история развития системы массовой информации и ее влияние на мировозрение молодежи
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический аспект возникновения и развития СМИ 3
1.1 Сущность понятия и эволюция СМИ 3
1.2 Виды СМИ и их каналы влияния 8
Глава 2. Анализ особенностей линия СМИ на мировоззрение молодежи 14
2.1 Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве 14
2.2 Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование мировоззрения молодежи в информационном пространстве 24
Заключение 31
Список используемой литературы 33
[4]Определяющим условием в выборе экспертной группы был возрастной критерий, так как именно молодежь в информационном поле является активной, но, при этом, самой незащищенной категорией пользователей. Репрезентативная выборка была определена на основании принципа рандомизации, где у любого представителя рассматриваемой возрастной группы имелись равные возможности для участия в исследовании. В настоящее время информационные технологии — это новая культура, в которой непрерывно конструируются не только новые смыслы, но и новые культурные ценности. В этих условиях цель развития информационных технологий заключается не в том, чтобы оградить граждан от нежелательной информации, а, наоборот, создать условия для развития личности в диалоге со средствами массовой информации (далее СМИ), интернет-ресурсами, издательской деятельностью, где личность может и готова осуществить свой выбор ответственно и осознанно. Очевидно, что основное информационное воздействие на формирование общественного мнения, настроения оказывают СМИ, поскольку в силу своей доступности они способны просвещать людей, способствовать и помогать их участию в общественной жизни общества, с одной стороны, а с другой — могут духовно порабощать, дезинформировать, приобщать к антиобщественному поведению. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 70 % респондентов выступают за цензурные ограничения в работе СМИ, основными причинами их недовольства являются программы, демонстрирующие насилие, жестокость, бескультурье [2]. Представляется, что именно государство, учитывая потребности общества, должно приобщать население к высокой культуре и осуществлять максимальный контроль над коммуникациями в мировой сети, над публикациями в интернет-СМИ и в социальных сетях. В этой связи в статье 4 ФЗ Закона «О средствах массовой информации» отмечается недопустимость злоупотребления свободной массовой информацией. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ), для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, других экстремистских материалов, а также информацию пропагандирующих порнографию, культ насилия жестокости . Последнее особенно важно, когда речь идет о формировании нравственнопсихологических особенностей личности в целом и детей в частности. Трудно переоценить значимость изданного Указа Президента РФ В.В. Путина от 9.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017- 2030 гг.» от 9.05.20172 . Прежде всего, здесь подчеркивается роль информационной среды в формировании общества знаний в Российской Федерации на современном этапе развития государства. Важно, что политика государства направлена на расширение границ использования информационных и коммуникативных технологий, что обеспечивает становление информационного общества. Именно через СМИ транслируются образы поведения, стиль жизни, формируются нравственные основы бытия. Некоторые исследователи даже рассматривают СМИ как основу массовой культуры. [11]Однако путь формирования безопасного информационного общества не лишен «подводных камней» и таит в себе скрытые угрозы и даже открытые вызовы. Поэтому в научном мире даже ставится вопрос о применении запретительной политики государства в сфере средств массовой информации. В любом случае, информационная среда должна быть безопасной для пользователей и обеспечивать национальную безопасность. Авторами проведено исследование, направленное на установление мнения молодежи по вопросу влияния СМИ на преступность. Путем анкетирования были опрошены 263 молодых человека в возрасте до 24 лет. Определяющим условием в выборе экспертной группы был возрастной критерий, так как именно молодежь в информационном поле является активной, но, при этом, самой незащищенной категорией пользователей. Именно эта категория населения находится в активном поиске «себя», своего места в мире, наиболее ориентирована на получение информации, притом что критическое мышление ею в полной мере не апробировано, а мировоззренческие установки еще находятся на стадии становления. Репрезентативная выборка была определена на основании принципа рандомизации, где у любого представителя рассматриваемой возрастной группы имелись равные возможности для участия в исследовании. Из числа опрошенных лиц мужчины составили 41 %, что, в целом, соответствует общественным тенденциям современной России, где женщины, по официальным данным Росстата, незначительно преобладают по численности над мужчинами. Достаточно интересным представляется тот факт, что большая часть респондентов (79 %) отметила огромное влияние СМИ на поведение и мысли молодых людей. Лишь 6 % опрошенных лиц считают, что СМИ оказывает минимальное влияние на сознание человека. [5]Необходимо отметить, что 15 % респондентов не смогли определить остроту влияния СМИ на человека, т.е. признан факт наличия определенной доли воздействия, но при этом трудность возникла в установлении степени этого воздействия. Фактически эти лица заняли нейтральную позицию, указав, что СМИ оказывают влияние на мысли и поведение людей, но осталось не ясным степень этого влияния. Действительно, большой ошибкой является недооценка роли СМИ в формировании взглядов людей и влиянии на их поведение. Не случайно большевики, придя к власти, одним из первых актов приняли Декрет о печати 27 октября (9 ноября) 1917 г. подчеркнув, что «пресса есть одно из могущественных оружий». В современном мире ни для кого не секрет, что СМИ оказывает огромную роль на формирование молодых людей, их отношение к окружающему миру, другим людям и самим себе. При этом 41 % респондентов отметили, что не доверяют информации, полученной из СМИ. Однако 24 % опрошенных лиц склонны безоглядно доверять информации, поступающей из СМИ. Еще более настораживает тот факт, что 35 % участников опроса не смогли сформировать свое мнение по данному вопросу, т.е. они не могут оценить свои ощущения — верить или нет полученной информации. Таким образом, большая часть участников опроса понимает, что СМИ оказывают влияние на их образ мыслей и определяют их поведения, но по вопросу о доверии к информации, получаемой из СМИ, разделилась практически на равные группы (с незначительными расхождениями). При этом высока роль СМИ в формировании мировоззрения человека. Действительно, СМИ в этом отношении равнозначны со школой, церковью, семьей в обеспечении духовного совершенствования человека. Важно, что степень недоверия к СМИ не зависит от источника получения информации. В научной литературе отмечается, что люди с равной долей могут не доверять как государственным СМИ, так как они отражают интересы власти, так и негосударственным СМИ, потому что они защищают интересы бизнеса. [6]Результаты контрольного вопроса продемонстрировали наличие тревожности у испытуемых в сфере формирования доверительных отношений к СМИ. Так, большая часть опрошенных лиц (68 %) отметили, что информация, которою они получают из СМИ, не всегда является правдивой. Только 11 % респондентов считают получаемые сведения из СМИ правдой. Показательно, что около четверти участников опроса (21 %) указали на то, что правда и ложь в сведениях, предоставляемых СМИ, присутствуют в равных количествах, так сказать пятьдесят на пятьдесят. Прослеживается достаточно странная ситуация, когда определенная часть людей считает данные масс-медиа правдивыми, но не доверяет им; и наоборот — воспринимают указанные сведения как ложь, но, при этом доверяют СМИ. 24 % опрошенных лиц указали, что доверяют информации, полученной из СМИ, но лишь 11 % из них считают ее правдивой. Значит, больше половины этих людей склонны доверять той информации, которою они в целом и правдивой-то не признают. А с другой стороны, 68 % респондентов оценивают полученную из СМИ информацию, как несоответствующую действительности, но только 41 % из них не доверяют такой информации. Из этого следует, что 27 % лиц, участвующих в опросе готовы доверять сведениям, которые не оцениваются ими как правдивые. Такой градус влияния СМИ на сознание молодых людей необходимо учитывать. Перед СМИ стоит важнейшая задача по формированию политической и гражданской культуры общества. В этой связи предлагается комплексный подход к разработке идеологии российского общества, что, несомненно, является первостепенным фактором формирования качественной информационной среды. Необходимо отметить, что важность учета лингвистического знания и идеологических компонентов в информационной среде обосновывается и в ряде зарубежных источников, особенно в сфере исключения возможности манипуляции сознанием людей. Поэтому можно отметить, что и мировые тенденции формирования информационного общества строятся на общепризнанных идеях. Положительной оценки заслуживает ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию »5, целью, которой является обеспечение информационной безопасности подростков и детей. Иными словами, устанавливаются требования по созданию организационно-правовых механизмов защиты молодых людей от распространения в сети Интернет вредной для подростков информации, а также требования к информационной продукции, ее экспертизы и государственного контроля. Не имея критического мышления, молодые люди легко поддаются внушаемости со стороны взрослых, готовы им подражать. Опасность асоциального поведения заключается в неспособности подростка адекватно оценивать степень ответственности и степень последствий в силу недостаточного развития сознания и воли, именно поэтому ребенок более других подвержен деструктивному влиянию агрессивной информационной среды через СМИ, интернет и другие информационные средства. [1]Вместе с тем остался без внимания вопрос об уголовной ответственности за совершение деяний, связанных с незаконным оборотом информационной продукции. Итак, представляется, что для молодежи контентные риски возникают в процессе использования материалов, содержащих противоправную информацию, демонстрирующую насилие, агрессию, порнографию. Общеизвестно, что интернет-зависимость в подростковой среде проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети. Популяризуются нездоровые формы деструктивного поведения, суицид, (сэлф-харм); группы «Вписки», т.е. организация вечеринок с незнакомцами, которые потенциально связаны с групповым изнасилованием и развратными действиями сексуального характера; «Рекрутинг» в экстремистские сообщества. Обращают на себя внимание и закрытые «Группы смерти», где подросткам внушается идея о прекрасной, тихой жизни после смерти. По мнению некоторых ученых, для современной молодежи, интернет является неотъемлемой частью жизни, и любая внушаемая информация, в том числе и прохождения суицидального «квеста» является обыденной реальностью и встраивается в представления мироустройства современных подростков. По мнению Е.С. Сазоновой, вопросы использования интернет-ресурсов в России на законодательном уровне до конца не урегулированы, за исключением требований о размещении в сети информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В информационно-телекоммуникационных сетях, на наш взгляд, требуется использование системы фильтров, которая способна обеспечить безопасность информационного пространства и прежде всего информационную безопасность детей и подростков.ЗаключениеСредства массовой информации называют четвертой ветвью власти, отражающей ее важность в современном мире.Как социальная система, которая отслеживает социальные проблемы, средства массовой информации должны быть разнообразными, самодостаточными и учитывать, и отражать различные точки зрения на социальные проблемы.Люди формируют свою позицию по социальным проблемам на основе информации, отраженной в СМИ, и обрабатывают эти данные. Средства массовой информации — это феномен, основная цель которого - влиять на людей посредством информации, которую они посылают.Есть такие журналы, как СМИ и телевидение. Они отличаются по своему назначению и влиятельным инструментам. Фильмы, театр и литература являются средствами массового влияния. Они различаются по аудитории широкой публики, но отличаются неравномерностью притяжения к ним.Технические средства коммуникации и информации различаются по характеру отражаемой информации и охвату небольшой аудитории.Существуют некоторые условия для функционирования средств массовой информации, и социальная значимость отраженной в них информации играет важную роль. Следует также отметить, что СМИ несут ценную информацию.Как официальный источник, средства массовой информации транслируют квалифицированную информацию, а уверенные в себе зрители ожидают рейтинговую информацию, которая отражает общее видение общества.Косвенное отражение социальных проблем в фильмах, театрах, литературе и телевизионных программах происходит в виде изображений. Особое внимание следует уделять вере и суеверию как форме общественного отражения социальных проблем. Такие размышления относятся к восприятию и опыту социальных проблем, вызванных конфликтами между социальными потребностями и законами социального развития или принципами социальных систем.Итак, особой формой СМИ, которая затрагивает интересы некоторых социальных групп и отражает противоречивые социальные проблемы, является общественная полемика. Основной целью таких размышлений является справедливое разрешение конфликтующих интересов. Эта форма средств позволяет выявить самые сильные и слабые стороны предмета противоречия. Идеология — это еще одна форма отражения социальных проблем в СМИ. Идеология подавляет выгоды, полезные для других, разрешая или обостряя социальные противоречия.Список используемой литературыНаучная литератураБеневоленская, Т.А. О языке и стиле газетного очерка. – М.:Юрайт, 2015. – 224 с.Бычков, М.Н. Русский фельетон. В помощь работникам печати. - М.:Проспект, 2018. – 176 с.В.Л. Цвик. Телевизионная журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 496 с.Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров. – М.:Юрайт, 2017. – 332 с.Ворошилов, В. В. Журналистика. Учебник. – СПб., 2019. – 423 с.Г.Мельник, С.Виноградова. Деловая журналистика. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.Галина Мельник. Журналистика. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.Е.В. Ахмадулин. Основы теории журналистики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352 с.Жильцова Ольга Николаевна(редактор). Интернет-маркетинг. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 301 с.Жильцова Ольга Николаевна(редактор). Маркетинговые коммуникации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 458 с.Жиркова, И.А. Журналистика. – М.: WoltersKluwer, 2016. – 46 с.Кожушко, Р.П. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Учебное пособие. – М.: Новосибирский государственный университет, Интелсиб, 2017. – 388 с.Крис Бэйли. Журналистика. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 300 с.Макарова, И.А. Журналистика. – М.: WoltersKluwer, 2016. – 481 с.О.Кожушко Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Учебное пособие. – М.: Новосибирский государственный университет, Интелсиб, 2017. – 328 с.Попова, М.А. Журналистика. – СПб.: Питер, 2016. – 126 с.Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисов. — М.: УльтраКультура, 2018. – 563 с.С.А. Луканина. Журналистика. – М.: КДУ, 2016. – 172 с.Т.Е. Денисович. Педагогическая журналистика. – М.: Форум, 2017. – 144 с.Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Выпуск 2. Компетентностный подход. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2017. – 100 с.Фурман, К.П. Журналистика. – М.: Юрайт, 2018. – 262 с.Яковлева, И.А. Журналистика. – М.: Ось-89, 2016. – 364 с.Электронные ресурсыБазарова А. А. Характеристика интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 151-152. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/ (дата обращения: 30.10.2020).Дьяченко О.В. Методика исследования сообществ российских СМИ в социальной сети «ВКонтакте» // Меди@льманах. — 2018. — № 4. – 56 с.Ерещенко М. В., Кучеренко К. Интернет СМИ как новая форма интернет коммуникации // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/111/28206/ (дата обращения: 30.10.2020).
1. Беневоленская, Т.А. О языке и стиле газетного очерка. – М.:Юрайт, 2015. – 224 с.
2. Бычков, М.Н. Русский фельетон. В помощь работникам печати. - М.:Проспект, 2018. – 176 с.
3. В.Л. Цвик. Телевизионная журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 496 с.
4. Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров. – М.:Юрайт, 2017. – 332 с.
5. Ворошилов, В. В. Журналистика. Учебник. – СПб., 2019. – 423 с.
6. Г.Мельник, С.Виноградова. Деловая журналистика. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
7. Галина Мельник. Журналистика. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.
8. Е.В. Ахмадулин. Основы теории журналистики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352 с.
9. Жильцова Ольга Николаевна(редактор). Интернет-маркетинг. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 301 с.
10. Жильцова Ольга Николаевна(редактор). Маркетинговые коммуникации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 458 с.
11. Жиркова, И.А. Журналистика. – М.: Wolters Kluwer, 2016. – 46 с.
12. Кожушко, Р.П. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Учебное пособие. – М.: Новосибирский государственный университет, Интелсиб, 2017. – 388 с.
13. Крис Бэйли. Журналистика. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 300 с.
14. Макарова, И.А. Журналистика. – М.: Wolters Kluwer, 2016. – 481 с.
15. О.Кожушко Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Учебное пособие. – М.: Новосибирский государственный университет, Интелсиб, 2017. – 328 с.
16. Попова, М.А. Журналистика. – СПб.: Питер, 2016. – 126 с.
17. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисов. — М.: УльтраКультура, 2018. – 563 с.
18. С.А. Луканина. Журналистика. – М.: КДУ, 2016. – 172 с.
19. Т.Е. Денисович. Педагогическая журналистика. – М.: Форум, 2017. – 144 с.
20. Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Выпуск 2. Компетентностный подход. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2017. – 100 с.
21. Фурман, К.П. Журналистика. – М.: Юрайт, 2018. – 262 с.
22. Яковлева, И.А. Журналистика. – М.: Ось-89, 2016. – 364 с.
Электронные ресурсы
23. Базарова А. А. Характеристика интернет-СМИ [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 151-152. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/ (дата обращения: 30.10.2020).
24. Дьяченко О.В. Методика исследования сообществ российских СМИ в социальной сети «ВКонтакте» // Меди@льманах. — 2018. — № 4. – 56 с.
25. Ерещенко М. В., Кучеренко К. Интернет СМИ как новая форма интернет коммуникации // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 22-23. — URL https://moluch.ru/archive/111/28206/ (дата обращения: 30.10.2020).