Особенности педагогического взаимодействия с ребенком на разных этапах жизненного пути.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 40 40 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.12.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического взаимодействия 5
1.1 Взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности 5
1.2 Специфика взаимодействия с детьми разного возраста 11
Глава 2. Анализ педагогического взаимодействия на различных этапах 18
2.1 Дошкольный возраст 18
2.2 Младшие школьники 23
2.3 Подростки 31
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Фрагмент для ознакомления

Негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера) — называется дидактогенией. [5]Дидактогения выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии. Для предотвращения возникновения дидактогении у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности школьника. На рис. 1 представлены источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителя.)[5]Рис. 1. Источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителяМногочисленные исследования, проведенные на протяжении многих лет, показали влияние оценочной деятельности педагогов на общую мотивацию старшеклассников к обучению, развитие самооценки, эмоционального благополучия, самореализации и общения со сверстниками. (Г. А. Цукерман, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов). Эти исследования подчеркивают особенности восприятия детьми оценок и оценочных суждений учителей. Ситуации оценивания по своей сути настолько сложны для ребенка, что старшеклассники обычно не могут объяснить, почему учитель оценил их как хорошие или плохие. Дети часто не соотносят полученную оценку со своими знаниями и умениями. На восприятие оценки ребенка влияет суждение детей: тенденция оценивать свою работу не по результату, а по затраченным на работе усилиям. Объясняется это детским эгоцентризмом, ярко проявляющимся в дошкольном периоде, часто встречающимся у старшеклассников. Неудивительно, что даже при форме обучения без оценивания оценка становится наиболее важной, значительной и часто почти единственной причиной учебной деятельности. В этом смысле у старшеклассников есть ярко выраженный страх ошибиться, а тревога у старшеклассников обнаруживается как в оценочном, так и в неоценочном обучении, что напрямую связано с негативным отношением учителя. У тревожных детей формируется заниженная самооценка. Низкая самооценка предрасполагает к негативной аффективности, то есть склонности к негативным эмоциям. Ребенок акцентирует внимание на отрицательных моментах, игнорирует положительные моменты происходящих событий. Такой ребенок запоминает преимущественно негативные эмоциональные переживания, приводящие к повышению уровня тревожности. [2]Роль учителя в социализации старшеклассника, по мнению Э. Эриксона, велика. Поэтому подготовка и отбор учителей очень важны, чтобы избежать опасностей, которые могут угрожать ученику старшей школы на этом этапе. Развитие чувства неполноценности, экспериментирование, формирование чувства, что от вас никогда не выйдет ничего хорошего, - вот опасности, которые может свести к минимуму педагог, который знает, как уделять достаточно внимания тому, что может делать ребенок, поэтому в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: донести до учащихся сообщение или повлиять на них, то есть побудить к действию. Благодаря педагогическому взаимодействию, инициативности, умению выстраивать свои действия с учетом действий пары, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, умение получать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и совместный план действий, умение мирно разрешать конфликты.2.3 ПодросткиПодростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости.К подростковому возрасту относят школьников 11 (12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.Подростковый возраст - период второго вытяжения. Активизируются «зоны роста» трубчатых костей. Наблюдается рост тела в длину на 15-20 см. Конечности удлиняются. Их рост опережает рост тела. Поэтому подростки часто производят впечатление неуклюжих. [2]Постоянная неуверенность и неудовлетворенность духовными потребностями становятся причиной психологического стресса. Расстройства невротической деятельности часто вызывают дезорганизацию поведения, обостряют конфликт ученика со школой. Неудовлетворенность собой вызывает негативное отношение к учебе, к учителю, к сверстникам и негативно влияет на формирование личности.В подростковом возрасте основным видом деятельности становится «коммуникативная деятельность» (Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин). Потребность в дружбе, активный поиск друга становится для подростка главным.Первый подростковый возраст наступает примерно в 15 (16) лет. В этом возрасте заканчивается кризис Третьей Эпохи (начавшийся в 12-13 лет), обычно называемый переходным, и начинается новый этап в жизни человека.Молодежь, как и любой период жизненного пути, тесно связана с существующей в обществе возрастной стратификацией - системой взаимодействия возрастных слоев (страт). Характеристики юности следует рассматривать в тесной связи с характеристиками других возрастов. Молодость - время сильных множественных переживаний. Чувства у молодых людей разнообразны по содержанию и направленности, они намного сознательнее, чем у подростков.Молодые люди умеют контролировать свои чувства и регулировать свои внешние проявления. Усиливается сила воли, развиваются произвольная активность, сопротивление и самоконтроль. Отмечается тенденция к самообразованию. В 15 лет (а иногда и с 14) закладывается «основа» человека, формируются его устойчивые интересы.Психологически половое созревание закончилось. При повышенной активности щитовидной железы значительно ослабляется, соответственно снижается возбудимость. Молодые люди намного спокойнее подростков.Продолжается функциональное развитие головного мозга и коры больших полушарий, их верхнего отдела. Есть развитие теоретического мышления.В этом возрасте происходит стабилизация психических процессов, что очень важно при работе со школьниками от 15 до 17 лет.В подростковом возрасте растет тенденция к общению со взрослыми. Это обстоятельство необходимо учитывать классному руководителю при воспитательной работе с детьми этого возраста.[7]Стадия подросткового развития характеризуется сложностью и неоднозначностью поведенческих реакций индивидов на различные процессы и явления социального характера, восприятием сверстников и их действий, проблемным построением коммуникативных связей. В связи с этим возникают проблемы с организацией учебного процесса, связанные с проявлением резкой критики учителей и негативного отношения, то есть самокритики самого человека. Поэтому развитие педагогического взаимодействия с подростками требует особого подхода, методики и технологии. Подростки думают довольно категорично. Поэтому завоевать их доверие и авторитет - чрезвычайно сложная задача для каждого педагога. В то же время доверие нельзя заработать и укрепить раз и навсегда. Любой поступок учителя, который, по мнению ученика, является плохим, несправедливым по отношению к нему, приводит к потере его авторитета и еще большим трудностям в его новом завоевании. Педагогическая работа с подростками, особенно в части учебной деятельности, требует поиска оптимальных и быстрых выходов из сложных ситуаций. Такие ситуации связаны с несоответствием педагогических требований, правил поведения в школе действиям учащихся. Решение такого типа ситуаций требует ненавязчивого подхода, с сохранением норм педагогического взаимодействия, интересов и потребностей коллектива студентов и их отдельных представителей. Возможности эффективной педагогической деятельности с представителями подросткового возраста определяются знаниями и навыками педагогической работы, которыми обладает педагог, его опытом и представлениями об этапах восприятия и понимания учениками запросов учителя. Знание этих этапов позволяет рационально просчитать использование педагогических методов и приемов, грамотно и адекватно оценить свои сильные стороны, уметь смириться с неудачами и не опускать руки при первых трудностях. Осведомленность студентов о педагогических требованиях осуществляется по следующим этапам: оценка педагогических мобилизационных навыков. Ученики видят в учителе человека, который умеет действовать, изучают особенности его поведения, эмоциональное состояние, изначально принятую линию поведения, умение решать проблемные ситуации и быстро находить пути выхода из нестандартных ситуаций. Проверка наличия волевых качеств личности. [6]Ученики исследуют и оценивают, способен ли преподаватель довести начатое дело до логического завершения, несмотря на трудности взаимодействия с коллективом, развил ли он качества терпения и настойчивости, воли к победе. На этом этапе ученики фактически оценивают психологическую устойчивость учителя. Оценка ценностных ориентаций педагога. Студенты наблюдают за нравственными качествами учителя, честным и порядочным человеком, справедливым, благородным, заботливым и добрым. Анализ и оценка профессиональных качеств учителя. Здесь оценивается наличие адекватного уровня квалификации и методической подготовки к должности. Успех взаимодействия педагога с подростками и разработка оптимальной технологии зависит от способности педагога преодолеть эти этапы в кратчайшие сроки. Художественные технологии предполагают использование различных медиа искусства, культуры, художественной и творческой деятельности в педагогическом процессе, ориентированном на эффективную организацию педагогического взаимодействия с подростками. Эти технологии положительно влияют на разрешение конфликтных ситуаций, предотвращают развитие многих проблем в сфере образования, быстро предотвращают и устраняют стрессовые ситуации. Художественные технологии имеют довольно большое видовое разнообразие. В педагогическом процессе могут применяться следующие направления художественно-творческой деятельности: техника изобразительного творчества связана с созданием школьных газет, путем построения коллажа из фотографий из журналов. Студенты раскрывают конкретную тему, определенную проблему, которая касается их проблемной и иной ситуации. Потом ищут иллюстративный материал, делают самостоятельные зарисовки. Групповое создание фотоколлажа позволяет развить коллективные узы, раскрывается перед студентами, снимает чувство тревоги и страха; технологии пения или игры на музыкальных инструментах благотворно влияют на развитие творческой свободы и личностных талантов. Помогает устранить негативные эмоции, переживания, сформировать эмоцииПедагог может зафиксировать и негативно оценить снижение учебной мотивации подростка. Однако отношение подростков к учебному материалу во многом проецируется на отношение к учителю. В связи с расширением опыта и усложнением умственной деятельности подростка последний, воспринимая информацию учителя, подвергает ее критическому анализу. Поэтому конфликт поколений проявляется в первую очередь в отношениях учеников начальной школы с учителями. Форма, которую примет конфликт поколений: развитие конструктивного обсуждения или антагонистического конфронтационного противостояния, зависит прежде всего от позиции учителя.Общение подростка с педагогом может принимать откровенно конфликтный характер, негативно сказываясь на общей результативности их отношений. При этом инициатором конфликта может стать каждый из субъектов взаимодействия: [5]Оптимальный стиль взаимодействия педагогов с подростками - демократичный, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности с постоянным и требовательным контролем, справедливой оценкой учебных результатов школьников. Если педагоги замечают процессы роста учеников начальной школы, узнают их, организуют образовательную и образовательную деятельность так, чтобы подростки могли нормально функционировать как обученные личности, процесс общения между ними будет продуктивным.Семья продолжает оставаться важным институтом социализации подростков, хотя сами они несколько обесценивают свою роль.Ощущение взрослости как центрального новообразования подростков вызывает у них желание изменить отношения послушания, подчинение ребенка взрослому эгалитарным отношениям. Детская любовь к родителям меняется у подростка к анализу и критике его личностных качеств, т. Е. Действует эффект «взлета с пьедестала».Эффект «подъема пьедестала» - это снижение родительского авторитета подростка, вызванное его критически-оценочным отношением к личностным качествам и поведению родителейЭгоцентризм проявляется, когда подростки сосредотачиваются на себеЭто явление вызывает ослабление эмоциональных связей между подростком и родителями, изменение их интересов в сторону окружения сверстников. Сложность отношений подростка с семьей также связана с асимметрией их интересов. [3]Поэтому родителей интересуют все сферы жизни подростков, а других в силу собственного эгоцентризма и небольшого жизненного опыта мало заботят родительские проблемы. В отношениях с родителями подросток стремится установить новые связи, утвердив свою идентичность и доказав свою автономию. Перестройка отношений подростка с родителями сопровождается его поведенческим отрывом от взрослых, что проявляется в реакциях эмансипации и противодействия.Ответ подростка на эмансипацию — это желание подростка избавиться от опеки, требования взрослых и получить независимость от предыдущего поколения.Реакция подростковой оппозиции: противопоставление ценностей и норм подростка ценностям и нормам взрослогоТаким образом, эмоциональная эмансипация подростков основана на предшествующих достижениях их воспитания и символизирует противоречие задачам родителей: взрослые должны обеспечивать защиту и поддержку детей и в то же время способствовать их независимости и независимости. Эмоциональная раскрепощенность дается подростку намного легче, чем его родителям. Изменение интересов подростка по отношению к сверстникам, ослабление частоты общения и открытости, доверия между родителями и подростком - неизбежное явление, которое, однако, не отрицает важности семьи для роста подростка. Их стремление к нормативной и поведенческой автономии - тоже весьма относительное явление. На самом деле подростки не стремятся к полной свободе, потому что воспринимают ее как отчуждение от семьи. Подростки хотят принимать собственные решения, проявлять независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, но им не нужна полная свобода.ЗаключениеОбщение детей различного возраста, подростков и взрослых характеризуется целым рядом особенностей, различиями форм и содержания. В своей книге «Общение как фактор воспитания школьников» А.В. Мудрик уделил значительное внимание этой проблеме. Он предложил типизацию общения школьников в зависимости от их возраста. Вместе с характеристикой школьника как субъекта общения эта типизация в наибольшей мере раскрывает суть общения как средства воспитания, акцентируя внимание на той его стороне (на учащихся, а не на педагогах), от которой в конечном счете зависит воспитательный результат общения.Основу содержания общения воспитанников в возрасте до 17 лет составляет интерес к окружающему миру, людям и самому себе. Конкретизируя это положение, А.В. Мудрик выделяет четыре наиболее важных аспекта (пласта), из которых складывается содержание общения:1) предметная сторона бытия (предметно-эстетическое окружение, содержание и способы жизнедеятельности);2) событийная сторона жизни (жизнь семьи, сверстников, воспоминания, планы);3) эмоциональные аспекты жизни (впечатления, реакции, настроения, переживания);4) идейно-нравственная проблематика (взаимоотношения людей, жизненные планы, смысл жизни).В различные возрастные периоды конкретное наполнение этих пластов содержания и их соотношение неодинаковы и определяются эмоционально-смысловой доминантой общения, являющейся сердцевиной его содержания*.Список используемой литературыАбдразакова А. А., Жантуганова А. С., Искакова Р. К. История образования и педагогики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-28. Андрюнина, А.С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3. Артамонова, Л.М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестник СамГУ. 2016. №73. Бельская З. В. Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции эпохи Просвещения// Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 8-14. Бельская З. В. Развитие идей классической педагогики // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 18-20. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. №30. Дж. Мильтон Трактат «Об образовании»// Перевод И.В. ЯковлеваИванова, Т.Н. Трактат Джона Мильтона “Об образовании” как политический дискурс. Особенности аргументации // Педагогическое образование в России. 2014. №8.Исмаилова З. К., Байбаева М. Х., Мукимов Б. Р. Общие закономерности и принципы воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 934-937. Каиль, М.В. Из истории становления университетского образования в советской провинции // Вопросы образования. 2013. №1. Коржевский В. Цели образования в контексте истории образования в России // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. №4. Мазеина Ю. В. Анализ проблемы образования в различные исторические эпохи // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 345-349. Милованов, К.Ю. Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона Локка // Проблемы современного образования. 2017. №4. Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад эпохи Просвещения в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49. Пахомова А. С. Сущность человека и его духовность в эпоху Просвещения // Аналитика культурологии. 2016. №14. Похилько Л. В. Отражение идей педагогической антропологии // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 413-417.

Список используемой литературы

1. Абдразакова А. А., Жантуганова А. С., Искакова Р. К. История образования и педагогики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 24-28.
2. Андрюнина, А.С. Аксиологическая составляющая образования: история педагогики // Педагогическое образование в России. 2014. №3.
3. Артамонова, Л.М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестник СамГУ. 2016. №73.
4. Бельская З. В. Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции эпохи Просвещения// Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 8-14.
5. Бельская З. В. Развитие идей классической педагогики // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 18-20.
6. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. №30.
7. Дж. Мильтон Трактат «Об образовании»// Перевод И.В. Яковлева
8. Иванова, Т.Н. Трактат Джона Мильтона “Об образовании” как политический дискурс. Особенности аргументации // Педагогическое образование в России. 2014. №8.
9. Исмаилова З. К., Байбаева М. Х., Мукимов Б. Р. Общие закономерности и принципы воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 934-937.
10. Каиль, М.В. Из истории становления университетского образования в советской провинции // Вопросы образования. 2013. №1.
11. Коржевский В. Цели образования в контексте истории образования в России // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2017. №4.
12. Мазеина Ю. В. Анализ проблемы образования в различные исторические эпохи // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 345-349.
13. Милованов, К.Ю. Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона Локка // Проблемы современного образования. 2017. №4.
14. Огольцова Е. Г., Дроздова А. В., Жангужинова О. Ю. Вклад эпохи Просвещения в развитие педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №49.
15. Пахомова А. С. Сущность человека и его духовность в эпоху Просвещения // Аналитика культурологии. 2016. №14.
16. Похилько Л. В. Отражение идей педагогической антропологии // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 413-417.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты педагогического взаимодействия рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты педагогического взаимодействия, включая взаимодействие педагога с детьми в ходе образовательной деятельности и специфику взаимодействия с детьми разного возраста.

Какие этапы жизненного пути рассматриваются при анализе педагогического взаимодействия?

В статье рассматриваются три этапа жизненного пути: дошкольный возраст, младшие школьники и подростки.

Какое педагогическое взаимодействие характерно для дошкольного возраста?

Для дошкольного возраста характерно игровое и эмоциональное взаимодействие, использование разнообразных игровых техник и методов обучения.

Какие особенности педагогического взаимодействия с младшими школьниками рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности использования активных методов обучения, создания интересных ситуаций для обучения, а также учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какие особенности педагогического взаимодействия с подростками рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности работы с подростками, такие как учет их потребностей и интересов, использование диалога и конструктивной критики, помощь в развитии самостоятельности и самоопределения.

Какие теоретические аспекты педагогического взаимодействия важно учитывать?

Важно учитывать специфику взаимодействия педагога с детьми в ходе образовательной деятельности, а также особенности взаимодействия с детьми разного возраста.

Какие есть этапы жизненного пути, на которых можно выделить особенности педагогического взаимодействия?

На разных этапах жизненного пути можно выделить такие этапы, как дошкольный возраст, младшие школьники и подростки.

Какие особенности педагогического взаимодействия возникают в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте особенности педагогического взаимодействия заключаются в использовании игровых форм обучения, внимании к развитию речи и творческих способностей ребенка, а также в учете его возрастных особенностей и потребностей.

Какие характеристики свойственны педагогическому взаимодействию с подростками?

С педагогической точки зрения, особенности педагогического взаимодействия с подростками включают в себя укрепление коммуникации с учетом возможных потребностей ребенка, развитие критического мышления и формирование самостоятельности и ответственности.