внутренний контроль качества аудиторской деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты проведения внутреннего контроля качества аудиторской деятельности 5
1.1. Понятие внутреннего контроля качества аудиторской деятельности 5
1.2. Порядок проведения внутреннего контроля качества аудиторской проверки 9
1. 3. Методика оценки надежности системы внутреннего контроля 12
2. Анализ организации бухгалтерского учета и аудита на предприятии 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Леруа Мерлен Восток» 19
2.2. Аудит финансовых результатов предприятия 23
2.3. Система внутреннего контроля 30
2.4. Направления совершенствования процесса внутреннего контроля качества аудиторской деятельности 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
В банковских операциях также возможны различные отклонения и злоупотребления. К ним относятся неоприходование денег, полученных с расчетного счета путем фальсификации выписок банка, и неполное отражение в учетных регистрах банковских операций. Особенное внимание нужно обращать на дебиторскую и кредиторскую задолженности, обоснованность их возникновения и погашения. Действенным методом обнаружения несоответствий в расчетных операциях служит инвентаризация расчетов и сверки взаиморасчетов, которые должны осуществляться не реже чем один раз в год. При операциях, связанных с приобретением, хранением, реализацией товаров, возможны потери от сокрытия части поступивших товаров либо оприходование непоступивших товаров, в результате чего происходит изъятие денежных средств, предназначенных для их приобретения. Одним из методов выявления таких злоупотреблений является инвентаризация товарно-материальных запасов, которая должна осуществляться не реже одного раза в год. В сфере реализации злоупотребления возможны с помощью создания неучтенной готовой продукции, что предполагает создание неучтенных сырья и материалов, предназначенных для изготовления продукции. Это возможно установить как инвентаризацией, так и анализом дебиторской задолженности в виде расчетов за материалы, длительное время невостребованной. В целом методов и способов различных злоупотреблений множество, но значительную их часть, возможно, не допустить при точном и полном выполнении требовании нормативных и инструктивных материалов и обеспечением финансово-хозяйственных операций необходимой подтверждающей документацией. Заключения и рекомендации оформляются письменно, подписываются соответствующим уполномоченным лицом и подлежат приобщению к протоколу заседания Общего собрания участников Товарищества, на котором они были рассмотрены.2.4. Направления совершенствования процесса внутреннего контроля качества аудиторской деятельностиОдним из методов совершенствования процесса внутреннего аудита является внедрение новых показателей результативности и эффективности в систему оценки процесса внутреннего аудита.Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.Эффективность - соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [12, c. 38].Результативность и эффективность процесса внутреннего аудита могут оцениваться с точки зрения различных критериев – соблюдения сроков реализации, степени устранения причин несоответствий, соотношения выгод и затрат на реализацию КД и ПД.Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.Предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации [20].Оценка результативности КД с точки зрения степени устранения причин несоответствий осложнена оценкой результатов реализации КД, так как при реализации КД для оценки результатов реализации часто используют порядковую балльную шкалу оценки. Для расчета результативности реализации КД необходимо применять шкалу отношений при расчете значений показателей, так как расчет результативности предполагает выполнение операций сложения, вычитания, умножения и деления.В таблице 2.11 приведены типы шкал и операции, которые можно производить с этими шкалами.Таблица 2.11 – Типы шкал и их свойства согласно классификации Стэнли Смита СтивенсаОперации/Типы шкалНоминальная шкалаПорядковая шкалаИнтервальная шкалаШкала ОтношенийУмножение, делениеНедопустимоНедопустимоНедопустимоДопустимоСложение, вычитаниеНедопустимоНедопустимоДопустимоДопустимоСравнение (больше, меньше)НедопустимоДопустимоДопустимоДопустимоПроверка совпадения, несовпаденияДопустимоДопустимоДопустимоДопустимоШкала отношений - это интервальная шкала, в которой присутствует дополнительное свойство — естественное и однозначное присутствие нулевой точки. В шкале отношений действует отношение «во столько-то раз больше». С помощью таких шкал могут быть измерены масса, длина, сила, стоимость (цена), количество.Оценка эффективности ПД связана с выгодами, которые получает компания от реализации ПД, и затратами на реализацию ПД. ПД направлены на устранение причин потенциальных несоответствий, то есть причин несоответствий, которые могут возникнуть в будущем. Потенциальное несоответствие – это риск для организации, поэтому реализацию ПД для устранения причин потенциальных несоответствий можно рассматривать как воздействие на риски.У потенциального несоответствия (риска) есть 2 характеристики – последствия возникновения (затраты на устранение возникшего несоответствия, финансовые потери при возникновении несоответствия) и вероятность возникновения несоответствия.Методология управления рисками описана в австралийском стандарте AS/NZS 4360:2004 Risk management. В п. 6.1.6 данного стандарта описаны принципы анализа рисков.Инструменты анализа позволяют выразить риск из комбинации двух его компонентов, а именно, следствия и вероятности. Отношения между этими двумя будут зависеть от многих факторов, которые, в свою очередь, отражают истинную природу риска и способ его восприятия. В частности, когда применяются человеческие ценности, взаимосвязь между компонентами может быть нелинейной и даже прерывистой. Чем сложнее проблема, тем менее определенными или определяемыми могут быть эти отношения. Например, ряд незначительных экологических неудач может достигнуть порогового значения, когда последствия становятся общественными проблемами.Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 9000-2015 риск – влияние неопределенности В самом простом виде риск может быть представлен как:Риск = функция (следствие и вероятность)(2.1)Независимо от того, используется качественный или количественный анализ, необходимо понять природу функции и лежащей в ее основе логики. Любая последующая математическая операция впоследствии должна соответствовать этой логике, и, в частности, любое использование единиц должно быть действительным. Действительно, проверка единиц предлагает полезную проверку лежащей в основе логики.Если принять, что уровень риска пропорционален каждому из двух его компонентов (следствие (С) и вероятность (L)), функция риска по существу является продуктом. Это можно показать математически следующим образом:Риск = Следствие × Вероятность (2.2)R = C × L(2.3)В этой простой взаимосвязи не учитываются такие усложняющие факторы, как нелинейные зависимости между полезностью и стоимостью последствий. В результате для количественного анализа более полные отношения, вероятно, должны будут включать весовой коэффициент для одного из двух компонентов (для достижения необходимого относительного масштаба между ними), а также могут потребовать показательного оператора (х и y в (3)) для одного или обоих компонентов. Например:(2.4)Каждое из приведенных выше описаний риска, скорее всего, останется верным только в пределах заданного диапазона. Например, когда частота высокая или событие почти наверняка, тогда риск становится равным только последствию.Аналогичным образом, последствия с высоким последствиями могут быть настолько неприемлемыми, что частота возникновения не является важным фактором [3].Существует 3 вида оценки рисков:1. Метод экспертной оценки – данный метод является наиболее широко используемым видом оценки рисков, при экспертной оценке качественные шкалы являются заданными. При экспертной оценке риск оценивается путем присвоения каждому критерию отдельного риска определенной балльной оценки в порядковой шкале.2. Метод количественной оценки – при использовании данного метода для оценки рисков используются взятые из сторонних источников абсолютные значения величин, характеризующие вероятности и последствия возникновения рисковых ситуаций [22, C. 119].По результатам оценки результативности реализации КД принимается решение о необходимости принятия мер по повышению результативности реализации КД.Уровень результативности КД зависит от уровня компетентности лиц, разрабатывающих КД, - владельцев процессов и руководителей подразделений.Компетентность персонала организации зависит от уровня знаний, которыми он обладает.Чтобы совершенствоваться, организации должны эффективно приобретать и создавать знания и распространять их между своими подразделениями, а также видоизменять свои действия с учетом новых знаний и идей. Для распространения знаний внутри организации компания должна управлять знаниями своих сотрудников.Организация имеет дело как с явными, так и с неявными знаниями. Явное знание – это формальное, систематическое знание, которое может быть кодифицировано, записано и передано другим людям в виде документов или общих инструкций. Неявное знание основывается на личном опыте, простых практических правилах, интуиции и здравом смысле. Оно включает в себя профессиональное ноу-хау и практический опыт, интуитивные догадки и креативные решения.Нахождение способов передачи явных и неявных знаний внутри организации имеет важнейшее значение. Явное знание легко может распространяться в виде документов или с помощью информационных систем, но до 80 % наиболее ценных знаний организации могут составлять неявные знания.В таблице 2.12 представлены подходы к управлению знаниями. При передаче явного знания применяется подход «люди – документы», так как явное знание формализовано и легко визуализируемо. При передаче неявного знания применяется подход «человек – человек», при использовании которого главным фактором передачи знания является межличностный обмен между персоналом.Таблица 2.12 – Подходы к управлению знаниямиТип знания Явное Представляет собой высококачественные, надежные и быстродействующие информационные системы для доступа к кодифицированным, допускающим повторное использование знаниям Неявное Канализирует индивидуальный опыт для предоставления креативных советов по стратегическим проблемам Стратегия управления знаниями Подход «люди – документы» Создается электронная система документов, которая кодифицирует, хранит и распространяет знания и позволяет их повторно использовать Подход «человек – человек» Создаются сети для установления связей между людьми с целью обмена неявными знаниями Подход на основе информационной технологии Крупные инвестиции в информационные технологии с целью обеспечить людям связь с кодифицированными знаниями, допускающими повторное использование Умеренные инвестиции в информационные технологии с целью облегчения бесед и индивидуального обмена неявными знаниями В качестве методов обмена неявным знанием компания может использовать организацию кружков качества и интранет.Интранет – внутренняя коммуникационная система, работающая по принципу Интернета, но доступная только для сотрудников компании.Кружки качества – добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества.Помимо обмена неявным знанием организация с несколькими филиалами для повышения уровня компетентности персонала, разрабатывающего КД, может использовать внутренний бенчмаркинг.Внутренний бенчмаркинг – процесс сравнения процессов (продуктов, услуг) внутри организации. В качестве объектов выбираются близкие или похожие процессы (продукты, услуги).Основные этапы бенчмаркинга включают в себя:1. Определение, анализ и детализация объекта бенчмаркинга. В качестве объекта могут быть выбраны процессы, услуги или продукты организации.2. Выявление и определение характеристик, по которым будет проводиться бенчмаркинг. Это могут быть важные потребительские свойства продукта или услуги, или параметры качества процесса.3. Формирование команды бенчмаркинга. В команду лучше включать специалистов из различных подразделений организации, чтобы была возможность более широко и объективно оценить возможности как своих процессов (продуктов, услуг), так и процессов (продуктов, услуг) партнеров по бенчмаркингу.4. Выбор партнеров по бенчмаркингу. При проведении внутреннего бенчмаркинга такими партнерами будут смежные подразделения, процессы или продукты, предоставляемые самой организацией.5. Сбор и анализ информации, необходимой для сравнения. Чтобы провести сравнение может потребоваться представить полученную информацию в том же виде, как она представляется внутри подразделения (процесса). Характеристики необходимо будет привести к единой «базе».6. Проведение оценки возможности в достижении необходимых характеристик в сравнении с партнером (или партнерами) по бенчмаркингу. Оценка может проводиться различными методами, которые позволяют оценить существующий «разрыв» между работой процесса (подразделения) и работой партнера по бенчмаркингу.7. Определение возможных изменений существующей практики работы.Создается «видение» будущего состояния процесса (подразделения). Это видение должно быть основано на результатах адаптации процессов партнера по бенчмаркингу к условиям своей организации.8. Разработка стратегических целей и планов по их реализации для достижения желаемого уровня характеристик. В зависимости от масштабности изменений планы могут затрагивать изменение процессов, системы управления, организационной системы, культуру исполнения работ и др. аспекты.9. Реализация запланированных изменений и постоянный контроль за ходом преобразований в процессе (подразделении). Если необходимо, то выполняются корректировки планов.10. После достижения установленных целей и реализации планов принимается решение о повторении цикла и реализации всех этапов бенчмаркинга для новых условий.Применение вышеперечисленных методов целесообразно для совершенствования процесса внутреннего аудита в организации с несколькими филиалами, так как владельцы процессов и руководители подразделений могут перенять опыт своих коллег, руководящих смежными процессами или подразделениями.ЗаключениеВ результате написания курсовой работы были получены следующие выводы. В рамках выполнения задачи анализ теоретических основ внутреннего аудита методов его совершенствования были рассмотрены требования и рекомендации к проведению внутреннего аудита, порядок проведения аудита, система документации внутреннего аудита и методы совершенствования внутреннего аудита. Методы совершенствования процесса внутреннего аудита включают в себя процесс обмена неявным знанием в организации, методы расчета показателей результативности и эффективности внутреннего аудита, внедрение программного обеспечения для проведения внутренних аудитов.Развитие рыночных отношений в России требует развития теории, методологии и организации аудита, совершенствования их форм, методов и инструментария. А это, в свою очередь, требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов в области бухгалтерского учёта и анализа.В процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Организация службы внутреннего контроля, содействующая повышению эффективности функционирования экономического агента рынка и защите интересов акционеров, является зоной ответственности управленческого персонала и собственников. Но даже хорошо выстроенная и организованная служба внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности как с точки зрения достижения поставленных целей, так и с точки зрения экономичности.Система менеджмента качества глубоко проникает в структуру всех уже существующих процессов на предприятии, распространяясь на каждый уровень работы компании и оказывая влияние на качество продукции и услуг. Она затрагивает ожидания поставщиков и клиентов и, как следствие, имеет очень широкую область применения. Здесь у любого может возникнуть вполне понятное недоумение: как что-то настолько всеохватное и абстрактное в постановке целей может быть вообще аудитопригодным. Ответ – ничто не подходит для аудита пока оно не реализовано, но будучи приложенным к конкретной практике становится аудитопригодным.Внедрив систему менеджмента, руководство организации должно интересоваться, как она функционирует, где происходят сбои в системе, и оценивать её результативность. Результаты внутренних аудитов предоставляют такого рода информацию для анализа со стороны руководства организации, что позволяет разработать корректирующие действия и выявить возможности улучшения, как отдельных процессов, так и системы в целом.Одним из основных требований, согласно МС ИСО является поддержание и непрерывное улучшение систем менеджмента. Аудит, как непременный атрибут практически любой системы менеджмента, дает возможность получить объективную оценку о ее функционировании и степени соответствия.В соответствии с ИСО 9000 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают внешние и внутренние аудиты качества.Аудит является незаменимым элементом СМК, поскольку предоставляет возможность в рамках упорядоченного процесса время от времени оценивать способность системы обеспечивать текущие процессы и воспринимать изменения. В ходе проверки можно рассмотреть последствия изменений, а также эффект в случае отсутствия реакции на изменения. Наряду с этим, аудиты дают компаниям один из лучших шансов взглянуть на свою СМК свежим взглядом.СписокиспользованныхисточниковФедеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» (06 декабря 2011 г.) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170573/ (дата обращения: 06.04.2019). Система Гарант: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» //Система Гарант: информационно – правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70107981/ (дата обращения: 06.04.2019) Консультант Плюс: Методические указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утвержден. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=107970;req=doc/ (дата обращения: 06.04.2019). Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н) // Система Гарант: информационно – правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12125771/#block_10000#ixzz3PtSl0IAd (дата обращения: 06.04.2019) «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению 31.10.2000 N 94н (действующая редакция) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/popular/plan-schetov-buhucheta-fin-hoz-dejatelnosti-organizacij (дата обращения: 06.04.2019) Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.01 № 44н. // Справочно – правовая система «Гарант». (дата обращения: 06.04.2019)Абдураманова А.Д., Рощина Ю.В Аудит материально- производственных запасов на предприятиях // В сборнике: Современные исследования в сфере экономики, финансов и управления: актуальные теории и практики сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 6-11.Богатая И.Н., Хахонова И.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. – М.: КНОРУС, 2017. - 592 с. Бабаев Ю.А., Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 527 с. Вахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Рид Групп, 2016. – 571 с. Дроботова М.В. Управление материальными ресурсами промышленных предприятий: дис. канд. экон. наук. – Днепродзержинск, – 2016. – 185 с. Ильин А.И. Методологическое обеспечение внутрифирменного планирования // Вестник БГЭУ. – 2018. – №3. – С. 37-42.Колесников, Е.Н. Методические аспекты оценки материалов при их поступлении // В сборнике: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 82-85.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 681 с. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018. - 592 с. Куликова Л.И. Возможная чистая стоимость реализации запасов: оценочные расчеты по международным стандартам // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 11. – С. 20-23. Лущик И.В. Особенности учёта долгосрочных материальных активов в сельском хозяйстве в соответствии с МСФО // Транспортное дело России. - 2018. - № 2. - С. 152-155.Руденко А.А. Проблемы и предпосылки реализации системы стратегического управления материальными ресурсами предприятий: монография . – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2017. – 512 с. Сафина З.З., Халилова Р.Р. Учёт материально-производственных запасов в соответствии с МСФО // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1 (63). - С. 226-229.Фролова Т.А. Бухгалтерский учет Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2019/[Электронный ресурс] Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.aup.ru/books/m194/4_1.htm (дата обращения: 20.10.2020) Черемисина С.В., Тюленева Н.А., Земцова А.А. Бухгалтерский и налоговый учет. – Томск: Издательство «Ветер», 2018. -672 с. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2016. – 368 с.
2. Система Гарант: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» //Система Гарант: информационно – правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70107981/ (дата обращения: 06.04.2019)
3. Консультант Плюс: Методические указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утвержден. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=107970;req=doc/ (дата обращения: 06.04.2019).
4. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н) // Система Гарант: информационно – правовой портал. URL: http://base.garant.ru/12125771/#block_10000#ixzz3PtSl0IAd (дата обращения: 06.04.2019)
5. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению 31.10.2000 N 94н (действующая редакция) // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru/popular/plan-schetov-buhucheta-fin-hoz-dejatelnosti-organizacij (дата обращения: 06.04.2019)
6. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) «Учет материально-производственных запасов» [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.01 № 44н. // Справочно – правовая система «Гарант». (дата обращения: 06.04.2019)
7. Абдураманова А.Д., Рощина Ю.В Аудит материально- производственных запасов на предприятиях // В сборнике: Современные исследования в сфере экономики, финансов и управления: актуальные теории и практики сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 6-11.
8. Богатая И.Н., Хахонова И.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. – М.: КНОРУС, 2017. - 592 с.
9. Бабаев Ю.А., Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 527 с.
10. Вахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Рид Групп, 2016. – 571 с.
11. Дроботова М.В. Управление материальными ресурсами промышленных предприятий: дис. канд. экон. наук. – Днепродзержинск, – 2016. – 185 с.
12. Ильин А.И. Методологическое обеспечение внутрифирменного планирования // Вестник БГЭУ. – 2018. – №3. – С. 37-42.
13. Колесников, Е.Н. Методические аспекты оценки материалов при их поступлении // В сборнике: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 82-85.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 681 с.
15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018. - 592 с.
16. Куликова Л.И. Возможная чистая стоимость реализации запасов: оценочные расчеты по международным стандартам // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 11. – С. 20-23.
17. Лущик И.В. Особенности учёта долгосрочных материальных активов в сельском хозяйстве в соответствии с МСФО // Транспортное дело России. - 2018. - № 2. - С. 152-155.
18. Руденко А.А. Проблемы и предпосылки реализации системы стратегического управления материальными ресурсами предприятий: монография . – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2017. – 512 с.
19. Сафина З.З., Халилова Р.Р. Учёт материально-производственных запасов в соответствии с МСФО // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 1 (63). - С. 226-229.
20. Фролова Т.А. Бухгалтерский учет Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2019/[Электронный ресурс] Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.aup.ru/books/m194/4_1.htm (дата обращения: 20.10.2020)
21. Черемисина С.В., Тюленева Н.А., Земцова А.А. Бухгалтерский и налоговый учет. – Томск: Издательство «Ветер», 2018. -672 с.
22. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2016. – 368 с.