Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников через реализацию проекта малые жанры фольклора
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 09.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..4
1.1 Фольклор как ключевое средство развития связной речи младших школьников………………………………………………………………………..4
1.2 Особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора………………………………….……………………………13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....17
2.1 Анализ учебных программ для начальной школы 17
2.2. Рекомендации для педагогов по использованию методики изучения народной сказки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
5. В 4 классе по разделу «Повторение. Произведения фольклора» предлагается 4 часа. 1 класс
Изучение малых фольклорных форм.
Сказки:
«Теремок»
«Курочка Ряба»
2 класс
«Умный работник»
«Лиса и журавль»
3 класс
«Иван – царевич и серый волк»
«Сивка – бурка»
4 класс
Не предполагает изучение русских народных сказок
«Школа России»
(Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина) 1. С 1 класса в раздел «Круг детского чтения» включены произведения устного народного творчества.
2. Именно на текстах фольклорных сказок младшие школьники учатся краткому пересказу и анализу.
3. Раздел «Устное народное творчество» (1-4 классы) предполагает 29 часов. Из них 15 часов дается на изучение фольклора во 2-м классе и 14 часов – в 3-м классе. В 1-м классе – беглое знакомство с устным народным творчеством (изучение малых фольклорных форм).
4. Отдельного раздела «Устное народное творчество» в 1-м и 4-м классах нет. Изучение народных сказок происходит вместе с авторскими (литературными) сказками. 1 класс
Раздел «Сказки, загадки, небылицы»:
«Курочка Ряба»
«Теремок»
«Рукавичка»
«Петух и собака»
2 класс
Раздел «Устное народное творчество»:
«Петушок и бобовое зернышко»
«У страха глаза велики»
«Лиса и тетерев»
«Лиса и журавль»
«Каша из топора»
«Гуси - лебеди»
3 класс
Раздел «Устное народное творчество»:
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Иван – царевич и серый волк»
«Сивка – бурка»
4 класс
Не предполагает изучение народных сказок.
«Перспективная начальная школа»
(Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская) 1. Знакомство с русским фольклором начинается с 1-го класса с изучения его малых форм. Однако, народные сказки также изучаются детьми.
2. Более подробно к жанру сказки народной обращено внимание во 2-м и 3-м классах. В 4-м классе происходит повторение изученного по теме фольклор.
3. В 1 классе по предмету «Литературное чтение» представлены следующие разделы с изучением фольклора, основных сказочных персонажей: «На огородах Бабы Яги» (6 часов), «На пути в волшебный лес» (2 часа).
4. Во 2 классе изучение русской народной сказки осуществляется в разделе «Сказки о животных и волшебные сказки» (16 часов).
5. В 3 классе народная сказка изучается в разделе «Набираемся житейской мудрости» (11 часов).
6. В 4 классе представлен раздел «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» (17 часов). 1 класс
«Сказка про белого бычка»
«Сказка про сороку и рака»
«Репка»
«Теремок»
«Три медведя»
«Маша и медведь»
2 класс
«Лисичка-сестричка и волк»
«Петушок – золотой гребешок»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Как Собака с Кошкой враждовать стали»
3 класс
«Каша из топора»
«Волшебный кафтан»
«Солдатская шинель»
4 класс
«Крошечка-Ховрошечка»
«Морозко»
«Морской царь и Василиса Премудрая»
«Иван-царевич и серый волк»
«Финист – ясный сокол»
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый УМК предлагает постепенно знакомить младшего школьника с русским народным творчеством, в частности с фольклорной сказкой.
Исходя из данных сравнительного анализа трех УМК по предмету «Литературное чтение», можно с уверенностью сказать, что более насыщенным в плане изучения русских народных сказок является УМК «Перспективная начальная школа».
В его планирование входит знакомство и изучение младших школьников с самыми разнообразными фольклорными сказками. По сравнению с УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» данный учебно-методический комплекс отличается насыщенностью изучения фольклорных сказок в 4 классе, не ограничиваясь только повторением пройденного прошлых лет.
2.2. Проект логопедической работы по развитию связной речи у первоклассников
Ученики – 1 класс (25 учеников)
Сроки реализации проекта и его тип: краткосрочный проект, 1 учебная неделя (23.11.2020-27.11.2010)
Вид проекта: тематическая неделя «В мире шуток прибауток»
Образовательные задачи:
1. Вызвать у младших школьников стремление и интерес к активной речевой деятельности посредством обращения к малым жанрам устного народного творчества.
2. Научить школьников ориентироваться в мире фольклора, уметь определять жанр устного народного творчества.
3. Рассказать ребятам о формах устного народного творчества, их особенностях и специфике.
4. Способствовать тому, чтобы дети научились грамотно строить высказывания, отвечать распространенными и полными предложениями, вступать в диалог.
5. Способствовать тому, чтобы дети научились использовать малые жанры фольклора в своем общении.
6. Способствовать тому, чтобы дети научились вести беседу друг с другом.
7. Создать благоприятную ситуацию, чтобы дети младшего школьного возраста стали активны в речевой деятельности, научились произносить слова без ошибок и грамотно общаться.
Развивающие задачи:
1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка младшего школьного возраста.
2. Развивать способности в активной речевой деятельности.
3. Продолжить развитие коммуникативных навыков, умений анализировать, рассуждать, обсуждать и делать выводы.
4. Способствовать благоприятному развитию психологической и эмоционально-волевой сторон ученика.
Таблица №2. Тематическая неделя «В мире шуток прибауток»
Дата Тема занятия Методы, приемы Логопедическая работа 23.11.2020 (Пн) Внеклассный урок на тему: «Что такое загадка, потешка и прибаутка?» Проговаривание скороговорок, отгадывание загадок, проговаривание пестушек. Разучивание потешек. Разучивание скороговорки. Обсуждение, беседа, ответы на вопросы, комментированное чтение. Выявление уровня сформированности связной речи учеников 1 класса посредством логопедического обследования по методике Т.Б. Филичевой на материале текстов малых фольклорных жанров. 24.11.2020
(Вт) Урок развития речи по литературному чтению на тему: «Фольклор. Малые жанры фольклора» Чтение детям пословиц и поговорок. Беседа с детьми на определение значений и смысла пословиц. Наблюдение за умением грамотно и связно высказывать свои мысли, формулировать высказывания. 25.11.2020
(Ср) Внеурочное мероприятие на тему: «В гостях у Сороки-Белобоки» Викторина, демонстрация, дидактические и словесные игры, разучивание и проговаривание прибауток, считалок, поговорок, потешек. Логопедическая работа по выявлению уровня грамотного звукопроизношения в рамках методики Т.А. Фотековой с опорой на тексты из малых фольклорных жанров. 26.11.2020
(Чт) Урок литературного чтения на тему: «Осенний фольклор: народные приметы» Обсуждение, демонстрация, дидактические игры, чтение учителем ученикам рассказа про осень, поиск детьми примет. Объяснение смысла народной приметы. Составление устного рассказа. Логопедическая работа по выявлению и формированию связной речи первоклассников через работу с текстом рассказа. 27.11.2020
(Пт) Урок ИЗО на тему: «Герои колыбельной песни» Описательный рассказ учеников по конечному художественному продукту. Логопедическая работа по развитию устной связной речи первоклассников посредством составления описательного рассказа по нарисованной картине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе мы рассмотрели такой вопрос, как специфика и особенности развития связной речи младших школьников посредством реализации проекта по направлению малые фольклорные жанры.
Цель и задачи исследования достигнуты и реализованы в полном объеме, что позволяет говорить о масштабности и серьезности данной работы.
Наша работа была разделена на две главы – теоретическую и практическую. Такое деление исследования считается целесообразным, так как в каждой из глав рассматриваются определенные аспекты работы.
В теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся непосредственно особенностей и специфики развития речи у детей младшего школьного возраста через фольклор, мы привели анализ основных форм и жанров устного народного творчества, выявили специфику каждого из них и определили, что малые жанры фольклора более интересны и понятнее для учеников младшего школьного возраста, а также они эффективны в качестве развития звукопроизношения и связной речи.
Исходя из данных сравнительного анализа трех УМК по предмету «Литературное чтение», можно с уверенностью сказать, что более насыщенным в плане изучения малых жанров фольклора является УМК «Перспективная начальная школа».
В его структурные особенности входит важный принцип – максимальное ознакомление младших школьников с памятниками устного народного творчества, в частности с пословицами, поговорками, загадками, прибаутками и др.
Согласно УМК «Перспективная начальная школа» обилие текстов фольклорных сказок наблюдается уже с 1-го класса, а в 4-м классе изучение устного народного творчества не ограничивается повторением пройденного в прежних классах, а также предлагается весомый список народных сказок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Начальная школа и образование», 2014. - № 11. – С. 47-49.
Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
Боровик О.В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. – СПб., 1861.
Володичева Н.В. Творческоe воображениe младших школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Тамбов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2016. – Т. 15. - № 4. – С. 84-87.
Гладков Ф. Повесть про детство. – М.: Худож. Лит., 1956. – 420 с.
Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Начальная школа ХХI века» по литературному чтению в 1-4 классах // под ред. Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой. – М., 2017. – 70 с.
Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития школьников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2019. – №13. – С.123-125.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Школа России» по литературному чтению для 1-4 класса. – М., 2016. – 82 с.
Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.
Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.
Марков Р. Мифологический фольклоризм в украинской литературе начала ХХ века. Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. н. / Р. Марков – Львов, 2008 // [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/343609.html
Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступит. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худ. Т. Маврина. – М.: Худож. лит., 1979. – 348 с.
Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 - № 1 (32) – С. 123-126.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Просвещение, 1986. – 365 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л.: Academia, 1928.
Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. – Сб. Фольклор и действительность. – К.: Генеза.– 2005.– 184 с.
Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. – Петрозаводск, 1991.
Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.
Сорокина Е.С., Суняйкина Т. В. Исследование развития творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S2. – 5 с. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470031.htm.
Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
Урнов М. Вступительная статья // OskarWild. Selections. – М.: Прогресс, 1979. – 215 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru.
Чуракова Н.А. «Перспективная начальная школа» / Программа по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской // «Программы по учебным предметам». – М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.
2
1. Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Начальная школа и образование», 2014. - № 11. – С. 47-49.
2. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
3. Боровик О.В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.
4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. – СПб., 1861.
5. Володичева Н.В. Творческоe воображениe младших школьников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Тамбов: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2016. – Т. 15. - № 4. – С. 84-87.
6. Гладков Ф. Повесть про детство. – М.: Худож. Лит., 1956. – 420 с.
7. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.
8. Грищук В.В. Литературная сказка: становление и развитие жанра/ В.В. Грищук // Научные записки Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2013. – С. 22–28.
9. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Начальная школа ХХI века» по литературному чтению в 1-4 классах // под ред. Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой. – М., 2017. – 70 с.
10. Зебзеева В.А. Развитие речи – актуальная проблема интеллектуального развития школьников / В.А. Зебзеева, О.И. Чугунова // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2019. – №13. – С.123-125.
11. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Школа России» по литературному чтению для 1-4 класса. – М., 2016. – 82 с.
12. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск, 1992. – С. 24.
13. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
14. Литературная энциклопедия. – М., 2001. – 536 с.
15. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 88.
16. Марков Р. Мифологический фольклоризм в украинской литературе начала ХХ века. Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. н. / Р. Марков – Львов, 2008 // [Электронный ресурс]. – Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/343609.html
17. Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Вступит. статья и словарь малоупотреб. и обл. слов В.П. Аникина; Худ. Т. Маврина. – М.: Худож. лит., 1979. – 348 с.
18. Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 - № 1 (32) – С. 123-126.
19. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Просвещение, 1986. – 365 с.
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная редакция, текстологический комментарий И.В. Пешкова. – М.: Издательство «Лабиринт», 2000. – 336 с.
21. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л.: Academia, 1928.
22. Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок. – Сб. Фольклор и действительность. – К.: Генеза.– 2005.– 184 с.
23. Разумова И.А. Стилистическая обрядность русской волшебной сказки. – Петрозаводск, 1991.
24. Словарь литературоведческих терминов / под. ред. С.П. Белокуровой. – М., 2007. – С. 74.
25. Сорокина Е.С., Суняйкина Т. В. Исследование развития творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S2. – 5 с. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470031.htm.
26. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестн. МГЛУ. – 2014. – № 19. – С. 144-151.
27. Урнов М. Вступительная статья // OskarWild. Selections. – М.: Прогресс, 1979. – 215 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru.
29. Чуракова Н.А. «Перспективная начальная школа» / Программа по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской // «Программы по учебным предметам». – М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.1: 240 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет фольклор в развитии связной речи у младших школьников?
Фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников. Он позволяет детям познакомиться с различными малыми жанрами, такими как сказки, загадки, поговорки и другие. При изучении и реализации проекта малых жанров фольклора у детей формируются навыки связного изложения мыслей, развивается логическое мышление и воображение.
Что особенного в изучении произведений малых жанров фольклора младшими школьниками?
Изучение произведений малых жанров фольклора младшими школьниками имеет свои особенности. Во-первых, дети соприкасаются с народными образами и культурой, что позволяет им развить эстетическое восприятие. Во-вторых, такие произведения часто содержат игровой и эмоционально-речевой материал, что помогает детям развить коммуникативные навыки и творческое мышление. В-третьих, изучение малых жанров фольклора способствует развитию памяти и воображения у детей.
Какие навыки развиваются у детей при изучении произведений малых жанров фольклора?
Изучение произведений малых жанров фольклора способствует развитию различных навыков у детей. Во-первых, это навык связного изложения мыслей, поскольку дети выступают с интерпретацией и описанием произведений. Во-вторых, развиваются навыки логического мышления, поскольку дети анализируют сюжеты и характеры. В-третьих, развивается память, поскольку дети должны запоминать и воспроизводить тексты произведений. Наконец, развиваются навыки коммуникации и взаимодействия с другими.
Каким образом можно развивать связную речь у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора?
Пользуясь проектом малых жанров фольклора, логопед может проводить различные упражнения, игры и задания для развития связной речи у младших школьников. Это включает в себя работу над развитием словарного запаса, грамматических навыков, навыков связного изложения мыслей и умения поддерживать диалоги. Через изучение и творческую реализацию малых жанров фольклора, дети могут улучшить свою артикуляцию, интонацию, ритм и мимику.
Почему фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников?
Фольклор является ключевым средством развития связной речи у младших школьников, потому что позволяет детям вовлечься в творческий процесс, расширить словарный запас, улучшить грамматику и научиться связно излагать свои мысли. Кроме того, изучение фольклора способствует развитию памяти, воображения, внимания и эмоциональной сферы у детей.
Каковы особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора?
Изучение произведений малых жанров фольклора младшими школьниками имеет свои особенности. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать материал, который будет интересен и доступен для них. Во-вторых, логопед может использовать разные методы работы с произведениями фольклора, такие как чтение вместе с детьми, игры-драматизации, творческие задания и др. В-третьих, важно обеспечить детям возможность самостоятельно творчески перерабатывать произведения фольклора, создавать свои собственные истории и рассказы.
Какая цель логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников через реализацию проекта малые жанры фольклора?
Целью логопедической работы является развитие связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора.
Почему фольклор считается ключевым средством развития связной речи у младших школьников?
Фольклор считается ключевым средством развития связной речи у младших школьников, так как через произведения малых жанров фольклора дети могут учиться импровизировать, воспринимать новую информацию, активно выражать свои мысли и чувства, развивать свою фантазию и творческую мысль.
Какие особенности изучения младшими школьниками произведений малых жанров фольклора?
У младших школьников есть свои особенности в изучении произведений малых жанров фольклора. Важно учитывать их возрастные особенности, накопленный репертуар слов и выражений, уровень развития мышления и воображения. Также стоит обратить внимание на интересы и предпочтения детей, чтобы создать наиболее эффективную образовательную среду.
Что включает в себя практический экскурс в проблему исследования развития связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора?
Практический экскурс в проблему исследования развития связной речи у младших школьников через реализацию проекта малых жанров фольклора включает в себя описание конкретных действий, методик и материалов, которые можно использовать в рамках данной работы. Также важно обсудить возможные сложности, результаты и перспективы данного подхода.