История русской журналистики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История журналистики
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 16.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СССР 7
1.1 История телевидения в СССР: этапы развития 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СОВЕТСКОМ ТЕЛЕЭКРАНЕ 15
2.1 «В мире животных» - особенности типа передачи 15
2.2 «Кинопанорама» как тип познавательной культурно-развлекательной программы 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

Вдохновителем идеи и создателем «Кинопанорамы» стала режиссер Ксения Борисовна Маринина. Вместе с ней редактор Н.Карцева и М.Сперанскаякоторая в то время была главным редактором отдела киноредакции.Структура программы была разработана при поддержке Кузнецова. Именно они, как коллективная команда, подарили стране такое телешоу, которое на долгие годы осталось в сознании людей и стало любимым телезрителями.Первым ведущим программы был Зиновий Гердт. Его уговорили работать в рамках проекта. З. Гердт родился 21 сентября 1916 года в семье простых людей в городе Себеже: его мать была домохозяйкой, отец-мелким служащим конторы. Талант Гердта к драматургии проявился еще в школьные годы, когда он впервые появился на сцене драматического кружка. Он любил поэзию. В начале 30-х годов семья переехала в Москву, Зиновий поступил в заводское училище и стал слесарем, потому что там был Театр рабочей молодежи. Через пять лет труппу закрыли,и Гердт устроился работать в кукольный театр на Никольской улице.С 1945 года он работал в Центральном театре кукол и представлял десятки фильмов и мультфильмов.В первом выпуске, который вышел на телевидение 21 октября 1962 года, ведущий представил новый полнометражный фильм «Молодо-зелено». Ожидалось, что он выйдет в середине ноября. В эфире демонстрируются кадры из фильма и интервью с режиссером картины Константином Войновым и киноактером Юрием Никулиным. В этом же номере зрители познакомились с документальным фильмом «Мексика, которую мы любим» режиссера Анатолия Колюшина. В рубрике «На съемочной площадке страны» показан репортаж со съемок фильма «Мой младший брат». Кроме того, зрители смогут увидеть отрывки из съемок исторических художественных фильмов «БроненосецПотемкин» и «Чапаев». Редакция программы охотно привлекала зрителей к творчеству начинающих кинематографистов нашей страны. В программе участвуют студенты ВГИКа.Короткометражный фильм Климова называется «Жених». В другой рубрике, «На экране в ноябре», речь шла о премьере фильмов следующего месяца, которые выйдут в кинотеатрах страны. Поскольку в программу также включены новости с мировым кинематографом,там есть короткий рассказ об американской киноактрисе и певице Мэрилин Монро, умершей летом 1962 года, чья трагическая судьба вдохновила многих в то время.Содержание и структура первого выпуска программы раскрывают цели и намерения создателей. Она состоит, как мы видим, из:- Представление новых художественных фильмов,-Рассказ о съёмках,- Показ документальных фильмов,- Знакомство с молодыми начинающими кинематографистами,- Новости из мира кино.Помимо рассказа о советских фильмах, в программу также включены зарубежные новостные репортажи, рассказы о странах мира.Поскольку Зиновий Гердт часто путешествует и снимает, он не может регулярно выступать на программе. «Кинопанорама» тех лет выходила в прямом эфире, и за время его отсутствия были приглашены другие актеры: Олег Табаков, Ия Саввина, Кирилл Лавров и др. В 1963 году Гердт проведет всего три выпуска. Иногда программа выходит и без ведущего.Из-за такой нестабильности, изменчивости и частой смены ведущего программа постепенно теряла популярность и была снята с эфира в конце 1964 года. Но уже через год, в сентябре 1965 года, после первого съезда Союза советских фотографов, «Кинопанорама» вернулась на телеэкран. В 1966 году из-за длительных гастролей театра Образцова, З.Гердт был вынужден покинуть программу.За это время (1962-1966) программа была структурирована следующим образом: каждый выпуск был посвящен презентации того или иного фильма. Ведущий подробно рассказывает о своих съемках,рассказывает об актерах, участвующих в творческом процессе, а затем показывает фрагменты из фильма. За этим последовала рубрика «Со съемочной площадки страны», в которой показали репортаж со съемок фильма. Для создателей фильмов, которые всегда остаются «За кадром», выделена отдельная категория под рубрикой «Чтение титров к фильмам». Но нет сомнений, что наиболее интересной среди зрителей является рубрика «Творческий портрет», которая рассказывает о прекрасных актерах, фактах из их биографий, их порой непростой судьбе, пути творчества, о фильме, который они снимают в настоящее время, и о фильме, в котором они будут участвовать в будущем. Кроме того, зрители могут узнать оих увлечениях. В «Иностранной хронике» советский зритель знакомился с творчеством зарубежных киноактеров и режиссеров. В программе есть и ряд других рубрик: «документальное кино», «музыка в кино», «творчество молодежи», «детские фильмы». Некоторые выпуски «Кинопанорамы»закончивались весьма позитивно: зрители смотрели советские мультфильмы на прощание.На протяжении многих лет «Кинопанорама» делилась на два типа передач. Первый тип-это совокупность задач, состоящих из различных категорий. Второй - тематический вопрос,который является углубленным анализом в этом направлении, когда программа полностью привержена теме, полностью раскрытой ведущим. Например, за 1962-1966 годы было пять тематических выпусков, в том числе, например, программа – «Женщина в кинематографе».Для первого этапа существования «Кинопанорамы» программа еще не отточила структуру,частые смены ведущего (О.Табаков,И.Саввина, Т.Лавров,Г.Чухрай, Г.Александров и др.).Нерегулярное вещание,неопределенный временной диапазон от 40 до 100 минут и появление специальных тематических выпусков с 1965 года характерны для программы.В 1966 году, с приходом нового ведущего-кинодраматурга Алексея Каплера (1904-1979), шоу обрело вторую жизнь и несколько изменило формат. Каплер родился 11 октября 1904 года в Киеве, где окончил гимназию. Его карьера началась с выступлений в Киевском театре эстрады. Но потом он понял, что его ниша-это сценарий. Он написал сценарии для многих советских фильмов,таких как «Три товарища» (1935), «Ленин в октябре», «Шахтер» (1937), «Ленин в 1918» (1939), «Она защищает Родину» (1943) и др. Он также написал талантливые сценарии к популярным советским художественным фильмам 1960-х годов: «Полосатый рейс» (1961), «Человек-амфибия» (1962).Алексею Каплеру порекомендовала попробовать себя в роли телеведущей его жена, поэтесса Юлия Друнина. Однажды она встретила режиссера «Кинопанорамы» директораМаринину и поговорила с ней. Каплер, как никто другой,идеально вписывается в структуру программы и ведет ее целых 7 лет.По словам Марининой, «очень трудно найти постоянного ведущего, потому что это особый дар-выходить в эфир и думать, выражать свои мысли о главных событиях в кино. Таким человеком после Зиновия Гердта был кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер».Каплер умел «схватывать» камеру совершенно естественно, прямо и свободно в своих высказываниях, а также хорошо информирован и компетентен в области фотографии. Его дух простоты и искренности покорил сердца зрителей. Уровень доверия зрителей к нему достаточно высок, потому что он хорошо разбирается в вопросах кино и понимает ситуацию. Он сразу же нашел выход для зрителей. Каплер разговаривает с ними так, как будто они близкие друзья, успокоенный, живой и веселый, иногда рассказывая анекдоты, забавные истории или события, которые произошли с ним.Из воспоминаний автора и режиссера «Кинопанорамы» Ксении Марининой: «Этот далеко не молодой человек, рассказывая о событиях из жизни фильма, просто не задумывался о том, как лучше выглядеть на экране. Он улыбался зрителям и не пытался их завоевать. В середине рассказа он может вдруг сказать: «О боже, я забыл свое имя! Я записал его где-то,но не смог найти. Ну, тогда я найду его и расскажу вам, пока вы смотрите фрагмент фильма».Каждый новый ведущий вносил свой вклад в структуру программы, возможно, более или менее модифицировал ее, формировал по-своему, привнося в нее новые идеи и замыслы. Без сомнения, в соответствии с их интересами и предпочтениями. Поскольку Каплер-талантливый кинодраматург,он очень заинтересован в процессе работы в области кино. В связи с этим была создана новая рубрика «Кинопанорамы», получившая название "Наш архив". В нем они говорили о потерянных кадрах из забытых фильмов. Рассказывалось о режиссерах и сценаристах, участвовавших в их создании.Он также добавил раздел «ответы на письма», где ведущий зачитывал вопросы аудитории и сразу же отвечал на них. Вопросы, которые ему задавали, касались главным образом киноискусства, и к нему относились как к специалисту, как к человеку, хорошо разбирающемуся в кино и хорошо разбирающемуся в кино. Исходя из этого, можно предположить, что еще в самом начале программы также был разработан метод обратной связи между аудиторией и ведущим.В начале 1970-х годов программа перешла в режим записи, и Каплеру не понравилась эта идея. Кроме того, он видел успех телешоу, которое транслировалось в прямом эфире, в режиме реального времени, которое создавалось на глазах у зрителей.В 1972 году Каплер покинул программу, мотивируя это тем, что ему не хватает времени для литературной работы.В начале 1979 года, с приходом кинорежиссера Эльдара Рязанова (1927-2015), сериал вернулся к своей прежней популярности, привлекая зрителей на экран. Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Но вскоре семья переехала в Москву. В 1950 году он с отличием окончил ВГИК.Человек с уникальным талантом к общению, широким кругозором и обаянием. Ксения Маринина вспоминала: «Рязанов завоевал расположение зрителей сразу после третьей и четвертой передач, на телевидении самая главная натура-это Эльдар Александрович - очень способный человек, чтобы говорить с аудиторией. Это особый дар, чтобы иметь возможность говорить с аудиторией и позволить им слушать вас. Это определяется даже не количеством знаний, которыми обладает человек, а способностью к контакту».ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременное общество становится все более и более информационным обществом. Телевидение, которое развивалось со второй половины прошлого века, также внесло свой вклад в эту тенденцию. В Советском Союзе первое телевизионное шоу состоялось в 1934 году. После войны телевизионное вещание возобновилось в 1945 году.Идеологическая доктрина Советского государства декларировала высокую цель развития человеческого духа, что обусловило воспитательный характер телевизионного вещания и всеобщее стремление к поддержанию высокого уровня культуры.Предпосылкой для развлечения была непринужденность на советском телевидении. Несмотря на пропаганду и продвижение политической мысли,программу стараются делать в информационно-развлекательной форме, то есть задача создателей - представить информацию с сенсорным развлечением. В то время многие люди называли научно-популярные или культурно-просветительские программы тем или иным развлекательным элементом. К ним относятся такие программы, как «Музыкальный павильон», «Утренняя почта», «КВН», «В мире животных», «Клуб путешественников», «Кинопанорама», «Очевидное-невероятное» и так далее.В ходе анализа были рассмотрены две телевизионные программы: «Кинопанорама» и «В мире животных», которые мы относим к типу образовательных культурно - развлекательных программ советского телевидения.В «Кинопанораме» (1962-1995) за всю историю ее существования сменилось более 50 ведущих. Наиболее известные из них: Зиновий Гердт, Алексей Каплер, Георгий Капралов, Эльдар Рязанов, Даль Орлов и Виктор Мережко.Но у большинства людей «Кинопанорама» ассоциируется в основном с именем выдающегося кинорежиссера Эльдара Рязанова.В ходе изучения программы «В мире животных» были выявлены следующие особенности: с 1968 по 1975 год эти программы транслировались только в формате телевизионных бесед с учеными, изучающими животный мир. Запись производится непосредственно в студии. Это было главным образом связано с отсутствием технических возможностей в то время.Качественную программу «В мире животных» обеспечивают грамотные, талантливые ведущие. Песков - профессиональный журналист, пишущий о природе. Дроздов-специалист, который любит свою работу. Каждый ведущий вносит в программу что-то свое.Главной особенностью культурно-развлекательных программ советского телевидения, по сравнению с современным телевидением, было то, что в советских программах развлечение не было самоцелью.Отличительной особенностью всех этих программ является то, что их руководителями являются старшие специалисты в соответствующих областях, в которых программа ориентирована в данной области. Поэтому уровень доверия телезрителей максимально высок. Каждый ведущий, безусловно, становился лицом программы.Культурно-развлекательные программы советского периода заложили хорошую основу для их дальнейшего производства на телевидении. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАфанасьева О.В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или…М.: Алгоритм, 2015. –238 с.А.Я. Каплер. Загадка королевы экрана. М., 1979. - 204 с.Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976. С.195Вартанов, Анри Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие / Анри Вартанов. - Москва: Наука, 2017. - 320 c.Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 cДроздов Н., Макеев А. В мире животных. ., 2002. – 224 с.Есин, Б. И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c.Коханая, Ольга Евгеньевна Сборник Программ Практики Студентов I-V Курсов Специальности 030601 «Журналистика», Специализации «Журналистика В Социально-Культурной Сфере», «Телевидение И Радиовещание», «Литературно-Художественная Критика», «Международная Журналистика», «Спортивная Жу / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: РГГУ, 2018. - 315 c.Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2017. - 640 c.Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 cМуратов, С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. - М.: Юрайт, 2017. - 516 c.Плониш, В. Ю. Теория и практика массовой информации / В.Ю. Плониш. - М.: ИВЭСЭП, 2019. - 168 c.Рацибурская, Лариса Викторовна Специфика современного медийного словотворчества. Учебное пособие / Рацибурская Лариса Викторовна. - М.: Флинта, 2019. - 149 cРаззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.– 524 с.Раззаков Ф.И. Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами. М., 2007. – 700 с.Третьяков, Виталий Товиевич Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал / Третьяков Виталий Товиевич. - М.: Ладомир, 2017. - 851 c.Цвик, В. Л. Телевизионная служба новостей / В.Л. Цвик. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 320 c.Шарков, Ф. И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие / Ф.И. Шарков, В.И. Захарова. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.Интернет-ресурсы:Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения. // Автореферат канд. филологич. наук. М., 2008. http://mediascope.ru/node/250КИНО-ТЕАТР.РУ [Электронный ресурс]// Кинопанорама. Начало. URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/history/y1962/95/ (15.11.2020.)Маринина К.Б. «…А потом была “Кинопанорама”»//Шаболовка. Страницы истории телевидения. М., 1988. – 250 с.Музей телевидения и радио в интернете[Электронный ресурс]//Телевизионная передача «В мире животных». URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6789 (15.11.2020)Музей телевидения и радио в интернете[Электронный ресурс] //КИНОПАНОРАМА. URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6786 (15.11.2020)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева О.В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или…М.: Алгоритм, 2015. – 238 с.
2. А.Я. Каплер. Загадка королевы экрана. М., 1979. - 204 с.
3. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976. С.195
4. Вартанов, Анри Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие / Анри Вартанов. - Москва: Наука, 2017. - 320 c.
5. Голядкин, Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие / Н.А. Голядкин. - М.: Аспект пресс, 2017. - 192 c
6. Дроздов Н., Макеев А. В мире животных. ., 2002. – 224 с.
7. Есин, Б. И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c.
8. Коханая, Ольга Евгеньевна Сборник Программ Практики Студентов I-V Курсов Специальности 030601 «Журналистика», Специализации «Журналистика В Социально-Культурной Сфере», «Телевидение И Радиовещание», «Литературно-Художественная Критика», «Международная Журналистика», «Спортивная Жу / Коханая Ольга Евгеньевна. - Москва: РГГУ, 2018. - 315 c.
9. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2017. - 640 c.
10. Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c
11. Муратов, С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. - М.: Юрайт, 2017. - 516 c.
12. Плониш, В. Ю. Теория и практика массовой информации / В.Ю. Плониш. - М.: ИВЭСЭП, 2019. - 168 c.
13. Рацибурская, Лариса Викторовна Специфика современного медийного словотворчества. Учебное пособие / Рацибурская Лариса Викторовна. - М.: Флинта, 2019. - 149 c
14. Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.– 524 с.
15. Раззаков Ф.И. Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами. М., 2007. – 700 с.
16. Третьяков, Виталий Товиевич Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал / Третьяков Виталий Товиевич. - М.: Ладомир, 2017. - 851 c.
17. Цвик, В. Л. Телевизионная служба новостей / В.Л. Цвик. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 320 c.
18. Шарков, Ф. И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие / Ф.И. Шарков, В.И. Захарова. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.
Интернет-ресурсы:

19. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения. // Автореферат канд. филологич. наук. М., 2008. http://mediascope.ru/node/250
20. КИНО-ТЕАТР.РУ [Электронный ресурс]// Кинопанорама. Начало. URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/history/y1962/95/ (15.11.2020.)
21. Маринина К.Б. «…А потом была “Кинопанорама”»//Шаболовка. Страницы истории телевидения. М., 1988. – 250 с.
22. Музей телевидения и радио в интернете[Электронный ресурс]//Телевизионная передача «В мире животных». URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6789 (15.11.2020)
23. Музей телевидения и радио в интернете[Электронный ресурс] //КИНОПАНОРАМА. URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=6786 (15.11.2020)

Вопрос-ответ:

Какие исторические периоды в развитии телевидения в СССР можно выделить?

В развитии телевидения в СССР можно выделить несколько исторических периодов. Один из первых - это период с 1938 по 1941 годы, когда началось экспериментальное вещание на телевизорах. Затем следует период с 1945 по 1950 годы, когда началось регулярное телевизионное вещание. Далее идет период с 1951 по 1960 годы, в котором телевидение стало массовым средством информации и развлечения. И последний период - с 1961 по 1991 годы, когда телевидение в СССР достигло своего расцвета и стало одним из основных и наиболее популярных средств коммуникации.

Какие культурно-развлекательные программы были популярны на советском телевидении?

На советском телевидении популярностью пользовались различные культурно-развлекательные программы. Одной из самых известных была программа "В мире животных", которая представляла тип передач о животных. Немалую популярность имела и программа "Кинопанорама", которая была типом познавательной культурно-развлекательной программы. Вдохновителем и создателем "Кинопанорамы" была режиссер Ксения Борисовна Маринина. Это всего лишь некоторые примеры популярных программ, которые показывали на советском телевидении.

Кто стал вдохновителем и создателем "Кинопанорамы" на советском телевидении?

Вдохновителем и создателем "Кинопанорамы" на советском телевидении стала режиссер Ксения Борисовна Маринина. Вместе с ней работали редакторы Н. Карцева и М. Сп. Благодаря их совместным усилиям, "Кинопанорама" стала популярной познавательной культурно-развлекательной программой на советском телевидении.

Какие аспекты развития телевидения в СССР рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются история телевидения в СССР и его этапы развития.

Какие особенности типа передач "В мире животных" упоминаются в статье?

В статье упоминаются особенности типа передач "В мире животных" на советском телевидении.

Кто стал вдохновителем и создателем Кинопанорамы на советском телевидении?

Идею и создание Кинопанорамы на советском телевидении вдохновила режиссер Ксения Борисовна Маринина вместе с редакторами Н. Карцевой и М. Сп.

Какие были этапы развития телевидения в СССР?

Этапы развития телевидения в СССР включают в себя: создание телевизионной системы и технического обеспечения, первые телевизионные передачи, развитие телевизионных программ и повышение качества вещания.

Какие особенности типа передач были в мире животных на советском телевидении?

Мир животных на советском телевидении был представлен в особенностях типа передачи, таких как документальные фильмы о дикой природе, программы о животных в зоопарках, передачи о домашних животных и др.

Что представляла собой программа "Кинопанорама" на советском телевидении?

"Кинопанорама" была познавательно-культурно-развлекательной программой, которая позволяла зрителям познакомиться с различными фильмами, просмотреть их фрагменты и услышать комментарии сотрудников кинематографии.

Кто был вдохновителем и создателем программы "Кинопанорама"?

Вдохновителем и создателем программы "Кинопанорама" стала режиссер Ксения Борисовна Маринина. Вместе с ней работали редакторы Н. Карцева и М. Сп.

Какие аспекты развития телевидения в СССР анализируются в статье?

В статье анализируются теоретические аспекты развития телевидения в СССР, история телевидения на различных этапах, культурно-развлекательные программы на советском телевидении, особенности типа передач "Мир животных" и "Кинопанорама" и роль идеи и создателей.

Какие были этапы развития телевидения в СССР?

История телевидения в СССР прошла через несколько этапов развития, включая начальный период экспериментальных передач, развитие телестудий и создание сети телевещания по всей стране, расширение программного контента, а также внедрение новых технологий и форматов передач.