Взаимосвязь науки и искусства
Заказать уникальный доклад- 23 23 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 23.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Специфика научного познания 5
2. Искусство как форма духовно-практического освоения мира 9
3. Наука и искусство: грани взаимодействия 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22
В данном случае, искусство и является тем инструментом, благодаря которому происходит взаимодействие не только с современниками, но и с предшественниками.Искусство также представляет собой форму хранения информации. Так, В. Б. Мириманов полагает, что «искусство всегда руководствуется жизненными мотивациями социума... инновации в искусстве связаны с трансформацией картины мира, поскольку искусство, объективация представления есть форма существования картины мира. Художественный процесс переменно определяет/отражает превращения, происходящие в сознании и реальности».Развитие искусства обусловлено развитием самого общества, оно включает в себя два важных аспекта: с одной стороны, это опыт внутреннего диалога автора с самим собой, с другой, любой автор – это представитель определенной социальной группы, конкретного общества и времени. В данном контексте искусство имеет много схожего с наукой, которая также является социально и культурно обусловленным феноменом.Социокультурная обусловленность научного познания понимается исследователями неоднозначно. Примерами существующих подходов к данной проблеме могут служитьэкстернализм и интернализм. Экстернализм исходит из признания обусловленности научного познания социальным заказом общества, тогда как интернализм признает, в первую очередь, внутренние каналы взаимодействия науки и общества в виде идеалов и норм научного знания. Экстернализмвидит влияние социума на процесс научного познания не только в том, что социальные факторы воздействуют на характер предмета познания и на используемые наукой методы и средства, но и в том, что данные социальные факторы выполняют функцию механизмов развития и движущих сил научного знания, определяющих логику этого развития.Социокультурная обусловленность искусства выражается в том, что искусство – неотъемлемая и важнаячасть социальной жизни человека. Оно не только существенно обогащает повседневную жизнь человека, оно также образует новое измерение человеческого существования – «мир искусства». Искусство ориентировано как на общество в целом, так и на отдельного человека, выступая инструментом его воспитания. В зависимости от того, каким общественным силам служит искусство, какие художественные тенденции и направления развивает, оно может выступать как средством очеловечивания человека, так и угнетать в нем человеческое начало. Т. Адорнопишет: «Нерешенные антагонистические противоречия реальности вновь проявляются в произведениях искусства как внутренние проблемы их формы. Именно это, а не влияние материально-предметных моментов определяет отношение искусства к обществу». Таким образом, в художественных образах искусство фиксирует ключевые коллизии общества, и благодаря их отчужденности от реальной действительности, оказывает исключительной силы влияние на человека. В искусстве всегда непосредственно или опосредованно отражено личность и ее социальное окружение, происходит переход от микросреды (человек) к макросреде (общество). Искусство – это «проективная система», то есть следствие влияния первичных систем (природа, труд, социальные структуры и т. д.) на личность. Так искусство транслирует личностные переживания автора в мир реципиента.Несмотря на то, что наукаи искусство являются независимыми и самодостаточными феноменами, объединяющей их характеристикой является то, что и наука, и искусство являются формойузнавания и осмысления окружающего мира, в которойреализуется важнейшая потребность человека в объяснении и преобразовании мира.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены также важнейшие феномены человеческогобытия, как наука и искусство, а также была сделана попытка проследить точки пересечения двух данных явлений. В работе было уделено большое внимание способности человека к творческому созиданию, а также на примере искусства было продемонстрировано, что творчество выступаетспецифическим, сугубо человеческим способом переживания и освоения мира, что определяет его взаимодействие с наукой, как особой формой мировоззрения.Считая определяющим признаком науки её системность и существование на основании понятий, наиболее точным является определение науки, как системы знаний об объективной действительности, которая подтверждаются практикой. Были выделены следующие функции науки: культурная функция, функция фактора социальной регуляции, регулятивная функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальной силы науки, проективно-конструктивная функция. Современная философия науки исходит из признания важности социокультурного контекста, в котором формировалось научное знание.Точно также, как жажда научного поиска иинтеллектуальные силы стимулируют человека продвигаться по пути научного познания, искусство располагает такой же силой воздействия, которое обращено к той уникальной грани человеческой натуры, которая особенно восприимчива к эстетически прекрасному. Однако, в отличие от науки, которая является предметом интереса того, кто ей занимается, искусство в равной степени волнует и художников, и зрителей. Это объясняется тем, что наука обращается преимущественно к рациональной стороне человеческой натуры, тогда как искусство одновременно затрагивает, как рациональные, так и подсознательные структуры психики. Влияние науки на общество имеет место не только в рамках действия механизма производства и трансляции нового знания, но также и в форме непосредственного воздействия на общественное сознание через институциональные формы социализации человека в процессе образования, где ключевая роль отводится социальным и гуманитарным дисциплинам. Искусство играет аналогичную роль, выполняя функцию механизма социализации личности.Через искусство реконструируется целостность идентичности и происходит социализация человека. Как кодоваясистема и канал коммуникативной интеракции, искусство является эффективным инструментом воздействия на человека, тем самым выступая средством социализации личности. Искусство, являясь, с одной стороны феноменом индивидуального эстетического переживания, и неотъемлемым компонентом жизни социума, с другой стороны, выступает механизмом вовлечения индивида в жизнь общества через усвоение, трансляцию и воспроизводство социально значимых смыслов.Таким образом, несмотря на то, что искусство и наука являются автономными феноменами, объединяет их то обстоятельство, что по отношению к человеку они выступают способом творческого освоения и познания мира, а также являются механизмом созидательного преобразования действительности.Действие данных механизмов различно, однако в процессе анализа специфики функционирования культурных и научных практик, было выявлено, что и наука, и искусство оказывают большое влияние на процесс социализации личности.Наука– путем создания парадигмы гуманитарного знания, которая является частью структуры образовательного процесса, искусство – выступая способов активного включения личности в общественную жизнь и способом передачи индивидуальных мировоззренческих установок через создаваемые произведения искусства.Список использованной литературыАдорно Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно – Москва; Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. – 445 с.Аралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В.Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев / Р.М. Берндт, К.Х. Берндт. – Москва : Наука, 1980. – 448 с.Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – Москва : Академический проект, 2004. – 608 с.Блашенков А. Н. Сциентизм и антисциентизм как ценностно-мировоззренческие ориентации / А.Н. Блашенков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. - № 1 (73). – С. 20-25.Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 1338-143. Бычков В. В. Эстетика / В.В. Бычков – Москва : Академический проект, 2009. – 452 с.Гавриченко О. В., Марцинковская Т. Д., Орестова В. Р. Киноязык в современной культуре / О.В. Гавриченко, Т.Д. Марцинковская, В.Р. Орестова // Вестник РГГУ. – 2017. - № 3 (9). – С. 58-72.Грузков В. Н., Субботина С. А. Искусство как фактор развития эстетического вкуса / В.Н. Грузков, С.А. Субботина // KANT. – 2012. - № 1 (4). – С. 107-111.Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич – М. : ИНФРА-М, 2006. – 272 с.Мириманов В. Б. Императив стиля / В.Б. Мириманов – Москва : РГГУ, 2004. – 196 с.Пашарина Е. С. Предметное содержание философии и науки / Е.С. Пашарина // Вести Волгоградского государственного университета. – 2013. - № 1 (19). – С. 132-135.Покровская Т. П. Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» / Т.П. Покровская // Философия и общество – 2004. - № 3. – С. 185-189.Радченко И. В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства / И.В. Радченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 9 (031). – С. 320-322.Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. – Москва : Новый хронограф, 2008. – 351 с.Скрынник В. Н. Наука и философия. Истина и смысл / В.Н. Скрынник // Вестник Удмуртского университета. – 2013. - № 4. – С. 20-24. Сосненко С. В., Эволюционные формы научных знаний / С. В. Сосненко, Э. Ф. Садыкова, М. Г. Ваганов // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – с. 307-310. Тихонова А. И. Сциентизм и антисциентизм [Электронный ресурс] / А. И. Тихонова. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2009/feht/ tihonova/library/artide4.htm. (Датаобращения: 15.04.2018).Федий О. А. Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности / О.А. Федий // Научный результат. – 2014. - № 1. – С. 65-69.Фесенко Н. А., Чайковский Н. Ю. Необходимость сциентизма и антисциентизма / Н.А. Фесенко, Н.Ю. Чайковский // Научно-исследовательские публикации. – 2016. - № 3(35). – С. 55-58.Худолей С. С. История и теория сциентизма как философского феномена / С.С. Худолей // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. - № 3(21). – С. 106-109.Яфальян А. Ф. Эстетическое образование в период детства : монография / А.Ф. Яфальян – Екатеринбург, 2003. – 180 с.
2. Аралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В. Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.
3. Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев / Р.М. Берндт, К.Х. Берндт. – Москва : Наука, 1980. – 448 с.
4. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз – Москва : Академический проект, 2004. – 608 с.
5. Блашенков А. Н. Сциентизм и антисциентизм как ценностно-мировоззренческие ориентации / А.Н. Блашенков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2012. - № 1 (73). – С. 20-25.
6. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 1338-143.
7. Бычков В. В. Эстетика / В.В. Бычков – Москва : Академический проект, 2009. – 452 с.
8. Гавриченко О. В., Марцинковская Т. Д., Орестова В. Р. Киноязык в современной культуре / О.В. Гавриченко, Т.Д. Марцинковская, В.Р. Орестова // Вестник РГГУ. – 2017. - № 3 (9). – С. 58-72.
9. Грузков В. Н., Субботина С. А. Искусство как фактор развития эстетического вкуса / В.Н. Грузков, С.А. Субботина // KANT. – 2012. - № 1 (4). – С. 107-111.
10. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич – М. : ИНФРА-М, 2006. – 272 с.
11. Мириманов В. Б. Императив стиля / В.Б. Мириманов – Москва : РГГУ, 2004. – 196 с.
12. Пашарина Е. С. Предметное содержание философии и науки / Е.С. Пашарина // Вести Волгоградского государственного университета. – 2013. - № 1 (19). – С. 132-135.
13. Покровская Т. П. Научно-теоретическая конференция «Философия и наука» / Т.П. Покровская // Философия и общество – 2004. - № 3. – С. 185-189.
14. Радченко И. В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства / И.В. Радченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 9 (031). – С. 320-322.
15. Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. – Москва : Новый хронограф, 2008. – 351 с.
16. Скрынник В. Н. Наука и философия. Истина и смысл / В.Н. Скрынник // Вестник Удмуртского университета. – 2013. - № 4. – С. 20-24.
17. Сосненко С. В., Эволюционные формы научных знаний / С. В. Сосненко, Э. Ф. Садыкова, М. Г. Ваганов // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – с. 307-310.
18. Тихонова А. И. Сциентизм и антисциентизм [Электронный ресурс] / А. И. Тихонова. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2009/feht/ tihonova/library/artide4.htm. (Дата обращения: 15.04.2018).
19. Федий О. А. Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности / О.А. Федий // Научный результат. – 2014. - № 1. – С. 65-69.
20. Фесенко Н. А., Чайковский Н. Ю. Необходимость сциентизма и антисциентизма / Н.А. Фесенко, Н.Ю. Чайковский // Научно-исследовательские публикации. – 2016. - № 3(35). – С. 55-58.
21. Худолей С. С. История и теория сциентизма как философского феномена / С.С. Худолей // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. - № 3(21). – С. 106-109.
22. Яфальян А. Ф. Эстетическое образование в период детства : монография / А.Ф. Яфальян – Екатеринбург, 2003. – 180 с.
Вопрос-ответ:
Какая взаимосвязь существует между наукой и искусством?
Наука и искусство тесно взаимосвязаны. Они оба изучают мир, каждое с помощью своих инструментов. Наука использует методы исследования, а искусство выражает свои идеи и эмоции через формы и символы. Вместе они способствуют более глубокому пониманию мира и развитию человеческого духа.
Чем специфично научное познание?
Научное познание отличается от других форм познания (например, философского или религиозного) своим стремлением к объективности и проверяемости. Научные исследования основаны на эмпирических данных и логических выводах. Они следуют строгим методам и правилам, чтобы достичь достоверных результатов и установить закономерности в природе и обществе.
Каким образом искусство помогает осваивать мир?
Искусство является формой духовно-практического освоения мира. Оно позволяет нам выражать свои чувства, идеи и восприятие окружающей действительности. Через творчество искусство позволяет нам лучше понять себя, отразить свои мысли и эмоции, а также развивать эстетическое восприятие и креативность.
Как наука и искусство взаимодействуют друг с другом?
Наука и искусство находят точки соприкосновения во взаимодействии людей, идей и знаний. Они могут взаимно вдохновлять друг друга: наука предоставляет искусству новые идеи и технологии, а искусство может быть источником вдохновения для научных исследований. Искусство также может быть способом передачи научной информации через эмоциональный и эстетический опыт.
Какое значение имеет искусство в сохранении информации?
Искусство играет важную роль в хранении информации. Оно может сохранять и передавать знания, традиции и историю человечества через свои произведения. Картины, скульптуры, музыка и другие формы искусства могут быть интерпретированы и изучены поколениями, что дает нам возможность узнать о прошлом и насладиться творчеством предшественников.
Какова специфика научного познания?
Специфика научного познания заключается в стремлении получить объективное знание, основанное на наблюдении, экспериментах и логическом анализе данных. Научное познание стремится выявить законы и принципы, определить причинно-следственные связи и объяснить явления природы и общества.
Какой роль играет искусство в освоении мира?
Искусство является формой духовно-практического освоения мира. Через искусство мы можем выразить свои чувства, эмоции и идеи, а также получить новые взгляды на мир. Искусство позволяет нам увидеть и воспроизвести красоту, создавать новые объективные и субъективные образы, а также передавать знания и опыт предшественников.
В чем заключается взаимодействие науки и искусства?
Взаимодействие науки и искусства основано на обмене идеями и взглядами. Наука предоставляет искусству новые знания и технологии, которые могут быть использованы в творчестве. Искусство, в свою очередь, может вдохновить ученых на новые исследования и помочь им визуализировать и объяснить сложные концепции и открытия.
Как искусство может быть инструментом взаимодействия с предшественниками?
Искусство является формой хранения информации. Через искусство мы можем узнать о жизни и творчестве предшествующих поколений. Искусство передает нам их опыт, знания и идеи. Мы можем восхищаться произведениями искусства, изучать и анализировать их, находить в них вдохновение и строить на этом основе свое собственное искусство.
Какие мотивации руководят искусством?
Искусство всегда руководствуется жизненными мотивациями социума. Художники и творцы ищут истину, красоту, справедливость, историческую или социальную правду. Искусство может служить выражением эмоций, протестом, исследованием новых форм и техник, а также средством коммуникации и социального изменения.
Какова специфика научного познания?
Специфика научного познания заключается в применении систематических методов и исследований для приобретения новых знаний о мире. Научное познание строится на логическом мышлении, экспериментах, анализе данных и общепризнанных принципах. Оно ориентировано на получение объективной и проверяемой информации, а также развитие теорий и концепций для объяснения явлений.