Философско-методологический подход к изучению профессиональной культуры в современном обществе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава1. Философские истоки теории модернизации. Атрибуты профессиональной культуры в современных условиях
Глава 2. Методологический подход и принципы теории модернизации в изучении профессиональной культуры
Глава 3. Инструментарии изучения процессов профессиональной культуры государственного служащего и методологический инструментарий теории модернизации
Заключение
Использованная литература




Фрагмент для ознакомления

Совокупность всех перечисленных выше норм является критерием оценки профессиональной пригодности человека к государственной службе как виду деятельности. А для самого государственного служащего эти нормы выступают как ориентир в решении возникающих по ходу деятельности нравственных проблем. Интересы общества, отечества и государства являются основополагающим принципом, высшим критерием этики и конечной целью профессиональной деятельности государственного служащего.
Новые социально-экономические условия, позволившие говорить о переходе от индустриального к информационному обществу, серьезные изменения в мировоззрении – все это не могло не отразиться и на взаимоотношениях общества и государства, и на понимании задач и принципов государственного управления.
Одной из важнейших движущих сил многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах в последние десятилетия, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. С одной стороны – это использование в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, а с другой стороны – к внедрению мер, направленных на улучшение образа государственных служащих в глазах граждан.
Инструментарий исследования профессиональной культуры государственного служащего может быть направлен также на исследование следующих базовых профессиональных компонентов:
Ценности – убеждения, мнения, отношения людей, групп и общества к таким понятиям, как свобода, справедливость, честность, лояльность, нейтральность, ответственность и др.
Стандарты и нормы – принципы, определяющие действия людей и служащих для руководства и контроля за из поведением (законы, кодексы, правила).
Внешняя среда – условия, в которых протекает деятельность государственных служащих (политические, социальные, культурные)
Поведение – различные формы деятельности государственных служащих, ориентированные на ценности данного общества или отдельных групп, в рамках определенных стандартов и норм.
Кроме этого этические воззрения, используемые в качестве принципов деятельности, определяются ценностными представлениями конкретного человека о добре и зле, справедливости и ответственности. Эти представления придают профессиональной деятельности государственных служащих личный, индивидуальный смысл. А именно, этическая составляющая с одной стороны, очеловечивает, а с другой – персонифицирует содержание управленческих целей. Этические оценки имеют обще социальную природу, поэтому они, с одной стороны, характеризуют государственных служащих как составную часть определенного социума, а с другой – в некоторой степени обособляют чиновничество как отдельную социальную, а также профессиональную группу. Мера нравственной ответственности человека за все, что происходит в жизнедеятельности общества, безусловно, определяется его ролью в этом обществе и степенью возможного воздействия на происходящие в обществе события.
Кроме того, оценка профессиональной культуры происходит на стыке трех базовых сфер повседневного профессионального взаимодействия: сферы «подчиненного», «вышестоящего руководства» и собственной «роли руководителя». Каждая из обозначенных сфер является значимым агентом влияния на определение специфики профессиональной культуры госслужащего. В-этой ситуации, конструирование новой профессиональной культуры, с одной стороны, протекает в условиях «внешнего» социального контекста, включающего в себя «значимых других» (подчиненные и вышестоящее руководство), а также субъективной интерпретации и смысловой маркировке собственной профессиональной деятельности. С другой стороны, данная среда протекания повседневного профессионального взаимодействия определяет собственно критерии ценностного выбора той или иной направленности характера культуры управления и в определенной мере задает сами смыслы интерпретации профессиональной деятельности. В данном контексте необходимым становится изучение профессиональной культуры госслужащих как результата взаимодействия и взаимного влияния данных базовых сфер, в которых происходит осуществление повседневной профессиональной деятельности менеджера.
Итак, инструментарий изучения процессов профессиональной культуры государственных служащих широк и многоаспектен в соответствии с фокусом своей направленности. Ведь он исследует феномен, требующий учета многообразных факторов, влияющих на процессы ее формирования в их взаимосвязи и взаимозависимости. В практике повседневного взаимодействия с другими агентами профессиональной среды государственный служащий выступает одновременно в качестве субъекта, осуществляющего руководство коллективом подчиненных, и в качестве объекта подчинения во взаимоотношениях с вышестоящим руководством. Поэтому деятельность государственного служащего исследуется в двух ракурсах – как субъекта и как объекта. Таким образом, система взаимодействия всех элементов профессиональной культуры отражает отношения руководства и подчинения в их единстве и взаимосвязи. Поэтому взаимное влияние данных характеристик обусловливает многовекторную направленность профессиональной культуры государственных служащих в рамках теории модернизации.
Таким образом, профессиональная культура – очень сложное и многоплановое явление, поэтому ее изучение – сложный процесс. В контексте теории модернизации она приобретает особенное значение, так как в последнее время, появились новые высокие стандарты и требования к профессиональной деятельности любого специалиста. Соответственно работа профессионала должна им соответствовать, чтобы оставаться конкурентноспособной. Профессиональная культура государственного служащего является особенно ответственной и важной для государства и управления государственным аппаратом, поэтому процессы модернизации наиболее актуальны для представителей данной сферы деятельности. Как следствие изучение элементов профессиональной культуры позволит в дальнейшем выявить трудности и недостатки, оптимизировать рабочий процесс, способствовать усовершенствованию деятельности государственных служащих.


Заключение

Модернизацию можно рассматривать как переход от традиционного общества к современному. Она представляет собой совокупность фундаментальных процессов качественного преобразования социальной и политической системы, в результате которых эта система повышает свои адаптационные возможности и переходит на новый этап развития. Теория модернизации отражает современную ситуацию и получила название "вторичной" или "догоняющей" модернизации. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западноевропейской либеральной культуры без учета специфики страны-реципиента. По сути, такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.
Понятие модернизации было призвано обозначать процесс преодоления той или иной страной своего экономического и социального отставания от лидеров хозяйственного прогресса. Модернизация считалась инструментом преодоления отсталости вне зависимости от причин.
Теоретические исследования проблем теории и практики формирования культуры государственных служащих показывает, что большинством исследователей обращается внимание на определение доминирующей разновидности культуры в организации, установление потенциальных возможностей использования ресурса организационной культуры в сфере мотивации труда и решения конфликтных ситуаций, а также оптимизации эффективности управления организацией.
Философско - методологические подходы, разнообразие мнений, концепций, оценок профессиональной культуры государственного служащего говорит прежде всего о сложности исследуемых процессов профессиональной деятельности, их уникальности, сложности понятийного аппарата, а также системы категорий, с помощью которой можно было бы создать достаточно развитую концепцию происходящих социальных изменений в данной сфере.
Профессиональная культура государственных служащих содержит в себе характеристики интерсубъективности, зачастую, не учитывающиеся при ее анализе. Восприятие профессиональной культуры как системы актуальных и оправдавших себя на практике «культурных проявлений», приобретенных в процессе профессиональной социализации и интернализации, опосредует сугубо объективный статус данного феномена. В этой ситуации профессиональная культура государственных служащих не является вопросом ценностного выбора самих людей, а лишь передается из поколения в поколение и усваивается как изначально заданное явление.
Изучение процессов профессиональной культуры государственных служащих предполагает интерсубъективное конструирование реальности профессиональной культуры в ситуациях повседневного профессионального взаимодействия, основанное на присвоении субъективных смыслов и интерпретации опыта профессиональной деятельности, позволяет понять собственно процесс и причины формирования повседневной деятельности государственного служащего.



Использованная литература

Ананченко М. Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2002.-№3.- С.42.
Кенжаева Т.В. Социальные аспекты модернизации в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 12. – С.56.
Кенжаева Т.В. Модернизация в современной России. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007.
Побережников И.В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. - 2002.- №18.- С. 146-168.
Ровный Б.И. Введение в культурную историю. Учебное пособие.- Челябинск, 2005.

Кенжаева Т.В. Модернизация в современной России. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007, с.45.
Побережников И.В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. - 2002.- №18.- С. 146.

Ананченко, М. Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2002.-№3.- С.42.

Ровный Б.И. Введение в культурную историю. Учебное пособие.- Челябинск, 2005, с.89









3

Использованная литература

1.Ананченко М. Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2002.-№3.- С.42.
2.Кенжаева Т.В. Социальные аспекты модернизации в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - № 12. – С.56.
3.Кенжаева Т.В. Модернизация в современной России. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007.
4.Побережников И.В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. - 2002.- №18.- С. 146-168.
5.Ровный Б.И. Введение в культурную историю. Учебное пособие.- Челябинск, 2005.

Вопрос-ответ:

Какие философские истоки теории модернизации в изучении профессиональной культуры?

Философские истоки теории модернизации в изучении профессиональной культуры связаны с работами таких мыслителей, как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Герберт Спенсер и Карл Маркс. Они разрабатывали концепции и модели развития общества, понимая, что профессиональная культура является одним из ключевых элементов модернизации и социального прогресса.

Какие атрибуты профессиональной культуры в современных условиях?

В современных условиях профессиональная культура включает в себя такие атрибуты, как знания, навыки, ценности, этика работы, профессиональная идентичность, профессиональные цели и задачи. Также важным атрибутом является компетентность, то есть способность применять знания и навыки в работе и достигать высоких результатов.

Какие принципы теории модернизации применяются в изучении профессиональной культуры?

В изучении профессиональной культуры применяются такие принципы теории модернизации, как принцип эволюции, принцип социальных изменений, принцип инноваций, принцип модернизации и принцип адаптации. Они помогают понять процесс развития и изменения профессиональной культуры в современном обществе.

Какой инструментарий используется для изучения процессов профессиональной культуры государственного служащего?

Для изучения процессов профессиональной культуры государственного служащего применяются различные инструменты, включая анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов, анализ статистических данных и другие методы. Это позволяет получить объективную информацию о ценностях, навыках, мотивациях и других аспектах профессиональной культуры государственного служащего.

Какие философские истоки лежат в основе теории модернизации профессиональной культуры?

Философские истоки теории модернизации профессиональной культуры связаны с идеями просвещения и рационализма, которые заложены в работах философов эпохи Просвещения, таких как Рене Декарт и Иммануил Кант. Идея модернизации профессиональной культуры основана на понимании, что развитие общества и профессиональной сферы требует постоянного обновления и приспособления к новым условиям.

Какие атрибуты профессиональной культуры важны в современных условиях?

В современных условиях профессиональной культуры особую важность приобретают такие атрибуты, как гибкость и адаптивность, способность к самоорганизации и саморазвитию, культура новых коммуникаций и цифровая компетентность, а также умение работать в мультикультурной среде и быть открытым к различию.

Какие принципы теории модернизации применимы в изучении профессиональной культуры?

В изучении профессиональной культуры применяются принципы модернизации, такие как принцип постоянного обновления и прогресса, принцип разделения труда и специализации, принцип рационализации и эффективности, принцип развития человеческого потенциала и саморазвития.

Какие инструментарии применяются для изучения процессов профессиональной культуры государственного служащего?

Изучение процессов профессиональной культуры государственного служащего осуществляется с помощью таких инструментариев, как анализ профессиональных компетенций и навыков, исследование системы ценностей и установок, оценка качества коммуникации и лидерских качеств, а также анализ организационной культуры и климата.

Какой методологический инструментарий используется в теории модернизации профессиональной культуры?

Теория модернизации профессиональной культуры использует методологический инструментарий, включающий такие подходы, как системный подход, сравнительный анализ, исторический исследовательский метод, качественные и количественные методы социологического исследования, исследование развития профессиональных стандартов и нормативно-правовых актов.

Каков философско-методологический подход к изучению профессиональной культуры в современном обществе?

Философско-методологический подход в изучении профессиональной культуры в современном обществе основывается на анализе различных философских концепций и методологических принципов. Он позволяет рассмотреть профессиональную культуру как совокупность ценностей, норм и обычаев, формирующихся в процессе профессиональной деятельности. Данный подход помогает понять влияние профессиональной культуры на развитие общества и выявить основные атрибуты и характеристики профессиональной культуры в современных условиях.

Какие атрибуты профессиональной культуры существуют в современных условиях?

В современных условиях профессиональная культура включает в себя такие атрибуты, как нормы и ценности, характерные для определенной профессии или сферы деятельности; профессиональные знания и навыки, которые представляют собой основу профессиональной деятельности; специфический язык и коммуникационные практики, используемые в профессиональной среде; профессиональные стандарты и этические кодексы, которые определяют правила поведения профессионалов. Все эти атрибуты взаимодействуют друг с другом и формируют профессиональную культуру конкретной группы специалистов.

На что основан философско-методологический подход в изучении профессиональной культуры?

Философско-методологический подход в изучении профессиональной культуры основан на философских истоках теории модернизации. Этот подход помогает понять сущность и структуру профессиональной культуры, ее значимость и роль в современном обществе.