Агрессия как социально - психологический феномен.
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 25.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические представления об агрессии и ее проявлении (на примере младшего школьного возраста) 6
1.1 Понятие агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Проблема предрасположенности к агрессии в младшем школьном возрасте 12
1.3 Возможности психокоррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы 19
Глава 2.Эмпирическое исследование проявлений и причин агрессивности в младшем школьном возрасте 24
2.1 Программа эмпирического исследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования 25
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Они тревожатся каких-либо мыслей или объектов, ощущают страх, испытывают тревогу.По фактору «Переживание социального стресса» у 19 респондентов (46%) выявлена умеренная тревожность, у 14 респондентов (35%) высокая тревожность, у 8 детей (19%) повышенная тревожность. Эти результаты говорят о наличии специфики такого эмоционального состояния этих детей, при котором выстраиваются их социальные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В итоге появляются задатки для проявления тревоги, беспокойства, тревожности следствия стресса, который имеет социальную природу.По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» у 16 респондентов (39%) выявлена умеренная тревожность, у 18 (44%) высокая тревожность, у 7 учащихся (17%) повышенная тревожность. Эти показатели могут говорить о неблагоприятном психическом фоне, который мешает этим детям достигать успеха, иметь высокие результаты в учебе и т.д. В качестве причины этого может быть недостаточное положительное отношение родителей и ровесников. Они могут настраивать школьников на неудачу и игнорируют успехи ребенка. Также причиной этого является низкая самооценка школьника, заниженная оценка своих способностей и возможностей. Неуспехи младшего школьника могут быть результатом высокой тревожности ребенка в отношении к школьной жизни.По показателю «Страх самовыражения» у 24 детей (59%) выявлена умеренная тревожность, у 15 детей (37%) высокая тревожность, у 2 респондентов (4%) повышенная тревожность. Эти результаты могут говорить об отрицательном эмоциональном отношении детей к ситуациям, которые связаны с необходимостью раскрытии своих возможностей, самораскрытия. Мы считаем, что это явление можно объяснить тем, что эти дети слишком критично себя оценивают, но при этом слишком эгоцентричные в отношениях с окружающими. Эти противоречия не формируют адекватное оценивание себя. С другой позиции, это связано с особенностями возрастного развития эмоций и чувств ребенка. По показателю «Страх ситуации проверки знаний» у 12 учащихся (29%) выявлена умеренная тревожность, у 20 детей (48%) высокая тревожность, у 9 респондентов (23%) повышенная тревожность. Данные показатели свидетельствуют об отрицательном отношении к школе и переживании тревоги младшими школьниками относительно проверки умений, знаний и навыков. Вероятно, дети считают, что учитель предъявляет повышенные требования, и могут негативно оценить их. Плохие оценки же воспринимаются ими особо остро, как общей оценки их личности. Также возможно, что эти учащиеся очень неуверены в себе, в своих способностях. Сама проверка знаний вызывает состояние тревоги, а личность педагога вызывает негативные эмоции.По фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 15 опрошенных (37%) выявлена умеренная тревожность, у 16 респондентов (39%) высокая тревожность, у 10 учеников (24%) повышенная тревожность. Эти данные говорят об ориентации младших школьников на значимость результатов других в оценке своих поступков, тревоге по поводу этих оценок, ожидании негативных мнений.Возможно, они опасаются раскрываться еще и от того, что они тревожатся о том, насколько «правильно» и «нормально» они могут выглядеть в глазах других. Здесь существует определенное противоречие. С одной стороны, детей волнует мнение и оценки окружающих, а с другой они этого боятся, так как, в итоге может пострадать их самооценка. Негативно это может сказаться и на положении в среде сверстников, что в своею очередь для ребенка является болезненным. Исходя из этого, можно заключить, что социальные контакты со сверстниками являются эмоционально-напряженными, иногда фрустрирующими, что связано с возрастными особенностями.По показателю «Физиологическая сопротивляемость стрессу» у 27 детей (66%) выявлена умеренная тревожность, у 9 детей (23%) высокая тревожность, у 5 детей (11%) повышенная тревожность. Данные высокой и повышенной тревожности отражают особенности психофизиологического состояния младших школьников, которые снижают их адаптацию к стрессогенным ситуациям, повышают вероятность деструктивного, неадекватного, агрессивного реагирования на тревожный фактор среды.Наконец, по показателю «Страхи в отношениях с учителями» у 20 опрошенных (48%) выявлена умеренная тревожность, у 12 респондентов (29%) высокая тревожность, у 9 детей (23%) повышенная тревожность. Показатели отдельных учеников указывают на негативный общий эмоциональный фон взаимоотношений школьников со взрослыми в школе, которые снижают успешность их обучения. Это может интерпретироваться следующим. Оценка со стороны родителей и учителей для младших школьников является более значимой, чем оценка ровесников. Таким образом, можно заключить, что для значимого числа обследуемых детей младшего школьного возраста свойственен более высокий уровень школьной тревожности по сравнению с другими детьми. Можно полагать, что она специфична для детей на первых этапах обучения, когда тревожность возникает как реакция ребенка на непонимание им новых требований и невозможность ответить на них. Эти эмпирические данные свидетельствуют о наличии так называемого «школьного шока» у некоторых ребят в эмоциональной сфере. Проявления высокой тревожности этих детей сопровождается такими эмоциональными и психофизиологическими изменениями, как нарушение самочувствия, игровой деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.Результаты изучения реактивной и личностной тревожности младших школьников по методика «Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» показаны в таблице 1 и на рисунке 4.Таблица 1 – Показатели ситуативной и личностнойтревожности младших школьниковУровень тревожностиОценка тревожностиПоказатели (%)Ситуативная низкая48умеренная35высокая17Личностная низкая54умеренная32высокая14Отразим данные показатели на рисунке 4.Рисунок 4 – Процентное соотношение показателей ситуативной и личностной тревожности младших школьников (в %)Полученные данные позволили выявить, что показатель ситуативной тревожности 14 учеников (35%) в данный момент имеют умеренный, 20 учеников (48%) низкий, 7 учеников (17%) высокий уровни развития. Умеренный уровень ситуативной тревожности свидетельствует о том, что эти учащиеся придают особую значимость отдельным ситуациям. Все же это удается им не сразу, так как отсутствует уверенность в себе, в благоприятности ситуации. Отсюда возможно появление кратковременного, не очень существенного нарушения эмоционального равновесия, снижения работоспособности. Восстановление уверенности в себе и эмоционального комфорта происходит после устранения напряженной ситуации или после полноценного включения механизмов самоконтроля и личностной регуляции.Низкий уровень ситуативной тревожности учащихся связан с недостаточной актуализации потребностей в связи с недостаточной значимостью для них происходящих вокруг событий. Ситуация понимается исходя из ее объективной эмоциогенности или преодолимости. Ученики уверены в себе, в своих действиях. Мотивом избегания неудачи уступает место мотиву успеха. Достаточное внутреннее спокойствие позволяет эффективно исполнять кропотливую, сложную работу, которая требует длительной концентрации внимания. Они стремятся к общению, не опасаются вступать в социальный контакт, способны настойчиво отстаивать свою позицию, даже если есть определенное давление группы. Он не противится критики и способен взять на себя ответственность, принимая какое-нибудь важное решение. Низкий уровень тревоги может проявляться также, если в эмоциональном опыте подобные ситуации уже встречались.Высокий уровень ситуативной тревожности респондентов говорит о том, что ситуация, в которой находится школьник, очень важна для него. Она касается актуальных на данный момент потребностей, обладает личностным смыслом. При этом неосознанно или осознанно ребенок воспринимает ее как ту, которая несет опасность для физического существования, престижа, авторитета в группе или самооценки. Школьник ощущает беспокойство, напряжение, мышечную скованность. Он сосредоточен на происходящем или на собственном отношении к нему. Барьеры на пути к достижению цели кажутся опасными и непреодолимыми. Он недоволен окружающими людьми, собой, часто уходит в себя. Устранение барьеров или изменение отношения к ним может снизить актуальную тревогу.Показатели личностной тревожности, полученные в результате проведения методики, демонстрируют, что у 13 учеников (32%) в данный момент имеют умеренный уровень, 22 ученика (54%) низкий, 6 учеников (14%) высокий уровни развития. Низкий уровень личностной тревожности младших школьников свидетельствует об адекватном восприятии учениками трудностей и их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающим фактором для таких школьников являются в основном ситуации, которые представляют реальную опасность для их жизни. Взаимоотношения с окружающими, поведение регулируются уверенностью в успехе разрешить конфликты. При появлении конфликтной ситуации возникает склонность к обвинению других людей. Критические замечания окружающих людей воспринимаются спокойно, без раздражения. Одобрение, похвала воспринимаются как заслуженные. Преобладает мотив успеха. Это позволяет считать препятствия как преодолимые. Для достижения цели, для устранения преград возможно привлечение не только собственных сил, но и помощи окружающих людей.При умеренном уровнеличностной тревожности дети чувствуют себя комфортно, сохраняют эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым они уже успел адаптироваться, в которых они знают, как себя вести. При осложнении ситуации или появлении дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстанавливается эмоциональное равновесие после достижения оптимального уровня адаптированности.Высокий уровень личностной тревожности этих учеников означает, что большое количество ситуаций, в которых подчас оказывается ученик, ощущаются им как угрожающие самооценке. Контакты с людьми, поведение регулируются, по большей части, эмоциями. Повышенная эмоциональная чувствительность соотносится с обидчивостью, повышенной ранимостью, что затрудняет общение, а также создает большое количество коммуникативных барьеров. Замечания со стороны окружающих понимаются как порицания, оскорбления. Все же и поддержка, одобрение, комплименты не вызывают доверия или понимаются как лесть. Конфликтные ситуации или стараются избегать, или у них формируется длительное чувство вины. Неудачи иногда переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального анализа и преодоления.Таким образом,отдельные младшие школьники имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, что свидетельствует о том, что их состояние характеризуется наличием в процессе обучения субъективного дискомфорта, напряженности и беспокойств. Они более склонны воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. Большинство ситуаций, в которых как бы оказываются эти учащиеся, воспринимаются ими как угрожающие их самооценке, что способствует появлению агрессии.Выявление взаимосвязи показателей эмоционально-личностной сферы и агрессивности младших школьников (с помощью коэффициента ранговой корреляции Р.С. Спирмена) приведены ниже.1. Выявлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина) и показателями агрессивности – шкалы «негативизм» (методика Баса-Дарки): rs=0,41 (rкр=0,31 при p≤0,05). То есть, чем более выражена личностная тревожность у младших школьников, тем более они склонны негативно переживать ситуации, связанные с возможностью самовыражения.2. Установлена взаимосвязь между показателем личностной тревожности и показателями агрессивности – шкалы «подозрительность»: rs=0,53 (rкр =0,31 при p≤0,05). То есть чем более проявляется личностная тревожность у младших школьников, тем более они склонны к подозрительности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.3. Определена взаимосвязь между показателем личностной тревожности и показателями агрессивности – шкалы «чувства вины»: rs=0,73 (rкр =0,40 при p≤0,01). То есть чем более выражена личностная тревожность у младших школьников, тем более они склонны испытывать чувства вины в различных ситуациях взаимодействия.4. Установлена взаимосвязь между показателем ситуативной тревожности и показателями агрессивности – шкалы «физическая агрессия»: rs=0,52 (rкр =0,40 при p≤0,01). Т.е. чем более выражена ситуативная тревожность у младших школьников, тем более они склонны применять физическую силу в ситуациях неопределенности.5. Была установлена корреляция значений по показателю «Переживание социального стресса» (тест школьной тревожности Филипса)и показателями шкалы агрессивности – «косвенная агрессия» (методика Баса-Дарки): rs=0,47 (rкр=0,31 при p≤0,05). То есть чем выше у младших школьников выражена тревожность, тем более они склонны к проявлениям скрытых агрессивных действий по отношению к окружающим.На основе проведенного исследования была отобрана группа младших школьников с повышенной агрессивностью и тревожностью, с которыми необходимо проводить коррекционную работу. ЗаключениеДанная работа была посвящена проблемам агрессии как социально-психологическому феномену.Актуальность исследования обуславливается повышением проявлений агрессивного поведения в различных отношений, в том числе и в ученическом коллективе.Проведенное исследование позволяет заключить следующее.1.Понятие агрессивного поведения охватывает некоторые формы активности человека, нацеленной на причинение вреда другому. Агрессивность при этом выступает как устойчивая, стабильная характеристика, как свойство, отражающее неосознаваемую или осознаваемую установку личности к агрессивному поведению, нацеленному на причинение объекту психологического или физического вреда. Агрессивность выступает как свойство личности, а агрессивное поведение тождественно понятию агрессия.2. Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.Агрессивность младших школьников формируется из-за неудовлетворенности своим местом в обществе. Вместе с тем, на развитие агрессивности младшего школьника могут влиять и особенности его личности, характера и темперамента. младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. 3.На настоящее время существует немало традиционных и нетрадиционных методик коррекции агрессивного поведения детей.4. Эмпирическое исследование показало, что у большинства младших школьников отсутствуют ярко выраженные проявления агрессии. Однако у определенного числа респондентов основными проявлениями эмоциональных реакций являются физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, и чувство вины. Также некоторые младшие школьники имеют более высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, что свидетельствует о том, что их состояние характеризуется наличием в процессе обучения субъективного дискомфорта, напряженности и беспокойств. При негативных условиях у этой группы школьников постепенно может сформироваться девиантное поведение, которое может проявляться в асоциальных действиях. Возможно и проявление демонстративного и вызывающего поведения по отношению к взрослым.В ходе исследования выявлена взаимосвязь между показателями агрессивности и тревожности младших школьников.Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, позволило выявить основные условия, причины и формы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.Список использованной литературыАстапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.Н. Астапов // Психологич. журн. – 2006. – Т. 13. – № 5. – С.23-29.Баженова, В.В. Психологиямладшегошкольноговозраста[Текст]: учеб.-методич. пособие / В.В. Баженова. – Глазов, 2016. – 43 с.Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Наука, 2000. – 508 с.Бандура, А. Теория социального научения [Текст] /А.Бандура. – СПб.: Питер, 2010. – 318 с.Берковиц, Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л.В. Беркавиц. – СПб.: Нева, 2001. – 510 с.Бороздина,Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Текст] / Л.В.Бороздина, Е.А. Залученова // Вопр. психологии. – 2006. – № 1. – С. 104-113.Бреслав,Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности[Текст]: учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Питер, 2004. – 137 с.Бэрон,Р.А. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. – М.: АСТ, 2014. – 411 с. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2009. – 285 с.Волков, Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С.Волков. - М.: Педагогика, 2011. – 156 с.Гонина, О.О. Психологиямладшегошкольноговозраста[Текст]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – М.: Академия, 2014. – 271 с.Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – СПб.: Питер, 2016. – 387 с.Долгова,А.Г. Агрессия в младшемшкольномвозрасте: диагностика и коррекция [Текст] / А.Г. Долгова. – М.: Академия, 2009. – 215 с.Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2007. – 264 с.Ермилова, М.В. Проблема агрессивности в современной психологии [Текст] / М.В. Ермилова // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. –С. 192 - 194.Кочубей,Б. Как лечить тревожность [Текст] / Б.Кочубей, Е. Новикова //Семья и шк. – 2008. – №8. – С.46-52.Крэйхи, Б. Социальная психологияагрессии [Текст] / Б. Крэйхи. – М.: Наука, 2003. – 333 с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академия, 2017. – 464 с.Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопр. психологии. – 2006. – №1. – С.49-57.Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. – М.:Академия, 2008. – 208 с. Механизмы человеческойагрессии[Текст]: сб. науч. тр. / под ред.М.К. Винина. - М.: Наука, 2015. – 168 с.Немов,Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 562 с.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2016. – 314 с.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение, 2016. – 412 с.Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2014. – 553 с.Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране[Текст]: монография / А.В. Федоров. – М., 2013. – 405 c.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 402 с.Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] / З.Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности[Текст]: учеб. пособие / Р.М. Шамионов. – Саратов: СГУ, 2009. – 186 с. Экман, П. Психологияэмоций [Текст] / П.Экман. – М.: Владос, 2013. – 239 с.ПриложенияПриложение АФормы агрессии младших школьников Виды психических эмоционально-чувственных реакций(ярко выраженные показатели)ПоказателиАбсолютные (чел)Относительные (%)Физическая агрессия12 29Вербальная агрессия8 19Косвенная агрессия12 29Негативизм9 22Раздражение (раздражительность)8 19Подозрительность20 49Обида (обидчивость)26 63Чувство вины (аутоагрессия)23 56Приложение БРаспределение категорий агрессивности у младших школьников ШкалаПоказателиАбсолютные (кол-во)Относительные(%)Агрессивность157431,8Директивность80615,7Страх2494,8Аффектация1873,8Коммуникация52510,4Зависимость1272,6Эксгибиционизм2895,8Увечность1482,8Активная безличность2785,5Пассивная безличность1633,3Описание61512,1Приложение ВФакторы и уровни школьной тревожности у младших школьников (в %)Факторы тревожностиУровни школьной тревожностиУмереннаяВысокаяПовышеннаяОбщая тревожность в школе374419Переживание социального стресса463519Фрустрация потребностей в достижении успеха394417Страх самовыражения59374Страх ситуации проверки знаний294823Страх не соответствовать ожиданиям окружающих373924Физиологическая сопротивляемость стрессу662311Страхи в отношениях с учителями482923
Список использованной литературы
1. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.Н. Астапов // Психологич. журн. – 2006. – Т. 13. – № 5. – С.23-29.
2. Баженова, В.В. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-методич. пособие / В.В. Баженова. – Глазов, 2016. – 43 с.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Наука, 2000. – 508 с.
4. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] /А. Бандура. – СПб.: Питер, 2010. – 318 с.
5. Берковиц, Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л.В. Беркавиц. – СПб.: Нева, 2001. – 510 с.
6. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопр. психологии. – 2006. – № 1. – С. 104-113.
7. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Питер, 2004. – 137 с.
8. Бэрон, Р.А. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. – М.: АСТ, 2014. – 411 с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2009. – 285 с.
10. Волков, Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
11. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / О.О. Гонина. – М.: Академия, 2014. – 271 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – СПб.: Питер, 2016. – 387 с.
13. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция [Текст] / А.Г. Долгова. – М.: Академия, 2009. – 215 с.
14. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2007. – 264 с.
15. Ермилова, М.В. Проблема агрессивности в современной психологии [Текст] / М.В. Ермилова // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. –С. 192 - 194.
16. Кочубей, Б. Как лечить тревожность [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и шк. – 2008. – №8. – С.46-52.
17. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии [Текст] / Б. Крэйхи. – М.: Наука, 2003. – 333 с.
18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академия, 2017. – 464 с.
19. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопр. психологии. – 2006. – №1. – С.49-57.
20. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
21. Механизмы человеческой агрессии [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. М.К. Винина. - М.: Наука, 2015. – 168 с.
22. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 562 с.
23. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2016. – 314 с.
24. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Просвещение, 2016. – 412 с.
25. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 2014. – 553 с.
26. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст]: монография / А.В. Федоров. – М., 2013. – 405 c.
27. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 402 с.
28. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст] / З. Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
29. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.
30. Шамионов, Р.М. Психология социального поведения личности [Текст]: учеб. пособие / Р.М. Шамионов. – Саратов: СГУ, 2009. – 186 с.
31. Экман, П. Психология эмоций [Текст] / П. Экман. – М.: Владос, 2013. – 239 с.
Вопрос-ответ:
Что такое агрессия?
Агрессия - это поведение, направленное на нанесение вреда или причинение боли другим людям или окружающей среде.
Какие представления о агрессии существуют у психологов?
Отечественные и зарубежные психологи исследовали агрессию и представили различные теоретические подходы к ее пониманию. Некоторые считают агрессию инстинктивной реакцией, другие связывают ее с воспитанием и окружающей средой.
Является ли младший школьный возраст предрасположенным к агрессии?
Да, согласно некоторым исследованиям, младший школьный возраст считается периодом, когда дети проявляют повышенную агрессивность. Это может быть связано с несформированной системой самоконтроля и низким уровнем эмоциональной регуляции.
Как можно корректировать агрессивное поведение учащихся начальной школы?
Существуют различные методы психокоррекции агрессивного поведения, такие как тренинги по управлению гневом, тренировки социальных навыков и развитие эмоциональной компетентности. Важно также включить родителей и педагогов в этот процесс.
Какие причины агрессивности проявляются в младшем школьном возрасте?
Эмпирические исследования показывают, что причины агрессивности в младшем школьном возрасте могут быть связаны с недостатком внимания со стороны родителей, конфликтами с одноклассниками, семейными проблемами, а также с низкой самооценкой и недостаточной социальной поддержкой.
Что такое агрессия и как она проявляется у детей младшего школьного возраста?
Агрессия - это негативное поведение, направленное на причинение вреда или дискомфорта другим людям. У детей младшего школьного возраста агрессия может проявляться как физические действия (удары, толчки), так и вербальное насилие (оскорбления, угрозы).
Какие предрасположенности к агрессии могут быть у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста могут быть различные предрасположенности к агрессии. Некоторые из них могут быть обусловлены генетическими факторами, врожденными особенностями характера, а также воспитанием и окружающей средой.
Как можно корректировать агрессивное поведение учащихся начальной школы?
Для коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы используют различные методы психокоррекции. Одним из них является тренинг социальных навыков, в рамках которого дети учатся контролировать свои эмоции, разрешать конфликты мирным путем и строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Какие причины могут лежать в основе агрессивности у детей младшего школьного возраста?
Причины агрессивности у детей младшего школьного возраста могут быть разнообразными. Они могут включать в себя негативное воспитание, нестабильность в семье, недостаток внимания со стороны родителей, негативное влияние сверстников и др.