Влияние теневой экономики на экономическое развитие современной России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 38 38 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 01.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния теневой экономики на экономическое развитие 5
1.1 Понятие, виды и формы теневой экономики 5
1.2 Последствия для национальной экономики 8
Глава 2. Особенности влияния теневой экономики на экономическое развитие современной России 13
2.1Экономическое развитие современной России 13
2.2 Оценка теневой экономики современной России 19
Глава 3. Проблемы влияния теневой экономики на экономическое развитие современной России и пути из решения 25
3.1 Проблемы влияния теневой экономики на экономическое развитие современной России 25
3.2 Пути решения проблем влияния теневой экономики на экономическое развитие современной России 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Фрагмент для ознакомления

Теневой сектор является неотъемлемой частью любой экономической системы, так как люди скрывали определенные экономические сделки во все времена и это напрямую связано с развитием меркантильного начала в человеке. 3.2 Пути решения проблем влияния теневой экономики на экономическое развитие современной РоссииВ России за последние десять лет предприняты серьезные правовые, экономические, организационные усилия по снижению доли теневого сектора. Основными инструментами являются реформирование налоговой системы; препятствие «бегству» капитала; ужесточение борьбы с коррупцией и отмыванием «теневых» денег; пресечение подпольных производств и др. В стране разработан механизм, в соответствии с которым все платежи физических лиц с определенной суммы должны осуществляться в безналичной форме. А банки должны проверять происхождение средств и подтверждать уплату налогов по этим средствам.Ожидания значительного сдвига в сокращении теневого сектора связаны с «цифровизацией» экономики и налогового контроля, расширением доли безналичных расчетов, созданием искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег, введением электронных трудовых книжек.В настоящее время информационные технологии и цифровые инструменты уже доказали высокую результативность: по оценкам специалистов, снижению теневой деятельности способствовало законодательное закрепление требований по установке терминалов, осуществлению безналичных расчетов в секторах с высоким риском ухода в «тень»; цифровизация и автоматизация существенно повысили качество и оперативность налогового контроля; эффективность борьбы с контрабандой обеспечивается в том числе спутниковой навигацией, отслеживанием грузов с помощью систем ГЛОНАСС, GPS, Галилео; на снижение объема теневых операций во внешнеторговой деятельности влияет использование специальных голографических маркировок, радио датчиков в системе ГЛОНАСС; опыт по отслеживанию неплательщиков налогов по номеру автомобиля.Для действенной борьбы с теневой экономикой необходимо разработать и провести такую анти теневую политику, которая, в общем и целом должна сводиться к следующему: следует гарантировать постоянный рост производительных сил общества;необходимо придумать такую систему антикризисного регулирования, которая поможет в значительной степени нейтрализовать экономические кризисы; важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем; ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения;организовать эффективную антимонопольную политику, для нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов; неуклонно улучшать действующее законодательство, гарантировать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом; необходимо дальнейшее реформирование политической системы общества, укрепление различных основ функционирования органов государственной власти и управления.Рис. 10 – Возможные пути противодействияВ целом, вышеизложенное позволяет воспринимать теневую экономику в системе экономической безопасности не как основополагающий фактор, а как определенный аспект, нивелирование которого возможно посредством определенных релевантных методов и механизмов экономической безопасности.Выводы по третьей главе:Совершенствование экономического механизма в рамках развития способов и методов институционального механизма противодействию теневой экономикенеобходимо для повышения эффективности развития РФ. Рост инвестиционной активности и притока финансовых ресурсов, осуществления высокоэффективных инвестиционных проектов, технического обновления, ускоренного развития информационной и производственной инфраструктуры обусловлен эффективностью противодействия теневой экономике.ЗаключениеВ качестве итога исследования темы теневой экономики в современной России можно выделить следующие основные результаты:В современных сложныхэкономических условиях, вопросы обеспечения экономической безопасности России выходят на передний план. Практически все ведущие страны сталкиваются сейчас с новыми вызовами. К этим вызовам - экономическим, технологическим, социальным, экологическим - следует также отнести угрозы роста теневого сектора России. Можно констатировать, что глобальный кризис, начавшийся в 2008 г. и продолжившийся для России кризисом 2013-2019 гг., открыл период нестабильности, быстрых, порой радикальных перемен и низкой предсказуемости.Теневая экономика – это совокупность разнообразных видов нелегальной деятельности, направленная на получение дохода или блага, скрываемая от государства и находящаяся вне государственного учета. В общем виде структура теневой экономики состоит из следующих элементов: неформальной, криминальной и фиктивной экономики.Основными последствиями теневой экономики становятся кризис экономики, разрушение хозяйственных связей, спад производства, и, как следствие, рост экономической преступности. Теневая экономика может привести к таким отрицательным последствиям, как: резкая дифференциация уровня жизни различных слоев населения, деморализация интеллигенции – ее ориентация на получение доходов любыми средствами с использованием служебного положения или взяточничества. Это создает предпосылки к тому, что теневая экономика начинает выступать как реальная угроза экономической безопасности страны. Таким образом, проявления теневой экономики и, соответственно, теневых доходов существенны, и это влияет на экономическую ситуацию и экономическую безопасность России.Проявление теневой экономики в России является масштабным фактором влияния на экономическое развитие страны и охватывает все основные сектора от АПК до финансовой системы. Анализ показал, что проявления теневой экономики в Россиихарактеризуются существенным влиянием по отношению к ВВП, и отрицательно влияют на экономическую безопасность России. Под влияние теневого сектора попадают: экономический рост, инвестиционный и инновационный процесс, конкуренция в чистом виде, эффективность самого рыночного механизма, а также условия воспроизводства рабочей силы.Пути решения проблем включают:создание нормативно-правовой базы, дальнейшее развитие правовой системы налоговых мер по противодействию теневой экономике; создание стимулов для рыночной интеграции и кооперации производящих, перерабатывающих и торговых «теневых» предприятий, формирование вертикально-интегрированной системы кооперации бизнеса в сфере переработки и сбыта продукции, ее правовое обеспечение; снижение административных барьеров;проведение обучения;совершенствование кредитно-финансовой системы, развитие льготного налогообложения в рамках мер по противодействию коррупции и теневой экономике, использование рычагов денежно-кредитной, антимонопольной политики; содействие действенной инвестиционной деятельности бизнеса в России; совершенствование экономических условий материально-технического обеспечения как товаропроизводителя, лизинг техники и недвижимости; формирование развитой социальной и инженерной инфраструктуры по противодействию теневой экономике; контроль рисков коррупционных отношений со стороны федеральных, региональных органов власти.Список использованных источниковЖуравлева Г. П. под ред. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. / Г.П. Журавлева. - Москва : Дашков и К, 2014. –С.670-703.Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2016. – 246 с.Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.Геополитические риски современной мировой экономики [Текст] / Р.И. Хасбулатова, С.В. Ивановой, Москва : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.- 412с.  Государственное регулирование экономики[Текст] / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с. Гоголь А.А., Старченко Н.В. От стратегических компаний к компаниям с целевой функцией // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2015. - № 1. С. 184–189. Городецкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. - 2017. - № 2. С. 279–310Данькова М. А. Статистический анализ уровня жизни населения России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-18Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 4 декабря 2018 г.) // ИСЭПН РАН [под ред. А.В. Ярашевой, О.А. Александровой, Н.В. Аликперовой]. - М., 2019. – 168 с.Елисеева И.И. Измерение бедности в России: возможности и ограничения / И.И.Елисеева, Ю.В.Раскина // Вопросы статистики. - 2017. - N 8. - С.70-89.Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2018. - № 6. С. 115–129.Соболь Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25). – С. 7-14.Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. - 98 с.Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. / [В. Мау и др.; под ред. д-р экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), д-р экон. наук Радыгина А.Д. . – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. – 572 с Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст] : эксперт.докл. / Я. И. Кузьминов (рук.авт. кол.) ; П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.) - М. : Изд. дом ВШЭ, 2020. - 215 с. Невзорова Е. Н., Киреенко А. П., Майбуров И. А. Пространственные взаимосвязи и закономерности распространения теневой экономики в России // Экономика региона. — 2020. — Т.16, вып. 2. — С.464-478Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ;редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики / С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.Эффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 сЭкономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2016. - 166 сЭкономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 сДанные Доклада Госсектор в российской экономике // Электронный ресурс. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. (дата обращения: 20.10.2020)Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http://http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 20.10.2020)Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран / Росстат // Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/31.htm (дата обращения: 20.10.2020). Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? IMF WorkingPaper. 2018;(18/17):76. Schneider F., Medina L. Shadow economies around the world: New results for 158 countries over 1991– 2015. Econstor. 2017;(1710):50. Hassan M., Schneider F. Size and development of the shadow economies of 157 countries worldwide: Updated and new measures from 1999 to 2013. IZA Discussion Paper. 2016;(10281):46.Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025. ACCA. 2017. P. 7, 8. // Электронныйресурс. URL: https://www.accaglobal.com/content/ dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economyreport.pdf датаобращения: 19.10.2020)

1. Аракелян Н. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации и циклических колебаний // Пробл. теории и практики управл. - 2016. - N 6. - С.126
2. Абдухалилов А. Формирование системы оценок эффективности органов государственного управления как фактор модернизации общества // Общественное мнение. Права человека. - 2015. - № 1. - С.49-52.
3. Геополитические риски современной мировой экономики [Текст] / Р.И. Хасбулатова, С.В. Ивановой, Москва : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.- 412с.
4. Государственное регулирование экономики[Текст] / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с.
5. Гоголь А.А., Старченко Н.В. От стратегических компаний к компаниям с целевой функцией // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2015. - № 1. С. 184–189.
6. Городецкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. - 2017. - № 2. С. 279–310
7. Данькова М. А. Статистический анализ уровня жизни населения России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 15-18
8. Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 4 декабря 2018 г.) // ИСЭПН РАН [под ред. А.В. Ярашевой, О.А. Александровой, Н.В. Аликперовой]. - М., 2019. – 168 с.
9. Елисеева И.И. Измерение бедности в России: возможности и ограничения / И.И.Елисеева, Ю.В.Раскина // Вопросы статистики. - 2017. - N 8. - С.70-89.
10. Звягинцев П.С. Управление государственным имуществом: состояние и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2018. - № 6. С. 115–129.
11. Соболь Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25). – С. 7-14.
12. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2018год / В.Н.Бобков, А.А. Гулюгнна, И.Б. Колмаков. Е.В. Одинцова, Е.А. Черных; техн. сост. М.А. Юдина. – М.: «Фабрика Офсетной Печати», 2019. - 98 с.
13. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. / [В. Мау и др.; под ред. д-р экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), д-р экон. наук Радыгина А.Д. . – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. – 572 с
14. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст] : эксперт. докл. / Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.) ; П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.) - М. : Изд. дом ВШЭ, 2020. - 215 с.
15. Невзорова Е. Н., Киреенко А. П., Майбуров И. А. Пространственные взаимосвязи и закономерности распространения теневой экономики в России // Экономика региона. — 2020. — Т.16, вып. 2. — С.464-478
16. Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ; редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с
17. Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики / С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.
18. Эффективность экономики России : условия, стимулы, ограничения / Т. И. Трубицына, О. Ю. Красильников, Е. В. Огурцова [и др.] ; под ред. Е. В. Огурцовой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. — 256 с
19. Экономика общественного сектора / А. В. Дьячкова . — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 166 с
20. Экономическая безопасность России: методы оценки и управления. Сборник научных трудов подготовлен по результатам III Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (Москва, Институт экономики РАН, 9–10 апреля 2019 г.). – М.: ИЭ РАН, 2019. – 271 с
21. Данные Доклада Госсектор в российской экономике // Электронный ресурс. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/21642.pdf. (дата обращения: 20.10.2020)
22. Данные Министерство экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. URL: http:// http://economy.gov.ru/. (дата обращения: 20.10.2020)
23. Важнейшие экономические показатели России и отдельных зарубежных стран / Росстат // Электронный ресурс. URL: http://www.gks.ru/bgd/ free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/31.htm (дата обращения: 20.10.2020).
24. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? IMF Working Paper. 2018;(18/17):76.
25. Schneider F., Medina L. Shadow economies around the world: New results for 158 countries over 1991– 2015. Econstor. 2017;(1710):50.
26. Hassan M., Schneider F. Size and development of the shadow economies of 157 countries worldwide: Updated and new measures from 1999 to 2013. IZA Discussion Paper. 2016;(10281):46.
27. Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025. ACCA. 2017. P. 7, 8. // Электронный ресурс. URL: https://www.accaglobal.com/content/ dam/ACCA_Global/Technical/Future/pi-shadow-economyreport.pdf дата обращения: 19.10.2020)


Вопрос-ответ:

Каково понятие теневой экономики?

Теневая экономика — это сфера экономической деятельности, которая не контролируется государственными органами, не учитывается в официальных статистических данных и не вносит налоговые отчисления.

Какие виды и формы теневой экономики существуют?

Теневая экономика может принимать различные формы и виды, включая нелегальную деятельность (например, незаконное предоставление услуг или торговля контрафактными товарами), неофициальное трудоустройство, недекларированный оборот наличных денег и множество других.

Какие последствия теневой экономики могут быть для национальной экономики?

Теневая экономика может иметь негативное влияние на национальную экономику. Она ведет к уходу части доходов государства в теневой сектор, уменьшению налоговых поступлений, искажению конкуренции, ухудшению инвестиционного климата, подрыву социальной справедливости и негативно сказывается на развитии и благосостоянии страны.

Каковы особенности влияния теневой экономики на экономическое развитие современной России?

Влияние теневой экономики на экономическое развитие современной России проявляется через необходимость сдерживать неофициальные денежные обороты и нелицензированную деятельность, бороться с коррупцией и недобросовестностью в бизнесе, а также развивать эффективные механизмы противодействия теневой экономике.

Как оценивается теневая экономика современной России?

Оценка теневой экономики современной России проводится с помощью различных методов и показателей, таких как объем неофициальных денежных оборотов, доля нелегального трудоустройства, уровень коррупции и другие. Однако точная оценка всей теневой экономики сложна из-за ее скрытого характера.

Какая роль теневой экономики в экономическом развитии России?

Теневая экономика оказывает значительное влияние на экономическое развитие России. Она приводит к сокращению доходов государства, уклонению от уплаты налогов, неформальной занятости и торговле с нелегальными товарами. Это препятствует развитию легального бизнеса и инвестиций, а также усугубляет социальные проблемы. Поэтому сокращение теневой экономики является важной задачей для достижения устойчивого экономического роста.

Какие последствия для национальной экономики влечет теневая экономика?

Одним из главных последствий теневой экономики для национальной экономики является уход доходов государства. Крупные суммы денег не поступают в бюджет, что приводит к нехватке средств на развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования и т.д. Также теневая экономика способствует распространению коррупции, что негативно влияет на бизнес-климат и уровень доверия к государству.

Как оценивается теневая экономика в современной России?

Оценка теневой экономики в современной России представляет определенные трудности, так как ее размеры и динамика сложно учесть полностью из-за скрытых операций. Некоторые оценки свидетельствуют о значительном уровне теневой экономики, составляющем до 40% от ВВП. Факторы, такие как неформальная занятость, нелегальная торговля и уклонение от уплаты налогов, еще долго будут оказывать значительное влияние на экономическое развитие страны.