Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с помощью игровой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 3 + 3 источника
- Добавлена 06.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие «звукопроизношение», развитие звукопроизношения в онтогенезе 5
1.2 Своеобразие формирования звукопроизношения у детей с нарушением речи 7
1.3 Игровая деятельность как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
2.1 Организация исследования: цель, задачи, методы и методика обследования звукопроизношения 12
2.2 Анализ результатов исследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 15
2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Нарушения звукопроизношения обусловлены недостаточным уровнем развития двигательной функции губ, языка, а также несформированностью фонематических процессов.
2.3 Содержание работы по коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Работа над звукопроизношением включает следующие задачи: постановка звуков, автоматизация и дифференциация. В работе можно использовать дидактические игры по развитию звукопроизносительной стороны у детей, разработанные В.И. Селиверстовым, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.С. Швайко, Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, С. Васильевой, Н. Соколовой, С.М. Мельниковой, Н.В. Бикиной.
Структура фронтальных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста включает следующие этапы:
1. Организационный момент. Организация детей, подготовка их к занятию, формирование положительного эмоционального настроя, налаживание контакта с детьми – введение игрового персонажа, игрушки, от лица которого ведется коррекционная работа.
2. Сообщение темы занятия. Введение определенной проблемной ситуации, различные загадки, в отгадке которых содержатся изучаемые звуки и буквы.
3. Артикуляционная гимнастика. Развитие моторики артикуляционного аппарата проводилась обязательно на каждом занятии. На занятиях можно использовать игры и упражнения, включающие стихотворный текст и комплексы движений, которые нужно выполнить в соответствии со словами. Для развития подвижности губ, а также для формирования сформированного выдоха, длительной воздушной струи применяются динамические и статические упражнения, а также дидактические игры.
Детям предлагаются такие задания, как сдувание различных предметов (ватного шарика, шарика из фольги, бумажного кораблика, мелких предметов со стола, с ладони). Одним из направлений работы является разделение детей на команды и организация соревнования между ними «Кто лучше и дальше сдует?». В ходе таких игр дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, что в свою очередь позволяет закреплять навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
4. Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия включает игры и упражнения на умение слышать и различать неречевые, а затем – речевые звуки. Развитие умений слышать и различать неречевые звуки осуществляется на материале окружающих детей предметов и инструментов, например, тиканье часов, шуршание бумаги, шум ветра за окном, звучание музыкальных инструментов. В ходе таких заданий дети учатся определять источник звучания, его местоположение (далеко – близко, слева – справа, спереди – сзади и т.д.), качество звучания (тихо – громко, высоко – низко, кратко – долго).
Далее фонематическое восприятие развивается на материале речевых звуков. Одним из приемов являлось прослушивание записей, сделанных во время обследования детей. Дошкольники должны прослушать, как произносятся звуки, определить, какие произносятся верно, неверно (игра «Самый внимательный»). Для развития слухоречевого внимания используются игровые ситуации, предполагающие взаимодействие детей и совместное решение ими поставленной дидактической задачи. Например: «Узнай инструмент», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Какое слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?» и т.д.
5. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам:
– уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
– уточнение акустических признаков звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость;
– образное сравнение звука;
– обозначение звуков цветовыми символами (мягкие – зелёным цветом, твёрдые – синим, гласные – красным).
Активно используются такие наглядные пособия, как девочка-звук для обозначения гласных и мальчик-звук для обозначения согласных. Девочки-звуки в красных платьях, мальчики – в синих (твердые звуки) и зеленых (мягкие звуки), с колокольчиками (звонкие) и без (глухие). Для детей были сделаны специальные «шапочки». Сами дети выступают в роли «звуков» и составляют «слова» в соответствии со схемой. В ходе таких игр дети учатся давать характеристику своего звука. В процессе общения, совместного обсуждения дети составляют слова, что позволяет также закреплять навыки звукопроизношения.
6. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Речевой и наглядный материал подбирается в соответствии с темой занятия и лексической темой недели. В соответствии с этим выбираются соответствующие предметные и сюжетные картинки, игрушки.
7. Физминутка. Для снятия утомления используется комплекс упражнений на основе специально подобранного в соответствии с темой текста. В ходе физминуток еще раз закрепляется правильное звукопроизношение.
8. Автоматизация и дифференциация звуков.
После того, как звук был поставлен, осуществляется работа по автоматизации звука, включения его в речь. На данном этапе используются такие игры и игровые приемы, как «Где мы слышим песенку водички?», «Звуковые дорожки», «Тишина», «Пчелы и медвежата», «Мухи в паутине», «Пчелы собирают мед», «Говорящие руки», «Добавляй слог», «Назови ласково», «Большущие слова», «Поезд», Гуси-гуси, «Дождик и курочка» и др.
Следующий этап – дифференциация звуков. Особенности данной работы:
– одновременно подключаются не более пары звуков;
– звуки выделяются, сопоставляются и сравниваются по акустическим и артикуляционным признакам, называется и общее, и отличие;
– каждый звук соотносится с буквой.
Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:
– дифференциация изолированных звуков;
– дифференциация смешиваемых звуков в слогах;
– дифференциация смешиваемых звуков в словах;
– дифференциация смешиваемых звуков в предложениях.
Для дифференциации звуков используются такие игры и упражнения, как «Колечко-колечко», «Кто внимательный?», «Испорченный телефон», «Замени звук», «Закончи словечко», «Звенит – жужжит», «Слово заблудилось», «Умей слушать» и др.
9. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется результативность.
Таким образом, логопедическая работа проводится поэтапно на занятиях и направлена на развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукопроизношения. На каждом этапе работы – постановка звуков, формирование умения правильно их использовать в различных условиях (автоматизация навыков), дифференциация – используются различные игры. В играх осуществляется показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний, проводится работа по закреплению звука.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научных исследований показал, что звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного). Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Звукопроизношение тесно связано с фонематическими процессами и артикуляционной моторикой.
К старшему дошкольному возрасту у детей без нарушений речи складываются предпосылки для полноценного освоения звукопроизношения и использования его в процессе общения и взаимодействия с окружающими людьми. Достаточный уровень артикуляционной моторики, сформированность фонематических процессов позволяет овладеть произношением звуков родного языка.
По-другому формируется звукопроизношение у детей с нарушением речи. Наиболее распространенным при фонетико-фонематическом недоразвитии является произношение свистящих звуков. На втором месте по распространенности – нарушения произношения шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков [л], [р] и переднеязычных.
В ходе экспериментального исследования было проведено логопедическое обследование состояния звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста. Параметры обследования включали изучение артикуляционной моторики, фонематических процессов и звукопроизношения. По результатам обследования выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются нарушения произношения свистящих звуков. Нарушения звукопроизношения обусловлены недостаточным уровнем развития двигательной функции губ, языка, а также несформированностью фонематических процессов.
Задачи коррекционной работы включали развитие артикуляционной моторики, подвижности органов артикуляционного аппарата, развитие фонематического восприятия, развитие звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков (свистящие, шипящие, р, л). На каждом этапе работы используются различные игры. В играх осуществляется показ правильного произношения, проводится работа по закреплению звука.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
Боброва, В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов [Текст]: монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – Москва: Спутник+, 2013. – 66 с.
Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст]: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Сайма, 2003. – 45 с.
Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 95 с.
Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А. Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – Санкт-Петербург, 1994. – Ч. I. – С. 5–13.
Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2010. – 114 с.
Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва, 1986. – 216 с.
Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва: Владос, 1999. – 224 с.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.
Логопедия: методическое наследие [Текст]: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – 240 с.
Панасенко, К. Е. Дизартрия: теоретические и методические основы [Текст]: учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997. – 400 с.
Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. Пособие / О. В. Правдина. – Челябинск: Б.и., 2004. – 192 с.
Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И. А Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН [Текст]: календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва: Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
Хватцев, М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М. Е. Хватцев. – Москва: АСТ, 2002. – 266 с.
Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва: АРКТИ, 2003. – 239 с.
Шаблыко, Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков [Текст]: пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: хрестоматия / Н. Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.
Шеховцова, Т. С. Формы логопедической работы [Текст]: учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
Ястребова, А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия: методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – С. 61–73.
7
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
2. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
4. Боброва, В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов [Текст]: монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – Москва: Спутник+, 2013. – 66 с.
5. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст]: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
6. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Сайма, 2003. – 45 с.
7. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
8. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 95 с.
9. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А. Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – Санкт-Петербург, 1994. – Ч. I. – С. 5–13.
10. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2010. – 114 с.
11. Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва, 1986. – 216 с.
12. Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
13. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва: Владос, 1999. – 224 с.
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.
15. Логопедия: методическое наследие [Текст]: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
16. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – 240 с.
17. Панасенко, К. Е. Дизартрия: теоретические и методические основы [Текст]: учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.
18. Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
19. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997. – 400 с.
20. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. Пособие / О. В. Правдина. – Челябинск: Б.и., 2004. – 192 с.
21. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И. А Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
22. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
23. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН [Текст]: календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва: Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
24. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
25. Хватцев, М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М. Е. Хватцев. – Москва: АСТ, 2002. – 266 с.
26. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва: АРКТИ, 2003. – 239 с.
27. Шаблыко, Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков [Текст]: пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
28. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: хрестоматия / Н. Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.
29. Шеховцова, Т. С. Формы логопедической работы [Текст]: учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
30. Ястребова, А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия: методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – С. 61–73.
Вопрос-ответ:
Какими методами можно корректировать нарушения звукопроизношения у детей?
У детей с нарушениями звукопроизношения используются различные методы коррекции, включая психофизиологические, логопедические, игровые и компьютерные.
Как развивается звукопроизношение у детей с нарушениями речи?
У детей с нарушениями речи развитие звукопроизношения может быть отклоненным и отличаться от развития у детей без нарушений. Они могут испытывать сложности с произношением определенных звуков, иметь недостаточную артикуляцию или проблемы с фонетической осознанностью.
Почему игровая деятельность рассматривается как средство коррекции звукопроизношения у детей?
Игровая деятельность рассматривается как один из эффективных методов коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, так как она позволяет создать комфортную обстановку, где ребенок может открыто и свободно участвовать и исправлять свои ошибки без стресса и напряжения.
Каким образом игровая деятельность помогает корректировать звукопроизношение у детей?
Игровая деятельность способствует развитию моторики речевого аппарата, улучшению артикуляции, фонетической осознанности и образованию правильных звуковых связей. Она также помогает ребенку понять, как правильно произносить звуки и применять их в речи, используя игровые задания, упражнения и мотивацию.
Каким образом проводится коррекция звукопроизношения с помощью игровой деятельности?
Коррекция звукопроизношения с помощью игровой деятельности проводится через использование специальных игр, упражнений и заданий, которые направлены на развитие артикуляционных навыков, усиление моторики речевых органов, тренировку правильного произношения звуков и образование связей между оральными и слуховыми представлениями звука.
Какие методы используются в коррекции нарушений звукопроизношения у детей?
В коррекции нарушений звукопроизношения у детей используются различные методы, включая артикуляционную гимнастику, фонетико-фонематический подход, индивидуальные занятия с логопедом и игровую деятельность.
Каким образом развивается звукопроизношение у детей в онтогенезе?
Звукопроизношение у детей развивается постепенно в процессе онтогенеза, начиная с недифференцированной речи и постепенно формируясь в звуки и слова. Дети проходят различные этапы звукопроизношения, от бабушкинства до правильной артикуляции.
В чем особенности формирования звукопроизношения у детей с нарушением речи?
У детей с нарушением речи формирование звукопроизношения происходит с трудностями. Они могут испытывать затруднения в артикуляции некоторых звуков или иметь проблемы с различением звуков. Такие дети требуют специального подхода и коррекции со стороны логопеда.
Почему игровая деятельность используется в коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи?
Игровая деятельность используется в коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи, потому что игра является естественным и интересным для детей способом общения и познания мира. Через игру дети легче усваивают и закрепляют звуки и правильную артикуляцию, а также развивают моторику и внимание.