социальные приюты для детей и подростков: задачи, функции, структура, направление деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 04.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5
1.1 Понятие сиротства, социального сиротства 5
1.2 Варианты жизнеустройства ребенка-сироты: институциональные условия, замещающая семья 7
1.3 Психолого-педагогические последствия воспитания в условиях депривации. Концепция привязанности, виды нарушений привязанности 9
1.4 Проблемы социализации ребенка-сироты 14
1.5 Факторы дезадаптации и факторы устойчивости в трудной жизненной ситуации в контексте проблем социального сиротства 19
Глава 2. Формы и методы социальной работы поддержки с детьми, оставшимся без попечительства родителей 24
2.1 Основные направления деятельности социального приюта: функции, структура 24
2.2 Методики социальной реабилитации поддержки детей оставшихся без попечительства родителей 28
2.3. Программа социальной адаптации детей поддержки детей оставшихся без попечительства родителей 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию следующих элементов:1. Организационно-управленческий элемент направлен на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка подростка. За счет него решаются следующие задачи: участие в разработке программы развития и образовательных программ образовательного заведения; создание структур, которые необходимы для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы); организация повышения профессионализма учителей в вопросах социально-педагогической поддержки подростков; разработка программы мониторинга; материально-техническое обеспечение процесса.2. Диагностико-проектировочный компонент направлен на анализ потенциала подростков с целью выбора идеального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, которая обеспечивает эффективность процесса социализации подростков. При этом под диагностика - это процесс изучения состояния субъектов образовательной деятельности.Особенность социально-педагогической поддержки в образовательных заведениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. Во-первых, диагностика предоставляет учителю прямой материал для разработки программы деятельности, а во-вторых - подросток выступает в качестве субъекта своей диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации. Вариативность состоит в возможности разработки многообразных форм деятельности с учетом потребностей подростка.На диагностической стадии проводится следующие исследования, которые позволяют в будущем выявить содержание, формы и методы работы с подростками: социологические; психологические; педагогические.Данный элемент отвечает за исследование потребностей, способностей, возможностей подростка, а кроме того за ход их самопознания, вследствие которого становится выбор: личностно-коллективного пути развития в форме; личностной или групповой программы, на содержание которой подросток имеет право влиять с учетом своих когнитивных и творческих потребностей.3. Рефлексивно-аналитический элемент направлен на анализ результатов социально-педагогической поддержки подростков, по итогам которого определяется программа коррекционных средств.При оценивании деятельности подростка, социальный педагог анализирует результаты его когнитивной, творческой деятельности путем определения степени социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Социальный педагог способствует проведению анализа подростком своей работы, что помогает развивать рефлексию и самокоррекцию личности.Анализ деятельности коллектива школьников социальным педагогом реализуется, как в качестве самостоятельного анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом школьников, которые в процессе обсуждения, как оценивают собственную работу, так и вносят исправления и предлагают перспективы будущего развития.Содержанием деятельности педагога в русле данного компонента является анализ и самоанализ степени осуществления целей образовательной программы, динамики своего профессионального развития и, тем самым, определения путей коррекции собственной деятельности [12, с. 70].Таким образом, социально-педагогическая поддержка – это процесс оказания помощи детей группы риска со стороны педагога и социумом в реализации процесса социальной адаптации и социальной интеграции для того чтобы раскрыть индивидуально заданные способности и таланты при условии принятия подростков интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта.2.3. Программа социальной адаптации детей поддержки детей оставшихся без попечительства родителейПрограмма социальной адаптации детей поддержки детей оставшихся без попечительства родителей создает условия для развития социального интеллекта детей подросткового возраста, тем самым, способствуя их адаптации в обществе.Цель: развитие адаптивных возможностей ребенка.Задачи:1. Развить все аспекты социального интеллекта.2. Предоставить детям возможности осознать значимость приобретения ими социальных умений.3. Обучить детей некоторым способам общения и расширения ролевого репертуара.Для того, чтобы решить поставленные задачи используются следующие средства:1. Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.2. Индивидуально-коррекционная работа с детьми.3. Консультативная работа с семьями обучающихся для того, чтобы оптимизировать взаимодействия в системе «ребенок - родители».Программа ориентирована на подростков, которые характеризуются девиантным поведением. Это обучающиеся общеобразовательных школ, профессиональных колледжей и т.п.Число детей, которые принимают участие в групповой коррекционной работе – 4-7 чел.Объем тренинговой работы примерно четырнадцать часов.Условия для групповой работы: кабинет/учебный класс, помещение для индивидуального консультирования.Таблица 1 - Учебно-тематический план№ п/пТемыКол-во часов1Диагностика социального интеллекта подростков.52Самопознание23Самоанализ и развитие навыков коммуникации24Формирование эффективных способов общения со сверстниками, развитие невербальной экспрессии.25Формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми26Приобретение опыта взаимодействия с группой, развитие вербальных средств общения;27Закрепление полученных умений и навыков 28Активизации ресурсных механизмов возраста.29Итоговая диагностика5Итого24 часаСроки осуществления программы социальной адаптации, в том числе индивидуальной и групповой коррекции – два месяца.Примерное содержание занятий:1. Диагностика социального интеллекта детей. В целях диагностики результативно применение методики изучения социального интеллекта Е.С. Михайловой, которая представляет собой адаптациу теста Дж.Гилфорда и М.Салливена.2. Самопознание. На этом занятии следует развивать самоанализ и углублять самораскрытие, развивать коммуникативные навыки, создавать благоприятные условия для работы группы.Практическая работа: игры «Встаньте в круг», «Меняются местами те, кто…». Упражнения: «Мои добрые дела», «Мои сильные стороны», анкетирование «Откровенно говоря…», подведение итогов.3. Самоанализ и развитие навыков коммуникации. На этом занятии следует развивать невербальную экспрессию, формировать эффективные способы общения с ровесниками с учетом целей, намерений, потребностей участников коммуникации;Практическая работа: приветствие «Я рад тебя видеть», упражнения — модификации: «Ругать – это значит…», «Если человека ругают, то он…» «Хвалить» – это значит…», «Если человека хвалят, то он…», «Список претензий», игры: «Леди и джентльмены», «Воздушный шар», анкетирование «Откровенно говоря…», подведение итогов.4. Формирование результативных способов общения с ровесниками.На этом занятии следует развивать невербальную экспрессию, способствовать развитию умений видеть, чувствовать, правильно воспринимать окружающих людей, ситуации, которые возникают в ходе общения; формировать внимательное отношение друг к другу, к иным людям; в случае необходимости корректировать восприятие участниками окружающих людей; развивать внеязыковые средства общения. Определить основные способы взаимодействия всех членов группы с ровесниками; формировать эффективные способы общения.Практическая работа: психологический этюд «Замочная скважина», упражнения: «Грани сходства» «Мимика и жесты», разминка «Путаница». Конструирование образов, психодрама, подведение итогов.5. Формирование способов взаимодействия со взрослыми. Сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование способов анализа связи между поведением и его последствиями; выявление основных способов взаимодействия подростка со взрослыми; совершенствование вербальных и невербальных компонентов общения; корректирование восприятия подростками других людей. Выявление индивидуальных особенностей общения; формирование эффективных способов общения.Практическая работа: упражнения «Ассоциации», «Ролевая гимнастика», Конструирование образов. Психодрама, анкетирование «Откровенно говоря…», подведение итогов.6. Приобретение опыта взаимодействия с группой.На этом занятии следует развивать вербальные средства общения. Находить новые формы взаимодействия в контактах с другими, способы реагирования в трудных ситуациях. Создавать возможности для благоприятного развития диалога в трудных ситуациях. Усилить чувство необходимости слушать друг друга; продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из трудных обстоятельств; развивать коммуникативные умения.Практическая работа: приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…», дискуссия. Упражнения: «Чувствую себя хорошо», «Вверх по радуге», «Грани различия», «Установи контакт с группой», «Сплетня», «Необитаемый остров». Анкетирование «Откровенно говоря…», подведение итогов.7. Закрепление полученных умений и навыков.Закрепление навыков самоанализа и самокоррекции в сфере общения; осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности. Анализ причин, порождающих одиночество; побуждение к стремлению постоянно работать над собой, оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.Практическая работа: психологические этюды «Одиночество», «Как я справляюсь со своими проблемами». Игра «Испорченный телефон жестов», упражнение «Метафора на себя». Социометрия у стены, анкета «Откровенно говоря…», подведение итогов.8. Активизация ресурсных механизмов возраста.Самокоррекция развития на подсознательном уровне посредством метафоры изменения, формирование чувства своей важности; формирование чувства близости с окружающими людьми; стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.Практическая работа: упражнение «Связующая нить», техника «Семейный портрет», работа с метафорой Ж.Туре «История желудя», анкета «Откровенно говоря…», подведение итогов.9. Диагностика социального интеллекта подростков.Методика исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена, анализ произошедших изменений, подведение итогов курса.Ожидаемые результатыВ ходе реализации программы планируется достичь следующих результатов: освоение начальных способов самораскрытия и активного стиля общения, построения доверительных отношений участников. предоставление возможности развить умения анализировать свои поступки, сформировать начальный доверия к себе; совершенствовать коммуникативные навыки, обучение навыку выявления основных способов взаимодействия со сверстниками; выбор эффективных способов общения; формирование умения находить цивилизованные пути выхода из сложных обстоятельств и ситуаций в общении;Таким образом, участники тренинга получат возможность развивать навыки общения, оценивать собственный уровень внимательности в общении с другими, развивать готовность сравнивать индивидуальный опыт с опытом окружающих; активизировать самосознание, взаимное принятие, сформировать чувство близости с окружающими людьми; сформировать чувство своей значимости.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим были сформулированы следующие выводы: 1. Проведя теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сказать, что социальный сирота является ребенком, имеющим биологических родителей, которые по неким причинам не в состояниизаниматься его воспитанием и заботой о нем. Социальное сиротство является социальным явлением, обуславливающееся наличием в социуме детей, которые остались без попечения родителей врезультает лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.п. Среди детей и подростков, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, немало трудновоспитуемых, социально дезадаптированных несовершеннолетних. Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, от семьи и школы. Поэтому одной из важнейших задач образовательных учреждений интернатного типа является преодоление дезадаптации детей, путем коррекции психологической устойчивости, включения воспитанников в систему общественно значимых отношений, благодаря которым они смогут успешно усваивать позитивный социальный опыт.Согласно исследованиям, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях с раннего возраста, испытывают эмоциональные и сенсорные лишения, что изменяет их психическое развитие, поэтому контингент таких учреждений принято относить к группе высокого риска по структурированию психических расстройств и поведенческих девиаций.Дети отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Самозащита выражается чаще в виде аффективных, разрушительных тенденций. Для детей характерно двигательное беспокойство, снижение волевой активности.2. Изучивособенности психологической устойчивости у детей-сирот, можно сделать вывод, что психологическая устойчивость связывала с высшим этапом развития личности, под этим системным свойством понимают активность и успешность её организации. Многие ученые рассматривают устойчивость как равновесное состояние системы, сохраняемое путём её противодействия. Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, у него формируется специфические черты характера, поведения.3. Во второй главе был рассмотрен опыт применения методик социальной реабилитации детей группы риска на примере муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Усть-Таркского района НСО. А также разработана программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечительства родителей, способствующая успешной социализации данной категории детей.Список использованных источниковАбельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 141-152.Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С.134–143.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.).Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2008. – С. 362-370.Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. №1 [Электронный ресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77046Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2007. - 592 с.Ковалевская Е.В. Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- №, 2009. – С. 148-154.Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 115. Кузнецов А.П. Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка // Проблемы науки. 2015. № 1 (1). С. 66–68.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996. - С. 7-11 Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. - М., 2000. - 239 с.Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323. Немов Р.С. Психология В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.Павлычева Т.Н. Социально-психологические аспекты адаптированности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме : диссертация ... канд. псих. наук.- Москва, 2010.- 250 с.Петрушина А.В. Психологический портрет воспитанника интернатного учреждения как основа модели его психологической безопасности. // Журнал. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - №, 2011. – С. 1-7.Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. - СПб., 2007. - 416 с. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с.Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме :автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1990. - 20 с. Семъя Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 57 с. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.Семянников С.С., Алмазова О.В. (Научные редакторы: И.А. Филатова; О.Г. Нугаева). Понятие и виды психической депривации. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.ТышковаМ. Вопросы психологии: Исследованиеустойчивостиличностидетейиподростковвтрудныхситуациях. // Вопросы психологии. - №, 1987 г. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.
1. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2010. – С. 141-152.
2. Адлер А. Беспризорные дети // Лишенные родительского попечительст¬ва: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С.134–143.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
4. Ашимбаева Д. С. Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.).
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
7. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности. // Журнал. Сибирский педагогический журнал. - №, 2008. – С. 362-370.
8. Делейчук Л.Э., Берняева И.О. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2017. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77046
9. Зборовский Г.Е. Общая социология - М.: Гардарики, 2007. - 592 с.
10. Ковалевская Е.В. Направленнось личности как фактор устойчивости в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- №, 2009. – С. 148-154.
11. Козлов В.В. Социальная психология XXI столетия, Том 2. - Ярославль: МАПН, 2005 – 336 стр.
12. Лакреева А. В., Хомутова М. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 24. – С. 135–140.
13. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 115. Кузнецов А.П. Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка // Проблемы науки. 2015. № 1 (1). С. 66–68.
14. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
15. Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.
16. Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996. - С. 7-11
17. Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. - М., 2000. - 239 с.
18. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.
19. Немов Р.С. Психология В 3 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо-логическое исследование с элементами математической стати¬стики. — 640 с.
20. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В. И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.
21. Павлычева Т.Н. Социально-психологические аспекты адаптированности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме : диссертация ... канд. псих. наук.- Москва, 2010.- 250 с.
22. Петрушина А.В. Психологический портрет воспитанника интернатного учреждения как основа модели его психологической безопасности. // Журнал. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - №, 2011. – С. 1-7.
23. Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. - СПб., 2007. - 416 с.
24. Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с.
25. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с.
26. Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1990. - 20 с.
27. Семъя Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис ... д-ра психол. наук. - М., 2004. - 57 с.
28. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков. - М., 2009. - 196 с.
29. Семянников С.С., Алмазова О.В. (Научные редакторы: И.А. Филатова; О.Г. Нугаева). Понятие и виды психической депривации. В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей.
30. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001.- 600 с.
31. Столяренко С.Д. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 219 с.
32. Тышкова М. Вопросы психологии: Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. // Вопросы психологии. - №, 1987 г.
33. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
34. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
35. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб.: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.