Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников через реализацию проекта малые жанры фольклора

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..4
1.1 Фольклор как ключевое средство развития связной речи младших школьников………………………………………………………………………..4
1.2 Особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора………………………………….……………………………13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....17
2.1 Анализ учебных программ для начальной школы 17
2.2. Рекомендации для педагогов по использованию методики изучения народной сказки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

5. В 4 классе по разделу «Повторение. Произведения фольклора» предлагается 4 часа. 1 класс
Изучение малых фольклорных форм.
Сказки:
«Теремок»
«Курочка Ряба»
2 класс
«Умный работник»
«Лиса и журавль»
3 класс
«Иван – царевич и серый волк»
«Сивка – бурка»
4 класс
Не предполагает изучение русских народных сказок
«Школа России»
(Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина) 1. С 1 класса в раздел «Круг детского чтения» включены произведения устного народного творчества.
2. Именно на текстах фольклорных сказок младшие школьники учатся краткому пересказу и анализу.
3. Раздел «Устное народное творчество» (1-4 классы) предполагает 29 часов. Из них 15 часов дается на изучение фольклора во 2-м классе и 14 часов – в 3-м классе. В 1-м классе – беглое знакомство с устным народным творчеством (изучение малых фольклорных форм).
4. Отдельного раздела «Устное народное творчество» в 1-м и 4-м классах нет. Изучение народных сказок происходит вместе с авторскими (литературными) сказками. 1 класс
Раздел «Сказки, загадки, небылицы»:
«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Рукавичка»
«Петух и собака»
2 класс
Раздел «Устное народное творчество»:
«Петушок и бобовое зернышко»
«У страха глаза велики»
«Лиса и тетерев»
«Лиса и журавль»
«Каша из топора»
«Гуси - лебеди»
3 класс
Раздел «Устное народное творчество»:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Иван – царевич и серый волк»
«Сивка – бурка»
4 класс
Не предполагает изучение народных сказок.
«Перспективная начальная школа»
(Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская) 1. Знакомство с русским фольклором начинается с 1-го класса с изучения его малых форм. Однако, народные сказки также изучаются детьми.
2. Более подробно к жанру сказки народной обращено внимание во 2-м и 3-м классах. В 4-м классе происходит повторение изученного по теме фольклор.
3. В 1 классе по предмету «Литературное чтение» представлены следующие разделы с изучением фольклора, основных сказочных персонажей: «На огородах Бабы Яги» (6 часов), «На пути в волшебный лес» (2 часа).
4. Во 2 классе изучение русской народной сказки осуществляется в разделе «Сказки о животных и волшебные сказки» (16 часов).
5. В 3 классе народная сказка изучается в разделе «Набираемся житейской мудрости» (11 часов).
6. В 4 классе представлен раздел «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» (17 часов). 1 класс
«Сказка про белого бычка»
«Сказка про сороку и рака»
«Репка»
«Теремок»
«Три медведя»
«Маша и медведь»
2 класс
«Лисичка-сестричка и волк»
«Петушок – золотой гребешок»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Как Собака с Кошкой враждовать стали»
3 класс
«Каша из топора»
«Волшебный кафтан»
«Солдатская шинель»
4 класс
«Крошечка-Ховрошечка»
«Морозко»
«Морской царь и Василиса Премудрая»
«Иван-царевич и серый волк»
«Финист – ясный сокол»
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый УМК предлагает постепенно знакомить младшего школьника с русским народным творчеством, в частности с фольклорной сказкой.
Исходя из данных сравнительного анализа трех УМК по предмету «Литературное чтение», можно с уверенностью сказать, что более насыщенным в плане изучения русских народных сказок является УМК «Перспективная начальная школа».
В его планирование входит знакомство и изучение младших школьников с самыми разнообразными фольклорными сказками. По сравнению с УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» данный учебно-методический комплекс отличается насыщенностью изучения фольклорных сказок в 4 классе, не ограничиваясь только повторением пройденного прошлых лет.

2.2. Проект логопедической работы по развитию связной речи у первоклассников

Ученики – 1 класс (25 учеников)
Сроки реализации проекта и его тип: краткосрочный проект, 1 учебная неделя (23.11.2020-27.11.2010)
Вид проекта: тематическая неделя «В мире шуток прибауток»
Образовательные задачи:
1. Вызвать у младших школьников стремление и интерес к активной речевой деятельности посредством обращения к малым жанрам устного народного творчества.
2. Научить школьников ориентироваться в мире фольклора, уметь определять жанр устного народного творчества.
3. Рассказать ребятам о формах устного народного творчества, их особенностях и специфике.
4. Способствовать тому, чтобы дети научились грамотно строить высказывания, отвечать распространенными и полными предложениями, вступать в диалог.
5. Способствовать тому, чтобы дети научились использовать малые жанры фольклора в своем общении.
6. Способствовать тому, чтобы дети научились вести беседу друг с другом.
7. Создать благоприятную ситуацию, чтобы дети младшего школьного возраста стали активны в речевой деятельности, научились произносить слова без ошибок и грамотно общаться.
Развивающие задачи:
1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Развивать способности в активной речевой деятельности.
3. Продолжить развитие коммуникативных навыков, умений анализировать, рассуждать, обсуждать и делать выводы.
4. Способствовать благоприятному развитию психологической и эмоционально-волевой сторон ученика.

Таблица №2. Тематическая неделя «В мире шуток прибауток»

Дата Тема занятия Методы, приемы Логопедическая работа 23.11.2020 (Пн) Внеклассный урок на тему: «Что такое загадка, потешка и прибаутка?» Проговаривание скороговорок, отгадывание загадок, проговаривание пестушек. Разучивание потешек. Разучивание скороговорки. Обсуждение, беседа, ответы на вопросы, комментированное чтение. Выявление уровня сформированности связной речи учеников 1 класса посредством логопедического обследования по методике Т.Б. Филичевой на материале текстов малых фольклорных жанров. 24.11.2020
(Вт) Урок развития речи по литературному чтению на тему: «Фольклор. Малые жанры фольклора» Чтение детям пословиц и поговорок. Беседа с детьми на определение значений и смысла пословиц. Наблюдение за умением грамотно и связно высказывать свои мысли, формулировать высказывания. 25.11.2020
(Ср) Внеурочное мероприятие на тему: «В гостях у Сороки-Белобоки» Викторина, демонстрация, дидактические и словесные игры, разучивание и проговаривание прибауток, считалок, поговорок, потешек. Логопедическая работа по выявлению уровня грамотного звукопроизношения в рамках методики Т.А. Фотековой с опорой на тексты из малых фольклорных жанров. 26.11.2020
(Чт) Урок литературного чтения на тему: «Осенний фольклор: народные приметы» Обсуждение, демонстрация, дидактические игры, чтение учителем ученикам рассказа про осень, поиск детьми примет. Объяснение смысла народной приметы. Составление устного рассказа. Логопедическая работа по выявлению и формированию связной речи первоклассников через работу с текстом рассказа. 27.11.2020
(Пт) Урок ИЗО на тему: «Герои колыбельной песни» Описательный рассказ учеников по конечному художественному продукту. Логопедическая работа по развитию устной связной речи первоклассников посредством составления описательного рассказа по нарисованной картине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенности развития связной речи младших школьников посредством реализации проекта по направлению малые фольклорные жанры.
Цель и задачи исследования достигнуты и реализованы в полном объеме, что позволяет говорить о масштабности и серьезности данной работы.
Наша работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы.
В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся непосредственно особенностей и специфики развития речи у детей младшего школьного возраста через фольклор, мы привели анализ основных форм и жанров устного народного творчества, выявили специфику каждого из них и определили, что малые жанры фольклора более интересны и понятнее для учеников младшего школьного возраста, а также они эффективны в качестве развития звукопроизношения и связной речи.
Исходя из данных сравнительного анализа трех УМК по предмету «Литературное чтение», можно с уверенностью сказать, что более насыщенным в плане изучения малых жанров фольклора является УМК «Перспективная начальная школа».
В его структурные особенности входит важный принцип – максимальное ознакомление младших школьников с памятниками устного народного творчества, в частности с пословицами, поговорками, загадками, прибаутками и др.
Согласно УМК «Перспективная начальная школа» обилие текстов фольклорных сказок наблюдается уже с 1-го класса, а в 4-м классе изучение устного народного творчества не ограничивается повторением пройденного в прежних классах, а также предлагается весомый список народных сказок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Начальная школа и образование», 2014. - № 11. – С. 47-49.
Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
Боровик О.В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. – СПб., 1861.
Володичева Н.В. Творческоe воображениe младших школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Тамбов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2016. – Т. 15. - № 4. – С. 84-87.
Гладков Ф. Повесть про детство. – М.: Худож. Лит., 1956. – 420 с.
Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28. 
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Начальная школа ХХI века» по литературному чтению в 1-4 классах // под ред. Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой. – М., 2017. – 70 с.
Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития школьников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2019. – №13. – С.123-125.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Школа России» по литературному чтению для 1-4 класса. – М., 2016. – 82 с.
Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.
Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.
Марков Р. Мифологический фольклоризм в украинской литературе начала ХХ века. Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. н. / Р. Марков – Львов, 2008 // [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/343609.html
Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступит. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худ. Т. Маврина. – М.: Худож. лит., 1979. – 348 с.
Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 - № 1 (32) – С. 123-126.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Просвещение, 1986. – 365 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л.: Academia, 1928.
Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. – Сб. Фольклор и действительность. – К.: Генеза.– 2005.– 184 с.
Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. – Петрозаводск, 1991.
Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.
Сорокина Е.С., Суняйкина Т. В. Исследование развития творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S2. – 5 с. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470031.htm.
Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
Урнов М. Вступительная статья // OskarWild. Selections. – М.: Прогресс, 1979. – 215 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru.
Чуракова Н.А. «Перспективная начальная школа» / Программа по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской // «Программы по учебным предметам». – М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с. 











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Начальная школа и образование», 2014. - № 11. – С. 47-49.
2. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
3. Боровик О.В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. – СПб., 1861.
5. Володичева Н.В. Творческоe воображениe младших школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Тамбов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2016. – Т. 15. - № 4. – С. 84-87.
6. Гладков Ф. Повесть про детство. – М.: Худож. Лит., 1956. – 420 с.
7. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
8. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
9. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Начальная школа ХХI века» по литературному чтению в 1-4 классах // под ред. Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой. – М., 2017. – 70 с.
10. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития школьников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2019. – №13. – С.123-125.
11. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Школа России» по литературному чтению для 1-4 класса. – М., 2016. – 82 с.
12. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.
13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
14. Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.
15. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.
16. Марков Р. Мифологический фольклоризм в украинской литературе начала ХХ века. Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. н. / Р. Марков – Львов, 2008 // [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/343609.html
17. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступит. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худ. Т. Маврина. – М.: Худож. лит., 1979. – 348 с.
18. Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 - № 1 (32) – С. 123-126.
19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Просвещение, 1986. – 365 с.
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
21. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л.: Academia, 1928.
22. Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. – Сб. Фольклор и действительность. – К.: Генеза.– 2005.– 184 с.
23. Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. – Петрозаводск, 1991.
24. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.
25. Сорокина Е.С., Суняйкина Т. В. Исследование развития творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S2. – 5 с. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470031.htm.
26. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
27. Урнов М. Вступительная статья // OskarWild. Selections. – М.: Прогресс, 1979. – 215 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru.
29. Чуракова Н.А. «Перспективная начальная школа» / Программа по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской // «Программы по учебным предметам». – М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет фольклор в развитии связной речи у младших школьников?

Фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников. Он позволяет детям познакомиться с различными малыми жанрами, такими как сказки, загадки, поговорки и другие. При изучении и реализации проекта малых жанров фольклора у детей формируются навыки связного изложения мыслей, развивается логическое мышление и воображение.

Что особенного в изучении произведений малых жанров фольклора младшими школьниками?

Изучение произведений малых жанров фольклора младшими школьниками имеет свои особенности. Во-первых, дети соприкасаются с народными образами и культурой, что позволяет им развить эстетическое восприятие. Во-вторых, такие произведения часто содержат игровой и эмоционально-речевой материал, что помогает детям развить коммуникативные навыки и творческое мышление. В-третьих, изучение малых жанров фольклора способствует развитию памяти и воображения у детей.

Какие навыки развиваются у детей при изучении произведений малых жанров фольклора?

Изучение произведений малых жанров фольклора способствует развитию различных навыков у детей. Во-первых, это навык связного изложения мыслей, поскольку дети выступают с интерпретацией и описанием произведений. Во-вторых, развиваются навыки логического мышления, поскольку дети анализируют сюжеты и характеры. В-третьих, развивается память, поскольку дети должны запоминать и воспроизводить тексты произведений. Наконец, развиваются навыки коммуникации и взаимодействия с другими.

Каким образом можно развивать связную речь у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора?

Пользуясь проектом малых жанров фольклора, логопед может проводить различные упражнения, игры и задания для развития связной речи у младших школьников. Это включает в себя работу над развитием словарного запаса, грамматических навыков, навыков связного изложения мыслей и умения поддерживать диалоги. Через изучение и творческую реализацию малых жанров фольклора, дети могут улучшить свою артикуляцию, интонацию, ритм и мимику.

Почему фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников?

Фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников, потому что позволяет детям вовлечься в творческий процесс, расширить словарный запас, улучшить грамматику и научиться связно излагать свои мысли. Кроме того, изучение фольклора способствует развитию памяти, воображения, внимания и эмоциональной сферы у детей.

Каковы особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора?

Изучение произведений малых жанров фольклора младшими школьниками имеет свои особенности. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать материал, который будет интересен и доступен для них. Во-вторых, логопед может использовать разные методы работы с произведениями фольклора, такие как чтение вместе с детьми, игры-драматизации, творческие задания и др. В-третьих, важно обеспечить детям возможность самостоятельно творчески перерабатывать произведения фольклора, создавать свои собственные истории и рассказы.

Какая цель логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников через реализацию проекта малые жанры фольклора?

Целью логопедической работы является развитие связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора.

Почему фольклор считается ключевым средством развития связной речи у младших школьников?

Фольклор считается ключевым средством развития связной речи у младших школьников, так как через произведения малых жанров фольклора дети могут учиться импровизировать, воспринимать новую информацию, активно выражать свои мысли и чувства, развивать свою фантазию и творческую мысль.

Какие особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора?

У младших школьников есть свои особенности в изучении произведений малых жанров фольклора. Важно учитывать их возрастные особенности, накопленный репертуар слов и выражений, уровень развития мышления и воображения. Также стоит обратить внимание на интересы и предпочтения детей, чтобы создать наиболее эффективную образовательную среду.

Что включает в себя практический экскурс в проблему исследования развития связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора?

Практический экскурс в проблему исследования развития связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора включает в себя описание конкретных действий, методик и материалов, которые можно использовать в рамках данной работы. Также важно обсудить возможные сложности, результаты и перспективы данного подхода.