Методологические основы дидактики. Проектирование содержания и технологий обучения.
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 26.11.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Когда технология разрабатывается, то отчетливо описываются условия, которые определяют режим выполнения какого-либо этапа педагогической деятельности. В качестве условий могут выступать время выполнения каждого этапа деятельности; место осуществления деятельности; вид деятельности педагога и учащихся в каждом технологическом звене; требования к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций; форма реализации определенных учебных действий на каждом этапе; способы стимулирования учащихся на каждом этапе действия педагогической технологии.
В проекте педагог продумывает собственное место, роль и свои функции, тактику и стратегию педагогического взаимодействия с учащимися, способы управления педагогическим процессом. Управленческая концепция выстраивается при учете «исходного состояния субъектов» (учащихся и самого преподавателя) педагогического модуля, их потенциала: готовности к принятию новшества, развитости рефлексивных умений и проектировочных навыков, уровня познавательной активности, творческих возможностей, мотивированности учащихся на учебную деятельность в целом и на получение конкретной специальности в частности. Все перечисленное выше определяется как некий ресурс, и при построении технологии у преподавателя имеется возможность формирования, корректировки, развития данных составляющих. «Информационное пространство предмета» заставляет преподавателя определять важнейшие дидактические единицы содержания дисциплины, принципы, систему форм, средств и методов учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках разрабатываемого дидактического модуля. «Обратная связь» обеспечивает постоянное получение полной объективной информации, что позволяет педагогу корректировать возникшие в реальной практике погрешности, которые не получилось просчитать в момент создания проекта, и таким образом «ликвидировать неопределенности». «Обучение кадров» предусматривает наличие у педагога обучающей методики, которая направлена на высокий результат.
Третьим этапом выступает разработка методического инструментария педагога, который необходим для осуществления этой технологии. Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных форм, средств и методов обучения. Она должна дать педагогу ответ на вопросы «Чему учить?», «Как учить?», «Чем учить?». Чтобы технология обучения обрела статус авторской, нужно в особенности выделить, что преподаватель должен ориентироваться хорошо в дидактических возможностях новых информационных технологий обучения, обладать определенным арсеналом различных методических точек зрения в виде обобщенного опыта работы педагогов-новаторов.
Четвертым этапом выступает подбор и составление методик замера результатов реализации технологического замысла. Работа педагога осуществляется здесь по двум направлениям. Во-первых, систематизируются требования к уровню навыков, умений и знаний, полученных учащимися, по результатам изучения определенной дисциплины и разрабатываются параметры и критерии, по которым реальные результаты обучения будут фиксироваться. Во-вторых, набирается пакет диагностических методик в виде анкет, экспресс-опросов, контрольных работ, дающих возможность провести контроль знаний, умений и навыков учащихся и их сопоставить с планируемыми результатами при учете особенностей содержания определенного учебного предмета.
Существенным условием нормальной реализации технологии выступает неукоснительное соблюдение ряда методологических принципов: доверия педагогическому профессионализму педагога; объективности применяемой педагогической информации как основы формирования и использования технологии; динамичной общности педагога и обучающихся в учебном процессе; систематического координирования методики усвоения предметных умений и динамики формирования общеучебных умений; единства мотивационных, процессуальных, содержательных сторон при проектировании технологии обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зенкина С.В. Дидактические принципы как фактор повышения качества образования // Педагогика. - 2016. - № 6. - С. 22-28.
Дидактические принципы в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск : Печатный двор, 2016. – 296 с.
Кенесбаев С.М., Махметова А.А., Идирисов С.Н. Дидактические условия развития познавательной активности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 335-339.
Тангиров Х. Э. Дидактические условия обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2016. — С. 96-97.
Зенкина С.В. Дидактические принципы как фактор повышения качества образования // Педагогика. - 2016. - № 6. - С. 22.
Тангиров Х. Э. Дидактические условия обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2016. — С. 96.
Кенесбаев С.М., Махметова А.А., Идирисов С.Н. Дидактические условия развития познавательной активности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 335.
Дидактические принципы в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск : Печатный двор, 2016. – С. 44-47.
10
1
1. Зенкина С.В. Дидактические принципы как фактор повышения качества образования // Педагогика. - 2016. - № 6. - С. 22-28.
2. Дидактические принципы в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. – Челябинск : Печатный двор, 2016. – 296 с.
3. Кенесбаев С.М., Махметова А.А., Идирисов С.Н. Дидактические условия развития познавательной активности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 335-339.
4. Тангиров Х. Э. Дидактические условия обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2016. — С. 96-97.
Вопрос-ответ:
Какие условия определяют режим выполнения этапов педагогической деятельности?
Условия, определяющие режим выполнения этапов педагогической деятельности, могут включать время выполнения каждого этапа, место осуществления деятельности, вид деятельности педагога и учащихся, требования к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций, а также форму деятельности.
Какие факторы могут быть условиями разработки технологии обучения?
В процессе разработки технологии обучения могут быть определены факторы, влияющие на режим выполнения этапов педагогической деятельности, такие как время, место, вид деятельности педагога и учащихся, требования к выполнению учебно-тренировочных операций и форма деятельности.
Какие требования могут быть предъявлены к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций?
Учащимся могут быть предъявлены требования к выполнению отдельных учебно-тренировочных операций, включающие в себя качественные и количественные характеристики выполнения заданий, правила выполнения операций, использование определенных методов и приемов и т.д.
Какие виды деятельности могут быть определены в каждом технологическом звене педагогической деятельности?
В каждом технологическом звене педагогической деятельности могут быть определены различные виды деятельности, такие как объяснение, демонстрация, самостоятельная работа, коллективная работа, контроль и оценка и т.д. Конкретные виды деятельности зависят от целей и задач, поставленных перед обучающимися.
Что включает в себя понятие "форма деятельности"?
Под понятием "форма деятельности" понимается организационная структура и порядок выполнения педагогической деятельности, которая может быть различной в зависимости от целей и задач обучения. Например, формой деятельности может быть лекция, практическое занятие, дискуссия, игра и т.д.
Какие условия описываются при разработке технологии обучения?
При разработке технологии обучения описываются такие условия, как время выполнения каждого этапа деятельности, место осуществления деятельности, вид деятельности педагога и учащихся в каждом технологическом звене, требования к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций и форма.
Какие факторы могут являться условиями при разработке технологии обучения?
В качестве условий при разработке технологии обучения могут выступать факторы, такие как время выполнения каждого этапа деятельности, место осуществления деятельности, вид деятельности педагога и учащихся в каждом технологическом звене, требования к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций и форма.
Какие требования могут предъявляться к выполнению учащимися операций при разработке технологии обучения?
При разработке технологии обучения могут предъявляться требования к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций. Например, это может быть умение выполнять определенные задания в определенной последовательности, использование определенных инструментов и материалов, а также достижение определенных результатов в процессе обучения.
В какой форме могут представляться условия при разработке технологии обучения?
Условия при разработке технологии обучения могут представляться в различных формах. Например, это может быть описание временных рамок для выполнения каждого этапа деятельности, указание на необходимость выполнения определенных действий в определенном месте, определение видов деятельности, которые должны осуществляться педагогом и учащимися в каждом технологическом звене, а также формулировка требований к выполнению учащимися отдельных учебно-тренировочных операций.
Какие условия определяют режим выполнения этапов педагогической деятельности?
Условия могут включать время выполнения каждого этапа, место осуществления деятельности, вид деятельности педагога и учащихся, требования к выполнению учебно-тренировочных операций и форму.
Что включает в себя описание условий разработки технологии обучения?
Описание условий разработки технологии обучения включает в себя указание на время выполнения каждого этапа, место осуществления деятельности, вид деятельности педагога и учащихся, требования к выполнению учебно-тренировочных операций и форму.
В каких случаях описываются условия разработки технологии обучения?
Условия разработки технологии обучения описываются в случаях, когда технология разрабатывается, чтобы четко определить режим выполнения каждого этапа педагогической деятельности.