Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по тематическому блоку «Проектирование и моделирование»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ В ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» 5
1.1. Теоретические основы подготовки к ОГЭ по информатике 5
1.2. Теоретические аспекты подготовки обучающихся к ОГЭ по тематическому блоку «Проектирование и моделирование» 10
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ» 14
2.1. Особенности формирования перечня заданий по тематическому блоку «Проектирование и моделирование» в рамках подготовки к ОГЭ 14
2.2. Методические рекомендации по применению перечня заданий по тематическому блоку «Проектирование и моделирование» в процессе подготовки в ОГЭ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

На рисунке 3 можно увидеть схему дорог, которая связывает несколько городов, обозначенных первыми буквами алфавита. По любой из дорог можно передвигаться лишьпо одному направлению, указанномупри помощи стрелки. Сколько есть разных путей из пункта А в пункт Л, не проходящих через пункт Е?Рис.3. Задача 3Решение.Число путей до города Х = число путей добраться в каждый из тех городов, из которых существует дорога в Х.Аналогично с предыдущей задачей, если путь должен не проходить через определенный город, требуетсялишь не принимать во внимание данный город ходе подсчёта сумм. И напротив, если город обязательно должен быть на пути, тогда для городов, в которые из нужного города идут дороги, в суммах нужно брать лишьданный город.При помощиданного наблюдения можно посчитатьпо очередичисло путей до любого из городов:А = 1.Б = А = 1.В = А = 1.Г = А + Б + В = 3.Д = Г = 3.И = Г = 3 (Е не принимаем во внимание, так как путь не должен проходить через город Е).Ж = Д = 3.К = И = 3 (Е не принимаем во внимание, так как путь не должен проходить через город Е).Л = Д + Ж + К = 3 + 3 + 3 = 9 (Е не принимаем во внимание, так как путь не должен проходить через город Е).Ответ: 9.Таким образом, был представлен перечень задания по тематическомублоку «Проектирование и моделирование» в рамках подготовки к ОГЭ. 2.2.Методические рекомендации по применению перечня заданий по тематическому блоку «Проектирование и моделирование» в процессе подготовки в ОГЭРассмотрим методические рекомендации по решению заданий в тематическом блоке в рамках урочной деятельности со всеми учащимися.Начинать изложение материала нужно с введения определения модели. Можно дать несколько определений.Затем данные определения нужно обобщить. Желательно обобщение поручить самим учащимся.Чтобы учащимся не показалось, что моделирование — это некий абстрактный и не связанный с практикой процесс, необходимо обосновать важность создания моделей. В основу доказательства могут быть положены следующие утверждения.Модели создаются для сохранения жизни и здоровья человека. Примерами могут быть манекены, на которых испытывают безопасность автомобиля, животные, на которых проверяют лекарственные препараты.Исследуя модель процесса или явления, можно найти его оптимальные характеристики, дающие существенное уменьшение материальных затрат, необходимых для функционирования реального объекта. Например, оптимальное количество удобрений, влаги для полива и т. д., если рассматривать выращивание овощей.В содержательной линии «Моделирование и формализация» прежде всего нужно ввести понятие информационной модели, дать классификацию моделей, показать, что при моделировании используются элементы системного анализа. Затем необходимо рассмотреть этапы моделирования, показать, что в процессе моделирования иногда приходится возвращаться на предыдущий этап, чтобы добиться адекватности модели.Понятие модели желательно иллюстрировать различными примерами. Наиболее удачным следует считать подход, когда учащиеся вслед за учителем приводят свои собственные примеры моделей.Одним из важных средств представления различных информационных моделей является граф.Граф – это информация о структуре и составе системы, представленная в графической форме.Элементы системы – вершины графа. Например, часто в виде графа представляют сеть дорог связывающие населенные пункты (рис. 4).Рис.4. Представление модели в виде графаТабличные информационные модели используют, когда элементы структуры относительно равноправны. Табличные информационные модели служат для построения баз данных. Поэтому они будут полезны для углубленного изучения тем «Базы данных» и «Электронные таблицы». Покажем, что граф на рис.4можно представить в табличном виде (табл. 8).Таблица 8Пример табличного представления графаМитиноИвановоГремячевоКозловкаМитино—100Иваново1—11Гремячево01—1Козловка011—При изучении линии «Моделирование и формализация» необходимо выполнить следующие дидактические задачи: развитие и становление мировоззрения учащихся; овладение моделированием как методом познания; выработка практических навыков компьютерного моделирования; преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний.Так, задание на основе графов (рис.4) и таблиц следует представлять в частности для учащихся, которые планируют сдать ОГЭ по информатике, вместе с тем эти задания могут быть предложены детям во внеурочной деятельности.Также для учащихся, планирующих сдать ОГЭ, требуется усилить решение задач из демонстрационных вариантов ОГЭ и вариантов реального ОГЭ за прошлые года.В следующей таблице 9 указаны некоторые сайты полезные при подготовке к экзамену, и представлена краткая характеристика этих ресурсов [6]. Они дают возможность повысить качество подготовки к экзаменам и усиливают результативность деятельности педагога. Таблица 9Интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭНазвание сайтаМатериалы сайтаЭлектронный адресРешу ОГЭВсе задачи открытого банка заданий ОГЭ по информатике с образцами решенийhttps://inf-oge.sdamgia.ru/ALEXLARIN.NETМатериалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы.http://alexlarin.net/АВ AllengУчебные материалы (книги, учебники, пособия, справочники и т.п.) размещенные на самом сайте.http://www.alleng.ruКляксаИнформатика и информационно-коммуникационные технологии вшколеhttp://www.klyaksa.net/МИФИстРешённые задачи открытого банкаhttp://live.mephist.ru/show/mathege2010/Федеральный институт педагогических измеренийДокументы, КИМы.Открытый банк заданий ЕГЭ и ГИА-9.http://www.fipi.ru/Официальный информационный портал ОГЭДокументы, новости, мероприятияhttp://gia.edu.ru/ru/Таким образом, учитывая то, что примеры моделей и задачи на моделирование по содержанию могут быть взяты из других предметных областей, данная содержательная линия позволяет показать межпредметные связи между информатикой и экономикой, информатикой и биологией, информатикой и физикой и так далее.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в ходе выполнения данной работы были получены следующие результаты:1.Основным государственным экзаменом (ОГЭ) называется итоговый экзамен за курс основного общего образования в РФ. В частности, форма экзамена – ОГЭ по информатике, является необязательным предметом для сдачи. В отличие от традиционной формы экзаменационных испытаний ОГЭ проводится с использованием стандартизированных тестов, позволяющих оценить, как подготовлен ученик.2.Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики – формирование у учащихся системно– информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация являются мощным аналитическим инструментарием на современном этапе развития предметного курса информатики.3.Были представлены задания из ОГЭ по информатике по тематическому блоку «Проектирование и моделирование» с методикой их решения: Задание 4«Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов» (до 2020 это задание №3) и задание 9 «Анализирование информации, представленной в виде схем (до 2020 года было задание №11)».4.Учитывая то, что примеры моделей и задачи на моделирование по содержанию могут быть взяты из других предметных областей, данная содержательная линия позволяет показать межпредметные связи между информатикой и экономикой, и физикой и так далее.Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута. Задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБосова, Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 класс. //Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение». 2017. – С. 68-85.Григорьева, В.В. Контроль знаний учащихся по информатике в тестовой форме с генерацией заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 365–369.Дьячкова, О.В. ОГЭ. Информатика. Универсальный справочник. — М.: «Эксмо-пресс», 2016. – 272 с.Евич, Л.Н. ОГЭ-2019. Информатика и ИКТ. 9 класс. 20 тренировочныхваринтов по демоверсии 2019 года. — Ростов-на-Дону: Легион, 2018. – 129с.Зорина, Е.М. ОГЭ 2020. Информатика. Тематические тренировочные задания. 9 класс. — М.: «Эксмо», 2019. – 125 с.Крылов, С.С. ОГЭ-2019. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. — М.: Национальное образование, 2018. – 165с.Латыпова, И.В. Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – №2 (3). Лещинер, В.Р. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации : учебное пособие / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – М: Издательство Интеллект-Центр, 2019. – 176 с.Лещинер, В.Р. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2015 года. Информатика и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2015.Минак, А.Г. Информатика. ОГЭ 2020. 10 вариантов повышенной сложности» — «ЛитРес: Самиздат», 2019. – 225с.Пекарская, Л.В. Тренировочное тестирование как эффективная форма подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2018. – №1 (4). Путимцева, Ю.С. Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ в 2018 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2017. – 129 с.Семакин, И.Г. Информатика. Учебник для 9 класса: И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.– 184 с. Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – 402 с.Ушаков, Д.М. ОГЭ 2020. Информатика. 10 вариантов.Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ. / Д.М. Ушаков. – М.: Издательство Экзамен, 2020. – 119с.

1. Босова, Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий 7-9 класс. //Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение». 2017. – С. 68-85.
2. Григорьева, В.В. Контроль знаний учащихся по информатике в тестовой форме с генерацией заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 43. – С. 365–369.
3. Дьячкова, О.В. ОГЭ. Информатика. Универсальный справочник. — М.: «Эксмо-пресс», 2016. – 272 с.
4. Евич, Л.Н. ОГЭ-2019. Информатика и ИКТ. 9 класс. 20 тренировочных варинтов по демоверсии 2019 года. — Ростов-на-Дону: Легион, 2018. – 129 с.
5. Зорина, Е.М. ОГЭ 2020. Информатика. Тематические тренировочные задания. 9 класс. — М.: «Эксмо», 2019. – 125 с.
6. Крылов, С.С. ОГЭ-2019. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. — М.: Национальное образование, 2018. – 165 с.
7. Латыпова, И.В. Методическое сопровождение педагогов при подготовке государственной итоговой аттестации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2017. – №2 (3).
8. Лещинер, В.Р. Информатика. Основной Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации : учебное пособие / В.Р. Лещинер, Ю.С. Путимцева. – М: Издательство Интеллект-Центр, 2019. – 176 с.
9. Лещинер, В.Р. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2015 года. Информатика и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2015.
10. Минак, А.Г. Информатика. ОГЭ 2020. 10 вариантов повышенной сложности» — «ЛитРес: Самиздат», 2019. – 225 с.
11. Пекарская, Л.В. Тренировочное тестирование как эффективная форма подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. – 2018. – №1 (4).
12. Путимцева, Ю.С. Информатика и ИКТ. Подготовка к ОГЭ в 2018 году. Диагностические работы. — М.: МЦНМО, 2017. – 129 с.
13. Семакин, И.Г. Информатика. Учебник для 9 класса: И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.
14. Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. – 402 с.
15. Ушаков, Д.М. ОГЭ 2020. Информатика. 10 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ. / Д.М. Ушаков. – М.: Издательство Экзамен, 2020. – 119 с.



Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты подготовки к ОГЭ по информатике включает тематический блок "Проектирование и моделирование"?

Тематический блок "Проектирование и моделирование" включает в себя такие теоретические аспекты подготовки к ОГЭ по информатике, как: понятие проектирования, типы моделей, алгоритмическое и программное моделирование, системный анализ и проектирование, основы проектирования баз данных.

Каковы основные теоретические основы подготовки к ОГЭ по информатике в целом?

Основные теоретические основы подготовки к ОГЭ по информатике включают изучение понятий и принципов работы компьютера, алгоритмического и логического мышления, основ программирования, работы в среде разработки, баз данных и т.д.

Какие методические рекомендации существуют для подготовки к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование"?

Для подготовки к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование" рекомендуется использовать следующие методические приемы: изучение основных понятий и принципов данной темы, выполнение практических заданий и проектов на моделирование, изучение примеров решений задач, анализ ошибок и нестандартных решений.

Какие теоретические аспекты подготовки обучающихся к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование" важно уделять особое внимание?

Особое внимание в подготовке к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование" стоит уделять изучению понятия проектирования, алгоритмического и программного моделирования, системного анализа и проектирования, а также основ проектирования баз данных.

Какие методические рекомендации существуют для подготовки к ОГЭ по информатике в целом?

Для подготовки к ОГЭ по информатике рекомендуется использовать такие методические приемы, как: систематическое повторение и углубленное изучение школьного курса, выполнение практических заданий и тестов, обратная связь от учителя и анализ ошибок, использование учебников и методических пособий, привлечение дополнительной литературы и онлайн-ресурсов.

Какая методика подготовки обучающихся к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование"?

Методика подготовки обучающихся к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование" включает в себя ряд теоретических и методических рекомендаций, которые помогут учащимся успешно справиться с данным блоком на экзамене.

Какие являются теоретические основы подготовки к ОГЭ по информатике?

Теоретические основы подготовки к ОГЭ по информатике включают в себя знание основных понятий и принципов программирования, алгоритмов и структур данных, базовых возможностей языка программирования и использования информационных и коммуникационных технологий.

Какие методические рекомендации существуют для подготовки к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование"?

Для подготовки к ОГЭ по тематическому блоку "Проектирование и моделирование" рекомендуется активное использование практических заданий, анализ типичных ошибок, изучение примеров решений, организация тренировочных тестовых заданий, работа с учебными пособиями и онлайн-ресурсами, применение интерактивных методов обучения и определение индивидуальных потребностей обучающихся.