноапостольной княгини Ольги свидетельствуют о том, что христианство, принятое ею в 957 году в Константинополе во время неофициальной поездки туда в составе торгового каравана, от самого акта крещения и до конца жизни княгини оставалось только ее личным делом. КрещениеСвятой равноапостольной княгини Ольги – лишний довод в пользу мнения, что княгиня являлась лишь символом княжеской власти, а не действительным, сообразным условиям эпохи, правителем Руси, каковыми были ее муж и сын. Более того, есть все основания думать, что само решение принять христианство говорило о желании Святой равноапостольной княгини Ольги дистанцироваться от властной публичности в нехристианской стране, от эдакой publicity, противной постепенно овладевшим ею убеждениям. После своего приобщения к Истинной вере и после провала попытки пригласить на Русь священников – по сути дела, ее единственной полностью самостоятельной политической акции, скорее показательной, чем рассчитанной на удачу, Святая равноапостольная княгиняОльга, похоже, и вовсе отказалась от участия в правительственной деятельности. Последнее обстоятельство позволяет акцентировать тот аспект ее христианского подвига, на который не обращали внимания исследователи: сознательное самоустранение от власти (даже символической) в языческом обществе ради следования христианским заповедям и приверженности христианским ценностям.Подводя итог, мы можем сказать, что с точки зрения философскойантропологии на поведение любого человека оказывает влияние множествопричин, и выбрать однозначную при определении мотивов крещения Святой равноапостольной княгиниОльги на первый взгляд представляется невозможным. Однако, с точкизрения религиозно-философской антропологии и, в особенности, христианской антропологии, определяющим мотивов верующего человека, вособенности в период средневековья, всегда выступает его вера – поэтомумы можем однозначно утверждать, что основным мотивов при крещении(определяющим все остальные, перечисленные нами выше) для Святой равноапостольной княгиниОльги, уже весьма зрелого человека, был поиск смысла жизни и обретениеего во Христе.Список литературыАйналов Д.В. Дар святой княгини Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. Мраморы и инкрустация Киево-Софийского собора и Десятинной церкви.-Княгиня св. Ольга в Царьграде. М.: Тип.Общ. Р.П. книг. 1905. - 20 с.Афанасьев Ю. И. Государственная политика княгини Ольги. Псков, 2012. – 293 с. Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.). М., 2015. – 448 с. Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Символ. 1988. № 19. С. 69 – 100 Арцыбашев Н.С.Повествование о России. В 4 т. Т.1. М.: В Университетской тип., 1838. – 376 с. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московкой патриархии, 2001. – 428 с. Балязин В. Правительницы России. Исторические повести. М., 2003. – 558 с. Чекова И. Библейские коды в летописном повествовании о княгине Ольге // Древняя Русь. Вопросымедиевистики. 2011. № 3 (45). С. 125 - 126 Богданов А. П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 57–72.Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Науковадумка, 1989. - 413 с.Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.- 569 с.Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. - 320 с. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. Мельникова. М., 1999.- 624 с.Духопельников В. Княгиня Ольга. Харьков, 2009. - 647 с. Ильин Б. Княгиня Ольга. Историческая повесть. Псков, 2003. – 137 с. Ильичев А. Т. Справочник по русской истории. Киевская Русь IX–XII вв. М., 2014. – 142 с. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2009. – 384 с. Карпов А.В. Язычество, христианство,двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. – СПб.: Алетейя, 2008. - 179 с.Карамзин, Н.М. История Государства Российского; [1-е и 2-е изд.]: в 12 т. СПб., 1817-1829. Т. I. 2-е изд., испр. – 1818. – 224 c. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М., 1988. – 336 с.Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб.: При Императорской Академии наук, 1766. – 140 с. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. М., 1994. – 422 с.Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых,политических связей IX–XII вв. – М.:Языки русской культуры, 2001. -784 с Пархоменко В. А. Древнерусская святая равноапостольная княгиня Ольга (вопрос о крещении ее). Киев, 1911. – 354 с. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск, 1995. – 317 с.Полевой Н.А. История русского народа. М.:тип. Августа Семена, при Мед.-хирург. акад., - 1829. - Т. 1. – 317 с. Просвещение России христианством. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга и святой равноапостольный великий князь Владимир. - М.: О-во распространения полез. книг, 1864. - 74 с. Рассуждение о времени крещения российской великой княгини Ольги: За награду, установленную покойным канцлером графом, Николаем Петровичем Румянцевым / соч. Киевской духовной академии студентом Николаем Соколовым. - Киев : В тип. Акад. при Киевопечер. лавре, 1832. - 33 с. Свердлов М. Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Середина XII — середина XIII в. М.; Л., 1990. – 396 с.Татищев В.Н. История с древнейших времен. М.: Императорский Московский университет, 1773. Кн. 2. – 543 с.Холмогоров Е. Святая равноапостольная княгиня Ольга // Альфа и Омега. – М., 1994. – № 3. – С. 142–143 Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., 2001. – 878 с.Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. СПб: Императорская Академия наук, 1770.Т. 1 – 398 с.Присёлков М.Д. Киевское государство второй половины X века по византийским источникам // Учёные записки ЛГУ. № 32. Вып. 8. Л., 1941. С. 215–246.Мавродин В. В. Древняя Русь: (Происхождение русского народа и образование Киевского государства). - М.: ОГИЗ. Госполитиздат, 1946. - 312с.Литаврин Г. Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. – 1981. – № 5. С. 173 – 183 Левченко, М. В. Очерки по истории русско- византийских отношений. – М.: Изд-во АН СССР, - 1956. – 556 с. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – 256 с. Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. - М.: Высшая школа, 1988. – 444 с. ЛитавринГ. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: проблема источников // Византийский временник. – М.: Наука, 1981. – Т. 42. С, 35 – 48 Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. – СПб.: Алетейя, 2008. – 148 c.Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. – М.: Языки русской культуры, - 2001. – 784 с. Назаренко А.В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 2003. С. 259 – 407 Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2003. – 630 с. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, - 2003. – 447 с.Трофимов А. Святые жёны Руси. – М.: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково. Энциклопедия российских деревень, - 1994. – 210 с. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989. – 295 с. Королёв А.C. Загадки первых русских князей. – М.: Вече, 2002. – 430 с. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – 320 с.

Список литературы

1. Айналов Д.В. Дар святой княгини Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. Мраморы и инкрустация Киево-Софийского собора и Десятинной церкви.-Княгиня св. Ольга в Царьграде. М.: Тип.Общ. Р.П. книг. 1905. - 20 с.
2. Афанасьев Ю. И. Государственная политика княгини Ольги. Псков, 2012. – 293 с.
3. Афанасьева Т. И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI–XV вв.). М., 2015. – 448 с.
4. Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Символ. 1988. № 19. С. 69 – 100
5. Арцыбашев Н.С. Повествование о России. В 4 т. Т.1. М.: В Университетской тип., 1838. – 376 с.
6. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М.: Издательство Московкой патриархии, 2001. – 428 с.
7. Балязин В. Правительницы России. Исторические повести. М., 2003. – 558 с.
8. Чекова И. Библейские коды в летописном повествовании о княгине Ольге // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3 (45). С. 125 - 126
9. Богданов А. П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 57–72.
10. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989. - 413 с.
11. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.- 569 с.
12. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. - 320 с.
13. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. Мельникова. М., 1999.- 624 с.
14. Духопельников В. Княгиня Ольга. Харьков, 2009. - 647 с.
15. Ильин Б. Княгиня Ольга. Историческая повесть. Псков, 2003. – 137 с.
16. Ильичев А. Т. Справочник по русской истории. Киевская Русь IX–XII вв. М., 2014. – 142 с.
17. Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2009. – 384 с.
18. Карпов А.В. Язычество, христианство,
двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. – СПб.: Алетейя, 2008. - 179 с.
19. Карамзин, Н.М. История Государства Российского; [1-е и 2-е изд.]: в 12 т. СПб., 1817-1829. Т. I. 2-е изд., испр. – 1818. – 224 c.
20. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. М., 1988. – 336 с.
21. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. СПб.: При Императорской Академии наук, 1766. – 140 с.
22. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. М., 1994. – 422 с.
23. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. – М.: Языки русской культуры, 2001. - 784 с
24. Пархоменко В. А. Древнерусская святая равноапостольная княгиня Ольга (вопрос о крещении ее). Киев, 1911. – 354 с.
25. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск, 1995. – 317 с.
26. Полевой Н.А. История русского народа. М.: тип. Августа Семена, при Мед.-хирург. акад., - 1829. - Т. 1. – 317 с.
27. Просвещение России христианством. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга и святой равноапостольный великий князь Владимир. - М.: О-во распространения полез. книг, 1864. - 74 с.
28. Рассуждение о времени крещения российской великой княгини Ольги: За награду, установленную покойным канцлером графом, Николаем Петровичем Румянцевым / соч. Киевской духовной академии студентом Николаем Соколовым. - Киев : В тип. Акад. при Киевопечер. лавре, 1832. - 33 с.
29. Свердлов М. Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Середина XII — середина XIII в. М.; Л., 1990. – 396 с.
30. Татищев В.Н. История с древнейших времен. М.: Императорский Московский университет, 1773. Кн. 2. – 543 с.
31. Холмогоров Е. Святая равноапостольная княгиня Ольга // Альфа и Омега. – М., 1994. – № 3. – С. 142–143
32. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., 2001. – 878 с.
33. Щербатов М.М. История российская от древнейших времен. СПб: Императорская Академия наук, 1770. Т. 1 – 398 с.
34. Присёлков М.Д. Киевское государство второй половины X века по византийским источникам // Учёные записки ЛГУ. № 32. Вып. 8. Л., 1941. С. 215–246.
35. Мавродин В. В. Древняя Русь: (Происхождение русского народа и образование Киевского государства). - М.: ОГИЗ. Госполитиздат, 1946. - 312 с.
36. Литаврин Г. Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. – 1981. – № 5. С. 173 – 183
37. Левченко, М. В. Очерки по истории русско- византийских отношений. – М.: Изд-во АН СССР, - 1956. – 556 с.
38. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. – 256 с.
39. Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. - М.: Высшая школа, 1988. – 444 с.
40. Литаврин Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: проблема источников // Византийский временник. – М.: Наука, 1981. – Т. 42. С, 35 – 48
41. Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. – СПб.: Алетейя, 2008. – 148 c.
42. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. – М.: Языки русской культуры, - 2001. – 784 с.
43. Назаренко А.В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е.А. Мельниковой. – М., 2003. С. 259 – 407
44. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2003. – 630 с.
45. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: АиФ Принт, - 2003. – 447 с.
46. Трофимов А. Святые жёны Руси. – М.: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково. Энциклопедия российских деревень, - 1994. – 210 с.
47. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989. – 295 с.
48. Королёв А.C. Загадки первых русских князей. – М.: Вече, 2002. – 430 с.
49. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и Ко, 1992. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Когда произошло крещение княгини Ольги?

Крещение княгини Ольги произошло в X веке, но точная дата неизвестна.

Какое значение имело крещение княгини Ольги для истории Русской православной церкви?

Крещение княгини Ольги имело огромное значение для истории Русской православной церкви, так как она стала первым правителем, который принял христианство и проповедовал его на Руси.

Как отражается крещение княгини Ольги в Повести временных лет?

Крещение княгини Ольги является одним из важных событий, описанных в Повести временных лет. Это событие подчеркивается как ключевое для становления христианства на Руси и преображения общества.

Как крещение княгини Ольги было представлено в историографии XVIII-XIX веков?

В историографии XVIII-XIX веков крещение княгини Ольги представлялось как событие, которое привело к просвещению и преобразованию Руси, а также обеспечило ее культурное и религиозное единство.

Какое место занимает крещение княгини Ольги в советской историографии?

В советской историографии крещение княгини Ольги рассматривалось в контексте классовой борьбы и влияния религии на укрепление феодализма на Руси. Оно не подчеркивалось как важное событие и часто относилось к сфере мифологии.

Какое значение имело крещение княгини Ольги в отечественной историографии до революции?

Крещение княгини Ольги играло важную роль в истории Русской Православной Церкви и было символом принятия христианства Русью. В дореволюционной историографии это событие рассматривалось как начало христианизации Руси и основа для дальнейшего развития православной веры в стране.

Какое место занимает крещение княгини Ольги в "Повести временных лет"?

В "Повести временных лет" крещение княгини Ольги занимает центральное место и представлено как одно из важнейших событий в истории древней Руси. Это событие описывается как принятие христианства Русью и начало христианизации народа.

Как отражалось крещение княгини Ольги в историографии XVIII-XIX веков?

В историографии XVIII-XIX веков крещение княгини Ольги рассматривалось в связи с формированием русского государства и народа. Оно рассматривалось как основа для дальнейшего развития христианства в России и укрепления единства государственной власти и церкви.

Как описывает советская историография крещение княгини Ольги?

Советская историография рассматривала крещение княгини Ольги как политическое событие, связанное с укреплением княжеской власти и расширением влияния Руси. В то же время, обращение к христианству виделось как инструмент для будущего использования церкви в целях контроля и управления народом.

Как крещение княгини Ольги отражается в современной российской историографии?

В современной российской историографии крещение княгини Ольги рассматривается как важное событие в истории Руси, символ начала христианизации народа и укрепления православной веры. Однако, в контексте современных исследований, рассматриваются также и политические и культурные аспекты этого события.

Почему крещение княгини Ольги имеет такое большое значение в отечественной историографии?

Крещение княгини Ольги считается одним из ключевых событий в истории Древней Руси. Оно положило начало процессу христианизации Руси и является символом перехода от язычества к христианству. Крещение Ольги устанавливает первую связь Руси с христианским миром и открывает путь для принятия христианства всем русским народом.

Какова роль Повести временных лет в историографии о крещении княгини Ольги?

Повесть временных лет, составленная в XI веке, является основным источником информации о крещении Ольги. Она подробно описывает события, связанные с крещением, и передает нам историческую значимость этого события. Благодаря Повести временных лет мы знаем о деталях хода мероприятий, о реакции окружающих людей на крещение и о последствиях, которые оно повлекло за собой.