Логопедическая работа по коррекции произносительной стороны речи у младших школьников со стертой дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 40 + 40 источников
- Добавлена 10.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Раздел 1.Теоретические основы исследования проблемы коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией 6
1.1.Понятие, сущность и формы дизартрии 6
1.2. Характеристика нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией 9
1.3. Анализ содержания и направлений работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией 17
Раздел 2. Методическое обепечение логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи с детьми младшего школьного возраста со стертой дизартрией 22
2.1. Обоснование методики изучения произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией 22
2.2. Организация, проектирование и содержание работы по коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста со стертой дизартрией 25
Заключение 29
Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.3. Обследование восприятия интонации. Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.4. Обследование воспроизведения интонации. Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.5. Обследование восприятия логического ударения. Обследование восприятия логического ударения необходимо для того, чтобы выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.6. Обследование воспроизведения логического ударения. Целью обследования является определение возможности ребенка выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение.7. Обследование модуляций голоса по высоте. Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.8. Обследование модуляций голоса по силе. Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).9. Обследование восприятия тембра. При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух.10. Обследование воспроизведения тембра. Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок».11. Обследование темпо-ритмической организации речи. 1. Определение темпа речи ребенкаИзмерение темпа осуществляется у младших школьников со стертой дизартрией при использовании следующих параметров:Единица измерения - слог.Характеристика темпа - количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).2. Исследование восприятия темпа речи3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи4. Самостоятельное управление темпом речиСамостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.Для обследования детей мы выбрали методики диагностики и непосредственно звукопроизношения (Е. Ф. Архиповой)Методика исследования звукопроизношения свистящих Е.Ф. Архиповой [4]Структура методики1.Исследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих)2.Исследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции3.Исследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова4.Исследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры5.Исследование возможности произнесения звука в предложении§ 2.2. Организация, проектирование и содержание работы по коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста со стертой дизартриейСтерта дизартрия характеризуется нарушениямизвукопроизношенияи просодической стороны речи, обусловленные проявлениемневрологическоймикросимптоматики.Вречевой симптоматике, кроме нарушенийзвукопроизношенияифонематического слуха,наблюдаются просодическиенарушения:речь монотонная, маловыраженная, тембрчащенизкий, голос тихий, темп речизамедленныйили ускоренный [5, с.88-90].АртемоваЕ.Е.выделяет4степенисформованностипроизносительной стороны речи удетей-логопатов (сстертойдизартрией,ОНР, ФФНМ, ФНМ) [1, с.293].1степень (низкая)- имеющиеся грубые нарушения просодических компонентов.Недостатки тембра, силыи высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим, нарушен процесс коммуникации.Детям недоступны задания, предусматривающие произвольное изменение ритмических имелодическиххарактеристик.Нарушение интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.2степень (недостаточная)- изменения голоса носят незначительный характер, измененияпросодикикасаются отдельных или всех ее компонентов.У детей наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на создание различных ритмических и интонационных структур, однако спонтанная речь, особенно вэмоциональнозначимой ситуации, может быть достаточно выразительным.3степень (средняя)- непостоянное или неустойчивое отклонение от нормы по одному или нескольким просодическимхарактеристикам.Спонтанная речь достаточно интонирована,но при выполнении специальных задач возможные неточности или отдельные ошибки передачи ритмического рисунка.4степень (высокая) -сформированность всех просодических характеристик.Дети имеют нормальныйтембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам.Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации.Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что работу по формированию просодических компонентов у детей со стертой формой дизартрии целесообразно оводитьв 4 этапа.I.Подготовительный этап.II.Этап формирования представлений об интонационной выразительности вимпрессивнойречи.III.Этапформирования интонационной выразвительности в экспрессивной речи.IV.Автоматизация приобретенных навыков.Подготовительный этапявляется предварительным в работе по формированию произносительной стороны речи.Задача этапа:формирование готовности детей к восприятию интонации речи;создание предпосылок для усвоения ударения, правильного расчлененияфразы.Для решения указанных задач необходимо правильное речевое дыхание, умение владеть своим голосом, которые являются базовыми компонентами по формированию интонационной выразительности речи.1.Коррекция физиологического дыхания (автоматизациянавыков нижнереберного дыхания).2.Коррекция речевого дыхания.3.Развитие силы и высоты голоса4.Формированиетемпо-ритмической организацииречи.Этап формирования представлений обинтонационнойвыразительности вимпрессивнойречипредусматривает следующие направления:ознакомление детей с понятием о том, что интонация является обязательным признаком устной речи, в устной речи существует несколько видов интонаций;ознакомление детей с понятием о том, что интонация придает произношению эмоциональную окраску, помогает выразить чувства,от интонации зависит содержательная сторона;ознакомление детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, обучениеразличению различных интонационныхструктур вимпрессивнойречи.На данном этапе можно использоватькартинки – символы.Этап формирования интонационной выразительности в экспрессивной речиимеет следующие направления:формирование различных интонационных структур-высказыванийвэкспрессивной речи(согласно основнымвидам интонации)дифференциация интонационныхструктурных высказываний в экспрессивной речи;формирование умения соблюдать логического ударения и пауз, умение управлять силой голоса.Формирование интонационной выразительности речи проводится по следующим направлениями:1)формирование повествовательнойинтонации;2)формирование побудительной интонации;3)формирование восклицательной интонации;4)формирование вопросительной интонации;5)работа над речевой паузой;6)работа над логическим ударением.Этап автоматизации приобретенных навыковДля автоматизации опыта интонационнойвыразительностиречи рекомендуетсяиспользовать следующие виды деятельности:1)инсценировка (оно должно разворачиватьсяв присутствии зрителей по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры- драматизации)2)куклы-бибабо(работая с куклой происходит согласование речевой моторики, развитие различных мелких движений пальцев руки, куклу заставит определенным образом говорить и действовать)3)сюжетно-ролевые игры ( «Семья», «Больница»,«Улица»).Выводы.Формирование просодических компонентов речи берет свое начало от первых голосовых проявлений ребенка и продолжает формироваться в течение дошкольного и младшего школьноговозраста.Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи.В условияхдизонтогенезаформирования просодических компонентов может нарушаться,ведь формирование речевой деятельности детей со стертой дизартрией - длительный и сложный процесс.Формирование просодических компонентов у детей младшеговозраста сстертой формой дизартрии проводится по 4 этапам: подготовительный;формирование представлений об интонационной выразвительности вимпрессивнойречи;формированиеинтонационной выразительности в экспрессивнойречи;автоматизация приобретенных навыков.Работу по формированию просодических компонентов речи необходимо осуществлятькак на общих, так и на индивидуальныхзанятиях.Предложенная методика позволяет осуществлять эффективную логопедическуюработупо формированию и совершенствованию просодических компонентов речи у детей со стертой формой дизартрии: детиучатсяинтонационно окрашивать свою речь, изменять свой голос по силе и высоте, сочетать речь с движением рук и ног;выдох становится более длительным, целенаправленным;повышается звуковая культура речи детей.ЗаключениеВ современной науке проблемы дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений рассматриваются в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Существует ряд современных средств коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией, среди которых выгодно выделяются средства логопедической ритмики.На констатирующем этапе нами выявляются особенности произносительной стороны речи у детей с дизартрией и нормой речевого развития. На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент.
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д., 2011. – 234 с.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е.Э. Артемова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие / Е.Ф. Архипова. – М., 2006. – 319 с.
5. Бабина Г.В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. – М., 2010. – 264 с.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова. – СПб., 2001.
7. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
8. Бондарко Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога / Л.В. Бондарко // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1982.
9. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка / Л.В. Бондарко – М., 1977.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
11. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
12. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – М., 1961.
13. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
14. Елецкая О.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. –471 с.
16. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. – 368с.
17. Лисина А.А., Васильева В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III УРОВНЯ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1385/23083 (дата обращения: 09.03.2018).
18. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
19. Лопатина Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией // Логопедия в детском саду № 1 (4), 2005.
20. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.
21. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – 2006. – № 14 - С. 219-230.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
23. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. – М„ 1987. – С. 87.
24. Мелехова Л.В. Речь дошкольников и ее исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Сфера, 2007. – 182 с.
27. Райхерт Е.Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.
28. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина – М.:Аркти, 2003. – 104 с.
29. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. – М., 2007. – 191с.
30. Семенова Е.Ю. Коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизатрическими расстройствами // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2018/2895/454 (дата обращения: 09.03.2018).
31. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – № 4.
32. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
33. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.
34. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
35. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
36. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
37. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
39. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
40. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/35259 (дата обращения: 30.08.2017).
Вопрос-ответ:
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это расстройство произношения, которое проявляется в затрудненной артикуляции звуков, слабости интонации и ритма речи. Она может быть вызвана разными причинами, такими как нейрологические нарушения или анатомические особенности.
Какие формы дизартрии могут проявляться у младших школьников?
У младших школьников могут проявляться различные формы дизартрии в зависимости от типа нарушения артикуляции звуков. Например, симптомы могут включать затруднения в произношении определенных звуков, неправильное ударение или нарушение ритма речи.
Какие есть методы работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией?
Для коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией используются различные методы, включающие фонетическую гимнастику, артикуляционные упражнения, работу над изучением звуков и правильной артикуляцией, а также игровые и коммуникативно-речевые задания.
Какие основные цели и задачи ставят перед собой логопеды при работе с детьми с дизартрией?
Основной целью работы логопедов с детьми с дизартрией является достижение достаточного уровня произношения звуков и формирование правильной артикуляции речи. Задачи включают устранение затруднений в произношении звуков, развитие моторики и интонации, а также развитие коммуникативных навыков.
Какими подходами и методами пользуются логопеды для работы с детьми с дизартрией?
Логопеды используют различные методики и подходы для работы с детьми с дизартрией. Это включает работу над звукопроизношением, коррекцию артикуляционных ошибок, тренировку правильного ударения и интонации, а также игровые задания и коммуникативные упражнения.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это форма нарушения произношения, которая характеризуется общими нарушениями движений артикуляционного аппарата, что приводит к нечеткому и неясному произношению звуков и слов.
Какие формы дизартрии существуют?
Дизартрия может иметь разные формы, включая парезы и параличи артикуляционных мышц, затруднение координации движений речевых органов, нарушение четкости произношения звуков.
Какие нарушения произносительной стороны речи характерны для детей младшего школьного возраста с дизартрией?
Дети младшего школьного возраста с дизартрией часто испытывают трудности в произношении конкретных звуков или звуковых сочетаний, а также могут иметь проблемы с интонацией, ритмом и скоростью речи.
Какое содержание и направление работы по коррекции дизартрии у младших школьников?
Логопедическая работа по коррекции дизартрии у младших школьников включает в себя разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие артикуляционного аппарата, улучшение произношения звуков и звуковых сочетаний, а также тренировку интонации и ритма речи.
Какие основные теоретические основы лежат в основе исследования проблемы коррекции дизартрии у младших школьников?
Теоретические основы исследования проблемы коррекции дизартрии у младших школьников включают в себя анализ основных понятий и характеристик дизартрии, а также определение содержания и направлений работы по коррекции данного нарушения.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение произношения звуков и звукосочетаний в речи, вызванное поражением двигательных структур артикуляционного аппарата. Она может проявляться у детей младшего школьного возраста, и в этом случае говорят о стертой дизартрии.