Технология коррекции сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Характеристика сигматизмов и парасигматизмов 4
1.1. Нарушение свистящих звуков 4
1.2. Характеристика и артикуляция свистящих звуков 5
II. Этапы коррекционной работы по преодолению сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков 8
2.1. Подготовительный этап 8
2.2. Постановка звуков 8
2.3. Автоматизация звуков 9
2.4. Дифференциация звуков 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
При автоматизации звука [ц] работа начинается с обратных слогов. При сигматизме работа по коррекции нарушения произношения свистящих звуков заканчивается. При парасигматизме начинается следующий этап – дифференциация звуков.
2.4. Дифференциация звуков
Этап дифференциации позволяет сформировать правильное произношение свистящих звуков при их заменах другими звуками. Дифференциальные признаки свистящих звуков со звуками-заменителями представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Дифференциальные признаки звуков
Таким образом, процесс коррекции сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков включает подготовительный этап, постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию.
Заключение
Нарушение произношения свистящих звуков в логопедии называется сигматизмом и парасигматизмов. Сигматизм – это отсутствие или искажение свистящих и шипящих звуков, парасигматизм – это замена свистящих и шипящих звуков на другие звуки. В группе свистящих звуков основной является артикуляция звука [с], в соответствии с этим он является базовым для этой группы.
Процесс коррекции сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков включает подготовительный этап, постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию. На подготовительном этапе проводится работа по развитию моторики артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики. При отсутствии звука работа начинается с формирования правильной артикуляции.
При постановке свистящих звуков используются три основных способа – по подражанию, механически и смешанный способ. Процесс автоматизации свистящих звуков проходит ряд этапов: изолированно произношение, в слогах, в словах, в предложениях, в тексте. При парасигматизме проводится этап дифференциации звуков.
Список использованной литературы
Боброва, В.В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов: монография / В.В. Боброва, А.Н. Сакаева, Е.Н. Лихачева. – Москва: Спутник+, 2013. – 66 с.
Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 95 с.
Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2010. – 114 с.
Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
Логопедия: методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997. – 400 с.
Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
Шаблыко, Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков: пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е.И. Шаблыко. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
2
2. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
3. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 95 с.
4. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2010. – 114 с.
5. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
6. Логопедия: методическое наследие: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.
7. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
8. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997. – 400 с.
9. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
10. Шаблыко, Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков: пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е.И. Шаблыко. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
Вопрос-ответ:
Что такое сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков?
Сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков - это нарушения в произношении звуков [с], [ш], [ж], [з]. При сигматизмах данные звуки произносятся неправильно, например, заменяются на [сь]. Парасигматизмы характеризуются тем, что данные звуки выговариваются неправильно, например, [с] заменяется на [ш] или [ж].
Какие могут быть причины нарушения свистящих звуков?
Причины нарушения свистящих звуков могут быть различными. Это могут быть анатомические особенности речевых органов, нарушения слуха, плохая артикуляционная сторона речи, неустойчивые артикуляции и др. Также влиять на формирование и правильное произношение свистящих звуков может окружающая речевая среда.
Как проводится коррекция сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков?
Коррекция сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков проходит через несколько этапов. Первый этап - подготовительный, где выявляются причины нарушения и подготавливается речевой аппарат к коррекции. Затем наступает этап постановки звуков, где детям показывается правильное произношение и они учатся его повторять. После этого следует этап автоматизации звуков, когда дети упражняются в правильном произношении на слогах и словах. Наконец, последний этап - дифференциация звуков, где дети учатся различать и правильно произносить звуки в словах и предложениях.
Можно ли самостоятельно исправить сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков?
Возможно исправить сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков самостоятельно, однако рекомендуется обратиться за помощью к специалисту - врачу-логопеду. Логопед поможет провести необходимую диагностику и подобрать индивидуальные упражнения и методики для исправления нарушений. Самостоятельные попытки исправления могут быть малоэффективными или даже привести к усугублению проблемы.
Какие сигматизмы и парасигматизмы существуют у свистящих звуков?
При свистящих звуках могут возникать следующие сигматизмы и парасигматизмы: замещение звуков [с], [з], [сь], [зь] другими звуками, дефект формы и качества звука, усиленная ариктуляция, частичное или полное отсутствие звука [с], [з], [сь], [зь].
Что происходит при нарушении свистящих звуков?
При нарушении свистящих звуков ребенок может замещать звуки радужными или плоскими сонорными, дефект может проявляться в неправильном произношении звуков, в их деформации и скрежете, а также в пропуске конкретных звуков.
Какие этапы включает коррекционная работа по преодолению сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков?
Коррекционная работа по преодолению сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков включает следующие этапы: подготовительный, постановка звуков, автоматизация звуков и их дифференциация.
С чего начинается работа по автоматизации звука?
Работа по автоматизации звука начинается с обратных слогов, то есть сочетания согласного звука и гласного звука, где гласный звук стоит перед согласным.
Что происходит при дифференциации звуков?
При дифференциации звуков ребенок учится различать и правильно произносить свистящие звуки в различных комбинациях и положениях в словах, что способствует правильной артикуляции и пониманию речи.
Какие нарушения свистящих звуков могут возникнуть?
Могут возникнуть сигматизмы и парасигматизмы.
Что такое сигматизмы и парасигматизмы свистящих звуков?
Сигматизмы - это нарушения, при которых звук "с" или "з" произносится неправильно. Парасигматизмы - это замена этих звуков на другие звуки.
Каковы этапы коррекционной работы по преодолению сигматизмов и парасигматизмов свистящих звуков?
Этапы включают подготовительный этап, постановку звуков, автоматизацию звуков и дифференциацию звуков.