особенности приватизации и разгосударствования в России
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 20.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы приватизации и разгосударствования 5
1.1. Понятие и экономическая сущность приватизации, нормативно-правовые основы 5
1.2. Понятие и экономическая сущность разгосударствования, нормативно-правовые основы 9
Глава 2. Анализ процессов приватизации и разгосударствования в современной России 13
2.1. Анализ динамики, форм и методов приватизации и разгосударствования в России 13
2.2. Достоинства и недостатки приватизации и разгосударствования в России, роль ОВД в данных процессах 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 36
Приложение A 36
Приложение B 37
УК РФ не предусматривает отдельных норм или разделов за преступления в сфере приватизации, что некоторыми правоведами отмечается как недостаток российского законодательства. Преступление в сфере приватизации не представляется возможным отнести к какому-либо разделу УК РФ, так как каждое отдельно преступление, сопровождающее процесс приватизации имеет свой индивидуальный набор субъективных и объективных признаков. Именно преступление, которое совершается под видом приватизации и делает саму приватизацию криминальной. Тем не менее общественная опасность деяний, совершаемых в данной сфере, состоит в том, что приватизация может использоваться преступниками как «заставка» для совершения иных неправомерных действий, таких как, незаконное завладение государственной и муниципальной собственностью с использованием своего служебного положения, незаконное получение прав на государственное и муниципальное имущество, а также многочисленные случаи взяточничества и мошенничества со стороны должностных лиц приватизируемых предприятий, сопровождаемые подделкой документов и ценных бумагОчаг преступности в сфере приватизации пришелся на начало реформирования экономической системы.Согласно данным Министерства Внутренних Дел России в период с начала 1990-х годов и до 2002 года было зафиксировано порядка 53 тысяч преступлений в сфере приватизации. Криминогенный характер приватизации объясняется тем, что происходила глобальная смена форм собственности, резкое увеличение числа собственников-частников и в итоге экономическая система не сдержала «наплыв» большого числа собственников, не было выработано правовых предпосылок для того, чтобы ориентировать действие процесса приватизации, а также отсутствовали правовые основания обеспечения прав новых собственников. Таким образом, резкое увеличение объема ценностей у одного собственника породило большой объем корыстных побуждений у лица, не являющегося собственником. Факторами, способствующими совершению преступления в сфере приватизации, могут служить неправомерные действия должностных лиц в сфере контроля имущественных отношений, такие, как: образование «подставных» коммерческих организаций руководством приватизируемых предприятий для незаконного извлечения средств, подлежащих приватизации;внесение подложной информации о составе и стоимости фондов, уставном капитале в документацию предприятия, готовящегося к аукциону или торгам; корыстная подпитка государственных и муниципальных служащих и их участие в мошеннических операциях; указание несоответствующей действительности цены приватизируемого объекта; фальсификация документация и умышленная ошибка выбора способа приватизации. Распространенным является совершение при приватизации мошеннических действий. Например, субъект, заранее зная, что приватизация комнат в общежитиях запрещена, предлагал услуги по оформлению права собственности на данные помещения в пользу третьих лиц. Разумеется, что такие незаконные услуги носили возмездный характер. Под мошеннические действия подпадает и ситуация, когда некая юридическая фирма, оказывающая заведомо незаконные услуги, будучи неправомочным субъектом предлагает своим клиентам помощь в приватизации служебных помещений специализированного жилищного фонда. Еще более опасный характер носят преступные действия лиц с использованием своего служебного положения. Например, когда сотрудники администрации района просят предоставить денежные средства для ускорения рассмотрения заявки и пакета документов, поданных претендентами на имущество. Такое поведение госслужащих является незаконным, так как никакая госпошлина при этом не взимается и лицо может понести ответственность за получение или вымогательство взятки.Практика ОВД сталкивалась с преступлениями должностных лиц, нарушивших законодательство о приватизации, связанными с занижением стоимости приватизируемого имущества, нарушением порядка проведения конкурса.Также отмечается низкая защищенность работников приватизируемых организаций и торможение развития социальной инфраструктуры. В этом видится недостаточный государственный контроль за стадийностью приватизационного процесса. Контроль в приватизационной сфере подразделяется на три вида: правоохранительный, финансовый и управленческий в соответствии с областью его применения. В целом рациональная разработка мер использования как государственного или муниципального, а также частного сектора имущества под тщательным государственным контролем в рамках полномочий ОВД в приватизационной сфере позволит провести более грамотную политику по превенции преступности в данной сфере.ЗаключениеКак показало провдению исследование, в России процесс приватизации и разгосударствованияпредставляется как понятие собирательное и заключает в себе два системообразующих процесса. С одной стороны, государство отказалось от некой функции регулятора отношений, являющихся «рудиментом» в условиях новой рыночной экономической системы, а с другой – происходит оформление новых структур и регуляторов частной собственности при рыночной экономике. Процесс приватизации и разгосударствованиязанимал одно из главных мест при переходе к рыночной экономике и осуществлении демократических реформ в конце 20 века и преследовал определенные цели в плане регулирования социально – экономических отношений. Так, процесс приватизации и разгосударствования содействовал: созданию масштабного частного сектора экономики;вовлечению большого числа предпринимателей в развитие экономики страны; инвестированию со стороны иностранных государств и юридических лиц; благоприятствованию конкуренции и борьбе с тотальной монополизацией; активному привлечению налогов с частного собственнического сектора; появлению частных акционеров среди населения; повышению финансовой устойчивости государства за счет вырученных средств от продажи государственного и муниципального имущества, и др. Такое большое количество целей в рамках одной реформы невозможно без системного подхода, основанного на принципах равенства прав покупателей, информационной прозрачности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также возмездности передачи имущества. В начале процессов приватизации и разгосударствования в 90 – х годов 20 века такой подход в реформаторской политике привел к резкой потере влияния государства на внутригосударственном экономическом поле, чем и воспользовались некоторые преступники в определенно неправомерных формах. Например, было развито устранение конкурентов для покупателя манипуляциями, совершаемыми в ходе регистрации заявок на участие в аукционах и конкурсах, предъявлением неоправданных требований к участникам аукциона и незаконным отказом на участие в аукционе или конкурсе под вымышленными предлогами, а также использованием «теневых фигур» на закупках. К сожалению, процесс совершенствования экономической сферы происходит и путем криминогенного воздействия, и приватизация не является исключением. Последний фактор обуславливает роль ОВД в данных процессах.Список использованной литературыНормативные правовые акты и иные официальные документыКонституция Российской Федерации. – М., 2018.Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2018.Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, №1 (часть II), ст. 212.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3260-р «Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы»Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» от 07.07.2015 № 32 // Рос.газ. № 151. 2015. 13 июля. Монографии, учебники, учебные пособияАкиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию/ Н. В. Акиндинова, В. А. Бессонов, Е. Г. Ясин - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 255 с. Алехин, Б. И. Государственные финансы / Б. И. Алехин. - М. :Юрайт, 2017. - 184 сИнвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики / под ред. Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. – 753 с. Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. — Киров : ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. — 89 сОсейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2017. - 342 сОсновы предпринимательства / П. Л. Глухих – Екатеринбург, 2014. – 140 с.Социально—экономические и правовые основы развития экономики [Текст]/И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 сЭффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 сСтатьи, научные публикацииАракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126Баулина О.А., Клюшин В.В., Догадов А.О. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Вестник Евразийской науки, - 2019 - №5 – С.26Тимошенко А.И. Методы государственного регулирования российской экономики в различных общественно-экономических формациях // Регион: экономика и социология.-2017.-№ 3.-С.31-49.Электронные ресурсыОфициальный сайт Росимущества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rosim.ru/documents/367399 (дата обращения – 09.10. 2020).Вестник Финансового университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vestnik.fa.ru (дата обращения– 09.10. 2020).Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (210). 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/ (дата обращения – 09.10. 2020).Данные Доклада Госсектор в российской экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. ((дата обращения– 09.10. 2020)Россия и страны мира: стат. сб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/world18.pdf(дата обращения– 09.10. 2020)ПриложенияПриложение AОценки приватизации малых и средних предприятий Приложение BПриватизация (эффективные продажи). Ориентировочные результаты
⦁ Конституция Российской Федерации. – М., 2018.
⦁ Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2018.
⦁ Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
⦁ Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
⦁ Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902
⦁ Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, №1 (часть II), ст. 212.
⦁ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3260-р «Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы»
⦁ Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» от 07.07.2015 № 32 // Рос. газ. № 151. 2015. 13 июля.
Монографии, учебники, учебные пособия
⦁ Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию/ Н. В. Акиндинова, В. А. Бессонов, Е. Г. Ясин - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 255 с.
⦁ Алехин, Б. И. Государственные финансы / Б. И. Алехин. - М. : Юрайт, 2017. - 184 с
⦁ Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики / под ред. Т.Ю. Овсянниковой, И.Р. Салагор. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2017. – 753 с.
⦁ Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне государства, региона, предприятия. — Киров : ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. — 89 с
⦁ Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2017. - 342 с
⦁ Основы предпринимательства / П. Л. Глухих – Екатеринбург, 2014. – 140 с.
⦁ Социально—экономические и правовые основы развития экономики [Текст]/И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.
⦁ Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 с
⦁ Эффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 с
Статьи, научные публикации
⦁ Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126
⦁ Баулина О.А., Клюшин В.В., Догадов А.О. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Вестник Евразийской науки, - 2019 - №5 – С.26
⦁ Тимошенко А.И. Методы государственного регулирования российской экономики в различных общественно-экономических формациях // Регион: экономика и социология.-2017.-№ 3.-С.31-49.
Электронные ресурсы
⦁ Официальный сайт Росимущества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rosim.ru/documents/367399 (дата обращения – 09.10. 2020).
⦁ Вестник Финансового университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vestnik.fa.ru (дата обращения– 09.10. 2020).
⦁ Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (210). 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/ (дата обращения – 09.10. 2020).
⦁ Данные Доклада Госсектор в российской экономике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. ((дата обращения– 09.10. 2020)
⦁ Россия и страны мира: стат. сб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/world18.pdf (дата обращения– 09.10. 2020)