Древнеегипетские обелиски и солнечные храмы
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 24.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Зарождение культа обелисков. Солнечные храмы Древнего царства. Комплекс храма фараона Ниусерра в Абусире 5
2.Храмы Нового царства, посвященные солнечному богу Амон-Ра 14
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26
Самая древняя его часть была построена при Амнехотепе III (18 династия). Представляет из себя залы, украшенные монументальными барельефами и надписями. Цари следующей династии пристроили южный двор, в котором колонны перемежаются со статуями фараонов.С северной стороны Рамзес II (Великий, 19 династия) установил колоны с четырёх сторон открытого пространства (перистиль) и пилон с изображением своих военных подвигов. На нём же высечен текст поэмы придворного поэта Пентаура, восхваляющей фараона.У северного входа расположены 4 огромных монолита, изображающие Рамзеса II, его супругу Нефертари, и обелиск. Изначально здесь стояли два обелиска. В начале 1830 годов один из них был подарен Франции за первую расшифровку египетских иероглифов. Сейчас подарок стоит на площади Согласия в Париже.Не только Луксорский, но и каждый храм Древнего Египта, представляет собой определённую модель мира, где совершают сакральные действия, жертвоприношения и службы, призванные поддерживать жизнь людей на земле.Храм Хатшепсут– это важный этап в развитии египетского искусства и архитектуры. Архитектура данного храма отличается от сооружений Среднего царства, особенно ярко это проявляется, если сравнить храм Хатшепсут с близким ему в аспекте планировки, оформления храмомМентухотепа. Однако оба храма расположены на трех террасах. Здесь также важно сказать о сочетании горизонтальных линий террас с вертикалями портиков; архитектура храма удивительно цельная, что еще более явственно проступает на фоне окружающих скал. Однако храм Хатшепсут отличается от заупокойных храмов Среднего царства отсутствием погребения. И этот аспект, конечно же, определил специфику храма, его своеобразные черты. Относительно храмаМентухотепа он является менее суровым, и также и более декорированным. От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них наблюдается воплощение образа фараона со всеми атрибутами царского достоинства — клавт, подвесная борода, только вместо лица непреклонного владыки сфинксы обладают красивым, нежным женским лицом. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах высечены изображения пленных, что является символом тех побед, которые одержала Хатшепсут.Дорога ведет к нижней террасе, на которой расположен первый двор храма. Его окружали деревья, кроме того, ранее тут имелся пруд. С запада двор обрамлен посредством портика, разделенного на две части лестницей внушительного монументального вида. На боковых стенах лестницы высечены львиные фигуры — они охраняют вход. Второй двор, расположенный на средней террасе, как и первый, обладает портиком с двумя рядами четырехгранных колонн по 22 колонны в каждом ряду. Стены портика украшают рельефы, рассказывающие о том, как экспедиция вернулась из страны Пунт (Сомали). Эти рельефы облают следующими выраженными художественными чертами: ясность контуров, тщательная передача деталей, нежная, теплая гамма расцветки. Нижняя терраса храма Хатшепсутсвязана с двумя маленькими святилищами; одно из них посвящается богу-шакалу Анубису, другое — богине-корове Хатхор. У святилища Хатхор есть два зала. Потолок первого зала поддерживается 32 колоннами, капители колонн имеют вид женской головы с ушами коровы — это так называемые хатхорические капители. Что касается второго и более маленького зала, то в нем находится две колонны, данный зал обладал проходами в боковые ниши и в само святилище.Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первого, разделяет лестница, ведущая на вторую, среднюю террасу. Снизу терраса была окруженабалюстрадой, украшенной скульптурными изображениями змей-кобр, являвшихся символом богини Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол — символ Бехудти, это бог Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, которая ведет на третью, верхнюю террасу, находились сфинксы, выполненные из розового гранита.Верхнюю террасу со всех сторон обнесли колоннадой, которая и образовывала внутренний двор; в глубине его, в стене за колоннадой вырубили 18 ниш для статуй царицы, которая изображена в образе и виде бога Осириса. Вход во двор закрывали гранитные двери. Ко двору примыкали молельни. Одна молельня была посвящена отцу царицы, фараону Тутмесу. Чтобы придать значимость храму, по бокам верхней террасы были выстроены пятиметровые осирические статуи Хатшепсут, которые можно было видеть еще с берегов Нила.В целом, скульптура обладала особой значимостью в оформлении храма – здесь было представлено свыше четырехсот статуй, которые служили украшением дворов, святилищ, стены портика были покрыты прекрасными рельефами. Особая декоративность скульптуры и всего храма обеспечивалась благодаря полихромии. Статуи и рельефы были раскрашены, яркой росписью были покрыты потолки. Для отделки полов использовали золото и серебро. Общее убранство храма дополнялось благодаря изделиям, выполненным из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы. Важная роль колонн не только во внутреннем, но и в наружном оформлении храма, обилие статуй и рельефов, богатство полихромии, декоративность, роскошь убранства, разнообразие материалов — все эти черты, присущие храму Хатшепсут, являются в целом типичными для храмовой архитектуры Нового царства. До сих пор данный храм не может не поражать воображение своей гармонией и совершенством. ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Одним из уникальных типов архитектурных сооружений в Египте являлись обелиски. Как и все искусство Египта, обелиски имели глубокое символическое, религиозное значение. До конца тайна обелисков Древнего Египта не разгадана. Известно, что обелиски Среднего царства имели металлические навершия, а также надписи, что отсутствовало у обелисков Древнего царства. Есть основания полагать, что обелиски устанавливались парами, посвящаясь культуру Солнца, то есть, они являлись непременным атрибутом солярных храмов Египта. В период Среднего царства начинается процесс формирования культа классических обелисков и начинается история классических обелисков, которые в противоположность обелискам более раннего периода не имели прямого отношения к погребальному культу и не устанавливались в гробницах. Есть версия о том, что обелиски устанавливались, чтобы сохранить имя царя. Таким образом, обелиски были связаны с культом смерти и бессмертия Древнего Египта. В период Среднего царства функции обелисков синтезировались, соответственно, они приобрели характер универсального сооружения. Солярные храмы Египта Древнего царства почти не сохранились. Но лишь два храма были раскопаны и исследованы. Главное сооружение храма было расположено в ограде храмового комплекса и состояло из мощной, напоминающей мастаба платформы, на которой возвышался обелиск, отличавшийся от более поздних своими гораздо более массивными пропорциями.Очень возросла роль солнечного культа в композиционных решениях храмов периода Нового царства. Эти храмы посвящались Амону Ра. Вместе с тем, период Нового царства – это еще и постепенный отход от канонов. В период III - IV династии сложился канон египетского искусства, который практически был неизменным на протяжении нескольких эпох. Египетское культовое строительство отличается монументальностью, стилизацией и, вместе с тем, изяществом и конкретностью образов. Как уже отмечалось ранее, для него характерен синтез архитектуры, скульптуры и живописи, при том, что главным и объединяющим началом является архитектура. Но в период Нового царства каноны искусства перестают иметь столь большое значение, а искусство двигается в сторону большей реалистичности и декоративности. Это нашло отражение в искусствеи храмах Нового царства. Список литературыБадж У. Египет на заре цивилизации. – Режим доступа: http://esxatos.com/badzh-egipet-na-zare-civilizaciiВёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2000. -944 с.Всеобщая история искусств./Под ред. Р.Б. Климова. – М., 1956. – Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtmlМатье М. Искусство Древнего Египта.// http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st013.shtmМюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / М. Мюррей ; пер. с англ. Т. М. Шуликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. — 223 с. Спартак А.А. Зарождение культа обелисков в Древнем Египте. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37130932& Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски как элемент легитимации власти фараона [Электронный ресурс] / А. А. Костюкевич (Спартак)//«Ломоносов – 2009». Секция XVI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 14-17 апр. 2009 г. / Отв. ред. И. А. Алешковский и др. – М.: МАКС Пресс, 2009 – Режим доступа: msu.ru/archive/Lomonosov_2009/02_ANTIQUITY.pdf. Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски в античной историографии / А. А. Костюкевич (Спартак) // Сборник работ 68-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 16-19 мая 2011 г.: в 3 ч./ БГУ. – Минск :Издат. Центр БГУ, 2011 – Ч. 2 – С. 284Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски: классическая историография вопроса / А. А. Костюкевич (Спартак) // Сборник работ 69-й науч. конф. Студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 14-17 мая 2012 г.: в 3 ч. / БГУ. – Минск, 2013 – Ч. 2 – С. 167-173.Странников В.Ю. Египет. Культура, традиции, архитектура Древнего Египта. – М.: Профит-Стайл, 2018. – 544 с. Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Древние египтяне./О.В. Томашевич, М.А. Чегодаев//Мифы и религии мира. – М., 2004. Тураев Б. А. Египетская литература. СПб., 2000.Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.Эль АлавиМохамед Эль Саиед. Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта : ил РГБ ОД 61:85-17/51 1. – Л., 1964.ПриложениеРис.1. Солнечный храм УсеркафаРис.2. Солнечный храм Нуисерра (реконструкция)Рис. 3. Обелиск Сенусерта в ГелиополеРис.4, 5 Храм Амона-Ра в ЛуксореРис.6 Пилоны и обелиск храма Амона-Ра в ЛуксореРис.7. Храм Хатшепсут, посвященный солнцу
1. Бадж У. Египет на заре цивилизации. – Режим доступа: http://esxatos.com/badzh-egipet-na-zare-civilizacii
2. Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. В 3 т. Т. 1 / К. Вёрман. - М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2000. -944 с.
3. Всеобщая история искусств./Под ред. Р.Б. Климова. – М., 1956. – Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/index.shtml
4. Матье М. Искусство Древнего Египта.// http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st013.shtm
5. Мюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / М. Мюррей ; пер. с англ. Т. М. Шуликовой. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. — 223 с.
6. Спартак А.А. Зарождение культа обелисков в Древнем Египте. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37130932&
7. Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски как элемент легитимации власти фараона [Электронный ресурс] / А. А. Костюкевич (Спартак)//«Ломоносов – 2009». Секция XVI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 14-17 апр. 2009 г. / Отв. ред. И. А. Алешковский и др. – М.: МАКС Пресс, 2009 – Режим доступа: msu.ru/archive/Lomonosov_2009/02_ANTIQUITY.pdf.
8. Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски в античной историографии / А. А. Костюкевич (Спартак) // Сборник работ 68-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 16-19 мая 2011 г.: в 3 ч./ БГУ. – Минск : Издат. Центр БГУ, 2011 – Ч. 2 – С. 284
9. Спартак А. А. Древнеегипетские обелиски: классическая историография вопроса / А. А. Костюкевич (Спартак) // Сборник работ 69-й науч. конф. Студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 14-17 мая 2012 г.: в 3 ч. / БГУ. – Минск, 2013 – Ч. 2 – С. 167-173.
10. Странников В.Ю. Египет. Культура, традиции, архитектура Древнего Египта. – М.: Профит-Стайл, 2018. – 544 с.
11. Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Древние египтяне./О.В. Томашевич, М.А. Чегодаев//Мифы и религии мира. – М., 2004.
12. Тураев Б. А. Египетская литература. СПб., 2000.
13. Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. — М.: Искусство, 1956.
14. Эль Алави Мохамед Эль Саиед. Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта : ил РГБ ОД 61:85-17/51 1. – Л., 1964.
Вопрос-ответ:
Как начался культ обелисков в Древнем Египте?
Культ обелисков в Древнем Египте начался с появления первых обелисков и их использования во время правления фараонов Древнего царства. Обелиски считались священными символами солнца и были посвящены богу Ра.
Какие храмы были посвящены солнечному богу Амон Ра в Древнем Египте?
В Древнем Египте было много храмов, посвященных солнечному богу Амон Ра. Один из таких храмов был построен фараоном Аменхотепом III в 18-й династии. Этот храм находится в Абусире и состоит из залов, украшенных монументальными барельефами и надписями.
Какие еще храмы были построены для солнечного бога Амон Ра в Древнем Египте?
В Древнем Египте были построены множество храмов, посвященных солнечному богу Амон Ра. Один из таких храмов располагается в Тебе и называется Храмом Карнак. Этот храм является одним из самых величественных и огромных строений Древнего Египта.
Какие части храма фараона Ниусерра в Абусире являются самыми древними?
Самая древняя часть храма фараона Ниусерра в Абусире была построена во время правления Амнехотепа III, 18-й династии. Эта часть храма состоит из залов, украшенных монументальными барельефами и надписями, и является одним из самых ранних примеров храмовых построек в Древнем Египте.
Какие элементы присутствуют в южном дворе храма фараона Ниусерра в Абусире?
В южном дворе храма фараона Ниусерра в Абусире присутствуют колонны, которые перемежаются с другими архитектурными элементами. Эти колонны служат не только декоративной функцией, но и имеют символическое значение, связанное с культом солнца и бога Ра.
Что представляют собой древнеегипетские обелиски?
Древнеегипетские обелиски - это вертикальные монументальные столбы, выполненные из камня. Они имеют форму четырехгранной пирамиды или стилобата и устанавливаются на высокий постамент. Обелиски обычно украшены изображениями и иероглифическими надписями.
Каким образом зарождался культ обелисков в Древнем Египте?
Зарождение культа обелисков в Древнем Египте связано с почитанием солнечного бога Ра. Обелиски считались символами божественной мощи и связью с небесными силами. Они устанавливались перед храмами и использовались для привлечения благосклонности богов, обеспечения процветания страны и защиты от злых духов.
Какие солнечные храмы были построены в Древнем Египте?
В Древнем Египте было построено множество солнечных храмов. Один из них - комплекс храма фараона Ниусерра в Абусире. Этот храм был построен во время Древнего царства и состоит из залов, украшенных монументальными барельефами и надписями. В ходе следующей династии был пристроен южный двор с колоннами.
Какие храмы Нового царства были посвящены солнечному богу Амон Ра?
В Новом царстве были построены множество храмов, посвященных солнечному богу Амон Ра. Один из них - самый древний храм, который был построен при Амнехотепе III 18 династии. Этот храм представляет из себя залы, украшенные монументальными барельефами и надписями, а также имеет южный двор, где колонны перемежаются с другими архитектурными элементами.