Формирование навыков культурного поведения у школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 18.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков культурного поведения у школьников 5
1.1. Культура и нормы поведения: понятия, условия формирования 5
1.2. Культурное поведение в школьном социуме 7
1.3. Особенности формирования навыков культурного поведения у младших школьников 11
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности навыков культурного поведения школьников 18
2.1. Первичная диагностика уровня сформированности навыков культурного поведения школьников 18
2.2. Комплекс мероприятий по формированию навыков культурного поведения у школьников 20
2.3. Повторная диагностика уровня сформированности навыков культурного поведения школьников 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 31
», «Я уступчивый», «Река вежливости», «Правила хорошего тона», «Телефонный разговор», «Меняемся местами», «Я – пассажир», «Знаешь ли ты правила?», «Радости каждого дня». В процессе игровой деятельности пополняли словарный запас детей, учили их употреблять в повседневной жизни, дети знакомились с нормами поведения в школе, общественных местах, быту.
Воспитывая навыки личной гигиены, навыки норм питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде, проводили следующие игры: «Советы Мойдодыра», «Чай вдвоем».
Опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, проводили такие игры как «Я – пассажир», «Знаешь ли ты правила?», «Правила хорошего тона».
Для усвоения детьми более трудных норм культурного поведения мы посчитали целесообразным использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Через игры-занятия мы стремились в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками учащегося, это даёт возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни. Игру-инсценировку «Знакомство» часто проводили после уроков, во время перемены.
В заключении работы было проведено итоговое мероприятие.
Во время проведения игр, у детей с низким уровнем норм поведения значительно изменилось поведение по отношению к сверстникам. Они стали бережнее относиться к вещам, книгам. Также при входе в класс стали здороваться не только с учителем, но и с соседями по парте. Во время проведения игры «Знакомство» на перемене, были самыми активными детьми класса.
На каждом занятии дети, при помощи игр узнавали много интересного о культуре и нормах поведения. Также игры проводились не только на занятии, но и во время экскурсий и других мероприятий по внеклассной работе, проводимой классным руководителем.
2.3. Повторная диагностика уровня сформированности навыков культурного поведения школьников
С целью определения эффективности системы работы по формированию навыков культурного поведения у школьников были проведены повторно те же диагностические методы и методики, что при первичной диагностике.
Результаты повторной диагностики по методике «Сюжетные картинки» показали, что значительно изменились показатели на высоком уровне эмоционального отношения к нормам находятся 7 детей (47%), на среднем уровне 6 детей (40%) и на низком уровне 2 детей (10%).
Таблица 2.4
Результаты диагностики по повторному тестированию по методике «Сюжетные картинки»
Уровень Количество детей % Низкий 2 13 Средний 6 40 Высокий 7 47
Результаты тестирования «Поставь себе оценку за вежливость» (таблица 2.5) показали, что на высоком уровне вежливости оказались 6 (40%) учащихся. На среднем уровне 5 (33%) учащихся. Количество учащихся с низким уровнем составило 4 (27%) детей.
Таблица 2.5
Результаты диагностики по повторному тестированию «Поставь себе оценку за вежливость»
Уровень Количество детей % Низкий 4 27 Средний 5 33 Высокий 6 40
Анализ повторных результатов, полученных по двум методикам, позволил сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков культурного поведения у школьников повысился.
Итоговые результаты представлены в таблице 2.6
Таблица 2.6
Сводная таблица по повторным результатам диагностики сформированности навыков культурного поведения у школьников
Уровни Методика № 1 Методика № 2 Итого Высокий 6 (40%) 7 (47%) 43,5 % Средний 5 (33%) 6 (40%) 36,5% Низкий 4 (27%) 2 (13%) 20 % По итогам можно заключить, что школьники, которые имели средний показатель сформированности навыков культурного поведения, поднялись со среднего на высокий уровень. Эти дети научились употреблять правильно в своей речи вежливые слова, пополнили свой словарный запас новыми формами знакомства, представления и обращения.
Сравнительный анализ результатов позволил сделать вывод о том, что внедренная в практику работа проекта «Культурное поведение» положительно повлияла на формирование у младших школьников навыков культурного поведения, и на развитие личности в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях.
Заключение
Проблема формирования навыков культурного поведения у школьников на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Навыки культурного поведения – важная часть общечеловеческих норм нравственности, морали.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Усвоение навыков культурного поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил заключить, что необходимо знакомить школьников с нормами и правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Условием формирования навыков культурного поведения является образовательная организация. Дети должны научиться вести беседу, понимать юмор, использовать языковые средства в условиях общения, владеть нормами устного и письменного языка, воспитание навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки, цель общения (деловая, личная и т.д.), соблюдение личной гигиены, выбирать свой стиль, управлять своими жестами, мимикой, походкой.
Проведенная диагностика сформированности навыков культурного поведения у школьников показала недостаточный уровень их сформированности у значительного количества детей, что говорит о необходимости разработки и реализации системы работы по формированию навыков культурного поведения у школьников.
Нами был разработан проект внеурочной деятельности под названием «Культурное поведение», цель которого – формирование у учеников норм культурного поведения в школе. Эффективность данного проекта была доказана путем проведения повторной диагностики, результаты которой показали, что уровень сформированности навыков культурного поведения у школьников значительно повысился.
Таким образом, в работе решены все поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.
Список использованной литературы
Аксенова Л.И Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. Заведений / Л.И. Аксенова и др.; под. ред. Н. М. Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 400 с.
Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 2007. – 157 с.
Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М.: Просвещение, 2015. – 65 с.
Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2014. – 142 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М.: Педагогика, 2007. – 220 с.
Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие / Н.И. Гуткина. – М.: Академия, 2004. – 328 с.
Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Знание, 2014. – 146 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. –М.: Директ-Медиа, 2008. – 128 с.
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 09.10.2020).
Киянченко Е.А. Учим детей общаться / Е.А. Киянчеко // Начальная школа. – 2002. – С.44-47.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2003. – 538 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2014. – 129 с.
Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе» / Н.А. Лемяскина // Начальная школа. – 2002. – С.68.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 09.10.2020).
Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие / А.Г. Маклаков. –СПб.: Питер, 2002. – 415 с.
Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 2: Психология развития / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 462 с.
Петерина С. В. Воспитание норм поведения у детей / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 135 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). – М.: Просвещение, 2009. – 50 с.
Рассказова И. А. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С.11-13.
Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер. – 2000. – 416 с.
Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе / В.В. Соколова. – СПб.: Питер, 2001. – 115 с.
Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 82-85.
Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. – М.: Просвещение, 2010. – 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 41 с.
Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь. Пособие для студентов пед. ВУЗов / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263 с.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2006. – 560 с.
Приложение 1
Методика «Сюжетные картинки»
Инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Критерии оценивания эмоционального отношения:
Низкий уровень (1 балл) – учащийся правильно раскладывает картинки, не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны
Средний уровень (2 балла) – правильно раскладывая картинки, учащийся обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Высокий уровень (3 балла) – учащийся обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Приложение 2
Тест «Поставь себе оценку за вежливость»
Инструкция: Ребята! Вам следует ответить на пять вопросов. Отвечайте «да» или «нет», затем подсчитайте свои «да».
1. Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе?
2. Всегда ли ты стоишь в очереди?
3. Говоришь ли маме «спасибо», когда встаешь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?
4. Всегда ли ты тактично ведешь себя с одноклассниками, проявляешь внимание и чуткость к ним?
5. Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?
Анализ и обработка результатов:
На каждый вопрос нужно дать ответ «да», «нет», «иногда».
«да – 5 баллов», «иногда – 4 балла», «нет – 3 балла»
Уровни воспитания вежливости у детей:
Высокий уровень – проявляет вежливость не только в школе, но и за ее пределами. Всегда выражает благодарность взрослым, просит извинения, если нечаянно толкнул, обидел, нагрубил.
Средний уровень – не всегда проявляет вежливость по отношению к взрослым и сверстникам. Старается выражать благодарность, просьбу извинения, но не всегда получается это сделать.
Низкий уровень – навыки вежливого поведения практически не сформированы.
высокий - 25-24 балла;
средний - 20-23 балла;
низкий - меньше 20 баллов.
Приложение 3
Содержание деятельности на занятиях по формированию норм поведения в рамках проекта «Нормы поведения»
1 занятие. Общение.
Культура общения в семье. О терпимости к ближним. Культура спора.
Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
2 занятие. Общие правила этикета.
Этике за столом. Правила личной гигиены. Советы по ведению личной гигиены.
3 занятие. Правила гостеприимства.
Встреча гостей. Как познакомиться (правила знакомства). Ситуация «Тебя пригласили в гости», «Прощание с гостем».
4 занятие. Посещение общественных мест.
Правила поведения в школе, на уроке, перемене, в раздевалке, на автобусной остановке. Игра «Знаешь ли ты правила?». Игры, в которые можно играть на перемене. Правила поведения в общественном транспорте. Хорошие манеры. Игра «Я пассажир!».
5 занятие. Взаимоотношения.
Игра «Я уступчивый!». Культура общения по телефону. Игра «Телефонный разговор», «Комплимент».
6 занятие. Вежливость и торжество.
Правила поведения на мероприятиях, праздниках в школе. Игра «Правила хорошего тона», «Радости каждого дня». Праздник вежливых ребят.
2
1. Аксенова Л.И Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. Заведений / Л.И. Аксенова и др.; под. ред. Н. М. Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. – 400 с.
2. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 2007. – 157 с.
3. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М.: Просвещение, 2015. – 65 с.
4. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2014. – 142 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М.: Педагогика, 2007. – 220 с.
7. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе: методическое пособие / Н.И. Гуткина. – М.: Академия, 2004. – 328 с.
8. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Знание, 2014. – 146 с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. –М.: Директ-Медиа, 2008. – 128 с.
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 09.10.2020).
11. Киянченко Е.А. Учим детей общаться / Е.А. Киянчеко // Начальная школа. – 2002. – С.44-47.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2003. – 538 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2015. – 420 с.
14. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2014. – 129 с.
15. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе» / Н.А. Лемяскина // Начальная школа. – 2002. – С.68.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
17. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 09.10.2020).
18. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие / А.Г. Маклаков. –СПб.: Питер, 2002. – 415 с.
19. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 2: Психология развития / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 462 с.
20. Петерина С. В. Воспитание норм поведения у детей / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 135 с.
21. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). – М.: Просвещение, 2009. – 50 с.
22. Рассказова И. А. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. – 2009. – № 6. – С.11-13.
23. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер. – 2000. – 416 с.
24. Соколова В.В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе / В.В. Соколова. – СПб.: Питер, 2001. – 115 с.
25. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. – 2007. – № 6. – С. 82-85.
26. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. – М.: Просвещение, 2010. – 68 с.
27. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 41 с.
29. Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь. Пособие для студентов пед. ВУЗов / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263 с.
30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2006. – 560 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы лежат в основе формирования навыков культурного поведения у школьников?
Основные теоретические основы формирования навыков культурного поведения у школьников включают понятия культуры и норм поведения, а также условия формирования.
Какие особенности имеет формирование навыков культурного поведения у младших школьников?
Формирование навыков культурного поведения у младших школьников имеет свои особенности, такие как более гибкая пластичность сознания, большая зависимость от взрослых, наличие образцового поведения учителей и родителей.
Какие исследования были проведены для изучения уровня сформированности навыков культурного поведения у школьников?
Для изучения уровня сформированности навыков культурного поведения у школьников было проведено эмпирическое исследование, включающее первичную диагностику.
Какие понятия включает формирование навыков культурного поведения у школьников?
Формирование навыков культурного поведения у школьников включает понятия культуры, норм поведения, культурного поведения в школьном социуме и условий формирования.
Какие особенности имеет культурное поведение в школьном социуме?
Культурное поведение в школьном социуме имеет свои особенности, такие как наличие различных норм и ценностей, влияние групповых норм и образцового поведения, формирование социального статуса и идентичности.
Что такое культурное поведение?
Культурное поведение - это совокупность норм и правил, которые обуславливаются культурными традициями и влияют на поведение людей в обществе.
Какие условия способствуют формированию навыков культурного поведения у школьников?
Формирование навыков культурного поведения у школьников зависит от условий, таких как семейное воспитание, образовательная среда, общение со сверстниками и примеры поведения взрослых.
Как культурное поведение проявляется в школьном социуме?
В школьном социуме культурное поведение проявляется через соблюдение правил поведения в классе, вежливость и уважение к учителям и одноклассникам, активное участие в общешкольных мероприятиях.
Какие особенности есть в формировании навыков культурного поведения у младших школьников?
У младших школьников формирование навыков культурного поведения происходит через игровую деятельность, обучение этикету, развитие общественных навыков и умений.
Каким уровнем сформированности навыков культурного поведения обладают школьники?
Первичная диагностика уровня сформированности навыков культурного поведения у школьников показала, что большинство школьников имеют базовые навыки культурного поведения, однако еще есть некоторые недостатки, которые нужно развивать.
Какие теоретические основы используются для формирования навыков культурного поведения у школьников?
Для формирования навыков культурного поведения у школьников используются различные теоретические основы, включая понятия условия формирования и нормы поведения. Они помогают определить, какие навыки следует развивать у школьников, и какие правила поведения они должны соблюдать.