Формирование фонематического слуха у детей с легкой степенью всевдобульбарнный дизартрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 31 31 страница
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 28.11.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Онтогенез фонематического слуха у детей в норме 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией 10
1.3 Нарушение фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 18
2.1 Методики обследования фонематического слуха детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 18
2.2 Состояние фонематического слуха детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 19
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 21
3.1 Методики коррекции фонематического слуха детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 21
3.2 Содержание коррекционной работы по формированию фонематического слуха детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений предусматривает, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
В коррекционное работе использовались следующие игры и упражнения: «Угадай, кто (что) это был(о)», «Какой звук лишний?», «Различай и повторяй», «Повторяй за мной только звук с», «Повторяй за мной только слоги со звуком с», «Повторяй за мной только слова со звуком с», «Озорные звуки», «Телефон», «Какой звук в слоге отличается?», «Мое слово».
Четвертый этап – дифференциация слогов.
Цель – формирование умений дифференцировать слоги, развитие слухового внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
В коррекционное работе использовались следующие игры и упражнения: «Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками», «Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости» (серии из двух, трех слогов), «Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости», «Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков», «Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными», «Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении», «Телефон», «Какой слог отличается?», «Слоговая ромашка», «Наоборот».
Пятый этап – развитие фонематического анализа и синтеза.
Цель – формирование умений осуществлять звуковой анализ слова, развитие фонематического восприятия и фонематического синтеза у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Коррекционная работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза проводилась с учетом онтогенетической последовательности становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах; открытые: ро, сы, ха);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса);
г) слова без стечения согласных: односложные (дом, сок, уж, лес), двусложные (рука, мама, каша, лужа);
д) слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных в середине слова (ручка, мышка, сумка); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, кран, флаг); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, шарф, кость); двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, цветы); двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло); трехсложные слова (береза, лодочка, скамейка).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на схему слова, далее на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания в игровой форме: «Найди звук», «Найди слог», «Найди слово», «Первый звук», «Последний звук», «Где звук?», «Сколько звуков в слове?», «Придумай», «Звуки поссорились», «Поменяй местами».
Шестой этап – развитие фонематических представлений.
Цель – формирование умений осуществлять звуковой анализ и синтез слов, фонематических представлений старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
На данном этапе использовались следующий упражнения и игры: «Придумай слово на заданный звук», «Придумай слово из трех (четырех, пяти) звуков», «Придумай слова к схеме», «Собери слово», «Самое длинное слово», «Больше всех», «Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Найди слова в слове», «Рассказ».
Для родителей проведены индивидуальные беседы, консультации по развитию фонематических процессов, оформлены тематические выставки методической литературы.
Таким образом, в ходе коррекционной работы были определены основные этапы коррекционной работы: узнавание неречевых звуков, различение слов, близких по звуковому составу, дифференциация фонем и слогов, развитие фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений. Для каждого этапа были подобраные игры и упражнения. Для закрепления умений узнавать и дифференцировать неречевые звуки игры и упражнения использовались на других занятиях в работе воспитателя и в режимных моментах. Также проведена работа с родителями по ознакомлению их с содержанием коррекционной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что фонематический слух – это способность слышать звуки речи как отдельные смысловые единицы. Фонематический слух формируются у детей на протяжении раннего и дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок, благодаря целенаправленному обучению, овладевает фонематическим анализом и синтезом. В процессе обучения грамоте у детей формируются фонематические представления.
Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации артикуляционного и дыхательного отделов речи. Существуют различные классификации видов дизартрии, среди которых особое место занимает стертая дизартрия. При стертой дизартрии отмечаются избирательные и негрубые нарушения звукопроизношения в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики и фонематических процессов.
Методики коррекции фонематического слуха основываются на поэтапной организации логопедической работы. Основу коррекционной работы занимают упражнения, игры на развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений. Важное значение имеет организация взаимодействия с родителями детей.
Результаты исследования показали, что у большинства детей недостаточно сформирован фонематический слух. Работа проводилась в группе посредством игр и упражнений. Работа проводилась поэтапно. Также было организовано взаимодействие с родителями.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – Москва : Просвещение, 2005. – 400 с.
Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966. – 349 с.
Бодрова, Н. С. Взаимодействие логопеда и воспитателя при отборе детей в логопедическую группу [Текст] / Н. С. Бодрова // Логопед. – 2008. – №7. – С. 66–68.
Волкова, Л. С. Логопедия : методическое наследие [Текст] / под ред. Л. С. Волковой : в 5 кн. Кн. 1. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
Воронова, А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией [Текст] / А. П. Воронова // Дефектология. – 1993. – № 1. – С. 47–51.
Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Москва : ИОИ, 2002. – 157 с.
Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] : дневник науч. наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – Москва : АРКТИ, 2004. – 166 с.
Гомзяк, О. С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О. С. Гомзяк. – Москва : ГНОМ и Д, 2007. – 24 с.
Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. – №1. – С. 9–15.
Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии : научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». – Самара : СГПУ, 2003. – С. 70–83.
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
Гриншпун, Б. М. Дислалия [Текст] / Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии. Т. 1. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – С. 108–120.
Гуменная, Г. С. Изучение когнитивной деятельности детей с речевой патологией [Текст] / Г. С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи : межвузовский сборник научных трудов. – Москва : Прометей, 1991. – С. 115–116.
Давыдова, М. С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения [Текст] / М. С. Давыдова // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 108–120.
Детство : примерная образовательная дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 321 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст] : сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2000. – 263 с.
Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. – 320 с.
Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова ; под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжипской. – Минск : Нар. асвета, 1992. – 70 с.
Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / под ред. М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 2001. – 138 с.
Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : МГОПИ, 1993. – 72 с.
Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р. А. Кирьянова. – Санкт-Петербург, 2002. – 368 с.
Ковшиков, В. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией [Текст] / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е. С. Иванова, Л. Г. Парамоновой. – Ленинград : ЛГПИ, 1979. – С. 44–70.
Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном-Пресс, 1999. – 136 с.
Красногорский, Н. И. К физиологии становления детской речи [Текст] / Н. И. Красногорский. – Москва, 1952. – 65 с.
Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва : Владос, 1999. – 224 с.
Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва : АРКТИ, 2005. – 224 с.
Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 1999. – 678 с.
Лукина, Н. А. Научи меня слышать [Текст] / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. – Санкт-Петербург : Паритет, 2003. – 190 с.
Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Москва : Академия, 2002. – 345 с.
Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
Мастюкова, Е. М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой [Текст] / Е. М. Мастюкова // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1990. – С. 7–37.
Мастюкова, Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1972. – № 5. – С. 12–17.
Матросова, Т. А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи [Текст] / Т. А. Матросова // Логопедия. – 2007. – № 4 (18). – С. 35–38.
Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005. – 240 с.
Миронова, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : АПО, 1993. – 57 с.
Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2006. – 352 с.
Орфинская, В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов [Текст] / В. К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей : ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 24–29.
Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития письма [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Дельта, 2001. – 206 с.
Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е. А. Пожиленко. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. Т. В. Волковой. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – Москва : Просвещение, 2005. – 229 с.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2009. – 260 с.
Прокопьева, Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2013. – 68 с.
Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : пособие для логопедов и воспитателей детсадов / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : Просвещение, 1981. – 192 с.
Сергеева, Г. Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Г. Ф. Сергеева. – Москва, 1973. – 155 с.
Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1976. – 117 с.
Тарасова, М. В. Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в рамках системы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова [Текст] / М. В. Тарасова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии : материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» / сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. – Москва : ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
Ткаченко, Т. А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Москва : Гном и Д, 2002. – 56 с.
Усанова, О. Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст] / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Селиверстов. – Москва : МГПИ, 1982. – С. 13–19.
Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2002. – 56 с.
Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. – Москва : Просвещение, 1987. – 142 с.
Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками [Текст] : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2002. – 266 с.
Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Москва ; Воронеж : МПСИ, 2000. – 359 с.
Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. – Санкт-Петербург : МиМ, 1997. – 187 с.
Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2003. – 239 с.
Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2003. – 239 с.
Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – Москва, 1948. – С. 101–129.
Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке [Текст] / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. – Ленинград : Наука, 1974. – С. 77–100.
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 554 с.
Ястребова, А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – С. 61–73.











7


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – Москва : Просвещение, 2005. – 400 с.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966. – 349 с.
3. Бодрова, Н. С. Взаимодействие логопеда и воспитателя при отборе детей в логопедическую группу [Текст] / Н. С. Бодрова // Логопед. – 2008. – №7. – С. 66–68.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : методическое наследие [Текст] / под ред. Л. С. Волковой : в 5 кн. Кн. 1. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
5. Воронова, А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией [Текст] / А. П. Воронова // Дефектология. – 1993. – № 1. – С. 47–51.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] : учеб. пособие / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Москва : ИОИ, 2002. – 157 с.
7. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] : дневник науч. наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
8. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – Москва : АРКТИ, 2004. – 166 с.
9. Гомзяк, О. С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О. С. Гомзяк. – Москва : ГНОМ и Д, 2007. – 24 с.
10. Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. – №1. – С. 9–15.
11. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А. М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии : научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». – Самара : СГПУ, 2003. – С. 70–83.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : метод. пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
13. Гриншпун, Б. М. Дислалия [Текст] / Б. М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии. Т. 1. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – С. 108–120.
14. Гуменная, Г. С. Изучение когнитивной деятельности детей с речевой патологией [Текст] / Г. С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи : межвузовский сборник научных трудов. – Москва : Прометей, 1991. – С. 115–116.
15. Давыдова, М. С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения [Текст] / М. С. Давыдова // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 108–120.
16. Детство : примерная образовательная дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. – 321 с.
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст] : сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2000. – 263 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. – 320 с.
19. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду [Текст] / Л. Е. Журова ; под ред. Н. С. Варенцовой, Н. С. Старжипской. – Минск : Нар. асвета, 1992. – 70 с.
20. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / под ред. М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 2001. – 138 с.
21. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : МГОПИ, 1993. – 72 с.
22. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи [Текст] / Р. А. Кирьянова. – Санкт-Петербург, 2002. – 368 с.
23. Ковшиков, В. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией [Текст] / В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е. С. Иванова, Л. Г. Парамоновой. – Ленинград : ЛГПИ, 1979. – С. 44–70.
24. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : Гном-Пресс, 1999. – 136 с.
25. Красногорский, Н. И. К физиологии становления детской речи [Текст] / Н. И. Красногорский. – Москва, 1952. – 65 с.
26. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва : Владос, 1999. – 224 с.
27. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва : АРКТИ, 2005. – 224 с.
28. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 1999. – 678 с.
29. Лукина, Н. А. Научи меня слышать [Текст] / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. – Санкт-Петербург : Паритет, 2003. – 190 с.
30. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Москва : Академия, 2002. – 345 с.
31. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
32. Мастюкова, Е. М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой [Текст] / Е. М. Мастюкова // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1990. – С. 7–37.
33. Мастюкова, Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1972. – № 5. – С. 12–17.
34. Матросова, Т. А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи [Текст] / Т. А. Матросова // Логопедия. – 2007. – № 4 (18). – С. 35–38.
35. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005. – 240 с.
36. Миронова, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : АПО, 1993. – 57 с.
37. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2006. – 352 с.
38. Орфинская, В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов [Текст] / В. К. Орфинская // Развитие мышления и речи у аномальных детей : ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 24–29.
39. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития письма [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург : Дельта, 2001. – 206 с.
40. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е. А. Пожиленко. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / под ред. Т. В. Волковой. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
42. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. – Москва : Просвещение, 2005. – 229 с.
43. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2009. – 260 с.
44. Прокопьева, Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2013. – 68 с.
45. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : пособие для логопедов и воспитателей детсадов / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : Просвещение, 1981. – 192 с.
46. Сергеева, Г. Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи [Текст] : дис. . канд. пед. наук / Г. Ф. Сергеева. – Москва, 1973. – 155 с.
47. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1976. – 117 с.
48. Тарасова, М. В. Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в рамках системы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова [Текст] / М. В. Тарасова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии : материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» / сост. Е. В. Ушакова, Ю. А. Покровская. – Москва : ГОУ ВПО МГПУ, 2010. – 190 с.
49. Ткаченко, Т. А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Москва : Гном и Д, 2002. – 56 с.
50. Усанова, О. Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи [Текст] / О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Селиверстов. – Москва : МГПИ, 1982. – С. 13–19.
51. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2002. – 56 с.
52. Филичева, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. – Москва : Просвещение, 1987. – 142 с.
53. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
54. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
55. Фотекова, Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 23–33.
56. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками [Текст] : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2002. – 266 с.
57. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Москва ; Воронеж : МПСИ, 2000. – 359 с.
58. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. – Санкт-Петербург : МиМ, 1997. – 187 с.
59. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Чиркина. – Москва : АРКТИ, 2003. – 239 с.
60. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2003. – 239 с.
61. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – Москва, 1948. – С. 101–129.
62. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке [Текст] / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. – Ленинград : Наука, 1974. – С. 77–100.
63. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 554 с.
64. Ястребова, А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – С. 61–73.

Вопрос-ответ:

Как формируется фонематический слух у детей с легкой степенью всевдобульбарной дизартрии?

Формирование фонематического слуха у детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии происходит через специальные логопедические занятия, целью которых является тренировка правильного восприятия и артикуляции звуков.

Какие методики обследования применяются при диагностике фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией?

Для обследования фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией применяются различные методики, такие как логопедические игры, тесты на восприятие и артикуляцию звуков, а также специальные компьютерные программы.

Какая психолого-педагогическая характеристика у детей с псевдобульбарной дизартрией?

Дети с псевдобульбарной дизартрией обычно имеют нарушения в артикуляции и произношении слов, а также трудности восприятия и различения звуков. Они могут испытывать трудности в общении и усваивании речи. Однако, с помощью специальных логопедических занятий и тренировок, эти дети могут улучшить свои навыки и развить фонематический слух.

Как происходит нарушение фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией?

Нарушение фонематического слуха у детей с псевдобульбарной дизартрией происходит из-за дефектов нервной системы и мышц голосового аппарата. Это может привести к трудностям в артикуляции и различении звуков, что в свою очередь сказывается на способности правильно произносить слова.

Как организовать логопедическое обследование у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Для организации логопедического обследования у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии необходимо обратиться к специалисту-логопеду, который проведет специальные тесты и определит уровень нарушения фонематического слуха. На основе результатов обследования, логопед разработает индивидуальную программу лечения и тренировок для ребенка.

Какова основная проблема детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии?

Основной проблемой детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии является недостаточное развитие фонематического слуха, что затрудняет правильное произношение звуков и слов.

Как происходит формирование фонематического слуха у детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии?

Формирование фонематического слуха у детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии происходит через специальные логопедические методики, которые направлены на обучение распознаванию и правильному произношению звуков.

Какие методики используются при логопедическом обследовании детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии?

При логопедическом обследовании детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии используются различные методики, направленные на оценку уровня развития фонематического слуха, а также на выявление особенностей произношения и восприятия звуков.

Какие психолого-педагогические характеристики характерны для детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии?

Дети с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии могут проявлять задержку речевого развития, трудности в произношении звуков, а также недостаточное развитие фонематического слуха. Они также могут иметь проблемы с общением и социализацией.

Какие есть нарушения фонематического слуха у детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии?

У детей с легкой степенью всевдобульбарнной дизартрии может наблюдаться недостаточное различение и правильное произношение звуков, а также затруднения в распознавании и восприятии слогов и слов.