Роль Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 64 64 страницы
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 18.12.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты участия Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе 6
1.1. Понятие международной безопасности в теории международных отношений 6
1.2. Центральная Азия как фактор международных отношений 13
1.3. Внешнеполитическая стратегия республики Таджикистан 21
2. Особенности участия Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе 32
2.1. Влияние исламского фактора на политические процессы в Таджикистане 32
2.2. Процессы в пограничном пространстве Республики Таджикистан как угроза безопасности государства 39
2.3. Проблемные аспекты и перспективы совершенствования обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе 47
Заключение 57
Список использованной литературы 60

Фрагмент для ознакомления

Основная проблема заключается в землях, которые находятся в спорных районах.Одним из перспективных решений, предлагаемых экспертным сообществом, является проведение прозрачных исследований и использование научных подходов для объяснения причин конфликтов и их мотивирующих факторов. Основное отличие нынешней ситуации в этом приграничном районе следует отличать от событий, которые происходят в приграничных районах с другими странами. В 2019 г. на границе Кыргызстана и Таджикистана произошел конфликт между жителями приграничных поселений. По официальным данным, с обеих сторон пострадало 13 человек, которые получили ранения, два человека – граждане Таджикистана – погибли. Основу разногласия явилось строительство дороги Ак-Сай, конфликт начался между двумя группами со стороны Таджикистана и Кыргызстана. На границе собралось большое количество граждан, в частности, двести человек, которые стали бросать друг в друга камни. Таджикистанское погранведомство обвинило Кыргызстан в конфликте на границе. 2 июня 2020 г.в пограничной зоне произошел новый конфликт, но уже с применением огнестрельного оружия..Кыргызского-таджикская граница на сегодняшний день, является зоной небольших локальных конфликтов между населением.Таким образом, Таджикистан граничит с четырьмя государствами из которых наиболее стабильная обстановка только с Китаем. Долгое время с Узбекистаном отношения оставались напряженными и только после смены политической элиты в 2016 г. возобновились тесные взаимосвязи, в том числе и по вопросам безопасности в приграничном пространстве. Из всех стран, наибольшую угрозу представляет Афганистан, как с точки терроризма, трансграничной организованной преступности, наркотрафики, торговли людьми, нелегальной миграции, нелегального оборота оружия и опасных веществ. Также сохраняются угрозы на границе с Кыргызстаном, где периодически обостряются конфликты с применением оружия в отношении спорных земель стран. В этом смысле, Таджикистан находится в нестабильной зоне, с наличием различных региональных угроз.2.3. Проблемные аспекты и перспективы совершенствования обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионеВнешняя политика Таджикистана направлена на продвижение национальных интересов и расширения взаимовыгодного сотрудничества страны с международным сообществом.Безопасность является центральным элементом современной политики. К основным угрозам безопасности на современном этапе можно отнести следующие.Региональные конфликты. Современный мир включает в себя разноплановые по культуре, традициям, финансово-экономическим основам государства. В связи с чем, всегда существует угроза конфликтов. Бедность, нестабильность финансового развития могут стать основой для конфликтов. Появление непризнанных государств является фактором неэффективного регулирования государственности в рамках международных и региональных стандартов интегративного развития.Распространение оружия массового уничтожения и средств его .доставки. На сегодняшний день распространение химического, биологического и ядерного оружия массового поражения и ноу-хау, необходимые для их производства, представляются непредсказуемым источником угрозы для международного мира и безопасности. Несмотря на важные результаты, достигнутые в уменьшении количества оружия массового уничтожения и средств его доставки и ограничения на их использование, несколько государства продолжают прилагать большие усилия для их получения, и желают улучшить свое положение за счет обладания. В то время как международное разоружение и соглашения об экспортном контроле ограничивают возможности распространения массового уничтожения, они не имеют никакого эффекта в случае ряда стран. Возможность увеличения числа стран, обладающих оружием массового уничтожения или средств его доставки и производства также потенциально представляют угрозу для современного мира.Страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз.Терроризмостается серьезной глобальной угрозой нашего времени. Борьба с терроризмом может быть решена лишь на основе скоординированных мер с учетом решения проблем на глобальном, региональном и национальном уровнях. Поэтому в интересах современных государств продолжать участвовать в международной борьбе с терроризмом, повышать уровень противодействия терроризму, а также поддерживать соответствующие усилия международных организаций в борьбе с ним. Тем не менее, терроризм как угроза не исчезает, а наоборот периодически напоминает о себе в виде различных террористических акций в различных странах мира.Угроза финансовой безопасности. Мировой финансовый кризис оказывает негативное влияние, как на глобальную экономику, так и на экономическое развитие отдельных регионов и стран. Окружающая среда.Экология является одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности. Для Таджикистана это проблема воды.К числу глобальных проблем современности стоит отнести и пандемию короновируса, которая кардинально изменила международные взаимосвязи за последние годы.Среди факторов, влияющих на безопасность Таджикистана, стоит отметить:Религиозные ‒ исламский фактор вызывает нетерпимость в рамках различных конфессий. Радикализм и экстремизм;Нестабильность в приграничных странах.Характерными особенностями и положениями ислама, лежащими в основе его радикальной составляющей что используются идеологами исламского радикализма, является: - проблема веры и неверия в исламе, а также такфир (обвинение в неверии); - положение о том, что Мухаммад является последним из пророков, которое выступает свидетельством исключительности мусульман среди последователей других религий, а отсюда - особое место ислама в мире; - всеобъемлемость ислама, которая полностью определяет поведение и мировоззрение мусульманина и влияет на все сферы его жизнедеятельности; - проблема соотношения религиозного и политического в исламе, которое используется радикалами для обоснования своих политических целей и задач; - положение о джихаде, которое основывается на трех основных постулатах исламского радикализма: во-первых, джихад понимается исключительно как вооруженная борьба, что полностью исключает джихад «сердца», «слова» и «руки», ведь каждый, кто стал на путь джихада, должен вести борьбу, взяв в руки оружие; во-вторых, джихад обязан вести каждый мусульманин, ведь это является священным делом и божественной миссией; в-третьих, джихад может быть направлен против всех немусульман и тех, кто не разделяет первые два постулата, – то есть не ведут джихад с оружием в руках. Определяющими чертами джихада радикалы провозглашают его вневременной и наднациональный характер, а также активность и наступательность вследствие универсальности ислама как религии, предназначенной для всего мира; - постулаты о причинах и сущности мироустройства, учение о существовании определенного порядка в обществе, положения о взаимоотношении Бога, уммы и человека; - положение о сакральности уммы, религиозная принадлежность к которой выражена в тенденции влечения друг к другу братьев по вере, что порождает различные панисламистские концепции, направленные на объединение всех мусульман в единое государство.Экстремистские и террористические организации, активно пропагандируют свою деятельность. Предотвращение угроз сложно в условиях неконтролируемости Интерент-пространства.Интернет и социальные сети за последние пять лет стали наиболее часто используемыми инструментами для вербовки членов и сторонников террористов организаций, которые распространяют свою идеологию, и осуществляют онлайн-набор. Это позволяеттеррористическим группировкам для распространения своей идеологии с относительно небольшими затратами выявлять единомышленников, которые готовы присоединиться к террористической организации или предоставить финансовые илидругую поддержку.Террористы размещают в социальных сетях объявления о сборе средств. Именно широкая доступность и анонимность интернета являются причиной использования этих способов террористами. Для предотвращения расширения деятельности террористических группировок на сетевом пространстве следует проводить мониторинг, блокирование или удаление сайтов с целью недопущения их использования.Хотя инструменты онлайн-коммуникации представляют собой важное значение для вербовки потенциальных террористов, другие традиционные методы также используется, например, в рамках использования листовок или пропагандистских материалов, вещания специальных программ и проведение общих собраний. Один из примеров такого сочетания традиционные методы с более современными формами общения - это деятельность ИГИЛ.Другой основной угрозой национальной безопасности Республики Таджикистан считается нелегальное существование лиц и групп, занимающихся контрабандой наркотических средств через линию таджикско – афганской государственной границы. Этот вопрос также нашел свое отражение в Послании Лидера нации.Национальная безопасность как состояние правовой стабильности жизни таджикского общества и государства выступает основным фактором самосохранения государственности. Как справедливо подчеркивают исследователи: «Нации, не создавшие надежной системы безопасности, рискуют потерять свою самоидентичность, раствориться в бурном потоке истории, а то и вообще сойти с исторической сцены».Безопасность остается одной из самых сложных и спорных концепций в международных отношениях. Особенно в связи с постоянным расширением различного рода вызовов. Безопасность больше не имеет отношения исключительно для национальной (государственной) безопасности и стало включать необходимость сотрудничества с различными субъектами.Путем целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов страны, в соответствии со Конституцией Таджикистана, конституционными законами и другими законодательными актами таджикское государство осуществляет регулирование политической, экономической и социальной основ объектов национальной безопасности. И тем не менее реальность обеспечения национальной безопасности во многом зависит от критического анализа устоявшихся в юриспруденции и правоохранительной практике стереотипов в теоретическом осмысливании ее концептуальных положений, форм и методов практической реализации в современных условиях.Республика Таджикистан объявляет себя открытой для подписания равноправных и взаимовыгодных двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, не ущемляющих интересы каких-либо государств, со всеми партнерами без каких-либо предварительных условий. Следует отметить, что приоритеты во внешней политике были определены в первые годы обретения независимости: Республика Таджикистан по географическому положению, геополитическому положению и своим экономическим интересам входит в пять политических сегментов: Первый сегмент - это ближайшее окружение Таджикистана в рамках стран СНГ.Второй сегмент - это Центральная Азия, которая сейчас стремится к экономическому и политическому единству.Третий сегмент - это пространство жизнедеятельности соседних персоязычных государств, которые, хотя они еще не достигли единого политического или экономического союза, привлекают не только их историческое единство и культурное происхождение, но и реальные перспективы национальное развитие.Четвертый сегмент –пограничная территория Таджикистана, что свидетельствует о возможных дестабилизирующих факторах, основанных на конфликтах в рамках исторических особенностей, национального развития. Пятый сегмент –ситуация в мире и позиционирование Таджикистана в мировом сообществе, поддержание основных тенденций мирового развития в деле международной безопасности.Дипломатия является главным средством внешней политики Таджикистана. Особо следует выделить дипломатию, которая призвана своими методами и средствами не только реализовывать внешнеполитические решения, но и активно формировать их. Официальная деятельность государства в области внешней политики координируется дипломатией и осуществляется при посредстве дипломатических органов государства или в том или ином контакте с ними. Наличие различных вызовов и опасений подтолкнули Таджикистан к институциональным и политическим усилиям по согласованию стратегических потребностей, отстаиванию более согласованных и совместимых действий в обеспечении безопасности, в регионе. В 2019 году Таджикистан посетили более 300 иностранных и международных делегаций, что внесло значительный вклад в дальнейшее развитие международных отношений и рост роли страны на мировой арене. С одной стороны, Таджикистан един с международными организациями в борьбе с терроризмом, организованной преступностью. С другой, Таджикистан решает проблемы связанные с региональными конфликтами.В 2019 году сотрудничество Таджикистана с международными и региональными организациями расширилось, и деятельность таджикской делегации в Генеральной Ассамблее ООН была значительной. За отчетный период официальная делегация Таджикистана во главе с Премьер-министром приняла участие в 74-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Вторая неформальная встреча министров иностранных дел Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Саммит высокого уровня на тему «Международное и региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом и его финансированием, в том числе за счет незаконного оборота наркотиков и организованная преступность.Расширение многосторонних отношений между Таджикистаном и Содружеством Независимых Государств является приоритетом внешней политики страны, и в прошлом году продолжился процесс укрепления и расширения сотрудничества с государствами-членами Содружества.Безопасность выступает набором средств, стратегий, принципов обеспечения безопасности, гарантий безопасности, подходов к управлению рисками, действий, профессиональной подготовки и технологий, которые используются для защиты, ресурсов. Безопасность подразумевает достижение и сохранение свойств безопасности против соответствующих угроз. Противостоять радикальному исламу в Таджикистане можно только при выполнении двух условий. Первая из них заключается в оперативном улучшении материального и социального положения всех слоев населения. Следовательно, основным направлением должна стать защита политических, экономических и социальных прав рядовых граждан, упорядочения и либерализация взаимоотношений между властью и обществом, формирования национального «среднего класса», уничтожение условий для существования коррупции, введение равной для всех групп населения и властных структур ответственности перед законом и др. что создаст реальные предпосылки для построения гражданского общества. Между прочим, все эти условия полностью совпадают с основными постулатами (как с мирскими, так и с трансцендентными), декларируемыми представителями мусульманской уммы (общины) и ее лидерами как угодные воле Аллаха.Вопросы профилактики экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму среди несовершеннолетних, молодежи, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; противодействие использованию Интернета в экстремистских и террористических целях; работа с трудовыми мигрантами, также требуют дальнейшего совершенствования. Таким образом, внешнеполитический курс Таджикистана нуждается в постоянной оптимизации для своевременного реагирования на жесткие вызовы и требования быстротрансформирующегося мира т.е. с учетом динамичных темпов развития международных отношений необходим эффективный быстродействующий механизм усовершенствования и адаптации внешней политики Республики Таджикистан к вызовам, угрозам и другим реалиям современного мира. Это позволит действовать более последовательно и предсказуемо, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов эффективности внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности особое место занимают проблемы сбора, исследования и анализа информации. Существует потенциал и возможность создания Аналитического Центра при дипломатической Академии. А для эффективной работы Центра образовать Совет по исследованию и разработке новых внешнеполитических концепций, отвечающих требованиям, реалиям и трендам современного мира. Выводы по главе 2.Исламский фактор оказывает огромное влияние на политические процессы в Таджикистане. Развитие радикализма в исламе негативно сказывается на стабильном развитии Таджикистана. В стране действует несколько радикально настроенных группировок. При этом на государственном уровне точного количества их неизвестно, многие данные, основаны на данных международных организаций или других стран. Радикально настроенные группировки являются фактором развития терроризма на территории Таджикистана, вербовке в радикально настроенные группировки среди местных жителей. Фактически усиление террористических группировок нивелирует усилия по обеспечению безопасности, как в стране, так и в целом в регионе.Таджикистан граничит с четырьмя государствами из которых наиболее стабильная обстановка только с Китаем. Долгое время с Узбекистаном отношения оставались напряженными и только после смены политической элиты в 2016 г. возобновились тесные взаимосвязи, в том числе и по вопросам безопасности в приграничном пространстве. Из всех стран, наибольшую угрозу представляет Афганистан, как с точки терроризма, трансграничной организованной преступности, наркотрафики, торговли людьми, нелегальной миграции, нелегального оборота оружия и опасных веществ. Также сохраняются угрозы на границе с Кыргызстаном, где периодически обостряются конфликты с применением оружия в отношении спорных земель стран. В этом смысле, Таджикистан находится в нестабильной зоне, с наличием различных региональных угроз.Внешнеполитический курс Таджикистана нуждается в постоянной оптимизации для своевременного реагирования на жесткие вызовы и требования быстротрансформирующегося мира т.е. с учетом динамичных темпов развития международных отношений необходим эффективный быстродействующий механизм усовершенствования и адаптации внешней политики Республики Таджикистан к вызовам, угрозам и другим реалиям современного мира. Это позволит действовать более последовательно и предсказуемо, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов эффективности внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности особое место занимают проблемы сбора, исследования и анализа информации. Существует потенциал и возможность создания Аналитического Центра при дипломатической Академии. А для эффективной работы Центра образовать Совет по исследованию и разработке новых внешнеполитических концепций, отвечающих требованиям, реалиям и трендам современного мира.ЗаключениеВ современной науке и практике международного регулирования сложилось множество различных теорий, которые объясняют необходимость международной безопасности. Влияние на развитие различных теорий оказывали события в мировой политике. Так, например, после Второй мировой войны, произошло изменение подходов. Наличие холодной войны привело к возникновению теорий силы, а также теории конструктивизма. В последнее время исследователи отмечают, что понятие силы хотя и имеет значение, но утратило ключевую роль в обеспечении международной безопасность. В условиях глобализации важное значение приобретают не только взаимодействия государств, но и влияние глав государств, мирное разрешение споров, роль человеческой безопасности.Центральноазиатский регион имеет огромное значение в построении международной и региональной безопасности. Таджикистан является страной, которая входит в Центральную Азию. Центральноазиатский регион лежит в рамках интересов многих субъектов международной политики. ЦА выступает регионом, где сосредоточено множество ресурсов. Большое значение в обеспечении безопасности имеют организации регионального уровня, такие как ОДКБ, ШОС, в которые входит Таджикистан и играет свою роль наравне с другими странами. Радикализация, экстремизм и терроризм, организованной преступность и наркотраифики основыне проблемы региона в деле обеспечения международной безопасности на современном этапе.Республика Таджикистан, во внешней политике опирается на Концепцию внешней политики Республики Таджикистан, используя принцип «открытых дверей» и многосторонности. Таджикистан осуществляет взаимосвязи с Содружеством Независимых Государств, Европейским союзом, США, Юго-Восточной Азией, арабским миром, исламским миром. В основе внешней политики Таджикистана лежит прагматическая теория. Основными направлениями внешней политики Таджикистана являются: предложение и реализация стратегических целей в стране, предотвращение различного рода угроз, надежные перспективы экономического и социального развития, продвижение дипломатических отношений со странами-партнерами, инициатива в решении глобальных и региональных проблем, укрепление светской государственности на основе демократических принципов и другие важные инициативы.Исламский фактор оказывает огромное влияние на политические процессы в Таджикистане. Развитие радикализма в исламе негативно сказывается на стабильном развитии Таджикистана. В стране действует несколько радикально настроенных группировок. При этом на государственном уровне точного количества их неизвестно, многие данные, основаны на данных международных организаций или других стран. Радикально настроенные группировки являются фактором развития терроризма на территории Таджикистана, вербовке в радикально настроенные группировки среди местных жителей. Фактически усиление террористических группировок нивелирует усилия по обеспечению безопасности, как в стране, так и в целом в регионе.Таджикистан граничит с четырьмя государствами из которых наиболее стабильная обстановка только с Китаем. Долгое время с Узбекистаном отношения оставались напряженными и только после смены политической элиты в 2016 г. возобновились тесные взаимосвязи, в том числе и по вопросам безопасности в приграничном пространстве. Из всех стран, наибольшую угрозу представляет Афганистан, как с точки терроризма, трансграничной организованной преступности, наркотрафики, торговли людьми, нелегальной миграции, нелегального оборота оружия и опасных веществ. Также сохраняются угрозы на границе с Кыргызстаном, где периодически обостряются конфликты с применением оружия в отношении спорных земель стран. В этом смысле, Таджикистан находится в нестабильной зоне, с наличием различных региональных угроз.Внешнеполитический курс Таджикистана нуждается в постоянной оптимизации для своевременного реагирования на жесткие вызовы и требования быстротрансформирующегося мира т.е. с учетом динамичных темпов развития международных отношений необходим эффективный быстродействующий механизм усовершенствования и адаптации внешней политики Республики Таджикистан к вызовам, угрозам и другим реалиям современного мира. Это позволит действовать более последовательно и предсказуемо, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов эффективности внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности особое место занимают проблемы сбора, исследования и анализа информации. Существует потенциал и возможность создания Аналитического Центра при дипломатической Академии. А для эффективной работы Центра образовать Совет по исследованию и разработке новых внешнеполитических концепций, отвечающих требованиям, реалиям и трендам современного мира.Список использованной литературыНормативно-правовые актыЗакон Республики Таджикистан «О безопасности» от 15.03.2016 № 128 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 6. Ст. 434; 2014. № 11. Ст. 646Единая Концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом: утв. Указом Президента Республики Таджикистан от 28 марта 2006 г. № 1717. //[Электронный ресурс]: http://www.adhgeneva.ch/RULAC/pdf_state/Conceptof-CombatingTerrorism-and-Extremism-TJ.pdfКонсепсияи сиёсати давлатии ҷумҳурии Тоҷикистон дар соҳаи дин 04.04.2018// [Электронный ресурс]:http://base.mmk.tj/view_sanadhoview.php?showdetail=&sanadID=582Научная литератураВасильев Л.Е. Взаимодействие России и Китая в решении проблем по обеспечению безопасности в Евразии // Международные отношения КНР: российско-китайское стратегическое партнерство 2018. Т. 23. № 23. С. 52-63.Гумбольт А. Центральная Азия в 3т. – М., 1843.Дергачев В.А. Геополитика – М., 2008.Джонмахмадов Ф.Ф. Политический терроризм как основной метод деятельности террористической и экстремистской организации партия исламского возрождения //Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 2. С. 160-166. Ионова Е.П. Таджикистан в орбите интересов Китая и России //Россия и новые государства Евразии. 2019. № 3 (44). С. 107-120.Искандаров А. К вопросу актуальности исследования внешней политики Республики Таджикистан и ее перспектив //Известия Института философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 1. С. 85-89. Казанцева Н.С. Шанхайская организация сотрудничества как гарант обеспечения условий и снятия рисков для интеграционного взаимодействия стран Центральной Азии // В сборнике: COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2019. материалы ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2019. С. 373-377. Кудратов К.А. Структура национальной безопасности Республики Таджикистан / К.А. Кудратов // Наука и Инновация. Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных, экономических и социальных наук. 2015. № 2(6). С. 193-197.Международное публичное право учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В.В.Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев – М.: Проспект, 2019. Най Дж. (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика / Дж. Най (младший) // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 39-41.Осмоналиев К.М. Исламский фактор во внешней политики Центрально-азиатских государств //Международные отношения и общество. 2019. Т. 1. № 2. С. 94-100. Рахмонов А.С. Современные проблемы безопасности в Республике Таджикистан и в Центральной Азии//Монография. ‒ Душанбе, 2019.С.14-48.Сафонов, А. А. Международные конфликты в XXI веке: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — М.: Юрайт, 2018. Сухроб Р. Взаимоотношения Европейского Союза и Таджикистана в 2007-2019 гг. //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2020. № 1 (82). С. 185-196. Цзинь И. Международный терроризм. Основные пути борьбы против международного терроризма на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 389-391.Шарапов О.М. Международно-политические основы сотрудничества республики Таджикистан и российской федерации //Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 2. С. 148-153.Шарипов А.Н. Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 7. С. 1503-1510. Шарифзода Ф.Р. Некоторые размышления относительно понятия «правопорядок» в контексте обеспечения национальной безопасности Таджикистана//Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. № 4 (37). С. 102-106.Электронные ресурсыМинобороны сообщило о ликвидации в Сирии «министра войны» ИГ // РИА Новости. 8 сентября 2017 года. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20170908/1502068430.htmНа что нацелено сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в сфере безопасности? // [Электронный ресурс]: https://rus.ozodi.org/a/30177379.htmlНовый конфликт: кыргызские пограничники обвиняют граждан Таджикистана в применении оружия //[Электронный ресурс]: https://rus.ozodi.org/a/30647840.htmlОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/Саммит ШОС в Астане: основные итоги. // [Электронный ресурс]: https://regnum.ru/news/2286813.htmlСтрельба на границе Кыргызстана и Таджикистана. Как разворачивался конфликт // [Электронный ресурс]: https://www.currenttime.tv/a/kyrgyzstan-tadjikistan-dorder-shutting/29821114.htmlТаджикистан в орбите интересов Китая и России // [Электронный ресурс]: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2019_03/Tadjikistan_Ionova.pdfЧотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtmlИностраннаялитератураBadie В., Smouts M. C. Le retournement du monde / Sociologie de la scuneinternationale. – Paris: Presses de la FNSP, 1992.Weiss T. G., Forsythe D. P., Coate R. A. The United Nations and changing world politics. Colorado, 2004. WorldDrugReport 2020// [Электронный ресурс]: https://wdr.unodc.org/wdr2020/Global Terrorism Index 2019 // [Электронныйресурс]: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2019/11/GTI-2019web.pdfБоздоштҳодарТоҷикистон. «Ихвониҳо», дигарандешонётақводорон? САДО // [Электронный ресурс]: https://www.ozodi.org/a/muslim-brotherhood-tajikistan-arrests/30417891.htmlДастовардҳои сиёсати хориҷии Тоҷикистон // [Электронный ресурс]:https://mfa.tj/tg/main/view/12/dastovardhoi-sijosati-khorijii-tojikistonКонуни ҷумҳурии тоҷикистон дар бораи мақомоти амнияти миллии ҷумҳурии Тоҷикистон Панҷшанбе, 20 Март, 2008 // [Электронный ресурс]: http://mmk.tj Намояи Ҳизби наҳзати исломии Тоҷикистон // [Электронный ресурс]: https://www.bbc.com/tajik/news/2013/10/131008_mm_elex_irptNelson D. N. Great powers and world peace // World security: Challenges for a new century. New York, 1994. Суханронӣ дар нишасти матбуотӣ доир ба натиҷаҳои фаъолияти Вазорат дар соли 2019 // [Электронный ресурс]:https://mfa.tj/tg/main/view/5740/sukhanroni-dar-nishasti-matbuoti-doir-ba-natijahoi-faoliyati-vazorat-dar-soli-2019

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

1. Закон Республики Таджикистан «О безопасности» от 15.03.2016 № 128 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 6. Ст. 434; 2014. № 11. Ст. 646
2. Единая Концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом: утв. Указом Президента Республики Таджикистан от 28 марта 2006 г. № 1717. //[Электронный ресурс]: http://www.adhgeneva.ch/RULAC/pdf_state/Conceptof-CombatingTerrorism-and-Extremism-TJ.pdf
3. Консепсияи сиёсати давлатии ҷумҳурии Тоҷикистон дар соҳаи дин 04.04.2018// [Электронный ресурс]: http://base.mmk.tj/view_sanadhoview.php?showdetail=&sanadID=582

Научная литература

4. Васильев Л.Е. Взаимодействие России и Китая в решении проблем по обеспечению безопасности в Евразии // Международные отношения КНР: российско-китайское стратегическое партнерство 2018. Т. 23. № 23. С. 52-63.
5. Гумбольт А. Центральная Азия в 3т. – М., 1843.
6. Дергачев В.А. Геополитика – М., 2008.
7. Джонмахмадов Ф.Ф. Политический терроризм как основной метод деятельности террористической и экстремистской организации партия исламского возрождения //Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 2. С. 160-166.
8. Ионова Е.П. Таджикистан в орбите интересов Китая и России //Россия и новые государства Евразии. 2019. № 3 (44). С. 107-120.
9. Искандаров А. К вопросу актуальности исследования внешней политики Республики Таджикистан и ее перспектив //Известия Института философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 1. С. 85-89.
10. Казанцева Н.С. Шанхайская организация сотрудничества как гарант обеспечения условий и снятия рисков для интеграционного взаимодействия стран Центральной Азии // В сборнике: COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2019. материалы ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2019. С. 373-377.
11. Кудратов К.А. Структура национальной безопасности Республики Таджикистан / К.А. Кудратов // Наука и Инновация. Вестник Таджикского национального университета. Серия гуманитарных, экономических и социальных наук. 2015. № 2(6). С. 193-197.
12. Международное публичное право учеб. / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев, В.В.Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев – М.: Проспект, 2019.
13. Най Дж. (младший). Взаимозависимость и изменяющаяся международная политика / Дж. Най (младший) // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 39-41.
14. Осмоналиев К.М. Исламский фактор во внешней политики Центрально-азиатских государств //Международные отношения и общество. 2019. Т. 1. № 2. С. 94-100.
15. Рахмонов А.С. Современные проблемы безопасности в Республике Таджикистан и в Центральной Азии//Монография. ‒ Душанбе, 2019.С.14-48.
16. Сафонов, А. А. Международные конфликты в XXI веке: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — М.: Юрайт, 2018.
17. Сухроб Р. Взаимоотношения Европейского Союза и Таджикистана в 2007-2019 гг. //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2020. № 1 (82). С. 185-196.
18. Цзинь И. Международный терроризм. Основные пути борьбы против международного терроризма на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 389-391.
19. Шарапов О.М. Международно-политические основы сотрудничества республики Таджикистан и российской федерации //Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2020. № 2. С. 148-153.
20. Шарипов А.Н. Основные этапы формирования внешней политики Республики Таджикистан // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 7. С. 1503-1510.
21. Шарифзода Ф.Р. Некоторые размышления относительно понятия «правопорядок» в контексте обеспечения национальной безопасности Таджикистана//Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2019. № 4 (37). С. 102-106.

Электронные ресурсы

22. Минобороны сообщило о ликвидации в Сирии «министра войны» ИГ // РИА Новости. 8 сентября 2017 года. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20170908/1502068430.htm
23. На что нацелено сотрудничество Таджикистана и Узбекистана в сфере безопасности? // [Электронный ресурс]: https://rus.ozodi.org/a/30177379.html
24. Новый конфликт: кыргызские пограничники обвиняют граждан Таджикистана в применении оружия //[Электронный ресурс]: https://rus.ozodi.org/a/30647840.html
25. ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/
26. Саммит ШОС в Астане: основные итоги. // [Электронный ресурс]: https://regnum.ru/news/2286813.html
27. Стрельба на границе Кыргызстана и Таджикистана. Как разворачивался конфликт // [Электронный ресурс]: https://www.currenttime.tv/a/kyrgyzstan-tadjikistan-dorder-shutting/29821114.html
28. Таджикистан в орбите интересов Китая и России // [Электронный ресурс]: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2019_03/Tadjikistan_Ionova.pdf
29. Чотаева Ч. Ислам: религия, традиция или цивилизация // [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/journal/2003/journal_rus/cac-06/07.chotru.shtml

Иностранная литература

30. Badie В., Smouts M. C. Le retournement du monde / Sociologie de la scuneinternationale. – Paris: Presses de la FNSP, 1992.
31. Weiss T. G., Forsythe D. P., Coate R. A. The United Nations and changing world politics. Colorado, 2004.
32. World Drug Report 2020// [Электронный ресурс]: https://wdr.unodc.org/wdr2020/
33. Global Terrorism Index 2019 // [Электронный ресурс]: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2019/11/GTI-2019web.pdf
34. Боздоштҳо дар Тоҷикистон. «Ихвониҳо», дигарандешон ё тақводорон? САДО // [Электронный ресурс]: https://www.ozodi.org/a/muslim-brotherhood-tajikistan-arrests/30417891.html
35. Дастовардҳои сиёсати хориҷии Тоҷикистон // [Электронный ресурс]:https://mfa.tj/tg/main/view/12/dastovardhoi-sijosati-khorijii-tojikiston
36. Конуни ҷумҳурии тоҷикистон дар бораи мақомоти амнияти миллии ҷумҳурии Тоҷикистон Панҷшанбе, 20 Март, 2008 // [Электронный ресурс]: http://mmk.tj
37. Намояи Ҳизби наҳзати исломии Тоҷикистон // [Электронный ресурс]: https://www.bbc.com/tajik/news/2013/10/131008_mm_elex_irpt
38. Nelson D. N. Great powers and world peace // World security: Challenges for a new century. New York, 1994.
39. Суханронӣ дар нишасти матбуотӣ доир ба натиҷаҳои фаъолияти Вазорат дар соли 2019 // [Электронный ресурс]: https://mfa.tj/tg/main/view/5740/sukhanroni-dar-nishasti-matbuoti-doir-ba-natijahoi-faoliyati-vazorat-dar-soli-2019



Вопрос-ответ:

Какую роль играет Таджикистан в системе обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе?

Таджикистан играет важную роль в обеспечении безопасности в центрально-азиатском регионе. Во-первых, он является членом Организации Договора о коллективной безопасности, что позволяет ему участвовать в совместной борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими угрозами. Во-вторых, Таджикистан активно сотрудничает с другими государствами региона в рамках региональных организаций, таких как ШОС и СНГ. Он также принимает участие в программе ООН по борьбе с наркотиками и терроризмом.

Какое понятие международной безопасности применяется в теории международных отношений?

В теории международных отношений международная безопасность определяется как отсутствие угроз государственной независимости и территориальной целостности государств. Это означает, что международная система безопасности стремится создать условия, в которых государства могут осуществлять свои интересы и развиваться, не боясь внешних агрессий или конфликтов.

Какова внешнеполитическая стратегия Таджикистана?

Внешнеполитическая стратегия Таджикистана направлена на обеспечение национальной безопасности, поддержание стабильности в регионе и развитие внешнеэкономических связей. Таджикистан стремится активно участвовать в региональных и международных организациях, таких как ШОС, ОДКБ и ООН, с целью укрепления своего влияния и защиты своих интересов.

Какую роль играет Таджикистан в системе обеспечения безопасности в центральноазиатском регионе?

Таджикистан играет важную роль в обеспечении безопасности в центральноазиатском регионе. Благодаря своему географическому положению, он является перекрестком для транзитных потоков наркотиков, оружия и оборудования. Более того, Таджикистан имеет стратегическое значение для транзита газа и нефти из Центральной Азии в другие регионы. В связи с этим, обеспечение безопасности Таджикистана становится критически важным для всего региона.

Какое понятие международной безопасности в теории международных отношений?

В теории международных отношений понятие международной безопасности означает отсутствие угрозы или использования силы между государствами. Это включает в себя защиту государств от вооруженных агрессий, террористических актов, кибератак и других угроз. Международная безопасность также относится к обеспечению безопасности граждан и их прав и свобод в глобальном масштабе.

Каковы особенности участия Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центральноазиатском регионе?

Одной из особенностей участия Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центральноазиатском регионе является его активное участие в борьбе с наркотиков. Таджикистан является одним из ключевых транспортных коридоров для контрабанды опиума и героина из Афганистана. Для борьбы с этой угрозой, Таджикистан активно сотрудничает с другими странами, такими как Россия, Казахстан и Узбекистан. Кроме того, Таджикистан также принимает меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом, так как эти проблемы также являются серьезной угрозой для региональной безопасности.

Какова роль Таджикистана в системе обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе?

Таджикистан играет важную роль в обеспечении безопасности в центрально-азиатском регионе. Страна активно участвует в различных международных и региональных инициативах, направленных на борьбу с терроризмом, наркоторговлей и другими угрозами. Таджикистан также поддерживает сотрудничество с соседними странами в рамках Шанхайской организации сотрудничества и других региональных структур.

Какое понятие международной безопасности используется в теории международных отношений?

В теории международных отношений понятие международной безопасности относится к состоянию отсутствия угроз и конфликтов между государствами. Это состояние обеспечивается через политические, экономические и военные меры, предотвращающие вражду и насилие.

Как Центральная Азия влияет на международные отношения?

Центральная Азия играет важную роль в международных отношениях, так как является пересечением множества культур, религий и экономических интересов. Регион богат природными ресурсами, имеет стратегическое положение и является транзитным коридором между Европой и Азией. Поэтому многие страны заинтересованы в поддержании стабильности и безопасности в Центральной Азии.

Какую внешнеполитическую стратегию преследует Таджикистан?

Таджикистан преследует внешнеполитическую стратегию, направленную на развитие международного сотрудничества и поддержание мира и стабильности в регионе. Основные принципы внешней политики Таджикистана включают нейтралитет, независимость и уважение к суверенитету других государств. Страна активно участвует в международных организациях и развивает дипломатические отношения со своими соседями и другими странами в целях обеспечения общей безопасности.

Какую роль играет Таджикистан в системе обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе?

Таджикистан играет важную роль в системе обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Благодаря своему географическому положению, страна стала ключевым игроком в предотвращении распространения экстремизма и терроризма. Кроме того, Таджикистан активно участвует в международных операциях по борьбе с наркотрафиком и незаконными миграционными потоками. Также важно отметить, что Таджикистан является активным участником всех региональных соглашений и международных организаций, направленных на обеспечение безопасности в регионе.

Какая внешнеполитическая стратегия преследуется Таджикистаном?

Внешнеполитическая стратегия Таджикистана основывается на принципах нейтралитета, мирного разрешения конфликтов и укрепления международной безопасности. Страна активно развивает многополярность в своих внешних отношениях, устанавливая партнерские отношения со многими государствами и международными организациями. Основной целью Таджикистана является поддержка стабильности и безопасности в регионе и борьба с вызовами, такими как терроризм, наркотрафик и экстремизм.