Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в неполных семьях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 54 54 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 18.12.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Характеристика понятия и типов детско-родительских отношений 6
1.1 Типология межличностных отношений 6
1.2 Понятие детско-родительских отношений 14
1.3 Типы детско-родительских отношений и их влияние на дальнейшее развитие личности 21
Выводы по главе 1 26
Глава II. Характеристика психолого-педагогических особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях 28
2.1 Понятие семьи 28
2.2 Определение, типы и причины возникновения неполной семьи 36
2.3 Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях 39
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованных источников 48
Фрагмент для ознакомления

Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;распространение добрачных связей,изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку;завышенные требования по отношению к брачному партнеру;алкоголизм и наркомания.Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.В свою очередь, неполной называется семья, состоящая из детей и одного родителя. Выделяют отцовские и материнские неполные семьи. С каждым годом число неполных семей растет, среди которых преобладают неполные материнские семьи. 2.3 Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьяхРодительское отношение является системой либо совокупностью, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Под понятием отношения психологами рассматривается в качестве субъективной стороны отражения реальности, результата взаимодействия человека со средой. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение подразумевает взаимную позицию одной личности к иной, при этом отношения и взаимоотношения являются сторонами общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении непрерывно реализуется обратная связь, при этом разлиной модальности.Отечественные исследователи Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев, детско-родительские отношения определяли в качестве избирательной с эмоциональной и оценочной позиций психологической связи ребенка с любым из родителей, которая выражается в переживаниях, действиях, реакциях, которая связанна с возрастно-психологическими особенностями ребенка, культурными поведенческими моделями, своей жизненной историей, и определяет особенности восприятия детьми родителей и способа общения с ними. По иному говоря, детско-родительские отношения можно рассматривать в качестве субъективного осознания человеком каждого возраста характера отношений с собственными родителями [4] .Характер и уровень влияния на детей обуславливает множество определенных факторов и в главную очередь личность самого родителя в качестве субъекта взаимодействия: его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.); религиозность; национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания); социальное положение; профессиональная принадлежность; уровень общей и педагогической культуры [5].Наиболее уязвимой и проблемной в воспитательном плане является неполная семья. Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, дети-бабушки и дедушки [6]. Количество неполных семей на сегодняшний день. Причины, когда родители вынуждены воспитывать ребенка одни, могут быть самыми разными.При построении детско-родительских взаимоотношений неполная семья испытывает трудности, вызванные причинами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье падает на плечи одного родителя (в основном женщины), это прежде всего создание необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада семьи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина часто рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, либо находит дополнительный приработок и т.д. Следовательно, ценностные ориентации матерей-одиночек изменяются, ведущее место начинает занимать желание материального благополучия [3, с. 5]. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, главная причина, которая определят воспитательную неполноценность такой семьи — морально-психологическая. Детям обычно дороги оба родителя, поэтому испытывая потребность в любви к ним, они в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. Это важно в воспитании чувств и их закрепления в личности. Так как оба родителя в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек своей индивидуальностью, вносит в семью неповторимое многообразие чувств, мыслей, интересов, знаний, действий, поступков. Тем самым разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится. Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [2, с. 123].Большую роль играет чрезмерная занятость родителя на нескольких работах, и материальное благополучие не дают ему полноценно заниматься ребенком, и в большинстве случаев он предоставлен сам себе. Другой из наиболее важных проблем является функционирование, как института воспитания и социализации детей. Процесс воспитания в неполной семье деформирован. Дети испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, так как оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Соловьев Н. говорил: «Отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери». Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно. В неполных материнских семьях, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых мужских функциях, поскольку он в процессе социализации не видит мужского пример. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки. Остро стоит проблема надзора за детьми в неполных семьях. Родитель вынужден оставлять детей одних дома или с малознакомыми людьми. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать свои воспитательные обязанности на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени. Дети из неполных семьей лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, что оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейно-брачной жизни и социализации в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, в отцовских, к выше перечисленному можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка. В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка, так как чрезмерная занятость родителя на работе не позволяет полноценно уделить внимание ребенку. Максимальная занятость матери на работе, материальные и другие проблемы приводят к безнадзорности детей. В таких семьях больше педагогически запущенных детей. Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, впоследствии возникает гиперопека, избалованность детей, умение манипулировать взрослыми в своих интересах. А в других случаях родитель вымещает свою обиду на детях за неудачную жизнь [16, c.47]. В неполных семьях чаще возникают конфликты родителя и детей. В последнее время можно видеть преобладание неполных материнских семей. И ребенок из неполной семьи часто повторяет судьбу родителей, недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у них выше, чем в полной семье. Исходя из этого, выделяют шесть наиболее распространенных ошибок, которые возникают в процессе воспитания детей в неполной семье: 1.Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций. Гиперопека – одна из форм деформации воспитания. 2.Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, ребенок начинает требовать от матери больших запросов, но она не в силах исполнить требуемые запросы ребенка, вследствие чего появляются причины многочисленных конфликтов и переживаний. 3.Препятствие общению ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. 4.Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения. 5.Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что мужского примера в данной семье нет. Мать становится «домашним надзирателем». Результатом данной ошибки становится то, что может стать пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний. 6.Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения [20, c.44]. Зарабатывая денежные средства для обеспечения детей, родитель вынужден лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителя ведут к снижению качества семейного воспитания. Отметим, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей [8]. Проблема отношения детей к отчиму. С появлением чужого мужчины в доме изменяется жизнь детей. В такой семье рождается общий ребенок, появляется проблема отношений с новыми членами семьи (с новым ребенком от отчима), проблема отношений родственников с обеих сторон. Проблемы детей. У ребенка из неполной семьи появляется чувство собственной неполноценности, проявляющиеся через обиду, угнетенность, вину за распад семьи, все это приводит к психологической травме. Переживание родителей негативно влияет на формирование личности ребенка, нарушает формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Подростки рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия, они склонны к суициду. В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущими является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение построить эти отношения [17, c.41]. Выводы по главе2За последние двадцать лет число неполных семей увеличилось. Все больше детей рождаются вне брака. Эта тенденция негативно сказывается на уровне жизни населения в целом. Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребёнком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Неполной семьёй считаются также и семьи, где родители не родные, а приёмные или опекуны. Такие семьи называются нетипичными (неполные семьи с усыновлёнными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки).В литературе неполная семья рассматривается такими учёными, как Т.А. Гурко, З.Х. Каримовой, Е.В. Кузнецовой, Б. Нусхаевой, Т.Н. Поддубной, Л.И. Савиным, и другими. Изучив их исследования, мы сделали вывод, что специфика неполных семей заключается в плохом материальном положении, особенно матерей-одиночек. Дети из неполных семей часто остаются, предоставлены сами себе, пока матери находятся на работе, что нередко ведёт к девиантному поведению ребёнка. Причиной этого также является недостаток родительского влияния и эмоционального контакта с ними. ЗаключениеЦелью данной курсовой стало исследования психолого-педагогических особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях. Для достижения поставленной задачи, а также подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:1.Раскрыв понятие межличностные отношений, мы можем сказать, что это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которое это общение опирается. А также межличностные отношения можно определить, как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.2. Изучив понятие детско-родительских отношений, мы увидели, что это понятие рассматривается в качестве семейных отношений, в которые вовлечен ребенок; подструктуры неравнозначных семейных отношений, процесса активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; оценочно и эмоционально избирательной психологической связи ребенка с родителем, выражающейся в эмоциях, действиях, реакциях, которые связаны с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка. 3.Рассмотрев типы детско-родительских отношений мы выделили следующие типы: авторитарный, демократический и попустительский. Также выделяют гиперпртекцию, гиперопеку и хаотический тип воспитания.4. Рассмотрев понятие семьи, можно сказать, чтосемья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.5.Дав определение понятию неполной семьи, мы заключили, чтонеполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо несколькими несовершеннолетними детьми. 6.Охарактеризовав психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в неполных семьях, мы констатировали, что в этих семьях преобладает попустительский тип детско-родительских отношений.Список использованных источников Алексеева В.П., Егорова В.Н., Егорова Т.П., Макарова А.П. Детско-родительские отношения в материнской семье // Казанская наука. № 11, 2015. С. 309-311.Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 304 с.Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. - М., 1987. – 209 с. Гасанова П. Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - №3, 2015. – С. 1-8.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010. - 183 с. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238 с.Головин М.С. Особенности формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/685 (дата обращения: 11.09.2020).Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. — 2001. -№ 11. -С. 108- 118. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 176 с.Дулинова А.T. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления: учеб, пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений. М.: МГСУ, 2008 278 с. Егорова В. Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье. // Russian Journal of Education and Psychology. - № 10, 2018. – С. 37-54.Захаров А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений [Текст] / А. И. Захаров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: сб. науч. тр. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978. - С. 59-68.Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. — 576 с. Камнева Т. Н. Материнство в неполной семье: личностные и социальные проблемы Текст. : дис. .канд. социол. наук / Т. Н. Каменева. -Курск, 2003. - 160 с. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с. Князева Т.Н., Иванцова А.И. Проблемы современного педагогического образования детьми и родителями в полных и неполных семьях. // Проблемы современного педагогического образования. - №, 2018. – С. 396-341. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: Академия, 2003. - 336 с.Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25. Левашкина А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Левашкина Анна Олеговна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2013. - 153 с.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с. Малявко Н.Л. Эмпирическое исследование особенностей переживания детско-родительских отношений в неполной семье. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - №, 2013. – С. 1-5. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2009, - 476 С. Минковский Г.М. Семья, дети, школа. - - М.: Феникс, 2004. - 485 с. Мягкова М.А. Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях. // Современная наука. - №, 2010. – С. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52 Наумова Д. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях / Д. В. Наумова, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 537-540. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я. Г. Николаева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с. Овчарова Р.В. Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. - Курган: Редакционно-издательский центр КГУ, 2014. - 356 с. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.Перхун А.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014002242 (дата обращения: 07.11.2020 ).

Першина А. В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей / А. В. Першина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - Ереван: Луйс, 1983. - 121 с. Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14. Пономарев П.А. Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г.Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с. Пченушай Е.С. Психологическое исследование особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях. // Гражданское общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам круглого стола. 2017. Издательство: ИП Хотеева Л.В. – 77-82.Савинов Л.И. Социология семьи. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - №, 2005. – С. 130-142. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Академия, 2002. - 288 с.Сысенко В. А. Разводы: динамика, мотивы, последствия. Социологические исследования. М.: 1998. №2. 56 с. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 352 с.Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 2001. №3. 63 с. Хозяинова П.М. Cвязь личностных особенностей матерей и характера взаимодействия матери с ребенком в неполной семье. // Южно-российский журнал социальных наук. - №1, 2018. – С. 102-117. Хозяинова П.М., Рябикина З.И. Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - №, 2017. – С. 1-13. Целуйко В. М Неполная семья. – Волгоград: Изд-во Перемена, 2000. – 256 с.Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер 2008. – 656 с.

1. Алексеева В.П., Егорова В.Н., Егорова Т.П., Макарова А.П. Детско-родительские отношения в материнской семье // Казанская наука. № 11, 2015. С. 309-311.
2. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 304 с.
4. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
5. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. - М., 1987. – 209 с.
6. Гасанова П. Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - №3, 2015. – С. 1-8.
7. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010. - 183 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238 с.
9. Головин М.С. Особенности формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/685 (дата обращения: 11.09.2020).
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с.
11. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. — 2001. -№ 11. -С. 108- 118.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 176 с.
13. Дулинова А.T. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления: учеб, пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений. М.: МГСУ, 2008 278 с.
14. Егорова В. Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье. // Russian Journal of Education and Psychology. - № 10, 2018. – С. 37-54.
15. Захаров А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений [Текст] / А. И. Захаров // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения: сб. науч. тр. -Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-т, 1978. - С. 59-68.
16. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. — 576 с.
18. Камнева Т. Н. Материнство в неполной семье: личностные и социальные проблемы Текст. : дис. .канд. социол. наук / Т. Н. Каменева. -Курск, 2003. - 160 с.
19. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
20. Князева Т.Н., Иванцова А.И. Проблемы современного педагогического образования детьми и родителями в полных и неполных семьях. // Проблемы современного педагогического образования. - №, 2018. – С. 396-341.
21. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: Академия, 2003. - 336 с.
22. Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
23. Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
24. Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16–25.
25. Левашкина А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Левашкина Анна Олеговна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2013. - 153 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
27. Малявко Н.Л. Эмпирическое исследование особенностей переживания детско-родительских отношений в неполной семье. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - №, 2013. – С. 1-5.
28. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.
29. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2009, - 476 С.
30. Минковский Г.М. Семья, дети, школа. - - М.: Феникс, 2004. - 485 с.
31. Мягкова М.А. Материнские чувства и отношение в полных и неполных материнских семьях. // Современная наука. - №, 2010. – С.
32. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
33. Наумова Д. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях / Д. В. Наумова, М. В. Данилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 537-540.
34. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я. Г. Николаева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
35. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
36. Овчарова Р.В. Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. - Курган: Редакционно-издательский центр КГУ, 2014. - 356 с.
37. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
38. Перхун А.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014002242 (дата обращения: 07.11.2020 ).


39. Першина А. В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей / А. В. Першина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101).
40. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - Ереван: Луйс, 1983. - 121 с.
41. Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Особенности психического развития детей в неполных семьях // Молодой ученый. — 2017. — №14.
42. Пономарев П.А. Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г.
43. Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с.
44. Пченушай Е.С. Психологическое исследование особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях. // Гражданское общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам круглого стола. 2017. Издательство: ИП Хотеева Л.В. – 77-82.
45. Савинов Л.И. Социология семьи. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - №, 2005. – С. 130-142.
46. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
47. Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с.
48. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
49. Сысенко В. А. Разводы: динамика, мотивы, последствия. Социологические исследования. М.: 1998. №2. 56 с.
50. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987. - 352 с.
51. Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 2001. №3. 63 с.
52. Хозяинова П.М. Cвязь личностных особенностей матерей и характера взаимодействия матери с ребенком в неполной семье. // Южно-российский журнал социальных наук. - №1, 2018. – С. 102-117.
53. Хозяинова П.М., Рябикина З.И. Особенности личности женщины, воспитывающей ребенка в неполной семье. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - №, 2017. – С. 1-13.
54. Целуйко В. М Неполная семья. – Волгоград: Изд-во Перемена, 2000. – 256 с.
55. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с.
56. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер 2008. – 656 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют детско-родительские отношения в неполных семьях?

Детско-родительские отношения в неполных семьях имеют свои особенности. В таких семьях может отсутствовать один из родителей, что может повлиять на структуру и функционирование отношений. Также дети могут испытывать различные эмоциональные и психологические трудности из-за разрыва семьи.

Какие типы детско-родительских отношений существуют?

Существует несколько типов детско-родительских отношений. Один из них - демократический тип, когда родители и дети взаимодействуют на равных и уважают мнение друг друга. Еще один тип - авторитарный, когда родители устанавливают строгие правила и контролируют поведение детей. Также существует пассивный тип, где родителям неинтересно влиться в жизнь и проблемы детей.

Какие психологические и педагогические особенности имеют детско-родительские отношения в неполных семьях?

В неполных семьях детско-родительские отношения могут быть более интенсивными и эмоциональными, так как один из родителей может пытаться компенсировать отсутствие другого. Также в таких отношениях может возникать больше конфликтов, так как дети могут испытывать различные эмоциональные трудности из-за разрыва семьи.

Какие типы детско-родительских отношений оказывают наибольшее влияние на развитие личности?

Различные типы детско-родительских отношений оказывают разное влияние на развитие личности. Демократический тип отношений способствует развитию самостоятельности и инициативности у детей. Авторитарный тип может ограничивать их свободу и самостоятельность. Пассивный тип отношений может привести к независимости и неуверенности у детей.

Как определить понятие "семья" в контексте психолого-педагогических особенностей детско-родительских отношений?

Семья - это социальная ячейка, в которой формируются и развиваются детско-родительские отношения. В контексте психолого-педагогических особенностей, семья - это группа людей, связанных брачными отношениями или отношениями родства, которые обеспечивают заботу и воспитание детей.

Какие типы детско-родительских отношений существуют?

Существует несколько типов детско-родительских отношений, включая авторитарные, демократические и позволяющие взаимодействие. Каждый тип характеризуется определенным стилем взаимодействия между родителями и детьми.

Какой тип детско-родительских отношений считается наиболее благоприятным для развития ребенка в неполной семье?

Для развития ребенка в неполной семье наиболее благоприятным считается демократический тип детско-родительских отношений. В таких отношениях ребенок имеет возможность выражать свое мнение, принимать решения и развивать навыки самостоятельности.

Как влияют типы детско-родительских отношений на дальнейшее развитие личности?

Типы детско-родительских отношений имеют значительное влияние на дальнейшее развитие личности. Например, авторитарные отношения могут привести к низкой самооценке и проблемам взаимоотношений, в то время как демократические отношения способствуют развитию навыков коммуникации и самостоятельности.

Как понимается понятие "неполная семья"?

Неполная семья - это семья, в которой отсутствует один из родителей, либо семья, в которой оба родителя отсутствуют. Неполные семьи могут возникать из-за развода, смерти одного из родителей, отсутствия брачного союза и других обстоятельств.

Какие психолого-педагогические особенности характеризуют детско-родительские отношения в неполных семьях?

Детско-родительские отношения в неполных семьях имеют свои особенности. Например, дети могут испытывать больший стресс и чувство потери из-за отсутствия одного из родителей. Также, в неполных семьях может быть необходимость в более активном участии одного из родителей в воспитании и взаимодействии с ребенком.

Какие типы детско-родительских отношений существуют?

Существует несколько типов детско-родительских отношений: авторитарные, авторитетные, демократические. Каждый тип имеет свои особенности и влияет на развитие личности ребенка.

Какие психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в неполных семьях?

В неполных семьях детско-родительские отношения могут иметь свои особенности. Родители могут выступать в роли одиночек и нести сразу две роли - родителя и воспитателя. Это требует особого внимания и подхода, так как на детей влияет отсутствие одного из родителей и изменение в структуре семьи.