Архитектура Западноевропейского средневековья

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Теория и история архитектуры
  • 14 14 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 26.11.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Готика в эпоху Просвещения 3
Заключение 7
Список использованных источников 7
Фрагмент для ознакомления

Готическая форма достигает аффирмативности и полноты уникальной выраженности, явленности вовне (зрителю) через «проговаривание» собственного тектонического основания; каждыйотдельный структурный элемент обладает неотчуждаемой ценностью и самодостаточностьюименно в силу своей партикулярности. Последняяне есть некий онтологический недостаток илиущербность. Ровно наоборот: дробность конструкции, образующая также специфический готический «узор» или рисунок, хорошо проявляющийся в знаменитых «розах» Шартрского, Руанского, Парижского, Амьенского, Реймсского и других соборов, заложенных в XIII в., означала в каком-то смыслеопределенную победу разума в деле собственногоутверждения. Данная победа, по мнению Панофского, опирается на принцип гомологии, реализованный именно в готической архитектуре максимально полно. «Однако следует отметить, что сампринцип гомологии, управляющий всем процессом, подразумевает и обеспечивает то относительное единообразие, которое и отличает словарь высокой готики от архитектурного языка романики. Все части, находящиеся на одном “логическомуровне”, – что особенно заметно на тех декоративныхи изобразительных деталях, которые в архитектуресоответствуют “подобиям” Фомы Аквинского, –осмыслялись теперь как элементы одного класса, так что от богатого разнообразия …стали отказываться в пользу стандартных типов, допускающихлишь незначительные отклонения, подобные тем, что встречаются в природе среди особей одной породы» [5, с. 257]. Панофский показывает, что практически все известные нам сооружения высокой готики – соборыцентральной Франции и западных немецких земель –были спроектированы таким образом, что принциппредельной ясности, четкости, убедительности и дедуктивности выступал ведущим в организации всехбез исключения структурных конструктивных элементов. Причем нередко в Амьене, Шартре, Реймсеи других очагах готической «каменной» культуры, окружавших Париж, многие детали экстерьера и интерьера, как, например, каменная «паутина» витражных окон, знаменитых «роз», на самом деле не неслина себе ключевой тектонической нагрузки. Рисунок 4.- Архитектура Италии.То естьфизическое крепление, опоры здания, несущие элементы вовсе не нуждались в такой прорисовке. Ихтектоника как раз всецело составляют суть художественного текста самой архитектурной формы готики, раскрывая ее подлинное значение для развитияевропейской архитектурной традиции и становленияавтономного архитектурного мышления. Характеризуя существо данного текста готической формы, Панофский отмечает, что ее важнейшая задача и основное содержание («сюжет») – это «визуализация» самой логики архитектурного мышления, логики саморазвития архитектурной реальности как таковой. Общий смысл и пафос которой – самообоснование. Именно в этом и кроется причина того, что высокаяевропейская готика XIII в. знаменовала собой рождение архитектуры как самостоятельной формыкультуры, обладающей внутренней логикой и законами развития, конституирующими уникальностьЛика того или иного произведения, независимымиот инженерно-строительной мысли своего времени ииных художественных опытов.Рисунок 5. -Церковь Нотр Дам в Дижоне.Однако, если вдумчиво рассмотреть приведенную цитату о готической архитектуре, обнаружатся дополнительные детали, удаляющие готику от барокко и приближающие ее к классическому наследию Античности. «Древняя готика» в данном случае не просто хронологическое указание на место стиля в истории относительно современности, но особенное стилистическое определение: «Отдавая должное архитекторам средневекового периода, — пишет тот же автор, — мы должны подразделить готику на два вида, которые, в соответствии с их происхождением, могут быть названы древним и новым (modern)». Рисунок 6. - Интерьер меровингского баптистерия в Экс-ан-Прованс.Заключение«Человек, проникшийся схоластическими умонастроениями, стал бырассматривать форму организации архитектуры … сточки зрения manifestatio. …Однако он не был удовлетворен, если бы расчлененность здания не позволяла ему вновь прочувствовать сам процесс построения архитектуры… Богатое разнообразие колонн,нервюр, контрфорсов, ажурной резьбы, пинаклей ирастительных декоративных элементов было длянего самоанализом и самообъяснением архитектуры. …Он точно так же ратовал за безусловное прояснениефункции посредством формы» [5, с. 270–272]. Таким образом, в аналитике готической архитектуры в ее взаимозависимости со схоластическим мировоззренческим каноном западноевропейскогосредневековья основное вниманиеуделяет становлению внутреннего смыслового и семантического пространства архитектурной формы. Генезис и дальнейшая эволюция европейской архитектуры связаны, несомненно, с общим социокультурным контекстом времени и с развитием технической, инженерной мысли, научным обоснованиемметодов проектирования и расчетов. Тем не менееони обнаруживают в качестве ведущей тенденциювысвобождения архитектурной реальности из-подвласти тектонических сил, эстетизация которых ещев античности легла в основу классического ордера. Готическая форма – яркий тому пример.Список использованных источников1. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрожденияантичности. СПб., 2008. 382 с.2. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004. 284 с3. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория иметод истории искусства. СПб., 2000. 272 с.4. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. – начало ХХ в. Кн. 1 / под ред.Б.Р. Виппера, Т. Н. Ливановой. М., 1969. С. 65–73.5. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма».Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.336 с.6. Моисеев А.В. Метафизика барокко и «Феноменология Духа» Гегеля: об исторических пределах европейской субъективности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 3. С. 66–70.

1. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб., 2008. 382 с.
2. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004. 284 с
3. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб., 2000. 272 с.
4. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. – начало ХХ в. Кн. 1 / под ред. Б.Р. Виппера, Т. Н. Ливановой. М., 1969. С. 65–73.
5. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004. 336 с.
6. Моисеев А.В. Метафизика барокко и «Феноменология Духа» Гегеля: об исторических пределах европейской субъективности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 3. С. 66–70.

Вопрос-ответ:

Что такое архитектура Западноевропейского средневековья?

Архитектура Западноевропейского средневековья - это стиль и техника архитектуры, развивавшиеся на территории Западной Европы в период средневековья (V-XV века).

Что представляет собой готическая архитектура в эпоху Просвещения?

В эпоху Просвещения готическая архитектура стала рассматриваться с точки зрения зрителя, который оценивал ее проявление наружности и уникальность выражения. Каждый структурный элемент в готической архитектуре имел самодостаточность и ценность, что давало ей аффирмативность.

Чему обязана готическая архитектура своей уникальностью?

Уникальность готической архитектуры обусловлена проговариванием собственного тектонического основания каждого отдельного структурного элемента. Это придает элементам архитектуры неотчуждаемую ценность и самодостаточность.

Есть ли недостатки в готической архитектуре?

Некоторые могут считать дробность готической архитектуры неким онтологическим недостатком, однако это не так. Дробность является особенностью готического стиля и не является ущербностью или недостатком.

Какие источники использовались при написании статьи о готической архитектуре в эпоху Просвещения?

Для написания статьи о готической архитектуре в эпоху Просвещения использовались различные источники, однако список использованных источников не указан в статье.

Что такое Западноевропейская архитектура средневековья?

Западноевропейская архитектура средневековья — это стиль архитектуры, развивавшийся на территории Европы в период с 5 по 15 век. Он характеризуется использованием таких элементов, как арки, колонны, резные декоративные элементы и складчатые кровли.

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура — это стиль архитектуры, развивавшийся в Западной Европе в 12-15 веках. Он отличается высокими и стройными конструкциями, острыми арками и окнами, резным декором и использованием камня в строительстве.

Какие особенности готической архитектуры в эпоху Просвещения?

В эпоху Просвещения готическая архитектура испытала определенные изменения. Она стала менее популярной, так как возник интерес к античному искусству. Однако, некоторые архитекторы все еще использовали готические элементы в своих проектах, хотя и в сочетании с другими стилями.

Чем отличается готическая форма в архитектуре?

Готическая форма в архитектуре отличается своей выразительностью и уникальностью. Каждый структурный элемент обладает особым тектоническим основанием и выражает свою индивидуальность. Это делает готическую архитектуру полноценной и яркой.

Почему готическая архитектура имеет свою ценность и самодостаточность?

Готическая архитектура имеет свою ценность и самодостаточность благодаря своей партикулярности. Каждый структурный элемент обладает уникальной формой и стилем, что делает его незаменимым в композиции. Именно это придает готической архитектуре ее привлекательность и ценность.

Что представляет собой архитектура Западноевропейского средневековья?

Архитектура Западноевропейского средневековья - это архитектурный стиль, развивавшийся в Европе в период с 5 по 15 века. Он характеризуется использованием готической формы и особыми архитектурными элементами, такими как ломаные арки и высокие шпили. Главной целью архитекторов того времени было создание монументальных и величественных сооружений, которые были символом религиозной и политической власти.