Военно-политическая работа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 28 28 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 26.11.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект военно-политической работы 4
1.1 Особенности формирования правовых основ военно-политической работы 4
1.2 Социально-психологические основы военно-политической работы в вооруженных силах России 8
Глава 2. Современные тенденции военно-политической работы 16
2.1 Актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы 16
2.2 Перспективная структура и содержание системы военнополитической работы на примере ВС РФ 20
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Причем, если идти по этому пути развития, то, на наш взгляд, следует провести глубокий анализ принципов построения системы ВПР, которая существовала в СССР именно в 1991 г., когда руководящая роль КПСС уже была исключена. Система воинского воспитания того периода наиболее вписывается в конъюнктурную обстановку современной российской действительности. В системе работы с личным составом ВС РФ сегодня существует ряд проблем организационно-штатного, научнотеоретического и прикладного характера. Эти проблемы развивались постепенно и, как правило, связаны с тем, что, начиная с момента распада СССР и до настоящего времени вопросами научно-методологического обоснования системы воинского воспитания всерьез никто не занимался. В Советском Союзе этим вопросам придавалось первостепенное значение. До января 1991 г. в ВС СССР на уровне от войсковой части и выше осуществлялась партийно-политическая работа, а в подразделениях, в связи с тем, что не во всех подразделениях были коммунисты и партийные организации, – политико-воспитательная работа. Партийнополитическая работа в мирное время включала в себя два компонента: организационно-партийную и идеологическую работу. В ходе выполнения боевых (учебно-боевых) задач организовывалась политическая работа, которая отличалась от партийнополитической работы своей направленностью, формами и методами реализации, исходя из характера боевых действий и стоящих перед войсками (силами) задач. С января по август 1991 г. в ВС СССР проводилась военно-политическая работа. Принципиальным отличием военнополитических органов от политических органов (как руководящих органов ЦК КПСС) являлось то, что в это время они были составной частью органов военного управления. В ходе создания ВС РФ в советские военные нормативноправовые документы образца 1989 г. было внесено ряд дополнений. Так вместо «партийно-политической работы» (ППР) вводилась альтернативная категория «воспитание военнослужащих». На смену прежней «политической работе в боевой обстановке» впервые пришла категория «морально-психологическое обеспечение (МПО) боевой и мобилизационной готовности и применения войск (сил)». Уже в этом изменении была заложена существенная методологическая неточность: ППР, по сути, являлась комплексом взаимосвязанных усилий государства по подготовке сознания военнослужащих к выполнению задач по предназначению, а воспитание в этой системе выступало общепризнанной научной основой реализации этих усилий на практике. Кроме того, именно в этот момент была заложена определенная системная ошибка: были созданы предпосылки к, по сути, искусственному разделению системы воинского воспитания на МПО деятельности войск (сил) и работу с личным составом. Окончательное разделение систем воспитательной работы и МПО обосновано в период проведения реформы органов военного управления и разграничения функций между Министерством обороны РФ (МО РФ) и Генеральным штабом ВС РФ (ГШ ВС РФ) в 1999-2003 гг. По существу функция воспитания рассматривалась как сфера обеспечения, то есть предоставления определенного вида услуг военнослужащим (функции обеспечения присущи МО РФ), а не как функция оперативного управления (что соответствует функциям ГШ ВС РФ). В новейшей истории ВС РФ система ВР (РЛС) всегда была подведомственна Министру обороны или его заместителям. При этом МПО являлось видом всестороннего обеспечения деятельности войск, замыкающимся на ГШ ВС РФ. Но, если в тот период времени такое разделение было оправданным, т.к. сразу после распада Советского Союза существовала прямая угроза полного уничтожения системы воинского воспитания в результате поспешных демократических преобразований, то сегодня эта схема построения системы поддержания морально-психологического состояния войск практически изжила себя. Уже из этого простого сравнения видно, что направления работы с личным составом во многом совпадают с видами МПО деятельности войск (сил), а их некоторые отличия обусловлены лишь особенностями реализации в различных условиях обстановки. Кроме того, в последние несколько лет в МО РФ наметилась тенденция к выхолащиванию самого термина «воспитание». Сегодня во всех вновь разрабатываемых документах в прямой постановке он, как правило, не используется, разработчики стараются заменить «воспитание» словосочетанием «работа с личным составом». Проведенный нами анализ показывает, что эти термины совершенно не синонимичны, а такая замена противоречит научным положениям, т.к. все периоды развития отечественной педагогической науки характеризуются абсолютной взаимодополняющей связью между терминами «обучение» и «воспитание». Независимо от государственных целей, идей и задач воинской службы, начиная с первых нормативно-уставных документов, появившихся при на Руси при самодержавии, и заканчивая современными документами, именно воспитание и его основные категории являлись основанием для осуществления целенаправленного воздействия на личность и воинские коллективы и объяснения их природы. В связи с этим можно сделать вывод о нецелесообразности поиска альтернативы воспитанию (воинскому воспитанию), как одному из центральных терминов педагогики (военной педагогики). Кроме того, наша принципиальная позиция заключается в необходимости построения одной целостной системы воинского воспитания, а не двух взаимодополняющих (МПО и РЛС), как это существует сегодня, и не разделять эту систему по уровням управления по типу советской системы партийно-политической работы. Поэтому мы предлагаем интегрировать МПО в систему ВПР. При этом вполне логичным является позиционирование ВПР как обеспечивающего вида воинской деятельности, не являющегося видом всестороннего обеспечения, и непосредственно замыкающегося на Министра обороны через заместителя Министра обороны – Начальника Главного военно-политического управления. Кроме значительного сокращения количества нормативно-уставных и отчетных документов, такой подход существенно повысит статус ВПР, усилит ее позиции в ВС РФ и в значительной степени будет способствовать централизации управления ею. Логика такого построения заключается в том, что агитационно-пропагандистская работа (АПР) и организационно-политическая работа (ОПР) – это направления ВПР. Направления структурно включают в себя виды ВПР. Так АПР включает виды ВПР, непосредственно влияющие на личность и воинские коллективы, а ОПР объединяет виды ВПР, оказывающие опосредованное влияние на войска и в большей степени носят обеспечивающий характер. Кратко прокомментируем роль каждого вида и направления в общей структуре ВПР. Агитационно-воспитательная (или информационновоспитательная) работа – это основной вид ВПР, относящийся к АПР и являющийся аналогом информационно-пропагандистской работы, существующей сегодня, с извлечением из нее защиты войск от негативного информационно-психологического воздействия противника и усилением некоторых элементов государственно-патриотического воспитания. Контрпропагандистская работа – вид ВПР, относящийся к АПР, по своему содержанию очень сильно коррелирующий с ныне существующей защитой войск от негативного информационно-психологического воздействия противника с извлечением слова «противника», т.к. на войска отрицательное воздействие могут оказывать и граждане России, например, некоторые звезды шоу-бизнеса и т.д. Военно-политическая подготовка – вид ВПР, относящийся к АПР, в некоторой степени являющийся аналогом общественногосударственной подготовки, но значительно дополненный путем внедрения в него правовой подготовки (путем извлечения из военно-социальной работы) и морально-психологической подготовки. Психологическая работы - вид ВПР, относящийся к ОПР, существенно не отличающийся от нынешней психологической работы, но при этом его важность существенно повышается в связи с упразднением системы МПО и появлением моральнопсихологической подготовки. Религиозное сопровождение воинской службы – вид ВПР, относящийся к ОПР, в некоторой степени являющийся аналогом работы с верующими военнослужащими, и отличающийся от нее существенным сокращением объема задач в связи с позиционированием, в большей степени, как сопровождающего вида деятельности должностных лиц (не священнослужителей). На наш взгляд, главная функция этого вида ВПР должна заключаться в создании условий и возможностей для добровольной реализации желающими военнослужащими их конституционного права на свободу вероисповедания (касается традиционных религий) и некоторые другие функции. Обеспечение войск ТСВ - вид ВПР, относящийся к ОПР, не отличающийся от ныне существующего. По сути, это функции обыкновенной логистики, которые можно перераспределить на уже существующие организации МО РФ и убрать эту задачу из системы ВПР, т.к. решение подобных вопросов неспецифично для офицеров-воспитателей. Конечно же, предложенную структуру еще предстоит неоднократно обсуждать, но хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, предложенная конструкция является долговременной и универсальной. Например, сегодня все чаще и чаще обсуждается вопрос пересмотра ст. 13 Конституции РФ. В случае отмены ее положений, агитационно-пропагандистскую работу смело можно будет называть идеологической работой и, не меняя общей структуры ВПР, реализовывать идеологию государства в МО РФ. На эту же структуру хорошо проецируется военно-педагогическая работа, указанная нами при рассмотрении второй стратегии развития системы воинского воспитания. Также необходимо обсудить возможность объединения в один вид ВПР общественнопропагандистской и культурно-досуговой работы. Таким образом, в статье рассмотрены три стратегии развития системы работы с личным составом: «поглощение» системой МПО такого вида воинской деятельности, как работа с личным составом; создание системы и формирование органов военнопедагогической работы; создание системы ВПР и формирование военно-политических органов. Таким образом, все три стратегии имеют право на существование, но если говорить о построении эффективной, отвечающей вызовам времени, долгосрочной конструкции системы воинского воспитания, то, на наш взгляд, любые преобразования должны быть всесторонне оценёнными и научно обоснованными. ЗаключениеВоенно-политическая подготовка строится по модульному принципу, программы разрабатываются заблаговременно на мирное и военное время. Формы, методы и средства военнополитической подготовки варьируются по своему наполнению исходя из того, где и в каких условиях подразделению (воинской части) предстоит выполнять задачи. Общественно-пропагандистская работа – вид ВПР, относящийся к ОПР, и направленный на популяризацию военной службы в обществе. На наш взгляд, в зависимости от уровня управления сюда должны быть включены функции нынешнего Департамента культуры МО РФ, взаимодействие со СМИ, военно-патриотическими организациями, профориентационная работа и т.д. Культурно-досуговая работа – вид ВПР, относящийся к ОПР, являющийся аналогом ныне существующей культурно- досуговой работы, но с существенным расширением полномочий за счет перераспределения функций нынешнего Департамента культуры МО РФ в вопросах культурно-досугового обслуживания войск (сил). Военно-социальная работа – вид ВПР, относящийся к ОПР, существенно не отличающийся военно-социальной работы в нынешнем виде. Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины (ПП и ВД) – вид ВПР, относящийся к ОПР, в отличие от ныне существующей системы ПП и ВД, требующий, четкого разграничения функций со службой войск и системой обеспечения безопасности военной службы. Представленное разнообразие педагогического инструментария позволяет в полной мере и с высокой эффективностью решать такие задачи военной педагогики, как: разработка эффективных форм организации военнопедагогического процесса и методов воздействия на военнослужащих и воинские коллективы; формирование у военнослужащих морально-нравственных, деловых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач в любых условиях обстановки.Список используемой литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсФедеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон от 29.05.2019 N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих"//Консультант ПлюсКапицына, В.К. Политология. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 596 с.Крысько, А.Е. Психология. – М.: Академия, 2016. – 320 с.Кузьмина, А.Н. Этническая психология. – М.: Академия, 2014. – 320 с.Куприн, А.Е. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2015. – 424 с.Лучков, О.Н. Политология. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2015. – 352 с.Малинкович, В.Р. Сравнительная политология. – М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2015. – 352 с.Мухаев, Л.О. Сравнительная политология. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 688 с.Петухов, В.Б. Сравнительная политология. – М.: ЛКИ, 2014. – 208 с.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голо-сования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (послед-няя редакция)//Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 29.05.2019 N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих"//Консультант Плюс
6. Капицына, В.К. Политология. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 596 с.
7. Крысько, А.Е. Психология. – М.: Академия, 2016. – 320 с.
8. Кузьмина, А.Н. Этническая психология. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
9. Куприн, А.Е. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2015. – 424 с.
10. Лучков, О.Н. Политология. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2015. – 352 с.
11. Малинкович, В.Р. Сравнительная политология. – М.: Международ-ный институт гуманитарно-политических исследований, 2015. – 352 с.
12. Мухаев, Л.О. Сравнительная политология. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 688 с.
13. Петухов, В.Б. Сравнительная политология. – М.: ЛКИ, 2014. – 208 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования правовых основ военно-политической работы?

Формирование правовых основ военно-политической работы осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, включая Конституцию, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Особенности включают учет специфики военной службы, определение прав и обязанностей военнослужащих, а также установление системы норм и правил поведения военно-политических работников.

Какие социально-психологические основы существуют в военно-политической работе в вооруженных силах России?

Социально-психологические основы военно-политической работы включают в себя работу с военнослужащими по формированию их патриотического сознания, укреплению морально-психологической устойчивости, повышению престижа воинской службы. Кроме того, важным аспектом является формирование коллективного духа и командно-штабной работы.

Какие актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы существуют?

Актуальные проблемы реализации педагогического потенциала военно-политической работы включают в себя необходимость адаптации педагогических методик к специфическим условиям военной службы, высокую текучесть кадров, проблемы обеспечения материально-технической базы для проведения мероприятий, а также необходимость постоянного повышения квалификации военно-политических работников.

Какая структура и содержание системы военно-политической работы в перспективе?

В перспективе система военно-политической работы будет включать такие компоненты, как политическое воспитание и идеологическая работа, патриотическое просвещение, информационно-психологическое обеспечение, а также сотрудничество с общественными организациями и молодежными движениями.

Какие особенности формирования правовых основ военно-политической работы?

Особенности формирования правовых основ военно-политической работы включают установление законодательных норм, регулирующих деятельность военно-политических организаций и сил, определение прав и обязанностей военно-политических работников, а также установление порядка применения мер ответственности за нарушение законодательства в ходе проведения военно-политической работы.

Какие социально-психологические основы существуют в военно-политической работе в вооруженных силах России?

Социально-психологические основы военно-политической работы в вооруженных силах России включают понимание важности патриотизма, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие коллективного сознания и воспитание патриотической готовности личности. Военно-политическая работа также основывается на изучении и учете психологических особенностей личности военнослужащего и применении соответствующих методов воздействия на него.

Какие актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы?

Актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы включают необходимость постоянного обновления и совершенствования образовательных программ, проблему мотивации военнослужащих к участию в таких мероприятиях, а также проблему отсутствия достаточных педагогических кадров и ресурсов для проведения эффективных занятий.

Какой перспективной структура и содержание системы военно-политической работы на современном этапе?

Перспективная структура и содержание системы военно-политической работы на современном этапе включают широкое использование информационных и коммуникационных технологий, активное взаимодействие с образовательными учреждениями, развитие волонтерского движения, укрепление патриотического воспитания и внедрение инновационных педагогических методик.

Какие особенности формирования правовых основ военно-политической работы?

Особенности формирования правовых основ военно-политической работы заключаются в установлении законодательства, регулирующего данную сферу. Военно-политическая работа в России базируется на Конституции РФ, Военной доктрине, законах о негосударственных предприятиях, а также документах, принятых Минобороны. Важными аспектами являются гарантия прав и свобод военнослужащих, создание адекватной системы правоохранительных органов, а также соблюдение международных норм и принципов в области военно-политической работы.

Каковы социально-психологические оснды военно-политической работы в вооруженных силах России?

Социально-психологические основы военно-политической работы в вооруженных силах России включают в себя несколько аспектов. Во-первых, это формирование патриотического сознания и готовности к обеспечению безопасности Родины. Во-вторых, это социальная адаптация военнослужащих и создание благоприятного психологического климата в воинском коллективе. Здесь важным является развитие командно-структурного и организационно-психологического аспектов военного духа, укрепление единства воинской ячейки и формирования морального облика солдата и офицера.

Какие актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы?

Актуальные проблемы реализации педагогического потенциала в мероприятиях военно-политической работы включают в себя недостаточное осознание военнослужащими важности данной работы, отсутствие квалифицированных кадров и готовых педагогических программ, а также сложности в оценке эффективности проведенных мероприятий. Важно разрабатывать инновационные методы и технологии, которые будут привлекать внимание и поддержку военнослужащих, а также создавать благоприятную обстановку для работы с ними.

Какие особенности формирования правовых основ военно-политической работы в России?

Особенности формирования правовых основ военно-политической работы в России связаны с учетом специфики военной службы и нуждами вооруженных сил. Это включает разработку и применение законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с военно-политической работой, создание специализированных отделов и подразделений, обеспечение правового обучения и контроля за соблюдением правил и инструкций.