Мистический опыт в концепции У. Джеймса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.11.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Общие черты психологии религии У. Джеймса 4
2.Концепция мистического опыта У. Джеймса. Характеристики мистического опыта 9
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Эта последняя особенность роднит мистические состояния с тою подчиненностью чужой воле, какую мы видим у личности при ее раздвоении, а также с пророческими, автоматическими (при автоматическом письме) состояниями и с медиумическим трансом. Но все эти состояния, проявляясь в резкой форме, не оставляют по себе никакого воспоминания и, быть может, даже никакого следа на внутренней жизни человека, являясь для нее, в некоторых случаях, только помехой. Мистические же состояния, в тесном смысле этого слова, всегда оставляют воспоминание об их сущности и глубокое чувство их важности. И влияние их простирается на все промежутки времени между их появлениями. Провести резкую пограничную черту между мистическими и автоматическими состояниями, однако, трудно; мы наталкиваемся здесь на целый ряд постепенных переходов одной формы в другую, и на самые разнообразные их сочетания».То есть, как считал Джеймс, достаточно сложно разграничивать мистические и автоматические состояния. Другой аспект - интуитивность.Действительно, сложно не согласиться с Джеймсом в том, что мистический опыт является особым актом познания, результат которого представлен неким проникновением в сущность вещей и явлений; например, речь идет об инсайте, получении информации, которую невозможно получить ни посредством чувственного опыта, ни интеллектуальных усилий. Как отмечал ученый, мистический опыт не противопоставлен логике, то есть, мистический опыт металогичен, он не отвергает законы логики, а просто выходит за их рамки. Объяснить это можно тем, что логика опирается на субъект-объектную модель познания, тогда как основная цель мистического опыта заключается в попытке преодоления указанной дихотомии как в гносеологическом, так и в онтологическом контексте.Кстати, важно заметить, что концепция Джеймса была высоко оценена русскими философами. Значение Джеймса, согласно русскому религиозному философу Бердяеву, в том, что, отталкиваясь от английского эмпиризма и развивая его, он дает оправдание религиозному и мистическому опыту и этим взрывает рационализированное представление об опыте вообще, закрепившееся в философии XIX в. Джеймс приближается к «жизненной тайне познания», его заслуга в том, что он разделяет вопрос о каузальности религиозного опыта и вопрос о его ценности. Но все же, как считал Бердяев, культурно-историческая ограниченность концепции американского мыслителя заключается в его склонности игнорировать масштабные мистические традиции (прежде всего - восточно-христианская традиция), придавая «слишком большое значение англо-саксонским сектам». Другим объектом критики со стороны Бердяева становится один из важных элементов методологии Джеймса: слишком ограниченный, с точки зрения русского мыслителя, принцип противопоставления религии как личного переживания и религии как учреждения.ЗаключениеТаким образом, в концепции У. Джеймса проблема мистического опыта обладала центральным местом. Как полагал ученый, мистический опыт имеет различные универсальные признаки:1) неизреченность мистического опыта — то есть, мы не можем передать содержание мистического опыта в обыденных понятиях и словах, 2) мистический опыт отличается интуитивностью — а именно, речь идет о его субъективном восприятии как приобщении к некоторому высшему, сверхзначимому знанию;3) мистический опыт является кратковременным – У. Джеймс определил его продолжительность от получаса до двух часов;4) мистический опыт базируется на бездеятельности воли (пребывание субъекта в состоянии полной пассивности даже в тех редких случаях, когда мистический экстаз вызван намеренным волевым усилием, отключение воли внутри этого состояния).Согласно позиции Джеймса, мистический опыт – это первичный, существенный элемент религии, этот опыт достаточно универсален, он присутствует в различных культурных традициях.Список литературыАнтонов К.М. Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-religioznogo-opyta-u-dzheymsa-v-russkoy-religioznoy-mysli-pervoy-treti-xx-vДжеймс У. Многообразие религиозного опыта. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/james01/Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/3116Стрижова Ю.В. Религиозная личность в философской системе Уильяма Джеймса. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-lichnost-v-filosofskoy-sisteme-uilyama-dzheymsaТорчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm

Список литературы

1. Антонов К.М. Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-religioznogo-opyta-u-dzheymsa-v-russkoy-religioznoy-mysli-pervoy-treti-xx-v
2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/james01/
3. Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект. – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/3116
4. Стрижова Ю.В. Религиозная личность в философской системе Уильяма Джеймса. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-lichnost-v-filosofskoy-sisteme-uilyama-dzheymsa
5. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm

Вопрос-ответ:

Что представляет собой мистический опыт в концепции У. Джеймса?

Мистический опыт в концепции У. Джеймса - это особое состояние сознания, которое характеризуется глубоким чувством единства с высшей реальностью или Богом. Оно выходит за рамки рационального мышления и может быть описано только через субъективные переживания и эмоции.

Какие общие черты присутствуют в психологии религии у У. Джеймса?

У. Джеймс выделяет несколько общих черт в психологии религии. Во-первых, он считает, что религия основана на религиозном опыте, который имеет эмоциональную природу и лежит в основе религиозных верований и практик. Во-вторых, он отмечает, что религиозные убеждения и практики могут быть объяснены не только социокультурными факторами, но и индивидуальными переживаниями и потребностями.

Какие характеристики присущи мистическому опыту в концепции У. Джеймса?

Мистический опыт в концепции У. Джеймса имеет несколько характеристик. Во-первых, он характеризуется чувством единства с высшей реальностью или Богом. Во-вторых, он сопровождается глубоким созерцанием и ощущением присутствия сверхъестественного. В-третьих, мистический опыт часто сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, такими как блаженство, радость или страх, и может оказывать сильное влияние на личность и ее представления о мире.

Как связаны мистические состояния с раздвоением личности и пророческими состояниями?

Мистические состояния в некоторых аспектах связаны с раздвоением личности и пророческими состояниями. Они могут проявляться через подчиненность чужой воле, подобную раздвоению, а также сопровождаться автоматическими при автоматическом письме состояниями и медиумическим трансом. Однако, в мистических состояниях эти феномены проявляются в более резкой форме и сопровождаются глубоким переживанием сверхъестественного и чувством единства с высшим.

Что представляет собой мистический опыт в концепции У Джеймса?

Мистический опыт в концепции У Джеймса представляет собой особое состояние сознания, в котором человек ощущает единство с высшей силой или трансцендентным. Это состояние характеризуется особыми ощущениями, эмоциями и переживаниями.

Какие главные черты мистического опыта по У Джеймсу?

Главные черты мистического опыта, согласно У Джеймсу, включают ощущение слияния с высшей силой или Богом, чувство великого блаженства и экстаза, а также ощущение особой реальности и значимости этого опыта.

В чем заключается особенность мистического опыта?

Особенностью мистического опыта, по У Джеймсу, является его непостижимость и неописуемость в рамках обычного языка и понимания. Это состояние недоступно для рационального объяснения и требует прямого переживания, чтобы быть понятым и ощущенным.

Как мистический опыт связан с другими состояниями сознания?

Мистический опыт имеет связь с другими состояниями сознания, такими как раздвоение личности, пророческие состояния и медиумический транс. Они имеют схожие черты, такие как потеря контроля над своим телом и подчиненность чужой воле.

Какие еще состояния сознания могут быть схожи с мистическим опытом?

Помимо раздвоения личности, пророческих состояний и медиумического транса, мистический опыт может быть схож с автоматическим письмом и другими автоматическими состояниями, когда человек выступает как инструмент высшей силы или трансцендентного.

Что такое мистический опыт?

Мистический опыт - это особое состояние сознания, которое характеризуется ощущением единения с высшим, божественным или сверхъестественным. В таком состоянии человек испытывает глубокое расширение сознания, отмечается ощущение покоя и умиротворенности.