военное потребление в структуре общественного воспроизводства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 43 43 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 26.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Состав, назначение и экономическая характеристика учреждений обороны 5
1.1. Структура учреждений обороны РФ 5
1.2. Основы финансовой правосубъектности государственных учреждений министерства обороны Российской Федерации 7
1.3. Военное потребление и развитие экономики: проблемы взаимосвязи 10
2. Источники и динамика потребления учреждений обороны 15
2.1. Финансовое становление учреждений обороны РФ 15
2.2. Особенности формирования военного потребления в составе в структуре общественного воспроизводства 20
2.3. Анализ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в структуре общественного воспроизводства 25
2.4. Оборонно-промышленный комплекс как способ формирования инновационной экономики Российской Федерации 32
Заключение 39
Список используемых источников 41
Фрагмент для ознакомления

Все это, безусловно оказало положительный эффект на развитие предприятий оборонно- промышленного комплекса России, о чем свидетельствуют результаты представленного в статье анализа.Учитывая роль ОПК в современных условиях при реализации военной реформы, структурной перенастройки и интенсивной модернизации российской экономики, перед отраслью поставлены масштабные задача обеспечения высокого качества, повышение технологического уровня, рост конкурентоспособности продукции как военного, так гражданского, а также двойного назначения на основании развития и дальнейшего использования конкурентных преимуществ посредством широкомасштабной интеграции с гражданским высокотехнологичным сектором промышленности.В данной связи важно отметить, что интенсивное развитие предприятия оборонно- промышленного комплексно стало возможным не только благодаря, как уже отмечено ранее, активной государственной поддержке, но и развитию инструментария ГПЧ (государственно- частного партнерства). В процессе реализации различных программ по развитию ОПК весьма важно сконцентрировать внимание на развитии данного инструментария, поскольку именно он позволяет не только создавать новые производства, а, значит, увеличивать рабочие места, разрабатывать, а далее внедрять инновационные технологии, на основании которых, в последствии, производятся различные инновационные продукты, как для военных, так и для гражданских нужд.Наиболее активно данный инструмент сегодня применяется в наукоемких секторах, что, обосновано, поскольку для развития всего ОПК особую важность имеет проведение НИОКР [6].Сегодня отрасль находиться на стадии выбора: пойти в дальнейшем по пути государственно-плановой экономики или развивать частно-рыночную модель развития. По мнению экспертов необходим незамедлительный выбор, поскольку, чем дольше будет оттягиваться принятие данного решения, тем выше становится риск краха отрасли. При этом, сама отрасль сделать этот выбор самостоятельно возможности не имеет, поскольку решающее слово остается за ее главным акционером, регулятором и заказчиком – государством.Таким образом, автор считает, что полностью переходить на частно-рыночную модель не представляется возможным, так как развитие ОПК является основой национальной безопасности страны и ее суверенитета. Поэтому необходимо определить те сферы ГЧП в структуре ОПК.2.4. Оборонно-промышленный комплекс как способ формирования инновационной экономики Российской ФедерацииАктивное ведение инновационно-исследовательской деятельности, активное присутствие на динамично развивающемся мировом рынке дает предприятиям ОПК возможность сравнивать отечественные технологии с конкурентами на мировом рынке и совершенствовать производимую продукцию в соответствии с новейшими технологиями. Инновационно-активные предприятия ОПК осуществляют быстрое внедрение инноваций, связанных прежде всего с расширением ассортимента, повышением качества продукции, применением более эффективного сырья, материалов и полуфабрикатов [3, с. 234].Рынки сбыта предприятий ОПК обладают наибольшим потенциалом диверсификации, сочетая в себе как возможность поставки продукции по государственному оборонному заказу в интересах отечественных силовых структур, так и экспортоориентированную продукцию. Экспортная продукция отечественного производства всемирно востребована даже в странах, которые придерживаются оппозиции по отношению к Российской Федерации. Так, Соединенные Штаты Америки производят [7] закупки отечественных жидкостных ракетных двигателей для выхода в открытый космос, производства АО «НПО Энергомаш» и, несмотря на активные попытки изобрести альтернативу, будут закупать его минимум до 2019 года. При этом, несмотря на санкции, примененные в адрес Российской Федерации США, странами Евросоюза и союзными государствами, отказ от двигателей российского производства создаст угрозу национальной безопасности, что всерьез рассматривается конгрессом США как аргумент для возможности ослабления и обхода примененных ими санкций [9].Кроме того, производственный комплекс предприятий ОПК позволяет производить продукцию двойного и гражданского назначения. Товары двойного назначения представляют собой товары, которые могут применяться как в мирных целях, так и для производства ВВСТ и включают сырье, материалы, оборудование, технологии, технологическую информацию, применение которых возможно для производства продукции военного назначения.Технологии двойного назначения имеют возможность получить значительное распространение при их массовом производстве, которое возможно при оптимизации процессов производства производства и снижении их стоимости. Так, в США ведутся разработки продукта [8], который позволяет идентифицировать взрывное устройство на дистанции до ста метров. Первоначально такой продукт разрабатывался исключительно в военных целях и был опробован в 2018 году в военных условиях, но в условиях возрастающей террористической опасности, в частности после террористических атак на Париж и Брюссель, его применение рассматривается для гражданских нужд в крупнейших мегаполисах. Стоимость одного образца составляет около одного миллиона долларов и может быть снижена в результате оптимизации затрат при массовом производстве.Отличительной особенностью ОПК является интеграция бюджетного и частного финансирования. Рост финансирования государственного оборонного заказа делает предприятий ОПК перспективными объектами инвестиций, престижным местом работы и желаемыми контрагентами. Вновь обращаясь к опыту США [9, с. 342] следует отметить, что получение государственного заказа на поставку оборонной продукции дает возможность предприятию не только вновь получать государственные контракты, но и позволяет привлечь дополнительное финансирование посредством вторичного денежно-кредитного рынка США, заручиться кооперационными связями с ведущими частными предприятиями. Таким образом, особенности экономического стимулирования военно-технической политики США позволяют говорить не только о престижности работы в ОПК страны, но и о престижности хозяйствования в рамках предприятий ОПК. Это обуславливает выход на рынок новых малых и средних предприятий, которые, ввиду большей мобильности и оперативной диверсификации, являются фундаментом ОПК США и обеспечивают его развитие.Другой важной особенностью ОПК является управление со стороны государства посредством государственного оборонного заказа. Такое управление обеспечивает спрос на производство высокотехнологичной продукции пятого и шестого технологических укладов на всех этапах её жизненного цикла – исследования и обоснования разработки, непосредственной разработки, производства, эксплуатации, капитального ремонта и утилизации. Именно за счет государственного заказа появляется возможность реализации прорывных технологий, которые для частного сектора не прошли бы «порога рентабельности» [4].Внедрение и адаптация новых производственных и управленческих технологий позволяет оборонно-промышленному комплексу добиться роста производительности труда и повышения заработной платы, что позволяет привлекать экспертов со всего мира. Например, предприятиями ОПК внедряются элементы концепции SixLean, что улучшает управленческий учет на предприятии и повышает качество продукции. Эта концепция была основана на японской концепции SixSigma и европейской концепции бережливого производства, и нашла свое отражение в новом государственном стандарте Российской Федерации. Именно посредством государственного регулирования по управлению государственными предприятиями можно добиться роста производительности труда и заработной платы, планируемых на рисунке ниже (рисунок 8).Рисунок8. Рост производительности труда и средней заработной платы в ОПК до 2019 годаИнтерес представляют также разработка и применение нетрадиционных видов вооружения [1, с. 138], которые являются принципиально новыми видами ВВСТ, в основе которых лежат физические, химические, биологические и другие явления и процессы, не получившие широкого распространения ранее. Вооруженные силы Российской Федерации обеспечивают внедрение робототехнических комплексов военного назначения, оружия нелетального действия, оружия направленной энергии, что позволяет называть их инновационными продуктами.Роботизированные комплексы дифференцируются по локализации: воздушные, наземные, морские. Оружие нелетального действия направлено, прежде всего, на то, чтобы нейтрализовать агрессора, сохраняя ему жизнь. К таким видам вооружения относят излучающие, физико-химические, электрошоковые, акустические, биотехнические и другие виды продукции. К оружию направленной энергии относят, прежде всего, оружие, воздействующее на окружающую среду (лазеры, пучковое оружие) и оружие, предназначенное для воздействия на людей. Развитие военных технологий в данном направлении позволит в будущем реализовать их в гражданских целях для ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания оперативной помощи в случае аварий, подавления террористических актов, что в конечном итоге позволит избежать жертв и минимизировать ущерб.Оборонно-промышленный комплекс обладает высоким обороннопромышленным потенциалом. К оборонно-промышленному потенциалу помимо предприятий оборонно-промышленного комплекса относят также высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, консалтинговые компании и другие организации, которые осуществляют две основные функции:-проводят обучение специализированных кадров для работы в отрасли, в том числе по программам повышения квалификации, магистерским программам, которые зачастую создаются университетами непосредственно для предприятий ОПК, а предприятиями направляются сотрудники, что обеспечивает учет интересов сторон;-помогают осуществлять разработку, поиск и внедрение на предприятия инновационных методов управленческого учета, разработку и внедрение высокотехнологичных производственных мощностей и продукции нового поколения (при достаточной интеграции с предприятиями).Рисунок 9. Расходы Российской Федерации на военные цели в 2013-2019 [10]Интеграция научных знаний с деятельностью ОПК позволяет оперативно интегрировать передовые инновационные технологии производства в деятельность предприятий, обучая при этом наиболее востребованные кадры на базе программ повышения квалификации и в рамках высшего образования ВУЗов. Инновационный прорыв невозможно осуществить в условиях кадрового дефицита предприятий. При этом затраты на НИОКР с 2013 по 2019 год увеличились в трое, что показано на рисунке 9. Кроме того, важным представляется совершенствование условий труда и повышение привлекательности и престижности труда в ОПК для специалистов.Также, осуществление НИОКР с привлечением высшего учебного заведения позволяет не только обеспечивать высокий уровень научных исследований и испытаний, но и показывает практическую сторону науки для молодых студентов, которые, погружаясь в процесс исследования, смогут в будущем привнести новаторский взгляд на научный и практический аппарат.Таким образом, оборонно-промышленный комплекс включает в себя все типы инноваций и инновационных процессов, который выделял Йозеф АлоизШумпетер, и является локомотивом в реализации политики инновационного прорыва. Препятствием на пути развития высокотехнологичного инновационного производства в Российской Федерации являются торговые ограничения и экономические санкции, введенные в отношении нашей страны. Как следствие, отечественному производителю необходимо обеспечивать сбыт высокотехнологичной продукции на внутренние рынки и странам, продолжающим экономические отношения с отечественными производителями, и обуславливает его ориентацию, прежде всего, на текущих потребителей. Однако обозначенный выше пример ракетных двигателей показывает возможность ориентации на нужды передовых стран, что, во-первых, является поводом к снятию санкций, а, во-вторых, позволяет следовать общемировым тенденциям и наращивать спрос на отечественную инновационную продукцию со стороны мирового рынка. Только создание уникальной продукции, возможность создания альтернатив которой оттягивается в будущее, позволяет осуществлять роль новатора и законодателя инновационного прогресса на мировой арене.ЗаключениеВ заключение можно сказать, что в целом система военно-экономического обеспечения обороны государства в нашей стране работает хорошо. Да, к сожалению имеются проблемы и недоработки, и кое-где они достаточно серьезные, но в основном наблюдаются хорошие показатели. И все же, несмотря на целый ряд недостатков в военно-экономическом обеспечении обороны государства, Российская Федерация располагает одной из самых мощных армий мира, так что властям остается только доводить механизм управления системой военно-экономического обеспечения обороны страны до уровня, близкого к идеальному, грамотно распределяя усилия и ресурсы на развитие.Исходя из вышеизложенного, автор убежден, что именно умение правильно распределять военно-экономические ресурсы и бюджет государства с целью одинаково прогрессивного развития военно-экономического обеспечения страны во всех его проявлениях определяет компетентность органов власти в обеспечении обороны России.Министерство финансов исходит из планируемых им доходов и расходов бюджета, определяя суммы ассигнований Министерству обороны по позициям его сметы. Причем эти два министерства работают параллельно и координируют свои решения. В отдельных случаях на этапе проработки проекта военного бюджета между Министерством обороны. Министерством финансов и Министерством экономики возникают определенные разногласия по некоторым показателям, включаемым в военный бюджет. Такие проблемы разрешаются Правительством Российской Федерации.Проект бюджета, согласованный со всеми заинтересованными сторонами, представляется в составе проекта федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в законодательном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации. В аналогичном порядке формируются и составляются сметы расходов на правоохранительную деятельность.По результатам исполнения федерального бюджета за отчетные периоды ведомствами представляются в Министерство финансов РФ отчеты, которые анализируются и проверяются с точки зрения целевого использования, целесообразности и обоснованности расходования финансовых ресурсов. По отчетам составляется заключение.Контроль за правильным расходованием средств осуществляют специальные финансовые службы, которые имеются в воинских частях и соединениях, учебных заведениях, военных округах и т. д. Помимо них проверку проводят Счетная палата РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.В целях совершенствования управления средствами федерального бюджета, укрепления контроля за их использованием и финансовой дисциплины Правительство РФ постановило осуществить переход к финансированию федеральных органов исполнительной власти, включая и все силовые организации, через органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В аналогичном порядке формируются и исполняются сметы расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства.Список используемых источников:КнигиВикулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. — М.: Издательская группа «Граница». 2013 - 608 с.Викулов С.Ф., Лавринов Г.А. Экономика военного строительства: новая парадигма: монография. — Ярославль: ООО ИПК «Литера». 2016. - 413 с.Викулов С.Ф., Ткачев В.Н., Цымбал В.И., Макаров Ю.Н. Анализ проблем экономического обеспечения военной безопасности РФ и возможные пути их решения. — М.: МАИК «Наука / Интерпериодика». 2014. – 420 с.Козин М.Н., Курбанов А.Х., Калинин А.Н. Участие частных военных компаний в ведении вооруженной борьбы: военно-экономическое обеспечение и управление: Монография / ВАМТО. — СПб.: ООО «Р-КОПИ». 2015. - 148 с.Лавринов Г.А. Военно-экономическое обеспечение реализации планов развития вооружения и военной техники: монография / Лавринов Г.А. — М.: ЦСИФ МО РФ. 2017. - 204 с.Писарева Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового права. Дис. ... доктор, юрид. наук : 12.00.14 Саратов, 2018.-466 с.Пожаров А.И. Экономическое обеспечение национальной обороны и безопасности России // Актуальные вопросы теории и практики: монография. — М.: ВУ. - 2016. - 100 с.Современные проблемы обеспечения экономической безопасности на макрои микроуровнях: коллективная монография / М. Н. Волкова, О. А. Кавыршина, Н. И. Лядова и др. Воронеж, 2019. – 422 с.Фарамазян Р.А. Военно-экономическое обеспечение национальной безопасности России в многополярном мире. — М.: ИМЭМО РАН. 2016. - 93 с.Федосова С. П. Экономическая безопасность Российской Федерации в условиях глобализации экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экон. наук / СанктПетербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2018.- 284 с.Финансовая политика в системе антикризисного управления экономикой: коллективная монография Ч II / [под общ.ред. С. П. Федосовой]. Воронеж: Издательскополиграфический центр «Научная книга», 2018. - 148 с.Хрусталев Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности. — М.: Наука. 2019. - 427 с. (Экономическая наука современной России).СтатьиБабина К.И. К вопросу о сущности бюджетных правоотношений, реализуемых в деятельности государственных учреждений науки. // Наука и общество.- 2018. - №1 (20). Серия: Общественные науки. - С. 6063.Буньковский Д.В. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность России / Д.В. Буньковский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11s. С. 32-33.Гареев М.А. Характер современных военных и невоенных угроз безопасности России и организация обороны страны // Вестник Академии военных наук. 2017. - № 4 (45). - 49 с.Дикунова М.С. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 7-4. С. 74.Дюпина Л.Ф., Бровко А.С., Дикунова М.С. Прогнозирование конкурентоспособности продукции. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 10-4. С. 145-147.Дюпина Л.Ф., Дикунова М.С., Бровко А.С. Повышение конкурентоспособности высшего образования путем применения систем менеджмента качества. Социальные науки. 2019. Т.1. № 6-1 (9). С. 28-33.Федосов П. Е., Федосова С. П. О направлениях корректировки государственной экономической политики в РФ // Теория и практика общественного развития. 2020. № 4. С. 66–68.Хулхачиева Г.Д. Анализ современных тенденций и направлений государственной поддержки сельского хозяйства России в условиях введенных двухсторонних санкций. // Вестник НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 134-142.Электронные источники21. Militaryexpenditurebycountryas a shareof GDP 1988 – 2019 [Электронный ресурс] // StockholmInternationalPeaceResearchInstitute. - Режим доступа: http:// www.sipri.org

Книги
1. Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. — М.: Издательская группа «Граница». 2013 - 608 с.
2. Викулов С.Ф., Лавринов Г.А. Экономика военного строительства: новая парадигма: монография. — Ярославль: ООО ИПК «Литера». 2016. - 413 с.
3. Викулов С.Ф., Ткачев В.Н., Цымбал В.И., Макаров Ю.Н. Анализ проблем экономического обеспечения военной безопасности РФ и возможные пути их решения. — М.: МАИК «Наука / Интерпериодика». 2014. – 420 с.
4. Козин М.Н., Курбанов А.Х., Калинин А.Н. Участие частных военных компаний в ведении вооруженной борьбы: военно-экономическое обеспечение и управление: Монография / ВАМТО. — СПб.: ООО «Р-КОПИ». 2015. - 148 с.
5. Лавринов Г.А. Военно-экономическое обеспечение реализации планов развития вооружения и военной техники: монография / Лавринов Г.А. — М.: ЦСИФ МО РФ. 2017. - 204 с.
6. Писарева Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового права. Дис. ... доктор, юрид. наук : 12.00.14 Саратов, 2018.-466 с.
7. Пожаров А.И. Экономическое обеспечение национальной обороны и безопасности России // Актуальные вопросы теории и практики: монография. — М.: ВУ. - 2016. - 100 с.
8. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности на макрои микроуровнях: коллективная монография / М. Н. Волкова, О. А. Кавыршина, Н. И. Лядова и др. Воронеж, 2019. – 422 с.
9. Фарамазян Р.А. Военно-экономическое обеспечение национальной безопасности России в многополярном мире. — М.: ИМЭМО РАН. 2016. - 93 с.
10. Федосова С. П. Экономическая безопасность Российской Федерации в условиях глобализации экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экон. наук / СанктПетербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2018.- 284 с.
11. Финансовая политика в системе антикризисного управления экономикой: коллективная монография Ч II / [под общ. ред. С. П. Федосовой]. Воронеж: Издательскополиграфический центр «Научная книга», 2018. - 148 с.
12. Хрусталев Е.Ю. Экономические проблемы военной безопасности. — М.: Наука. 2019. - 427 с. (Экономическая наука современной России).


Статьи
13. Бабина К.И. К вопросу о сущности бюджетных правоотношений, реализуемых в деятельности государственных учреждений науки. // Наука и общество.- 2018. - №1 (20). Серия: Общественные науки. - С. 60¬63.
14. Буньковский Д.В. Иностранные инвестиции и экономическая безопасность России / Д.В. Буньковский // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11s. С. 32-33.
15. Гареев М.А. Характер современных военных и невоенных угроз безопасности России и организация обороны страны // Вестник Академии военных наук. 2017. - № 4 (45). - 49 с.
16. Дикунова М.С. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 7-4. С. 74.
17. Дюпина Л.Ф., Бровко А.С., Дикунова М.С. Прогнозирование конкурентоспособности продукции. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 10-4. С. 145-147.
18. Дюпина Л.Ф., Дикунова М.С., Бровко А.С. Повышение конкурентоспособности высшего образования путем применения систем менеджмента качества. Социальные науки. 2019. Т.1. № 6-1 (9). С. 28-33.
19. Федосов П. Е., Федосова С. П. О направлениях корректировки государственной экономической политики в РФ // Теория и практика общественного развития. 2020. № 4. С. 66–68.
20. Хулхачиева Г.Д. Анализ современных тенденций и направлений государственной поддержки сельского хозяйства России в условиях введенных двухсторонних санкций. // Вестник НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 134-142.

Электронные источники
21. Military expenditure by country as a share of GDP 1988 – 2019 [Электронный ресурс] // Stockholm International Peace Research Institute. - Режим доступа: http:// www.sipri.org