Развитие художественно-эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы развития художественно-эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие художественно-эстетического восприятия 5
1.2. Книжная графика в развитии детей дошкольного возраста 10
1.3. Особенности художественно-эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 18
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста 20
2.1. Выявление уровня развития художественно-эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста 20
2.2. Организация работы по развитию художественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольников 24
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Варианты репродукций картин, отражающих сюжеты детских сказок: «Царевна - Лебедь», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич везет царевну на сером волке».Только 20% детей смогли рассказать о картине эмоционально, проявляя то радость, то печаль, в зависимости от рассматриваемой иллюстрации. 50% детей недостаточно испытывали сопереживания, не проявили особого восторга рассматривали картины спокойно. 30% не проявили никаких чувств и эмоций, от беседы отказались (рисунок 1). В процессе диагностики уточнялась степень проявления интереса, которая зависела от количества вопросов, возникавших у детей в ходе рассматривания картины. Так как чем выше их интерес искусству, тем больше проявляется их эстетическая активность. Рисунок 1 – Анализ эмоциональности детей при описании картинДля определения деятельного компонента была использована модифицированная методика «Пять рисунков» Н.А. Лепской. После прочтения произвдения Г.Х. Андерсен «Снежная королева» детям было предложено придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера. Автор методики выделяет следующие критерии показатели художественно-творческих способностей: самостоятельность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.Первые три параметра направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося. Статика в рисунках детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.Параметр «эмоциональность» фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося на жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а так же отношение автора к изображаемому событию или персонажу. Параметры «выразительность» и «графичность» характеризуют достоинства продуктивной деятельности ребенка и относятся непосредственно к самому рисунку.Большая часть детей (50%) имеют низкий уровень художественно-творческих способностей. Дети самостоятельно не могут найти источник замысла для рисунка. Они способны действовать только по образцу. Свой личный опыт такие дети с рисованием не связывают, считая, что изображать надо только то, что умеешь, что уже рисовал раньше или что показывал учитель. На их рисунках, независимо от задания, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково. Чаще всего это солнышко, домик, дерево, цветочки, телефоны, повторяются и «мультяшные» человечки. Иногда можно увидеть нечто новое, но, как правило, это то, что показывал педагог.30% детей имеют средний уровень художественно-творческих способностей. Жизненный или культурный опыт данных детей актуализируется только при условии, если педагог назвал им несколько разных источников замысла рисунка. Из них ребенок выбирает то, что соответствует опыту его наблюдений и впечатлений, в этом случае делает интересные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что не раз уже изображал.20% детей ЭГ имеют высокий уровень художественно-творческих способностей. Дети достаточно быстро нашли замысел для своего рисунка. Один ребенок имеет такой богатый запас замыслов, что никакой подсказки со стороны ему не требуется: ему очень хочется что-то нарисовать - особенное и интересное. Его рисунки отличаются от других и необычностью выбранного события, и оригинальностью изобразительного решения (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ результатов проведения методики «Пять рисунков» Н.А. ЛепскойТаким образом, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий уровень развития художественно-эстетического восприятия книжной графики. Дети не имеют сформированных эстетических представлений, не проявляют интерес к какому-либо виду творчества или искусства, не стремятся к прекрасному. Не имеют четко сформированных представлений о средствах выразительности, степени эмоциональных проявлений, активности в деятельности. 2.2. Организация работы по развитиюхудожественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольниковС учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, нами был разработан конспект занятия по развитию художественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольников.Цель: развивать художественно-эстетическое восприятие книжной графики у дошкольников.Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.Материалы к занятию: альбомные листы, акварельные краски по количеству детей; иллюстрации В. Горлова и Е. Рачёва к сказке «Колобок»; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».Предварительная работа: чтение сказки и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация по сказкам; работа с раскрасками.Ход занятия:Вводная часть:- Ребята, а вы любите сказки? - А много сказок вы знаете?- Сейчас мы это проверим! Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.В ходе отгадывания детьми сказок, воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию к этой сказке.1) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.(«Репка») 2) – Кто, кто в теремочке живёт?- Кто, кто в невысоком живёт?- Я, мышка-норушка._ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок»)3) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. «Маша и медведь»4) – Я от бабушки ушёл,И от дедушки ушёл.А от тебя, заяц, И подавно уйду.(«Колобок»)- Молодцы! Все сказки узнали!Основная часть:- Посмотрите, у меня на мольберте стоят картинки к названным вами сказкам.- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. - Сегодня вы будете рисовать рисунки к сказкам «Колобок» и «Репка». Но сначала давайте вспомним героев этих сказкок.Беседа о героях сказкок «Колобок» и «Репка». (Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание сказки.)- Вспомним главных героев сказки «Колобок». (На доске прикрепляются иллюстрации).- Кто первым встретился колобку? (Заяц)- Какую песенку спел ему Колобок?«Я колобок, колобок!По амбару метён,По сусечкам скребён,На сметане мешён,В печку сажён,На окошке стужён.Я от дедушки ушёл,Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти».- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?- Что случилось с Колобком в конце сказки?- Почему Лисе удалось съесть Колобка?- Какая Лиса в сказке? (Хитрая, обманщица, злая)Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва.- Вспомним главных героев сказки «Репка». (На доске прикрепляются иллюстрации).- Кто первым стал тащить репку? (Дед)- Кого потом позвал Дед на помощь? (Бабку) и т.д.- Без чьей помощи они не могли вытащить репку? (Мышки)Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».Практическая часть:Дети приступают к работе. В это время воспитатель следит за техникой выполнения рисунка и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать людей, зверей, деревья и т. Д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.Заключительная часть:- Вы все хорошо постарались! Давайте разместим ваши рисунке на нашей доске.Ребята, вместе с воспитателем анализируют рисунки. По окончании занятия рисунки вывешиваются на групповой выставке.Таким образом, с целью развития художественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольников нами был разработан конспект занятия «В гостях у сказки». Занятие построено с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и основано на включении детей в различные виды детской изобразительной деятельности.Выводы по главе 2Проведенная нами диагностика показала, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий уровень развития художественно-эстетического восприятия книжной графики. Дети не имеют сформированных эстетических представлений, не проявляют интерес к какому-либо виду творчества или искусства, не стремятся к прекрасному. Не имеют четко сформированных представлений о средствах выразительности, степени эмоциональных проявлений, активности в деятельности.С целью развития художественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольников нами был разработан конспект занятия «В гостях у сказки». Занятие построено с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и основано на включении детей в различные виды детской изобразительной деятельности.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Художественно-эстетическое восприятие представляет собой процесс духовно-практической деятельности, в котором осознаются, интерпретируются и совершенствуются результаты чувственного постижения образно-символического содержания художественного произведения на основе художественных впечатлений и переживаний.Иллюстративная графика должна занять значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. В дошкольном учебном заведении дети знакомятся с искусством книжной иллюстрации, лицом художника-иллюстратора, творческим процессом иллюстрирования литературных произведений, учатся различать стили иллюстрирования и привлекаются к самостоятельному созданию иллюстраций. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.Художественно-эстетическое восприятие книжной графики у дошкольников в целом еще поверхностное и несовершенное. Дошкольники не всегда умеют правильно «читать» изображение, понимать его смысл, соотносить его с образами реальной действительности, сформированными в жизненном опыте; передавать свое личностное отношение к изображенному. На разных стадиях развития художественно-эстетического восприятия у ребенка меняется: а) содержание, доступное для интерпретации, и глубина познавательного проникновение в него; б) сложность композиции, которая может быть «схвачена» ребенком в целом, в единстве и взаимосвязи всех ее частей; в) эстетическая оценка воспринятого: здесь имеет место и эмоциональная окрашенность и личное отношение ребенка.Проведенная нами диагностика показала, что у детей дошкольного возраста преимущественно низкий уровень развития художественно-эстетического восприятия книжной графики. Дети не имеют сформированных эстетических представлений, не проявляют интерес к какому-либо виду творчества или искусства, не стремятся к прекрасному. Не имеют четко сформированных представлений о средствах выразительности, степени эмоциональных проявлений, активности в деятельности.С целью развития художественно-эстетического восприятия книжной графики у дошкольников нами был разработан конспект занятия «В гостях у сказки». Занятие построено с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и основано на включении детей в различные виды детской изобразительной деятельности.Список литературыБарб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. – Издательство: Арка, 2012. – 192 с.Витковская Н. С. Формирование эстетической культуры младших школьников. – К. : Рад. школа, 1980. – 151 с.Волынкина В .И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 441 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Грачев, В. А. Экологическая культура и образование — основа Гулыга А. В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2016. – 544 с. Ибука М. После трёх уже поздно. – М.: Олта, 2018. – 64 с.Идеи эстетического воспитания: Антология. – М., 1973. Т. 1. – 247,248 с.Киященко Н. И. «Эстетическое творчество». – М., 1985. – 25 с.Киященко Н. И. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. – М., 1981. 30 с.Комарова Т. С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошк. учреждений. – М .: Мнемозина, 1995. – 160 с.Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2008. – 1115 с.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М. : Знание, 1981. – 96 с. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания. Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 255 с. обеспечения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В. А. Грачев // Безопасность жизнедеятельности. — М., 2013. — № 1. — С. 2–6Собкин В.С. Художественное образование и эстетическое воспитание// Вопросы психологии – 1989. - № 1 – С. 24-32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с

1. Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. – Издательство: Арка, 2012. – 192 с.
2. Витковская Н. С. Формирование эстетической культуры младших школьников. – К. : Рад. школа, 1980. – 151 с.
3. Волынкина В .И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 441 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
5. Грачев, В. А. Экологическая культура и образование — основа
6. Гулыга А. В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
7. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2016. – 544 с.
9. Ибука М. После трёх уже поздно. – М.: Олта, 2018. – 64 с.
10. Идеи эстетического воспитания: Антология. – М., 1973. Т. 1. – 247,248 с.
11. Киященко Н. И. «Эстетическое творчество». – М., 1985. – 25 с.
12. Киященко Н. И. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. – М., 1981. 30 с.
13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошк. учреждений. – М .: Мнемозина, 1995. – 160 с.
14. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 2008. – 1115 с.
15. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М. : Знание, 1981. – 96 с.
16. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания. Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 255 с.
17. обеспечения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В. А. Грачев // Безопасность жизнедеятельности. — М., 2013. — № 1. — С. 2–6
18. Собкин В.С. Художественное образование и эстетическое воспитание// Вопросы психологии – 1989. - № 1 – С. 24-32.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с

Вопрос-ответ:

Что такое художественно эстетическое восприятие книжной графики?

Художественно эстетическое восприятие книжной графики - это способность ребенка дошкольного возраста оценивать и понимать различные художественные и эстетические аспекты книжных иллюстраций.

Как развивается художественно эстетическое восприятие книжной графики у детей дошкольного возраста?

Развитие художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста происходит через постепенное знакомство с различными видами и стилями иллюстраций, обсуждение их сюжетов и эмоций, а также через практическую работу с различными художественными материалами.

Какие особенности художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста?

Особенности художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста заключаются в их способности видеть и интерпретировать разные детали и сюжеты иллюстраций, а также в развитии своего собственного творческого мышления и воображения.

Какое значение имеет книжная графика в развитии детей дошкольного возраста?

Книжная графика играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста, так как она помогает им развивать свое воображение, эстетическое восприятие и способность анализировать и интерпретировать информацию через визуальные образы.

Как можно развить художественно эстетическое восприятие книжной графики у детей дошкольного возраста?

Художественно эстетическое восприятие книжной графики у детей дошкольного возраста можно развить через чтение книг с яркими и интересными иллюстрациями, проведение дискуссий и обсуждений после прочтения книг, а также практическую работу с различными художественными материалами.

Что такое художественно эстетическое восприятие?

Художественно-эстетическое восприятие - это способность человека воспринимать, понимать и оценивать искусство и красоту в окружающем мире.

Какое значение имеет книжная графика в развитии детей дошкольного возраста?

Книжная графика играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста, так как она стимулирует их воображение, развивает творческие способности и эстетическое восприятие.

Какие особенности художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста особенностью художественно эстетического восприятия книжной графики является наивность и непосредственность восприятия, а также интерес к ярким цветам, простым формам и изображениям из их повседневной жизни.

Каковы теоретические основы развития художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста?

Теоретическими основами развития художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста являются понятия о форме, цвете, линии и композиции, а также развитие воображения, эмоциональной сферы и творческих способностей.

Что можно сделать, чтобы развить художественно эстетическое восприятие книжной графики у детей дошкольного возраста?

Для развития художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста нужно предоставлять им разнообразные книги с яркими иллюстрациями, проводить творческие занятия, развивающие воображение и чувство прекрасного, а также обсуждать и анализировать иллюстрации вместе с детьми.

Какой возраст подходит для развития художественно эстетического восприятия книжной графики?

Развитие художественно эстетического восприятия книжной графики рекомендуется начинать с детей дошкольного возраста, примерно 3-5 лет.

Какие особенности художественно эстетического восприятия книжной графики у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста художественно эстетическое восприятие книжной графики характеризуется более интуитивным подходом. Дети оценивают графические элементы книги в целом, а не анализируют их отдельно. Они получают эмоциональное удовлетворение от просмотра ярких и красочных изображений, а также развивают воображение и фантазию, воспринимая картинки как отдельные истории и сюжеты.