Особенности межличностных отношений стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 01.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ 6
1.1. Межличностные отношения как предмет психологического исследования 6
1.2. Характеристика копинг – стратегий личности 14
1.3. Гендерный аспект межличностных отношений и копинг - поведения 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Несколько меньше у испытуемых выражено избегание конфликта (отсутствие стремления к кооперации и к достижению собственных целей) и приспособление к конфликту (принесение в жертву собственных интересов ради интересов других).Довольно редко испытуемые используют соперничество, конкуренцию (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому).При прогнозировании исхода конфликтной ситуации среди группы испытуемых выше шанс выиграть конфликт у оппонента.Соотношение испытуемых с сильно выраженными стратегиями поведения в конфликте отражено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение испытуемых с сильно выраженными стратегиями поведения в конфликте.Как видно по соотносительным данным, половина молодых людей склонна использовать стратегию сотрудничества в конфликтах, то есть стратегию, когда важны как цели, так и взаимоотношения, и человек склонен к конструктивному диалогу с оппонентом. Многие испытуемые (40,5%) склонны применять такую стратегию как компромисс, то есть идти на взаимные уступки. 26,2% испытуемых склонны к избеганию в ситуациях конфликта, также 26,2% респондентов преимущественно выбирают стратегию приспособления, то есть пренебрежение собственными интересами ради других.9,5% испытуемых склонны к такой стратегии как соревнование, имеют стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.Только у двух испытуемых (4,8%)выражено гармоничное поведение в конфликте, они применяют все пять тактик поведения равномерно.Результатысравнительного анализа в стратегиях поведения в конфликте и типах межличностных отношений у юношей и девушек представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты сравнительного анализа Среднее ДевушкиСреднее ЮношиUрПозитивное переформулирование12,812,8174,00,88Мысленный уход9,69,1148,50,39Концентрация на эмоциях13,410,377,00,00Социальная поддержка12,211,4152,50,45Активное совладание12,512,6170,50,80Отрицание8,88,2146,00,35Религия6,16,4168,00,75Юмор11,512,4158,50,56Поведенческий уход8,17,6162,50,64Сдерживание9,89140,00,27Эмоциональная поддержка13,011,0125,50,13Использование «успокоительных»7,48171,50,82Принятие12,210,8114,00,07Подавление конкуренции10,49,8156,50,52Планирование12,911,8130,50,17Авторитарный Р8,39,2154,50,49Эгоистичный Р6,17,2145,00,34Агрессивный Р8,28,1176,50,93Подозрительный Р8,47,8161,00,61Подчиняемый Р7,57,2165,00,69Зависимый Р7,37,3171,00,81Дружелюбный Р8,69,2160,00,59Альтруистический Р10,49,6154,00,48Авторитарный И10,410,4160,50,60Эгоистичный И7,98,2172,50,85Агрессивный И6,97,0180,00,99Подозрительный И4,25,1144,00,32Подчиняемый И3,94,7133,00,20Зависимый И4,66,1114,50,07Дружелюбный И7,89,989,00,01Альтруистический И9,29,3167,00,73Доминантность Р1,43,1154,50,49Дружелюбие Р2,72,4169,00,77Доминантность И12,310,2124,00,12Дружелюбие И2,04,4137,50,24Соперничество3,93,9175,00,90Сотрудничество7,36,7150,00,41Компромисс7,26,7149,50,40Избегание6,56,3162,50,64Приспособление5,16,5123,00,12Выигрыш в конфликте-0,5-2,2145,50,34Результаты сравнительного анализа показали, одно значимое различие в стратегиях поведения в конфликте в зависимости от пола.Девушки в стрессовой, конфликтной ситуации значительно больше концентрируются на эмоциях и больше их выражают, нежели юноши (р≤0,01).Выявлено одно значимое различие в особенностях межличностных отношений в зависимости от пола.Юноши в своем идеальном образе более дружелюбны, больше стремятся быть доброжелательнее, нежели девушки (р≤0,05).Результаты корреляционного анализа типов межличностных отношений со стратегиями поведения в конфликте в группедевушек представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты корреляционного анализа в группедевушекАвторитарныйЭгоистичный АгрессивныйПодозрительныйПодчиняемыйЗависимыйДружелюбныйАльтруистическийДоминированиеДружелюбиеПозитивное переформулирование0,190,420,19-0,36-0,18-0,020,130,070,440,02Мысленный уход-0,07-0,10-0,02-0,060,20-0,06-0,090,20-0,100,02Концентрация на эмоциях0,31-0,140,030,130,100,200,100,31-0,010,08Социальная поддержка0,16-0,010,00-0,060,230,440,310,19-0,130,27Активное совладание0,240,340,27-0,420,00-0,02-0,050,020,29-0,09Отрицание-0,17-0,01-0,200,400,100,550,400,19-0,350,30Религия0,160,04-0,200,050,200,650,480,28-0,110,43Юмор-0,130,310,28-0,28-0,17-0,07-0,03-0,130,22-0,11Поведенческий уход-0,34-0,28-0,070,580,370,23-0,02-0,08-0,580,02Сдерживание-0,160,020,440,010,130,01-0,31-0,29-0,18-0,27Эмоциональная поддержка0,22-0,13-0,08-0,090,240,280,370,22-0,130,30Использование «успокоительных»-0,01-0,11-0,400,330,080,100,230,24-0,080,24Принятие0,05-0,080,31-0,06-0,040,02-0,06-0,120,06-0,13Подавление конкуренции0,230,340,10-0,120,080,110,060,130,140,06Планирование0,260,230,17-0,070,13-0,03-0,090,140,15-0,11Соперничество0,410,270,390,12-0,50-0,37-0,48-0,210,46-0,52Сотрудничество0,030,020,21-0,480,010,200,09-0,140,100,00Компромисс0,03-0,15-0,23-0,08-0,040,010,130,290,080,26Избегание-0,33-0,33-0,110,000,370,160,290,00-0,400,18Приспособление-0,51-0,08-0,380,130,410,220,250,18-0,460,38Выигрыш в конфликте0,560,290,43-0,13-0,53-0,26-0,37-0,170,60-0,44Результаты корреляционного анализа в группе девушек показали следующие значимые взаимосвязитипов межличностных отношений со стратегиями поведения в конфликте.Авторитарный тип межличностных отношений положительно связан с соперничеством (р≤0,05), выигрышем в конфликте (р≤0,01) и отрицательно связан с приспособлением (р≤0,01). То есть больше выражена у испытуемых доминантность, компетентность, авторитетностьтем меньше они используют приспособление в конфликте, и тем больше они склонны к соперничеству, конкуренции в конфликте и выше их шанс выиграть конфликтную ситуацию.Эгоистичный тип межличностных отношений положительно связан с позитивным переформулированием проблемы (р≤0,05). То есть, чем больше у девушек выражено самолюбие, эгоизм, ориентация на себя, тем больше они склонны перерабатывать стрессовую ситуацию, находя в ней что-то позитивное для себя, своего личностного роста.Агрессивный тип межличностных отношений положительно связан со сдерживанием (р≤0,05), соперничеством (р≤0,05), выигрышем в конфликте (р≤0,05) и отрицательно связан с использованием успокоительных (р≤0,05) и приспособлением (р≤0,05). То есть, чем выше у испытуемыхагрессивность, враждебность по отношению к окружающим, упрямство, напористость, тем больше они склонны к сдерживанию себя, к соперничеству, конкуренции в конфликте и выше их шанс выиграть конфликтную ситуацию и тем меньше они используют приспособление в к конфликте, и заглушают стресс алкоголем, успокоительными.Подозрительный тип межличностных отношений положительно связан с отрицанием (р≤0,05), поведенческим уходом (р≤0,01) и отрицательно связан с активным совладанием (р≤0,05) и сотрудничеством (р≤0,05). То есть чем больше у девушек выражена критичность, отчужденность, необщительность, тем больше они склонны к отрицанию проблем, снижением активности при стрессе и тем меньше они склонны к сотрудничеству с другими и предпринимать усилия по решению проблем.Подчиняемый тип межличностных отношений положительно связан с поведенческим уходом (р≤0,01), избеганием, (р≤0,05), приспособлением (р≤0,05) и отрицательно связан с соперничеством (р≤0,01) и выигрышем в конфликте (р≤0,01). То есть чем больше у девушек выражена зависимость от мнения и требований группы, застенчивость, покорность, тем больше они склонны к снижению активности при стрессе, избеганию и приспособлению в конфликте и тем меньше они склонны к конкуренции, противостоянию в конфликте и тем ниже их шансы выиграть конфликтную ситуацию.Зависимый тип межличностных отношений положительно связан с социальной поддержкой (р≤0,05), отрицанием (р≤0,01), религией (р≤0,01), и отрицательно связан с соперничеством (р≤0,05). То есть чем больше у испытуемых выражена неуверенность в себе, тревожность, мягкость, беспомощность, тем больше они склонны к отрицанию проблем, обращению к религии, больше стремятся, чтобы их поддерживали люди и тем меньше они склонны к конкуренции в конфликте.Дружелюбный тип межличностных отношений положительно связан с эмоциональной поддержкой (р≤0,05), отрицанием (р≤0,05), религией (р≤0,01), и отрицательно связан с соперничеством (р≤0,01)и выигрышем в конфликте (р≤0,05). То есть чем больше у девушек выражена склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость при решении проблем и конфликтов, тем больше они склонны к отрицанию проблем, обращению к религии, больше стремятся к эмоциональной и тем меньше они склонны к конкуренции в конфликте и тем ниже их шансы выиграть конфликтную ситуацию.Фактор доминирования положительно связан с переформулированием проблемы (р≤0,05),соперничеством (р≤0,05), выигрышем в конфликте (р≤0,01) и отрицательно связан с поведенческим уходом (р≤0,01), избеганием, (р≤0,05), приспособлением (р≤0,05). То есть, чем выше доминантность, властность девушек, тем больше они склонны перерабатывать стрессовую ситуацию, находя в ней что-то позитивное, больше склонны к соперничеству, выигрышу в спорах и конфликтах, и тем меньше они склонны к снижению активности при стрессе, избеганию и приспособлению в конфликте.Фактор дружелюбия положительно связан с обращением к религии (р≤0,05),приспособлением (р≤0,05) и отрицательно связан с соперничеством (р≤0,01) и выигрышем в конфликте (р≤0,05). То есть, чем выше дружелюбие, доброжелательность девушек, тем больше они склонны обращаться к религии при стрессе, приспосабливаться в конфликте и тем меньше они склонны к соперничеству и выигрышу в спорах и конфликтах.Результаты корреляционного анализа типов межличностных отношений со стратегиями поведения в конфликте в группеюношей представлены в таблице 7.Таблица 7Результаты корреляционного анализа в группеюношейАвторитарныйЭгоистичный АгрессивныйПодозрительныйПодчиняемыйЗависимыйДружелюбныйАльтруистическийДоминированиеДружелюбиеПозитивное переформулирование0,120,12-0,13-0,26-0,47-0,030,13-0,110,160,06Мысленный уход-0,05-0,070,120,330,500,610,220,39-0,450,19Концентрация на эмоциях0,220,200,550,580,160,500,210,37-0,11-0,03Социальная поддержка0,370,360,610,53-0,050,460,060,170,03-0,13Активное совладание0,500,620,20-0,50-0,82-0,390,02-0,390,61-0,31Отрицание0,250,050,070,510,130,34-0,080,270,160,07Религия-0,05-0,30-0,220,220,320,770,280,45-0,370,54Юмор0,120,060,26-0,19-0,44-0,350,350,070,340,14Поведенческий уход-0,51-0,62-0,460,030,540,31-0,090,47-0,430,40Сдерживание0,120,01-0,16-0,51-0,20-0,12-0,020,080,200,15Эмоциональная поддержка0,200,330,480,40-0,190,410,100,050,01-0,12Использование «успокоительных»0,150,390,300,370,290,170,08-0,10-0,17-0,28Принятие0,220,490,120,25-0,08-0,02-0,09-0,200,13-0,39Подавление конкуренции0,530,330,23-0,70-0,79-0,260,46-0,060,710,05Планирование0,120,10-0,29-0,58-0,55-0,08-0,01-0,140,330,06Соперничество-0,050,050,120,080,10-0,17-0,39-0,04-0,11-0,28Сотрудничество-0,030,080,030,01-0,38-0,130,02-0,150,090,11Компромисс0,170,720,230,22-0,47-0,32-0,32-0,660,19-0,72Избегание-0,63-0,83-0,56-0,220,670,210,310,37-0,520,54Приспособление0,46-0,050,100,100,020,580,390,420,290,35Выигрыш в конфликте0,090,470,230,07-0,47-0,63-0,64-0,530,18-0,54Результаты корреляционного анализа в группе юношей показали следующие значимые взаимосвязитипов межличностных отношений со стратегиями поведения в конфликте.Авторитарный тип межличностных отношений отрицательно связан с приспособлением (р≤0,05). То есть больше выражена у испытуемых доминантность, компетентность, авторитетностьтем меньше они используют приспособление в конфликте.Эгоистичный тип межличностных отношений положительно связан с активным совладанием (р≤0,05), компромиссом (р≤0,01) и отрицательно связан с избеганием (р≤0,01) и поведенческим уходом (р≤0,05). То есть больше у юношей выражено самолюбие, эгоизм, ориентация на себя, тем больше они склонны предпринимать активные шаги в преодолении стрессовой ситуации, идти на компромисс и тем меньше они склонны избегать конфликтов и отказываться от достижения цели.Агрессивный тип межличностных отношений положительно связан с социальной поддержкой (р≤0,05). То есть, чем выше у испытуемыхагрессивность, враждебность по отношению к окружающим, упрямство, напористость, тем больше они стремятся в сложных ситуациях получить совет, помощь или информацию от других людей.Подозрительный тип межличностных отношений положительно связан с концентрацией на эмоциях (р≤0,05) и отрицательно связан с подавлением конкуренции (р≤0,01) и планированием (р≤0,05). То есть чем больше у юношей выражена критичность, отчужденность, необщительность, тем больше они склонны к выражению негативных эмоций и тем меньше они склонны к игнорированию других вещей и разработкой стратегий поведения.Подчиняемый тип межличностных отношений положительно связан с избеганием (р≤0,05) и отрицательно связан с активным совладанием (р≤0,01) и подавлением конкуренции (р≤0,01). То есть чем больше у юношей выражена зависимость от мнения и требований группы, застенчивость, покорность, тем больше они склонны к избеганию конфликтов и тем меньше они склонны к игнорированию других вещей и активным шагамдля преодоления стрессовой ситуации).Зависимый тип межличностных отношений положительно связан с мысленным уходом (р≤0,05), религией (р≤0,01), приспособлением (р≤0,05) и отрицательно связан с выигрышем в конфликте (р≤0,05). То есть чем больше у испытуемых выражена неуверенность в себе, тревожность, мягкость, беспомощность, тем больше они склонны к отвлечению от неприятных мыслей, связанных с проблемой, обращению к религии, приспособлению к конфликтам и тем ниже их шансы выиграть конфликтную ситуацию.Дружелюбный тип межличностных отношений отрицательно связан с выигрышем в конфликте (р≤0,05). То есть чем больше у юношей выражена склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость при решении проблем и конфликтов, тем ниже их шансы выиграть конфликтную ситуацию.Альтруистический тип межличностных отношений отрицательно связан с компромиссом (р≤0,05). То есть чем больше у юношей выражена ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброта, тем сложнее им идти на компромисс в конфликтных ситуациях.Фактор доминирования положительно связан с активным совладанием (р≤0,05) и подавлением конкуренции (р≤0,01). То есть, чем выше доминантность, властность юношей, тем больше они склонны предпринимать активные шаги по преодоление стрессовой ситуации и избегать отвлечения другими видами активности.Фактор дружелюбия отрицательно связан с компромиссом (р≤0,01). То есть, чем выше дружелюбие, доброжелательность юношей, тем меньше они склонны идти на взаимные уступки в конфликтах.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлосьособенностей межличностных отношений и стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.При анализе научной литературы было подчеркнуто, что межличностные отношения – этоотношениямеждулюдьми,входящимивобщуюдлянихгруппу,которыепроявляютсявхарактереиспособахвзаимовлиянийвпроцессесовместнойдеятельностииобщения.В структуре межличностных отношений различают: коммуникативную (обмен информацией между людьми) сторону;интерактивную (взаимодействие людей друг с другом) и перцептивную сторону (процесс восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга).Совладающее поведение это изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы справиться с внешними и внутренними требованиями. Конкретные стратегии совладающего поведения - это осознанные паттерны поведения, которые субъект использует в конкретной ситуации (избегание, дистанцирование и другие). Эффективность совладания оценивается по результату и состоянию субъекта, по общему уровню психологического благополучия.Понятие «гендер»описывает социально-психологические характеристики личности,социальный статус, связанный с полом, то есть является социокультурным феноменом.Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные стрессовые события, но по-разному реагируют на них, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных реакций на стресси совладание с ним у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.Результаты эмпирического исследования показали, что ведущими стратегиями совладиания со стрессовыми ситуациями у испытуемых являются: позитивное переформулирование (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе), планирование, обдумывание того, как действовать, разработка стратегий поведения, концентрация на неприятных эмоциях и выражении чувств, активные шаги по преодолению стрессовой ситуации, стремление найти эмоциональную поддержку, сочувствие и понимание, получить совет, помощь или информацию.В межличностных отношенях в группе испытуемых больше всего у испытуемых выражен альтруистический тип, для которого характерна высокая ответственность, принесение в жертву своих интересов, стремление помочь и сострадать всем. Также выражен у испытуемых дружелюбный и авторитарный типы. Наиболее предпочитаемыми формами социального поведения испытуемых в ситуации конфликта, являются сотрудничество и компромисс, то есть они стараются прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон или пойти на взаимные уступки. Результаты сравнительного анализа показали, что девушки в стрессовой, конфликтной ситуации значительно больше концентрируются на эмоциях и больше их выражают, нежели юноши. Юноши в своем идеальном образе более дружелюбны, больше стремятся быть доброжелательнее, нежели девушки.Результаты корреляционного анализа показали множественные взаимосвязи типов межличностных отношений со стратегиями поведения в конфликте удевушек и юношей.Таким образом, гипотезы исследования подтвердились: существуют различия особенностей межличностных отношений и стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек. Типы межличностных отношений взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте у юношей и девушек.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. ‒ 240 с. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 4. С. 15-20Белецкая А.А. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом возрасте / А.А. Белецкая, А.В. Грищенко // Вестник КРСУ. 2018. Том 18. № 1.Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.Борг Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле / Д Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.Владимирова М.В., Шалагинова К.С. Гендерные особенности конфликтного поведения // V Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум», 2013.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.Калинина Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 430-433. Кобзева О.В. Проявление копинг-стратегий в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С.155-158.Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах: общение и возрастные особенности. – Минск, 2000.Круглова М.А. Мотивация активности личности как регулятор социального поведения // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 44-45.Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. Кострома: Авантитул, 2004. 256 с.Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. – Л., 1970. – 127 с.Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.Московская М.С., Булыгина В.Г. Гендерные различия в восприятии стресса у работников следственных органов // Психология и право. - 2018. - Том 8. №3. - С. 97-110.Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – N 3(17).Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002. - 256 с.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – 3-е изд. – М.: Ин-т современ. политики, 2000. – 511 с.Хохлова Л.П. Межличностные отношения подростков / Л.П. Хохлова, Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 2. — С. 103—105.Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - № 1. – Том 10. – 2011.Шевченко З.В. Теоретико-методологические основы формирования и репрезентации гендера: социально-философский аспект // Вестник Черкасского университета. – Вып. 170. – 2009. – С. 152-159.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский, Л.С. Выготский. – М.: Либроком, 2013. – 302 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.
3. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов об-щеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 4. С. 15-20
4. Белецкая А.А. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом возрасте / А.А. Белецкая, А.В. Грищенко // Вестник КРСУ. 2018. Том 18. № 1.
5. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 336 с.
6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
7. Борг Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле / Д Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
8. Владимирова М.В., Шалагинова К.С. Гендерные особенности кон-фликтного поведения // V Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум», 2013.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщи-ны. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.
10. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
11. Калинина Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т.В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 430-433.
12. Кобзева О.В. Проявление копинг-стратегий в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С.155-158.
13. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах: общение и возрастные особенности. – Минск, 2000.
14. Круглова М.А. Мотивация активности личности как регулятор соци-ального поведения // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 44-45.
15. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. Ко-строма: Авантитул, 2004. 256 с.
16. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. – Л., 1970. – 127 с.
17. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Эксмо, 2008.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
19. Московская М.С., Булыгина В.Г. Гендерные различия в восприятии стресса у работников следственных органов // Психология и право. - 2018. - Том 8. №3. - С. 97-110.
20. Рассказова Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стрес-са: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. – 2011. – N 3(17).
21. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Инфор-мация – XXI век, 2002. - 256 с.
22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – 3-е изд. – М.: Ин-т современ. политики, 2000. – 511 с.
23. Хохлова Л.П. Межличностные отношения подростков / Л.П. Хохлова, Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 2. — С. 103—105.
24. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчи-вости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного ме-дицинского университета. - № 1. – Том 10. – 2011.
25. Шевченко З.В. Теоретико-методологические основы формирования и репрезентации гендера: социально-философский аспект // Вестник Черкасского университета. – Вып. 170. – 2009. – С. 152-159.
26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Пи-тер, 2006. - 256 с.
27. Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии / М.Г. Ярошевский, Л.С. Выготский. – М.: Либроком, 2013. – 302 с.
Вопрос-ответ:
Какие вопросы изучает данная статья?
Данная статья изучает особенности межличностных отношений и стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек с учетом гендерного аспекта.
Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения - это взаимоотношения между людьми, основанные на коммуникации и взаимодействии друг с другом.
Что такое копинг стратегии личности?
Копинг стратегии личности - это способы, которыми человек справляется с различными стрессовыми ситуациями и проблемами в своей жизни.
В чем заключается гендерный аспект межличностных отношений и копинг поведения?
Гендерный аспект межличностных отношений и копинг поведения означает, что межличностные отношения и способы справления с проблемами могут зависеть от гендерных различий и стереотипов.
Какие половозрастные группы были исследованы в данной статье?
В данной статье были исследованы юноши и девушки, то есть молодые люди в переходном возрасте.
Какое значение имеют межличностные отношения в психологическом исследовании?
Межличностные отношения являются предметом психологического исследования и имеют важное значение для изучения поведения и взаимодействия людей.
Что такое копинг стратегии личности?
Копинг стратегии личности - это особые способы, с помощью которых человек адаптируется к стрессовым ситуациям и конфликтам.
Какую роль играет гендерный аспект в межличностных отношениях и копинг поведении?
Гендерный аспект оказывает влияние на межличностные отношения и стратегии поведения в конфликте, так как мужчины и женщины могут различно оценивать ситуации и применять разные копинг стратегии.
Какие особенности межличностных отношений у юношей и девушек были выявлены в исследовании?
Результаты исследования показали, что у юношей и девушек различаются предпочтительные стратегии поведения в конфликте, а также наличие поддержки от окружающих влияет на их межличностные отношения.
В чем заключается особенность межличностных отношений в гендерном аспекте?
Особенностью межличностных отношений в гендерном аспекте является влияние стереотипов о мужской и женской роли на поведение и стратегии адаптации в конфликтных ситуациях.
Чем занимаются психологические исследования в области межличностных отношений?
Психологические исследования в области межличностных отношений изучают взаимодействие и взаимоотношения людей в различных ситуациях, исследуют факторы, которые влияют на эти отношения, а также разрабатывают различные стратегии поведения и методы работы с конфликтами.