Содержание методической деятельности воспитателя
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 11.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Теоретические основы методической деятельности воспитатаеля..........................................................................................................4
1.1 Современные требования к воспитателю в ДОУ.........................................4
1.2Самообразование воспитателя ДОУ………………………………………10
1.3 Методическая компетентность воспитателя ДОУ ………………………12
Глава 2. Анализ нормативной и учебно-методической документации и форм методической работы в ДОУ………………………………………....16
2.1 Образовательная программа ДОУ………………………………………….16
2.2 Учебный палан ДОУ……………………………………………………….22
2.3 Рабочая программа воспитателя ДОУ……………………………………28
2.4 Формы методической работы в ДОУ……………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………………………..42
, составляющая дошкольного образовательного учреждения).1.3. Задача: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом в определенной образовательной сфере.Цели программы:• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при рассмотрении той или иной области образования;• определить содержание, объем и порядок обучения в образовательной сфере с учетом целей, особенностей, особенностей образовательного процесса дошкольных учреждений и контингента учащихся.1.4. Функции рабочей программы:• Нормативно-правовой: программа является обязательным документом.• Целевая: программа определяет цели и руководящие принципы для реализации образовательных областей.• Процессуальная: Определяет логическую последовательность усвоения содержания дошкольного образования, организационные формы, методы, условия и средства.• Аналитическия: Указывает на степень усвоения содержания дошкольного образования, критерии оценки развития учащихся.2. Рабочая программа по развитию технологий2.1 Рабочая программа разработана учителями, другими специалистами дошкольного образования в образовательных областях для каждого возраста учебного года.2.2. Оформление содержания дошкольного образования на уровне отдельного образовательного поля осуществляется индивидуально каждым учителем в соответствии с уровнем его профессиональной квалификации и мнением автора о содержании образовательного поля.2.3 Программу разрешено разрабатывать командой преподавателей из методической ассоциации. Это решение должно быть принято коллективно в Педагогическом совете и утверждено приказом главы ДОУ.3. Структура рабочей программы3.1 Структура Программы представляет собой способ представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включающей следующие элементы:Титульная страница.I. Пояснительная записка. (Введение, возрастные характеристики детей; организация пребывания детей в образовательном учреждении)II. Список основных видов организованной образовательной деятельности.III. Содержание психолого-педагогической работы в сфере образованияВнутривенно Долгосрочный план для национально-регионального компонента.V. Долгосрочный план взаимодействия с родителями.VI. Система контроля над достижением детьми запланированных результатов при освоении рабочей программы в образовательных сферах.VII. Список используемой литературы.3.2 Титульный лист: структурный элемент программы, представляющий информацию о дошкольном образовательном учреждении, название программы, автора, дату написания.3.3 Пояснительная записка - структурный элемент программы, объясняющий важность изучения образовательных направлений. Пояснительная записка раскрывает возрастные особенности детей, организацию пребывания детей в образовательном учреждении, а также указывает на интеграционные отношения в образовательных сферах.3.4 Перечень основных видов организованных мероприятий утверждается СанПиН.3.5 Содержание психолого-педагогической работы в области образования: структурный элемент программы, содержащий направления работы в каждой области образования, четкий долгосрочный план, соответствующий Типовой образовательной программе. Он сделан в виде таблицы.3.6 Система контроля над достижением детьми запланированных результатов при освоении рабочей программы в образовательных областях: структурный элемент программы, определяющий базовые знания, навыки и уровень развития, которые студенты должны освоить в процессе реализации этой образовательной области.Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май)3.7. Перечень педагогического и методического обеспечения: структурный элемент программы, который определяет учебные и учебные пособия, оборудование, игры, дидактический материал и ТСО, необходимые для реализации этой области образования.3.8. Список литературы: структурный элемент программы, включая список литературы, использованной автором.4. Разработать рабочую программу4.1. Текст определяется в редакторе Word для Windows шрифтом Times New Roman, размер 12-14, межстрочный интервал одинарный, перенос по ширине не указан, пункт 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; Центрирование заголовков и абзацев в тексте выполняется с помощью инструментов Word и листов формата A4. Таблицы вставляются прямо в текст.Рабочая программа встраивается в файлы, страницы нумеруются, утверждаются подписью руководителя дошкольного образовательного учреждения и печати.4.2. Титульный лист считается первым, не подлежащим нумерации, как и листы заявки. Титульный лист указывает на:• Основателя;• Подпись руководителя ДОУ• Название программы;• Таргетирование (возрастная группа, возраст детей);• Информация об авторе (должность, ФИО),• Место, год проведения Программы.4.3. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных направлениях представлено в виде таблицы.4.4. Список литературы составлен в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Оформление списка литературы по основным разделам образовательного поля допускается.5. Утверждение рабочей программы.5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения.5.2. Утверждение программы включает в себя следующие процедуры:• обсуждение и принятие Программы на Педагогическом совете.2.4 Формы методической работы в ДОУФормы методической работы могут быть представлены в виде: педагогических советов, семинаров, практикумов, консультаций, творческих микрогрупп, открытых показов, деловых игр и т. д. Рассмотрим основные формы методической работы.1.Педагогический советПедагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.Педагогический совет в детском саду, как высшем органе управления всем учебным процессом, устанавливает и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.2. КонсультированиеСреди различных форм методической работы в детском саду особенно появилась такая форма, как консультирование. Индивидуальные и групповые консультации; консультации по основным направлениям работы, по актуальным педагогическим проблемам, по запросу педагогов и т. д.Любая консультация требует обучения и профессиональных навыков со стороны педагога. (компетентности)Значение слова «компетенция» раскрывается в словарях «как область проблем, которые я хорошо знаю» или интерпретируется как «личные способности, квалификация (знания, опыт), которые позволяют педагогу участвовать в выработке определенного круга решений или решение самой проблемы за счет наличия определенных знаний, навыков. Поэтому компетенция, столь необходимая воспитателю для работы с педагогами, - это не только знания, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, навыки, которые он может использовать в случае необходимости. Полезные советы или своевременные консультации корректируют работу педагогов.Основные консультации запланированы в годовом рабочем плане учреждения, но некоторые проводятся по мере необходимости.3. Семинары и семинары-практикумыСеминары и семинары-практикумы остаются наиболее эффективной формой методической работы в детском саду.Тема семинара определена в годовом плане дошкольного учреждения, и в начале учебного года руководитель составляет подробный план работы.Разработка плана с четким указанием времени работы, разумность поставленных задач привлекут внимание большего числа людей, желающих принять участие в его работе. На первом семинаре вы можете предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые преподаватели хотели бы получить ответ.Лидером семинара может быть руководитель или старший преподаватель, приглашенные специалисты. Для проведения индивидуальных занятий можно привлекать педагогов, специалистов, медицинских работников.Основная цель семинара - улучшить навыки педагогов, поэтому обычно ими руководят воспитатели, имеющие опыт в этой проблеме. Например, на семинаре-практикуме по икебане воспитатели под руководством специалиста изучают искусство составления букета. Эти навыки затем используются как в оформлении групповой комнаты, так и при работе с детьми. На занятиях по изготовлению новогодних украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации различных увлекательных занятий с детьми в групповой комнате для новогодних праздников, где наиболее важной является новогодняя елка, украшенная поделками детей, родителей, воспитателей. Педагоги приходят с неожиданными моментами, они выбирают литературный материал, чтобы создать отличную атмосферу в группе в эти дни.Все чаще возникает вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых матерей, методам личностно-ориентированного общения с дошкольником. Поэтому организация семинара для родителей является важной формой работы. В проведении этого семинара могут участвовать различные эксперты, которые расскажут, какую игрушку лучше всего купить ребенку; они научат, как организовать игру. Можно организовать вечер игр для детей и взрослых, в которых воспитатель будет внимательным советником и наблюдателем. Он расскажет родителям о своих наблюдениях и заметках на занятиях и предоставит конкретные рекомендации по индивидуальным методам общения с ребенком.4. Открытый показУ каждого педагога есть свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу педагога, который достигает лучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, и «приравнивается» к нему.Передовой педагогический опыт помогает педагогу освоить новые подходы к работе с детьми, отличить их от массовой практики. В то же время это вызывает инициативу, креативность и способствует повышению квалификации. Лучшая практика появляется в массовой практике и в некоторой степени является ее результатом.Для любого воспитателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, с помощью которых этот результат достигается. Это позволяет измерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.Лучшие практики являются самым быстрым способом устранения возникающих на практике несоответствий, быстрого реагирования на запросы общественности, меняющейся образовательной ситуации. Передовой опыт очень полезный и, при различных условиях, он успешно внедряется в новые условия, он более убедительный, привлекательный для практики, потому что он представлен в живой и конкретной форме.Благодаря такой особой роли совершенства,ежегодно проводятся открытые прогнозы в контексте методической работы в детских садах, которые демонстрируют лучший опыт в одной из областей дошкольной педагогики.Открытый показ позволяет напрямую связаться с педагогом во время занятия, чтобы получить ответы на интересные вопросы. Он помогает проникнуть в своеобразную творческую лабораторию педагога, чтобы испытать процесс учебного творчества.Поэтому при планировании методической работы необходимо применять все виды обобщения педагогического опыта. Существуют также различные формы распространения опыта: открытый показ, парная работа, семинары, советы, конференции, образовательные чтения, недели образовательного мастерства, открытые двери, мастер-классы и т. д.Практика показывает, что изучение, обобщение и реализация педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все его формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить; воспитывает, обучает и развивает педагогов. Будучи по существу тесно связанным с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанными на достижениях и законах науки, этот опыт служит наиболее надежным руководством к передовым идеям и технологиям в практике дошкольного образования.Методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь адреса педагогического опыта.5. Деловые игрыВ настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в системе повышения квалификации, в тех формах работы, в которых цель не может быть достигнута более простыми и более привычными способами. Неоднократно отмечалось, что использование деловых игр имеет положительное значение. Положительным моментом является то, что деловая игра является мощным инструментом для формирования личности профессионала, так как она помогает усилить участников для достижения цели.Но деловая игра все больше и больше используется в методической работе как эффектная внешняя форма. Другими словами: кто бы ни руководил, он не опирается на психологические, педагогические или научно-методологические основы, и игра «не пойдет». Поэтому сама идея использования деловой игры дискредитирована.Деловая игра - это метод имитации (имитация, изображение, отражение) для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры в соответствии с правилами, установленными или разработанными самими участниками игры. Деловые игры часто называют играми управления симуляцией. Термин «игра» в разных языках соответствует понятиям шутки, смеха, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Похоже, это объясняет появление деловых игр в системе методической работы.Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность и повышает способность решать реальные образовательные проблемы.В целом, игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют сочетать теорию с практическим опытом.Суть деловых игр заключается в том, что они обладают как характеристиками обучения, так и работы. В то же время обучение и работа приобретают общий, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.Подготовить и провести деловую игру - это творческий процесс. Поэтому дизайн деловой игры несет отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной игры, вы можете изменить отдельные ее элементы или полностью заменить контент, не меняя модель.Тем не менее, наблюдения позволяют нам сделать вывод, что зачастую те игры, которые не имеют хорошо разработанной игровой модели активности участников, «не идут».Существуют теоретически обоснованные методы проектирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо для того, чтобы избежать ошибок, которые могут свести на нет труд.Если деловая игра используется в образовательных целях, следует помнить, что она не может предшествовать семинарам и специальным курсам, практическим занятиям. Это должно быть сделано в конце обучения.Непосредственная разработка материалов для деловых игр включает в себя следующие этапы:- создать проектигры;- описание последовательности действий;- описание организации игры;- подготовка заданий для участников;- Подготовка оборудования.6. Литературная или педагогическая газетаВ некоторых ДОУ используется интересная форма работыЦель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, — сочинительство, владение речевыми навыками — образность высказываний и т.д.7. Творческие микрогруппы.Они возникли в результате поиска новых, эффективных форм методической работы.Такие группы формируются на добровольной основе только тогда, когда это необходимо для разработки новых передовых методов, новых методов или идеи. Группа объединяет нескольких педагогов, основанных на взаимном симпатии, личной дружбе или психологической терпимости. В группе может быть один или два лидера, которые берут на себя организационные проблемы.Каждый член команды сначала самостоятельно изучает опыт, развитие, затем каждый обменивается мнениями, обсуждает и предлагает свои варианты. Важно, чтобы это было сделано в практике каждого. Члены группы посещают занятия друг друга, обсуждают, выделяют лучшие методы и приемы. Если есть какой-то пробел в понимании знаний или навыков педагога, то проводится совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее. Как только цель достигнута, группа распадается. В творческой микрогруппе неформального общения основное внимание уделяется исследованиям, исследовательской деятельности, результаты которой впоследствии представляются всей команде.ЗаключениеМетодическая деятельность занимает особое место в системе дошкольного учреждения, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей.Пройдя через все формы методической деятельности, организованной в определенной системе, педагоги не только повышают свой профессиональный уровень, им становится необходимо узнать что-то новое, научиться делать то, что они не всегда знают как делать.Важно, чтобы педагог выполнял требования, необходимые для повышения профессиональной компетентности и постоянного развития социальных, нравственных и других качеств личности.Важную роль на методическую деятельность воспитателя ДОУ играет самообразование и методическая компетентность.Вся методическая работа воспитателя отражается в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, в учебном плане и рабочей программе.В соответствии цели и задачам нашей работы, мы рассмотрели особенности методической деятельности воспитателя в ДОУ и проанализировали нормативную и учебно-методическую документацию.Список литературыБагаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. 2004. №3. с. 82-85. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ, 1997. 393с. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991. 81с. Всероссийское совещание «Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8.Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. – 2005. - № 7. – С.56 -58Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.- №3. – С.27.. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. –СПб.,2003.Комплекс мер по развитию до-школьного образования//Дошкольное воспитание №1- 2007.Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.-Рыбинск, 1993.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: ТЦСфера, 2005.Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. 160с.Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика : учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Academia, 2008. – 567 с. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ. URL: http://znanie.podelise.ru/docs/89723/index-1870.htmlНормативная база:Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, от 31 мая 2007г. № 03 – 1213 « О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014)Приказ Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Современное дошкольное образование. 2010. № 2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. 2004. №3. с. 82-85.
2. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ, 1997. 393с.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991. 81с.
4. Всероссийское совещание «Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8.
5. Ермолаева М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов. – 2005. - № 7. – С.56 -58
6. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука.-2004.- №3. – С.27..
7. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. –СПб.,2003.
8. Комплекс мер по развитию до-школьного образования//Дошкольное воспитание №1- 2007.
9. Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.-Рыбинск, 1993.
10. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. — М.: ТЦСфера, 2005.
11. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М. 2004. 160с.
12. Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика : учебник по дисциплине "Педагогика" для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Academia, 2008. – 567 с.
13. Сущность, структура и содержание методической работы в ДОУ. U RL: http://znanie.podelise.ru/docs/89723/index-1870.html
Нормативная база:
14. Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, от 31 мая 2007г. № 03 – 1213 « О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
15. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014)
16. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Современное дошкольное образование. 2010. № 2.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»