Объединительная функция религии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Консолидирующая функция религии 5
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время актуальной является концепция П. Бергера, который понимает процесс секуляризации как «процесс модернизации», и формирования пространства, освобожденного от веры и религии ы, которая не заканчивает свое существование как более неактуальный социальный институт, а способствует устойчивости и жизнеспособности секуляризованного общества. Во многих концепциях секуляризации акцентируется внимание на том, что она экстраполируется на все сферы жизни человека, вытесняя религию и оставляя для нее только область семьи и связанных с ней социальных отношений. Следствием такой секуляризации становится ее субъективный аспект: вера переходит в пространство личного выбора человека. Религия, которая для современного человека давно уже стала парадигмой мышления, начинает меняться в зависимости от картины мира человека, чему способствуют логика развития общества, усложнение социально-политических отношений, плюрализм, изменение типичного образа жизни, рост влияния массмедиа. И все же, сама вера и ее опыт не могут быть окончательно изъяты из жизни современного человека, несмотря на все негативные последствия секуляризации (утрата смысла, аномия, деструкция представлений об абсолютных непререкаемых моральных смыслов, ценностей, символов и т. д.). Таким образом, современный верующий человек – это секулярно верующий. Его вера являет собой феномен не столько религиозный, сколько светский. Вера выражает себя, преимущественно, как следование нравственным постановлениям, утверждаемых божественным и воплощенным в рамках мирской жизни. Одну из важнейших ролей начинает играть ее нравственная, ценностная функция. Несмотря на трансформацию роли религии в обществе, она не может уйти из жизни современного человека, поскольку умаление значения веры, утрата религиозной традиции будут иметь последствия в виде нравственной дезинтеграции и деградации личности. В современном мире религиозная вера заключает в себе большой, пока ещё не задействованный потенциал, основывающийся на фундаменте культурных ценностей. Эти ценности воплощены в общечеловеческих универсальных категориях – мир, справедливость, любовь, которые интегрируются в сознание человека через его опыт веры и выражаются в его жизни через ее актуализацию.Таким образом, духовная сфера жизни общества является одной из важнейших аспектов общественной жизни, где особое положение отведено религии и ее институциональным формам. Общественное выражение религиозного сознания в силу своих особенностей располагает значительным культурным и духовным потенциалом, способным выступить нравственной силой в деле, направленном на защиту мира, свобод и прав человека.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена объединительная функция религии.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Как социокультурное явление, религия содержит в себе неизменный сакральный компонент и социокультурный, который служит формой адаптации религии к современным условиям. На современном этапе основной тенденцией в соотношении этих компонентов является секуляризация.. В структуре религии выделяют религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации и институты. Религиозное сознание выражается на общедуховном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. Ключевое место в религии занимает мировоззрение. религиозное мировоззрение опирается на абсолютную человеческую субъективность, систему ценностей и идеалов.Религия начинает меняться в зависимости от картины мира человека, чему способствуют логика развития общества, плюрализм, усложнение социальных отношений, изменение образа жизни, рост влияния массмедиа, процессы секуляризации. Вера выражает себя преимущественно как следование нравственным законам, утверждаемым божественным, в связи с чем, важнейшую роль начинает играть ее объединительная функция.Таким образом, религия как феномен и социальный институт играет важную роль в жизни общества, выступая консолидирующим фактором. Несмотря на общие тенденции к секуляризации, институт религии сохраняет свою интегрирующую роль в обществе.Список использованной литературыАйснер С. Ю. Роль, место и функции религии в системе культуры / C.Ю. Айснер // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2009. - № 3. – С. 238-241.Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Научное и религиозное мировоззрение в системе культуры (Опыт полемики) / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Физика в системе культуры. – Москва: ИФ РАН, 1996. – С. 197-215.Бергер П. Еретический императив / П. Бергер // Религия и общество : хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – С. 339-364.Еремин А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформации цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации / А.В. Еремин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. - № 2. – С. 242-253.Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-283.Кузнецов Р. И. Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 2. – С. 50-59.Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности / М.Ю. Смирнов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 2. – С. 62-73.Чеснова Е. Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы / Е.Н. Чеснова // Научный диалог. – 2013. - № 11(23). – С. 164-176.Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп. – Москва : Библейско-Богословский институт им. ап. Андрея, 1997. – 615 с.Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии / И.Н. Яблоков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2011. - № 1. – С. 204-211.

Список использованной литературы
1. Айснер С. Ю. Роль, место и функции религии в системе культуры / C.Ю. Айснер // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2009. - № 3. – С. 238-241.
2. Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Научное и религиозное мировоззрение в системе культуры (Опыт полемики) / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Физика в системе культуры. – Москва: ИФ РАН, 1996. – С. 197-215.
3. Бергер П. Еретический императив / П. Бергер // Религия и общество : хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – С. 339-364.
4. Еремин А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформации цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации / А.В. Еремин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. - № 2. – С. 242-253.
5. Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-283.
6. Кузнецов Р. И. Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 2. – С. 50-59.
7. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности / М.Ю. Смирнов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 2. – С. 62-73.
8. Чеснова Е. Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы / Е.Н. Чеснова // Научный диалог. – 2013. - № 11(23). – С. 164-176.
9. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп. – Москва : Библейско-Богословский институт им. ап. Андрея, 1997. – 615 с.
10. Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.
11. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии / И.Н. Яблоков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2011. - № 1. – С. 204-211.

Вопрос-ответ:

Какую функцию выполняет религия в обществе?

Функции религии в обществе многообразны. Одна из них - объединительная функция, которая способствует укреплению социальной солидарности и созданию общего идентичности у членов религиозной общины.

Что понимается под консолидирующей функцией религии?

Консолидирующая функция религии включает в себя способность объединять людей в общности, создавать и поддерживать социальные связи, а также способствовать формированию смысла и ценностей в жизни верующих.

Какова роль религии в секуляризированном обществе?

В секуляризированном обществе религия не прекращает своего существования, а выполняет функцию, способствующую устойчивости и жизнеспособности общества. Она может предоставлять людям фреймы смысла, этические нормы и ценности, что помогает обществу сохранять свою интеграцию и стабильность.

Какова концепция секуляризации П. Бергера?

П. Бергер понимает процесс секуляризации как процесс модернизации и формирования пространства, свободного от веры и религии. По его мнению, религия продолжает существовать в секуляризированном обществе, но с измененными функциями.

На что акцентируют внимание многие концепции секуляризации?

Многие концепции секуляризации акцентируют внимание на том, что процесс секуляризации включает в себя формирование пространства, ослабляющего роль религии в обществе, при этом религия сохраняет свою значимость для индивидуумов и выполняет определенные функции.

Какую функцию выполняет религия?

Религия выполняет объединительную функцию - она способствует консолидации и солидарности общества, объединяет людей вокруг общих ценностей и верований.

Какую концепцию актуальной считает П. Бергер в отношении секуляризации?

П. Бергер считает актуальной концепцию, согласно которой секуляризация - это процесс модернизации и формирования общества, свободного от веры и религии, но эта концепция не рассматривает религию как устаревший институт, а утверждает, что она способствует устойчивости общества.

Какую функцию выполняет религия в секуляризованном обществе?

В секуляризованном обществе религия выполняет функцию устойчивости и жизнеспособности. Она способствует сохранению идеалов и ценностей, обеспечивает моральные ориентиры и поддерживает социальную координацию.

На что акцентируется внимание в концепциях секуляризации?

В концепциях секуляризации акцентируется внимание на том, что процесс секуляризации является процессом модернизации общества, при котором оно освобождается от веры и религии, однако религия не исчезает полностью, а меняет свои формы и функции.