Деятельность учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей в г. Архангельске.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 19.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект развития творчества детей на базе учреждений дополнительного образования 5
1.1 Сущность понятия творчества и методы его развития 5
1.2 Значимость учреждений дополнительного образования в развитии детского творчества 11
Глава 2. Анализ опыта развития творчества в практике педагога дополнительного образования 18
2.1 Опыт развития творчества на базе ЦДОД 1 18
2.2 Опыт реализации и развития творчества на базе детского досугового центра 24
Глава 3. Разработка программы творческого развития детей на базе Дома творчества г. Архангельск 30
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Они отмечают также, что игровое обучение занимает особое место в работе с детьми, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности в раннем возрасте. Одним из самых востребованных форматов игрового обучения в детском досуговом центре сегодня является квест (англ. quest — «поиск, приключение»). Квест — это командная приключенческая игра (англ. adventure game), которая состоит из заданий, связанных с поиском определенных подсказок, указывающих направление к основной цели. В ходе квеста участники разгадывают различные головоломки, ребусы и другие интеллектуальные загадки, а также выполняют различные задания на ловкость, скорость, реакцию, смелость, сплоченность, сообразительность и креативность в условиях ограниченного времени. По мнению таких исследователей, как М.А.Бовтенко, Е.И.Бородавко, Я.С.Быховский, Е.Г.Веденеева, О.А.Егоренко, Ю.В.Калугина, И.В.Колесникова, Л.Ю.Лосева, А.Р.Мустафина, П.В.Сысоев, Б. Додж, Т. Марч, квест как форма игрового обучения выполняет следующие функции. 1. Социализирующая функция. Квест способствует активной социализации детей, поскольку большинство заданий квеста связаны с командной работой и предполагают сотрудничество между участниками, а взаимодействие в команде создает естественные условия для приобретения социального опыта у детей. 2. Развивающая функция. Квест способствует развитию личностных качеств, таких как любознательность, находчивость, креативность и целеустремленность. 3. Рекреативная функция. Квест удовлетворяет потребности ребенка в развлечениях и отдыхе. 4. Оздоровительная функция. Квест позволяет ориентировать детей на здоровый, активный образ жизни, поскольку многие задания связаны с двигательной активностью. 5. Коммуникативная функция. Участие в квесте способствует развитию сплоченности команды и установлению эмоционального контакта между ребятами. Успех проведенного квеста во многом определяется актуальностью выбранной тематики и тем, насколько интересной она будет для детей. Тематика обучающего квеста может быть самой разнообразной: от знакомства с литературным произведением выдающегося писателя до освоения культурного наследия в виде чудес света. Именно на основании выбранной тематики формируется сюжет, который впоследствии становится фундаментом для разработки маршрута и заданий квеста. Рассмотрим особенности игрового обучения в формате квеста в детском досуговом центре «Смайлики». Здесь за период с февраля 2018 года по февраль 2019 года автором статьи были проведены три квеста для детей: «Семь желаний», «По следам Маленького принца» и «В стране воображения». Все они были направлены на обучение детей и развитие их личностных качеств и способностей. Первый обучающий квест «Семь желаний» был проведен в феврале 2018 года. Он был посвящен тематике новых чудес света и их истории. В квесте участвовали 12 детей. На протяжении квеста они «путешествовали» по разным уголкам Земли, общались с игровыми персонажами, помогали им выполнять различные задания, узнавали исторические факты о новых чудесах света. Чтобы усилить эффект погружения в различные исторические эпохи, в квесте был задействован проектор с экраном, на котором проецировались изображения локаций, связанных с чудесами света. Второй обучающий квест «По следам Маленького принца» был проведен в сентябре 2018 года. Сюжет данного квеста был построен на основе известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Здесь участвовали 10 детей. Сюжет квеста получился весьма увлекательным: перед началом квеста ребятам предстояло «отправиться в далекое межгалактическое путешествие» и спасти планету Маленького принца. В качестве «планет» были задействованы так называемые фитболы, мячи для фитнеса. В ходе выполнения заданий ребята активно проявляли любознательность, находчивость и целеустремленность. С помощью этих качеств им удалось пройти квест всего за 30 минут. В процессе участия в квесте дети проявляли высокий уровень сыгранности и сплоченности команды. После окончания квеста они даже решили остаться в досуговом центре и продолжить совместную игру с разрешения родителей. План подготовки квестов в досуговом центре «Смайлики» включал в себя следующие этапы: 1. Выбор тематики. 2. Поиск информации, связанной с тематикой квеста. 3. Формирование сюжета на основе тематической информации. 4. Написание сценария, раскрывающего сюжет квеста. 5. Разработка маршрута передвижения на основе сценария. 6. Подготовка предметов для поиска (кольцо, ключ, карта, клад, книга и т. п.). 7. Художественное оформление остановок по маршруту передвижения. 8. Подготовка реквизита для каждой остановки. Обычно квест в досуговом центре длится 30–60 минут. Для полноценного погружения в атмосферу игры помещение для проведения квеста оборудуют красочными декорациями, механическими и электронными устройствами, а также специальными эффектами. В процессе подготовки и проведения квестов сотрудники досугового центра используют наглядные иллюстрированные материалы, театральный реквизит, костюмы. Всё это способствует эффективному развитию личностных качеств ребёнка, помогает ему получать новые знания посредством преодоления преград для достижения цели, поставленной в начале игры. Как пишет доктор педагогических наук, профессор Н.В.Шарковская, «ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизация поиска конструктивных решений… требует проявления аналитических умений и навыков, а главное — желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях». Участники этой командной игры могут применить приобретенные знания и навыки в дальнейшей самореализации, так как командное мышление способствует воспитанию взаимовыручки, достижению качественно новых результатов и освоению ценностей сотрудничества. Тем самым квест также способствует формированию социально-культурного мировоззрения ребенка. В ходе квеста участники «развивают полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который дает возможность исследовать, обсуждать и осознанно создавать новые концепции, имеющие практическую значимость ». Таким образом, обучающий квест — это интегрированная технология игрового обучения, объединяющая идеи проектного подхода, командного взаимодействия и информационно-коммуникативные технологии. Всё это характеризует квест как уникальный современный формат игрового обучения в досуговом центре, объединяющий в себе различные виды творческой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и двигательной активности. В этом и заключаются основные причины популярности квеста в деятельности современных досуговых центров. Глава 3. Разработка программы творческого развития детей на базе Дома творчества г. АрхангельскНа базе детского дома творчества нами был кружок: «Озорные пальчики»Цель: развитие художественно-творческих способностей детей.Задачи:1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.5. Развивать мелкую моторику рук.6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.Гипотеза.Развитие художественного творчества будет успешным если:Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.Участники проекта: дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.Тип проекта: художественно – эстетический, познавательный, групповой.Продолжительность проекта: долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.Направления работы.1. Развитие творческих способностей2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)3. Художественно-эстетическое развитие4. Познавательное развитиеОсновные методы и приемы работы:рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;чтение художественных произведений,игры (дидактические, подвижные)Здоровье развивающие технологии:пальчиковая гимнастика,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика,артикуляционная гимнастика,динамические паузыОжидаемые результаты:У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчестваРазовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.У детей будет развита мелкая моторика рук.Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.Инструменты и материалы:Цветная бумага, цветной картон, салфеткиКлей ПВА, клей-карандашГуашевые краскиВосковые мелкиКисточкаВатные палочки, поролонПластилинТрафареты, шаблоныИспользуемые техники:Рисование ладошкой, пальчиком.Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.Волшебный рисунок (восковые карандаши)Оттиск смятой бумагой, пробкой.Рисование с использованием трафарета.Аппликация из готовых форм.Скатывание бумаги (аппликация салфетками)Аппликация из ваты, ватных дисков.Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.Пластилинография (размазывание пластилина)Этапы реализации:1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)2. Диагностический этап3. Работа над проектом (основной этап)4. Оценка результатов (аналитический этап)5. Заключительный этапПлан реализации проекта представим в виде таблицы 1. Таблица 1. План реализации проектаСистема мероприятийЗадачиСпособы реализации 1 этап - организационный Подготовительные мероприятия1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.3. Постановка проблемы.4. Составление плана.5. Организация кружка «Озорные пальчики» 2 этап – основной Аппликация Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации «Осеннее деревце»«Цветы для мамочки»«Снеговик» (1)«Аквариум с рыбками» Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации «Елочка»«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы» Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты «Цыпленок»«Ягода - малина»«Лошадка»«Овечка» Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур «Котенок»«Собачка»«Ежик по лесу идет» Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков «Наливное яблочко»«Воздушный шарик»«Клен» Рисование Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой. «Рябинка»«Котенок»«Утенок»«Цветочек» Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги «Лошадка»«Мишка» «Деревья в снегу» «Божья коровка» Познакомить с техникой - оттиск пробкой. «Шарики»«Цыплята»«Одуванчик» Познакомить с техникой рисования восковыми мелками «Ежик»«Любимая игрушка» «Воздушный шарик» Лепка Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод «Обед для птичек» «Мухомор»«Жираф»«Золотая рыбка» Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания «Яблочки»«Птичка» Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков «Солнышко»«Ежик» Работа с детьми 1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики» 2. Дидактические и развивающие игры 3. Эксперименты с красками «Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др. «Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки» Выставка детского творчества Поделки из пластилина «Корзинка с яблоками»«Дружба зверей» Рисунки «Зимушка- зима»«Моя любимая игрушка» Аппликации «Осенняя пора»«Угощение для друзей» Изготовление поделок на праздники: Новый год8 Марта Работа с родителями Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей. Опрос Беседы Консультации 3 этап заключительныйИзготовление папки с детскими работами.Проведение консультации для родителей. Выставка детских работ.Разработка памятки для родителей. Анализ выбора детьми вида деятельности.Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.Количество детей: 25 человекПеред началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.Таблица 2. Анализ выбора детьми вида деятельности Таким образом, можно сделать вывод, что одним из условий социализации школьников является использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования, что подтверждает гипотезу.ЗаключениеБез развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.Итак, опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:помогают многогранному, всестороннему развитию детейразвивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координациитесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениямиуспешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.Список используемой литературыАбдулова, Т. П. Педагогика: учебное пособие / Т. П. Абдулова. – Москва: Академия, 2018. – 284 с.Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - Просвещение, 2017. - 176 с.Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос, 2017.-98 с.Алексеева М.М. Педагогика. - М.: Проспект, 2017.-242с.Альжев, Д.В. Педагогика.– Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.Андреева, Г.М. Педагогика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.Баранова, Е. В. Педагогика.– М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 288 с.Батаршев, В.А. Педагогика. – М.: Дело, 2016. – 240 с.Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 364. Борытко Н.М. Педагогика. – Волгоград: Перемена, 2019. – 131 с.Бутенко, Н. В. Педагогика.– М.: ВЛАДОС, 2017. – 410 с.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 197 с.Веракса, Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.Голованова Н.Ф. Педагогика. – 2017. – № 10. – С. 367. Голоменникова, О. А. Педагогика.– М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 205 с.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.Микляева, Ю.В. Теоретические основы образования. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 498 с.Юрина, Н.Н. Педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 186 с.
2. Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.
3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - Просвещение, 2017. - 176 с.
4. Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.
5. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем. Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. - М.: Владос, 2017.-98 с.
6. Алексеева М.М. Педагогика. - М.: Проспект, 2017.-242с.
7. Альжев, Д.В. Педагогика. – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 540 с.
8. Андреева, Г.М. Педагогика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.
9. Баранова, Е. В. Педагогика. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 288 с.
10. Батаршев, В.А. Педагогика. – М.: Дело, 2016. – 240 с.
11. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с.
12. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 364.
13. Борытко Н.М. Педагогика. – Волгоград: Перемена, 2019. – 131 с.
14. Бутенко, Н. В. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 410 с.
15. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2013. – 197 с.
16. Веракса, Н. Е. Педагогика. – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.
17. Голованова Н.Ф. Педагогика. – 2017. – № 10. – С. 367.
18. Голоменникова, О. А. Педагогика. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 205 с.
19. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 412 с.
20. Микляева, Ю.В. Теоретические основы образования. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 498 с.
21. Юрина, Н.Н. Педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 186 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы развития творчества используются в учреждениях дополнительного образования в г. Архангельске?
В учреждениях дополнительного образования в г. Архангельске используются различные методы развития творчества у детей. Это может быть проведение творческих мастер-классов, организация выставок и конкурсов, участие в проектах и творческих группах. Также педагоги активно применяют техники импровизации и эмоциональной разгрузки, которые способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся.
Какую роль играют учреждения дополнительного образования в развитии детского творчества?
Учреждения дополнительного образования играют ключевую роль в развитии детского творчества. Они предлагают детям разнообразные возможности для самовыражения и самореализации в творческой сфере. В таких учреждениях дети получают профессиональное образование в выбранной ими области и имеют возможность принять участие в различных творческих проектах и конкурсах.
Что понимается под понятием "творчество" в контексте развития детей?
Под понятием "творчество" в контексте развития детей понимается способность выражать свои мысли, идеи и эмоции в творческой форме. Это может быть рисование, музицирование, танцы, актерское мастерство и другие виды деятельности. Творчество позволяет детям развивать свои таланты и способности, а также улучшает их коммуникативные и когнитивные навыки.
Какова значимость учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей детей?
Учреждения дополнительного образования имеют огромную значимость в развитии творческих способностей детей. Они предоставляют детям возможности для саморазвития и самовыражения в творческой сфере, дают доступ к профессиональным знаниям и опыту, а также помогают раскрыть таланты и способности каждого ребенка. Учреждения дополнительного образования создают благоприятную и стимулирующую атмосферу для развития творческого потенциала детей и способствуют их личностному росту.
Что такое творчество и как его можно развивать?
Творчество - это способность человека к оригинальному мышлению, к созданию новых и нестандартных решений. Развитие творчества возможно через различные методы, такие как проведение творческих занятий, стимулирование фантазии, развитие креативного мышления и самовыражения.
Какую роль играют учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей детей?
Учреждения дополнительного образования играют важную роль в развитии творческих способностей детей. Они предоставляют детям возможность участвовать в различных творческих занятиях и мероприятиях, развивают их творческое мышление, способности к самовыражению и оригинальному мышлению.
Какие методы развития творчества используются в учреждениях дополнительного образования?
В учреждениях дополнительного образования используются различные методы развития творчества, такие как проведение творческих занятий, проведение конкурсов и выставок, организация мастер-классов, стимулирование индивидуальной и коллективной творческой работы, развитие креативного мышления.
Какую значимость имеют учреждения дополнительного образования в развитии детского творчества?
Учреждения дополнительного образования имеют большую значимость в развитии детского творчества, так как они предоставляют детям дополнительные возможности для развития своих творческих способностей, обогащают их жизненный опыт и помогают им обрести уверенность в своих силах.
Как происходит развитие творчества на базе Центра детского искусства и творчества "Радуга"?
На базе Центра детского искусства и творчества "Радуга" происходит развитие творчества через организацию различных занятий и мастер-классов по разным видам искусства, проведение выставок и конкурсов, формирование творческой атмосферы и стимулирование самовыражения детей.
Какие методы используются для развития творчества детей?
Для развития творчества детей используются различные методы, включая игровые, художественные, музыкальные и танцевальные активности. В учреждениях дополнительного образования дети могут заниматься рисованием, лепкой, музыкой, танцами, актерским мастерством и другими видами творчества. Также используются методы творческой лаборатории, где дети могут экспериментировать, выражать свои идеи и находить нестандартные решения.