Эволюция научной мысли о сущности налогов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Особенности эволюции научной мысли о сущности налогов 4
1.1.Эволюция научной мысли о сущности налогов 4
1.2.Частные налоговые теории 10
Глава 2. Сложности и проблемные вопросы налоговых отношений 13
Расчётная часть…………………………………………………………………......23
Заключение 25
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Как следует из рассмотрения состава элементов добавленной стоимости, данный налог начисляется на ряд неявных видов доходов: на материнский капитал, в составе ФСС на материальную помощь малообеспеченным слоям населения, медицинское и пенсионное страхование, налог на доходы физических лиц, на налог на прибыль и дивиденды и др. То есть часть доходов, считавшихся населением и некоторыми специалистами не облагаемыми налогами - а некоторые в это свято верят, - подпадает под налогообложение. Сложность (специфика) заключается в том, что эти специфические доходы облагаются не индивидуально, а в сводном виде - в виде добавленной стоимости. Хотя формально налог начисляется на доходы (все), но по своей экономической сути налоги являются доходами работников бюджетного сектора экономики. Напоминаем, что налогообложение есть форма перераспределения доходов между гражданами. Каково здесь место юридического лица? Если посмотреть на состав доходов в ВВП, то юридических лиц там нет. В расходной части ВВП к юридическому лицу можно отнести бюджетные и коммерческие инвестиции. Но и они на последующих этапах экономического развития трансформируются в более высокие личные трудовые доходы граждан. Почти две трети ВВП приходятся на расходы граждан. Соответственно этому мы полагаем: должна быть повышена роль граждан в формировании бюджета. Но эта налоговая политика должна осуществляться на основе облегчения налоговой нагрузки юридических лиц и соответственного (или большего) повышения доходов и качества жизни граждан - и прежде всего работников производительного труда, поскольку именно они создают доходы и их материально-вещественное содержание. Но в этой политике максимально возможный экономический эффект на предприятии должен поступать наемной рабочей силе, а не узкой группе лиц (акционерам, руководящему составу).На практике часто используется раздельное измерение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, но оно всегда носит приближенную и неточную оценку. Проблема заключается в объективном разделении между ними доходов и налогов. Например, многие до сих пор убеждены, что ФСС - это налоги и обременение бизнеса. Но это доход граждан, о чем выше было сказано. Также возникает много других сложностей. Рассмотрим некоторые из них и своими суждениями, возможно, приблизимся к истинному положению вещей.Если внимательно посмотреть на состав элементов добавленной стоимости, то доходами юридического лица являются только амортизация и инвестиционная часть прибыли. Но что собой представляет с экономических позиций юридическое лицо? Возможны различные трактовки. Мы понимаем его как совокупность граждан, объединившихся для более эффективного удовлетворения своих экономических и социальных потребностей, но не для производства прибыли. Сохранение в сознании людей ложной и жесткой трактовки цели деятельности трудового коллектива (бизнеса) - производство прибыли - стимулирует экономическое неравенство и социальное напряжение, так как бедные богатеют медленнее, чем богатые. Президент, директор, предприниматель или другое доверенное лицо действуют "от имени и по поручению" своего трудового коллектива, и они тоже являются членами этого коллектива. Амортизация и инвестированная часть прибыли в последующих воспроизводственных процессах трансформируются в дополнительные трудовые доходы физических лиц.В такой интерпретации юридическое лицо превращается в образ трудового коллектива, где все доходы и налоги создаются и потребляются физическими людьми. Но это не приговор юридическому лицу, а возможное направление экономических исследований.Существуют и другие сложности разделения налоговой нагрузки. Например, издревле известно положение, что косвенные налоги уплачивает население, потребитель, а не юридическое лицо, хотя не все разделяют эту точку зрения. Чьей нагрузкой является налог на дивиденды: юридического или физического лица? Как учитывать доходы и налоги при оценке нагрузки от результатов деятельности вне производства (юридического лица): индивидуальной деятельности, различных видов промыслов, личного подсобного хозяйства, призов и выигрышей в лотереях и т.д.? Эти проблемы реально существуют, но ими пренебрегают в оценке налоговой нагрузки, хотя точность ее разделения между юридическими и физическими лицами предполагает все изложенное учитывать. Хотя окончательного решения дележа налоговой нагрузки не представлено, но обозначен достаточно представительный набор характеристик, которые следует учитывать в научных и прикладных исследованиях.Расчётная часть:Описание операцийРасчетные действия Налоговые последствияВариант 4Ликеро-водочный завод ОАО «Эсвер» производит настойку крепостью 18 градусов, используя спирт, который он закупает у другого предприятия. Цена за 1 бутылку емкостью 0,5 - 168 рублей (без НДС и акцизов). Завод имеет банковскую гарантию на оплату реализуемой алкогольной продукции. Рассчитать налоговые платежи предприятия при условии, что за январь были произведены следующие операции:Приобретено и оплачено 5000 л. 95 % этилового спирта на сумму 413 000 руб. (цена с НДС и акцизом). Сумма акциза – 175 750 руб.Акциз:5000*95%*500=351500 Производитель, как и оптовик, должны заплатить по 50% от общей суммы положенного акциза.НДС: 413000/120%*20%=68833 Приобретенный спирт использовали для производства 25 000 л. настойки (50 000 бутылок), которая вся была реализована через торговую сеть:Расчет акциза:25000*18%*500=2250000 организации-производители операции по реализации алкогольной продукции облагаются акцизом (подп. 3 п. 1 ст. 181, подп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ).Расчет НДС:8400000*20%-8400000=1680000 Приобретены и оприходованы товары для перепродажи на сумму 377 600 (в т.ч. НДС) 377600/120%*20%=62933П.4 Ст. 164 НК РФРеализованы покупные товары на сумму 112 100 ( в т.ч. НДС);112100/120%*20%=18683П.4 Ст. 164 НК РФПередан вклад в уставный капитал другого предприятия в виде нематериального актива стоимостью 80 000 руб. Не предусмотренПодп.1 п.2 ст.146 НК РФ передача имущества в счет вклада в уставный капитал другой организации не является объектом обложения НДС.Получена арендная плата в сумме 64 900 руб. (в т.ч. НДС)64900/120%*20%=10816П.4 Ст. 164 НК РФРеализовано право требования третьему лицу за 130 000 руб. при стоимости 82 800 руб. до наступления срока платежа предусмотренного договоромНе предусмотренП.1.2 ст .269 НК РФПолучен аванс в счет предстоящих поставок 500 бутылок настойки в один из ресторанов в размере 112 607 руб. (цена с НДС и акцизом): Акциз: 500*18%*500=22500НДС:1120607/120%*20%=18768п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФП.4 ст 164 НК РФПолучены доходы от долевого участия в других организациях в сумме 100 000 руб.Не предусмотренП.4 ст 275 НК РФПолучено имущество в форме залога – 35 000 руб.Не предусмотрен ст. 39 НК РФОпределите сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет:2448250Ст. 194 НК РФОпределите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:1860033П.4 Ст. 164 НК РФСправочная информация: ставки акциза 1)спирт этиловый из всех видов сырья, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза,- 74 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре; 2)алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских)- 500 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизном товаре; 3)спирт этиловый из всех видов сырья, реализуемый организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, - 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товареЗаключениеВ ходе курсовой работы, можно сделать следующие выводы:Налог, опосредуя экономические отношения между государством и налогоплательщиком, призван обеспечить доходы государства и создать необходимые условия для развития экономики в целом. Соответственно, стимулирующее начало должно быть заложено в фискальной функции налогов, так как денежные фонды (доходы), сформированные в основном за счет налоговых поступлений, предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей образования, здравоохранения, культуры и др. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Именно в производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной я деятельности, поэтому политика государства в области налогов состоит в | обеспечении соответствующего объема доходов бюджета не в ущерб развитию производственных сфер. Не налог стимулирует развитие отдельных отраслей народного хозяйства, регулирование осуществляет рынок, где баланс между спросом и предложением создается автоматически и зависит от множества факторов (уровня доходов населения, общего объема рынка и др.). В связи с этим, на наш взгляд, сам по себе налог не обладает стимулирующей функцией.Мы считаем, что принципиальным моментом при рассмотрении функций налогов является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность категорий «финансы» и «налоги». Одним из основных признаков финансов является государственно-властная форма их проявления, следовательно, регулирование происходит при помощи государства, а не в сфере материального производства и раскрывает более подвижную роль налогов (по сравнению с функциями) с позиции их использования государством в сфере налоговойполитики. Многообразие существующих в мире налогов не может говорить о регулировании с их помощью тех или иных экономических процессов, налоги не могут сами себя увеличить или уменьшить. Только используя определенную систему налогов, государство может ограничивать или стимулировать предпринимательскую активность. Но это функция не самих налогов, а государства. Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики и построении самой налоговой системы. Государство, используя различные методы налогового регулирования (прогрессивные налоговые ставки, налоговые льготы и вычеты, специальные налоговые режимы, инвестиционный налоговый кредит, международные договора об избежании двойного налогообложения и др.), может создавать определенные преимущества приоритетным отраслям экономики и зонам, стимулировать отдельные сферы деятельности, достигать определенных, не фискальных, а социальных целей. При этом государство должно учитывать налоговые потери бюджета вследствие реализации таких методов налогового регулирования. Все это, на наш взгляд, не дает основания для наделения налогов как объективной экономической категрии регулирующей функцией. Регулирующая функция тесно взаимосвязана с фискальной функцией налогов и наиболее полно реализуется в налоговой системе в целом.Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, необходимо также отметить.Во-первых, налоги - это объективная экономическая категория.Во-вторых, экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрываются в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Однако теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении станет действовать принятая в законе налоговая система, которой либо будет, либо не будет свойственна регулирующая функция. Функциональную емкость налоговой системы в конкретной стране задает не только наука, но и практика.Список литературыНормативно-правовые актыНалоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 20.07.2020)// Бюллетень нормативных актов. 1993. № 1.II.Монографии, учебники и учебные пособияВинницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2018. – 675 с.Налоговое право: учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. – 435 с.Осипов С.Л., Осипова Е.С. Налоговый потенциал экономики России. Анализ формирования и методы измерения. Германия: AcademicPublishing, 2015. – 198 с.Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. - М., 2003. - 684 с.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. – 367 с.Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2017.Эеберг К. Очерки финансовой науки. - Ярославль, 1893. - 694 с.III.Статьи в периодических изданияхКаратаева Г.Е. Трансформация понятия "налог" в ходе развития научных представлений о налогообложении // http://elibrary.ru/item.asp?id=9266792; Финансы и кредит. - 2006. - № 34 (238). - С. 63 - 66.Крусс В.И. Фискально значимые экономические обязанности в Российской Федерации: понятие и сущность // Налоги. - 2017. - № 2. - С. 7 – 11.Осипова Е.С. К вопросу о разграничении налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами // Налоговая политика и практика. - 2018. № 8. - С. 78 - 80.Осипов С.Л., Осипова Е.С. Проблемы оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53). - С. 433 - 440 Пансков В. Российские налоги. Нужна научная основа // Российский экономический журнал. - 1993. - № 12. - С. 19 - 20.Рывкин В.И. Подтверждение основного вида экономической деятельности за пределами установленных сроков как гарантия прав плательщика взносов на защиту своих интересов // Налоги. - 2020. - № 2. - С. 13 - 16.Шабанова И.Н. К вопросу о добросовестности налоговых органов // Налоги. - 2020. - № 2. - С. 17 - 20.IV. Справочные материалы и Интернет-ресурсыРоссийский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник / председатель редакционной комиссии А.Е. Суринов. - Москва: Госкомстат России, 2017. - 686 с.1.


1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
3. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 20.07.2020) // Бюллетень нормативных актов. 1993. № 1.

II.Монографии, учебники и учебные пособия
4. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2018. – 675 с.
5. Налоговое право: учебник для бакалавров / А.С. Бурова, Е.Г. Васильева, Е.С. Губенко и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. – 435 с.
6. Осипов С.Л., Осипова Е.С. Налоговый потенциал экономики России. Анализ формирования и методы измерения. Германия: Academic Publishing, 2015. – 198 с.
7. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. - М., 2003. - 684 с.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. – 367 с.
9. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2017.
10. Эеберг К. Очерки финансовой науки. - Ярославль, 1893. - 694 с.

III.Статьи в периодических изданиях

11. Каратаева Г.Е. Трансформация понятия "налог" в ходе развития научных представлений о налогообложении // http://elibrary.ru/item.asp?id=9266792; Финансы и кредит. - 2006. - № 34 (238). - С. 63 - 66.
12. Крусс В.И. Фискально значимые экономические обязанности в Российской Федерации: понятие и сущность // Налоги. - 2017. - № 2. - С. 7 – 11.
13. Осипова Е.С. К вопросу о разграничении налоговой нагрузки между юридическими и физическими лицами // Налоговая политика и практика. - 2018. № 8. - С. 78 - 80.
14. Осипов С.Л., Осипова Е.С. Проблемы оценки налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53). - С. 433 - 440
15. Пансков В. Российские налоги. Нужна научная основа // Российский экономический журнал. - 1993. - № 12. - С. 19 - 20.
16. Рывкин В.И. Подтверждение основного вида экономической деятельности за пределами установленных сроков как гарантия прав плательщика взносов на защиту своих интересов // Налоги. - 2020. - № 2. - С. 13 - 16.
17. Шабанова И.Н. К вопросу о добросовестности налоговых органов // Налоги. - 2020. - № 2. - С. 17 - 20.

IV. Справочные материалы и Интернет-ресурсы

18. Российский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник / председатель редакционной комиссии А.Е. Суринов. - Москва: Госкомстат России, 2017. - 686 с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности эволюции научной мысли о сущности налогов?

Особенности эволюции научной мысли о сущности налогов включают постепенное формирование и развитие различных теорий и концепций, изменение подходов к определению сущности налогов, учет новых экономических и социальных условий. Изначально налоги рассматривались как платежи, облагаемые государством с целью получения средств для своих нужд. Однако с развитием налоговой науки возникли разные теории, предлагающие разные подходы к объяснению сущности налогов.

Какие частные налоговые теории существуют?

Существует несколько частных налоговых теорий, каждая из которых предлагает свое объяснение сущности налогов. Например, теория доходов рассматривает налоги как платежи, взимаемые с доходов граждан и предприятий. Теория потребления считает налоги частью расходов на потребление. Теория государственных услуг связывает налоги с предоставлением государством определенных услуг своим гражданам. Каждая из этих теорий имеет свои сторонники и критиков, и в настоящее время нет единого мнения о том, какая из них является наиболее правильной.

Какие сложности и проблемные вопросы возникают в налоговых отношениях?

В налоговых отношениях возникают различные сложности и проблемы. Например, одной из проблем является определение базы для налогообложения. Какие доходы или активы должны быть облагаемы налогами? Еще одна проблема – это определение ставок налогов. Какие ставки налогов будут справедливы и эффективны? Также возникают вопросы о прозрачности и справедливости налогообложения, контроле за налоговыми платежами и борьбе с налоговыми уклонами. Эти и другие проблемы требуют постоянного изучения и совершенствования налоговой системы.

Какие виды доходов облагаются налогом на добавленную стоимость?

Налог на добавленную стоимость начисляется на ряд неявных видов доходов, таких как доходы от продажи товаров, оказания услуг, имущественных и нематериальных активов, а также от выполнения работ. Также налог может начисляться на материнский капитал, если он включен в состав Фонда социального страхования.

Какие особенности эволюции научной мысли о сущности налогов были обнаружены?

В ходе эволюции научной мысли о сущности налогов были выявлены следующие особенности: изменение взглядов на роль налогов в обществе, различные подходы к определению сущности налогов, развитие понимания налогового бремени и его распределения, появление различных теорий налогообложения.

Какие частные налоговые теории были разработаны?

Были разработаны различные частные налоговые теории, включая теорию физической и юридической сущности налогов, теорию объема обращения денег, теорию предельной полезности налогов, теорию экономического роста и налогов и другие. Каждая из этих теорий имеет свои особенности и подходы к пониманию сущности налогов.

Какие сложности и проблемные вопросы связаны с налоговыми отношениями?

Среди сложностей и проблемных вопросов, связанных с налоговыми отношениями, можно выделить: определение объекта налогообложения и базы налогообложения, разграничение доходов и расходов, определение ставок и тарифов налогообложения, достоверность и своевременность уплаты налогов. Все эти вопросы требуют тщательного изучения и анализа для разработки эффективных налоговых политик.

Какие виды доходов подвергаются налогообложению?

Налогообложению подвергаются различные виды доходов, включая заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, пассивные доходы (например, проценты от вкладов), капиталовыходные операции (продажа акций, недвижимости и т.д.). Каждый вид дохода может подлежать налогообложению с разной ставкой и в разных условиях, в зависимости от налогового законодательства и политики государства.

Какие налоги накладываются на материнский капитал и материалы?

На материнский капитал и материалы могут быть накладываются различные налоги, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество физических лиц (НИФЛ) и другие. Конкретные налоги и их ставки могут различаться в зависимости от налогового законодательства и политики государства.

Какова эволюция научной мысли о сущности налогов?

Эволюция научной мысли о сущности налогов проходила через несколько этапов. На первых этапах налоги рассматривались как обязательные платежи государству, не связанные с определенной услугой. Однако в последующем, с развитием налоговой теории, было выделено несколько подходов к определению сущности налогов. Один из них связан с рассмотрением налогов как оплаты за услуги, предоставляемые государством. Другой подход связывает налоги с принципом социальной справедливости и распределения доходов. Таким образом, эволюция научной мысли о сущности налогов позволяет рассматривать их как сложное социально-экономическое явление, связанное с множеством факторов и целей.

Что такое налоги?

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством, с целью финансирования своих расходов и осуществления социальных программ.