Модели конкурентного поведения и выбора оптимальных решений на олигопольном рынке.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 03.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОЛИГОПОЛИЙ…………………………………6
1.1 Теория игр и некооперативные модели олигополий ……………………….6
1.2 Соглашения между фирмами в условиях олигополии. Картель как форма соглашения……………………………………………………………………………9
1.3 Поведение участников олигополии……………………………………………16
1.4 Практическая деятельность российских фирм на рынке олигополии……….22
1.5 Пути решения проблем олигополий в экономике современной России……..27
ГЛАВА 2 ГЛАВА 2. Анализ статьи Петрищева М. В. «Изменения конкурентного процесса при эволюции рыночных структур», опубликованной в журнале Теоретическая экономика 2 – 2019………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….42
ГЛАВА 2. Анализ статьи Петрищева М. В. «Изменения конкурентного процесса при эволюции рыночных структур», опубликованной в журнале Теоретическая экономика № 2 - 2019В работе уточняется понятие «рыночная структура». Любая структура (как формально общее) – это элементы целого (системы) в их взаимосвязи. Рыночная структура продавцов товаров одного рода – это их количество, соответственно – количество и различие индивидуальных цен их предложения, доля каждого продавца в общем объеме предложения товаров данного рода, а также количество покупателей этих товаров, платежеспособность и потребность каждого, соответственно – индивидуальные цены спроса и доля каждого в общем объеме спроса товаров данного рода. Или упрощенно: это количество продавцов, представленное как количество различных индивидуальных цен предложения товаров данного рода, доли каждого продавца в общем объеме предложения этого товара на данном рынке в данный временной период. Например, если эта доля каждого продавца равна 0,1%, то их на данном рынке тысяча.В отличая от имеющихся в литературе точек зрения автор утверждает, что нельзя отождествлять основание конкуренции с условием ее осуществления. Основание может быть, а условие осуществления отсутствовать, что наблюдается на полностью монополизированном рынке рода товара. Иначе говоря, чем меньше условий для осуществления конкуренции, тем больше препятствий в реализации ее основания.Далее в работе анализируются различные точки зрения относительно условий, факторов и параметров, определяющих рыночную структуру.Ф. Шерер и Д. Россструктура любого рынка определяется тремя факторами: 1) количеством продавцов и покупателей, 2) дифференциацией продукта, 3) барьерами входа-выхода с рынка.факторы рыночной структуры определяются Н.В. Пахомовой«Параметры, определяющие рыночную структуру: 1) количество производителей/покупателей на рынке, степень концентрации продукции, распределение рыночных долей..., 2) экономические признаки продукции, например ее качество, степень дифференциации..., 5) барьеры входа и выхода с рынка». А в сжатом виде данный автор эти параметры обоснованно сводит до двух: 1) количество производителей (товаров данного рода – М.П.) и 2) их концентрация как распределение рыночных долей. А.Р. Букевич«Одним из основных критериев, по которым можно различать и классифицировать рыночные структуры в рамках концепции действенной конкуренции, является степень концентрации определенного производства»С. Авдашева и Н.Розановаесли располагать рыночные структуры по «степени убывания конкуренции» то точкой отсчета будет совершенная конкуренция.Условие свободной (полной, нормальной, соответствующей своему понятию) конкуренции – это такая рыночная структура, в которой все продавцы в равной степени участвуют в сведении индивидуальных цен предложения к их среднерыночным значениям, так как имеют равные доли в объеме предложения товаров одного рода и самих продавцов много.Данный процесс свободной конкуренции и научно-технический прогресс ведут к рыночной структуре доминирующей фирмы, т.е. возникает «рынок доминирующей фирмы в конкурентном окружении» На нем 1) конкуренция частично ограничена, 2) цена повышена (по сравнению с ценой в структуре свободного рынка). Цены предложения аутсайдеров почти не участвуют в их сведении к среднерыночным параметрам. Здесь весь вопрос в степени доминирования по рыночной доле и уровню издержек у фирмы-доминантаТретья рыночная структура – олигополия. конкуренция замещается взаимоприспособлением олигополистов по объему и цене производства, для избегания ценовой войны.Четвертая рыночная структура – квазиконкурентный рынок По сути – это олигополистический рынок, но существуют потенциальные конкуренты.Пятая рыночная структура – рынок картеля– как движение от олигополии к монополистическому разделу рынка данного рода товара.Шестая рыночная структура – естественная монополия, полностью контролирующая рынок рода товаров, если не учитывать, что по этому роду товара частично (по доле на рынке) имеются заменителиСедьмая рыночная структура – рынок чистой монополии по роду товара. На нем конкуренция устранена: «Монополия настолько сильна, что становится на место конкуренции и полностью вытесняет ее».Восьмая рыночная структура – рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция как одно понятие означает, что она – конкуренция, но особая, монополистическая. По Э.Х. Чемберлину – это комбинация, в которой сочетаются «элементы монополии и элементы конкуренции», а ее субъект – это «монополистический конкурент»., Автор не в полной мере соглашается с точкой зрения А.Р, Букевича.Также в статье более подробно авторостанавливается на теоретическом анализе такой структуры, как монополистическая конкуренция. Такая структура рынка рода товара в ее понятии означает антиномию-проблему: в нем (понятии) соединены взаимоисключающие друг друга противоположности, которые, как подтверждает исторический опыт, могут существовать друг без друга. Кроме того, чем выше монополизация рынка, тем более ограничена конкуренция.Данная антиномия означает, что нельзя отбросить одну из ее сторон. Ее решение состоит в том, что на рынке рода товара существует конкуренция, но на нем есть ниша, в которой один продавец предлагает на только род товара, с его родовыми свойствами, но и его дифференцированный вид с его особыми, дополнительными (к родовым) свойствами, удовлетворяющими существенные потребности покупателей. Вот тогда этот продавец выступает и как конкурент по роду товара, и как монополист по дифференцированному товару данного рода. Простейший и очевидный пример: продавец обычной зубной пасты и он же продавец особой зубной пасты «Пародонтоз Ф», которая обладает лечебными свойствами, предупреждает пародонтоз.Таким образом, в рыночной структуре монополистической конкуренции необходимо различать два ее уровня: 1) конкуренцию по роду товара и 2) монополию (разной степени) по дифференцированному его виду.Типичным определением монополистической конкуренции является следующее: «Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный товар на рынке» Получается, что конкуренция между многими продавцами относится не к родовому товару, а к дифференцированному его виду. И где же тогда монополия? Ее нет если «много его продавцов». Тем не менее утверждается, что «дифференцированный продукт обеспечивает контроль его продавца над ценой», так как «его продавцов не так уж много». Так все-таки продавец один или «не так уж много» или просто много? Монополия или олигополия дифференцированного товара определенного его рода действительно существует, если он продается одним (в олигополии – несколькими, но не многими) продавцом, который продает и родовой товар и по нему конкурирует со всеми (многими) его продавцами.Автор делает вывод: Условия осуществления конкуренции изменяются с эволюцией рыночных структур. От рынка мелких и средних товаропроизводителей с их примерно равной долей предложения совершается постепенный переход к рынку конкурентному, но с доминирующей фирмой.Далее на рынке рода товаров возникают несколько (две-пять) фирм, которые безусловно доминируют в предложении товара одного рода. Это олигополия. В ней к тому же может быть один-два лидера, рост доли которых до примерно двух третей объема рыночного предложения (а также соглашения картельного типа) превращают олигополию в монополию. В такой эволюции рыночных структур соответственно ей происходит ограничение, модификация конкурентного процесса.Поскольку квазиконкуренты могут существовать только для олигополии, а картели, естественные монополии и «рынок» одного продавца могут объединяться в одно понятие «монополия», то в итоге можно все виды рыночных структур свести к пяти, как это делает Р. Букевич, в следующем порядке: монополия, дуополия, олигополия с доминированием ведущей фирмы, олигополия в стадии перехода к конкуренции, конкуренция полная. Но для теоретического познания рыночных структур как условий осуществления конкуренции можно рассматривать их в следующем логическом порядке: конкуренция как соответствующая своему понятию, монополия по роду товара, олигополия, монополистическая конкуренция.От структуры рынка товаров одного рода зависит не только осуществление конкуренции на нем, но и 1) возможность движения товаропроизводителей из невыгодных рынков (где цена ниже стоимости) на выгодные (межрыночная конкуренция), 2) возможность движения капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли (межотраслевая конкуренция). Так, если на рынке рода товара существует монополия и на нем в данный период цена предложения выше стоимости, то появляются желающие проникнуть на этот рынок. Они (желающие) быстро поймут (при попытке осуществить свое желание) что их на этом рынке не «ждут». А если монополизирован не только рынок рода товара, но и отраслевой, то капитал, применявшийся в отрасли с низкой нормой прибыли, не может перейти в отрасль с низкой капиталовооруженностью труда и высокой скоростью оборота капитала, которые обусловливают высокую норму прибыли. Стало быть, рыночная структура по роду товара является основополагающей для осуществления внутрирыночной, межрыночной и межотраслевой конкуренции.Таким образом, проведенный в работе теоретический анализ рыночных структур позволяет их более логично систематизироватьЗаключениеПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:- сформулировано понятие олигополии, рассмотрены основные черты олигополии иее отличия от других рыночных структур;- изучены принципы формирования объемов производства и цены на продукцию при олигополии;- проанализирована практическая деятельность российских фирм на рынке олигополии.В микроэкономической теории выделяют четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.Их классификацию, как правило, осуществляют при помощи четырех структурных элементов: степень однородности продукции, количество фирм, действующих на рынке, легкость входа и выхода с рынка, степень контроля над ценами.В реальных условиях для стран с развитой рыночной экономикой характерно существование рынков монополистической конкуренции и олигополии. В свою очередь, совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются намного реже и скорее являются абстрактными моделями, на примере которых в теории анализируется поведение фирмы, формирование ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Олигополия - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.Среди основных черт рынка олигополии можно назвать:1. Продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия). 2. Небольшое количество продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. 3. Возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах: от полностью блокированного входа до относительно свободного. Главной особенностью олигополии, является взаимозависимость предприятий-продавцов друг от друга. При данном типе рыночной структуры производитель, устанавливая уровень цен и количество продукции, которое оно сможет по этой цене продать, должен учитывать поведение своих соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения.В экономической теории известно несколько моделей олигополии, которые различаются характером и особенностями взаимоотношений между олигополистами. Олигопольные рынки разделяют на два типа, в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. В первом случае фирмы согласуют свое поведение, вступают в сговорили согласуют свои действия иным способом. При некооперированной олигополии фирмы, максимизируя прибыль, действуют независимо. Примерами моделей некооперированной олигополии является модель Курно, модель Штакельберга, а также модель борьбы за лидерство.Как правило, большое распространение олигополия получает в тех областях, гдесуществуют достаточно ограниченные возможности по дифференцированию отраслевого товара и в которых наиболее эффективным является крупное производство - обрабатывающая, электротехническая, нефтеперерабатывающая промышленность и оптовая торговля.Несмотря на то, что олигополия не соответствует условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальныхусловияхданный тип рыночной структуры достаточно эффективен, поскольку вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.По мнению западных экономистов, олигополия является структурой, наилучшим образом приспособленнойк проведению дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрению полученных результатов в производство. По причине того, что участники олигополии регулярно сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны своих соперников, у них, в отличие от монополистов, есть существенные основания к активному использованию технического прогресса для улучшения собственного положения на рынке.Анализируя примеролигополии в российской экономике, можно сделать вывод о том, что, данный тип рыночной структуры приносит определенную выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции. Список использованных источниковФедеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2016. № 6. С. 93-95. Белик Е.А., Солонинченко Т.С. Картельный сговор: новый взгляд на старую проблему // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., 2016.Временные союзы компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forexaw.comДенисова, С.С. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / С.С. Денисова, А.В. Селюк. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. - 218 с.Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков [Текст] / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: Кнорус, 2012. – 288 с. Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. 2015. № 2. Кинев А.Ю. Картель – тайная монополия: сборник статей и интервью. М., 2015.Колбачев, Е.Б. Теория отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Е.Б. Колбачев [и др.]; под ред. Е.Б. Колбачева, И.С. Штаповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 269 с. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков [Электронное пособие] / О.Т. Лебедев. – М.: Бослен, 2008. – Режим доступа: www.mirknig.comПиндайк, Р. Рыночная власть: монополия и монопсония [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://vuzlib.org.Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика – М.: Дело -2001.Промышленный узел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ruПротиводействие картелям. Итоги, проблемы, перспективы URL: http://www. garant.ru/interview/462523/ (дата обращения 04.03.2018).Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2010. – 906 с.Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст]: Учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2010.-442 с.Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.htmlСелищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2016. - 448 с. Симонова Е.В. Эффективность применения интрапренерства малым инновационным и крупным бизнесом // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8-2 (55).Симонова Е.В. Бэнчмаркинг как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-4 (46).Симонова Е.В. Методология обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (28).Симонова Е.В. Оценка тенденций развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике // Экономические науки. 2016. № 1. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2009. – 320 с.Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2015. № 18. С. 466-468. Фридман А.А Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2008.Шаститко А.E. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики 2017. № 8Юсупова, Г.Ф. Теория отраслевых рынков. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Г.Ф. Юсупова. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 276 с.A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green (1995), Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press.Секция 5. Противодействие картелям
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
3. Баранова И. В., Кудь А. Н., Калюжная К. С. Рынок сотовой связи // Международный научный журнал Символ Науки. 2016. № 6. С. 93-95.
4. Белик Е.А., Солонинченко Т.С. Картельный сговор: новый взгляд на старую проблему // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., 2016.
5. Временные союзы компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forexaw.com
6. Денисова, С.С. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / С.С. Денисова, А.В. Селюк. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009. - 218 с.
7. Джуха, В.М. Экономика отраслевых рынков [Текст] / В.М. Джуха, А.В. Курицын, И.С. Штапова. – М.: Кнорус, 2012. – 288 с.
8. Кизилов В.В., Новиков В.В. К вопросу о необходимости отмены антимонопольного законодательства // Закон. 2015. № 2.
9. Кинев А.Ю. Картель – тайная монополия: сборник статей и интервью. М., 2015.
10. Колбачев, Е.Б. Теория отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Е.Б. Колбачев [и др.]; под ред. Е.Б. Колбачева, И.С. Штаповой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 269 с.
11. Лебедев, О.Т. Экономика отраслевых рынков [Электронное пособие] / О.Т. Лебедев. – М.: Бослен, 2008. – Режим доступа: www.mirknig.com
12. Пиндайк, Р. Рыночная власть: монополия и монопсония [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://vuzlib.org.
13. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика – М.: Дело -2001.
14. Промышленный узел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru
15. Противодействие картелям. Итоги, проблемы, перспективы URL: http://www. garant.ru/interview/462523/ (дата обращения 04.03.2018).
16. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2010. – 906 с.
17. Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков [Текст]: Учебник / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. – М.: ИНФРА-М, 2010.-442 с.
18. Рынок сотовой связи в России. [Электронный ресурс]: Новости сайта www.touchnokia.ru. Режим доступа: http://touchnokia.ru/rinok-sotovoj-svjazi-v-rossii.html
19. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2016. - 448 с.
20. Симонова Е.В. Эффективность применения интрапренерства малым инновационным и крупным бизнесом // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8-2 (55).
21. Симонова Е.В. Бэнчмаркинг как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 5-4 (46).
22. Симонова Е.В. Методология обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 1 (28).
23. Симонова Е.В. Оценка тенденций развития деятельности предприятий малого и среднего бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74).
24. Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике // Экономические науки. 2016. № 1.
25. Тарануха, Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2009. – 320 с.
26. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи //Молодой ученый. 2015. № 18. С. 466-468.
27. Фридман А.А Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2008.
28. Шаститко А.E. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики 2017. № 8
29. Юсупова, Г.Ф. Теория отраслевых рынков. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Г.Ф. Юсупова. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 276 с.
30. A.Mas-Colell, M.D.Whinston, J.R.Green (1995), Microeconomic Theory, New York, Oxford University Press.
Вопрос-ответ:
Что такое олигополия?
Олигополия - это рыночная структура, в которой небольшое число фирм конкурируют друг с другом за доминирование на рынке и влияние на цены и объемы производства.
Какие виды олигополий существуют?
Виды олигополий могут быть различными, но основными являются два типа: олигополия с неполной конкуренцией и олигополия с полной конкуренцией. В первом случае конкуренция между фирмами ослаблена, а во втором случае она сохраняется.
Как теория игр применяется к олигополии?
Теория игр используется для анализа стратегического взаимодействия между фирмами на олигопольном рынке. Она позволяет моделировать различные ситуации и предсказывать поведение фирм в условиях ограниченной информации и взаимозависимости.
Что такое картель и какие проблемы он решает в олигополии?
Картель - это форма соглашения между фирмами в олигополии, в результате которого они сотрудничают в установлении цен, объемов производства и других стратегических параметров. Картель решает проблемы низкой конкуренции и позволяет фирмам получать высокую прибыль.
Какие пути решения проблем олигополии существуют?
Существует несколько путей решения проблем олигополии. Один из них - это создание картелей и соглашений между фирмами. Другой - это разработка эффективных стратегий конкуренции и инноваций. Также важным фактором является правильное регулирование со стороны государства.
Какие модели конкурентного поведения и выбора оптимальных решений существуют на олигопольном рынке?
На олигопольном рынке применяются различные модели, такие как модель Нэша, модель Курно, модель Бертрана и др. Каждая из них основывается на разных предположениях о поведении участников рынка и позволяет анализировать конкуренцию и выбор оптимальных решений.
Какие виды олигополий существуют?
Существуют различные виды олигополий, включая олигопсонолию, где несколько крупных фирм конкурируют с большим количеством небольших фирм, олигополию с дифференциацией продукта, где фирмы предлагают различные варианты продукта, и олигополию с концентрацией рынка, где несколько крупных фирм контролируют большую часть рынка.
Какими способами участники олигополии могут достичь соглашений друг с другом?
Участники олигополии могут достигать соглашений друг с другом разными способами. Один из таких способов - создание картелей, где фирмы соглашаются ограничить конкуренцию и установить высокие цены. Также могут использоваться такие методы, как соглашения о совместном производстве, совместных исследованиях и разработках, а также разделении рынка.