С.В. Рахманинов - продолжатель традиций русской музыкальной школы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Общая характеристика творческого наследия Рахманинова 5
2.Фортепианное творчество С. Рахманинова 13
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Четыре концерта и «Рапсодия на тему Паганини», фактически — пятый концерт, являются ведущей линией в художественном наследии музыканта. Эти сочинения можно определить как фокусные. Можно говорить о ярком проявлении индивидуальности Рахманинова уже в Первом фортепианном концерте fis-moll op. 1 (1891). Второй фортепианный концерт c-moll (1901) является этапным произведением, ознаменовавшим высокий расцвет искусства Рахманинова. Наконец, нельзя не сказать о репрезентации творческих тенденций, типичных для рахманиновского искусства в период между двух революций, в Третьем фортепианном концерте d-moll (1909). Если Второй концерт является кульминацией весеннего расцвета искусства композитора, то это произведение отличается зрелостью и широким взглядом на мир. Трехчастный концертный цикл является воплощением целой фортепианно-оркестровой симфонии. Важность представляют и Четвертый концерт, а также «Рапсодии на тему Паганини». В концерте Рахманинов добивается существенного обновления образного строя романтического концерта. Многочисленные фортепианные пьесы Рахманинова являются как бы окружением концертов, близким им по своим образам. Обращаясь в юности к самым различным жанрам — элегии, серенаде, баркароле, юмореске, вальсу, мазурке и другим, композитор в дальнейшем сконцентрировал свое внимание только на двух — прелюдии и этюде-картине. Уже в юности композитором были обновлены некоторые жанры фортепианной миниатюры, насыщены такими чертами, как ораторский пафос, мужественная экспрессия, волевая ритмика (особенно характерны в этом смысле Элегия, Юмореска, Баркарола). Прелюдию cis-moll или Этюд-картина a-moll ор. 39, № 6 можно охарактеризовать как фортепианные поэмы.Наличие новой образности музыки Рахманинова потребовала того, чтобы появились и особые средства выразительности. Рахманинов смог осуществить синтез композиционных приемов, разработанных представителями лирико-психологического и жанрово-эпического направлений русской музыки, интонационной экспрессии мелоса с монументальной широтой его развертывания, ритмикой внезапных волевых импульсов, и постепенных накоплений энергетического потенциала через плавную «колокольную» раскачку движения. Это стало основой для формирования особого типа динамизма, присущего искусству Рахманинова. Ранние сочинения показывают тяготение фортепианного письма Рахманинова к исключительному полнозвучию. Однако в Третьем концерте, некоторых этюдах-картинах можно говорить о его еще большей насыщенности. Композитор осуществляет использование грандиозных аккордовых массивов, многоэлементной, иногда четырех-пятиголосной фактуры. ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Русская музыка 20 века стала своего рода феноменом, выразившим идеологические и духовные особенности той противоречивой эпохи. Фортепианная классика 20 века отличается технической сложностью, тяготением к романтизму и реализму, жанровым разнообразием, гармоническим и ладовым многообразием. Произведения Рахманинова являются выдающейся вершиной развития классической русской музыкальной культуры — это особое музыкальное мировосприятие, которое было создано во многом благодаря переосмыслению композитором темы и проблемы России, русской идеи. Творчество композитора отличается такими качествами, как глубина идейного содержания, синтез образов обобщенного и конкретного характера. Особенно важно сказать о влиянии творческого наследия Рахманинова на формирование последующего композиторского искусства в России. В частности, речь идет о Прокофьеве, Шостаковиче, Шнитке и т.д. Это связано с тем, что именно Рахманинов впервые смог в полной мере добиться осуществления идеи синтеза классического русского музыкального наследия. Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Кроме того, как уже отмечалось ранее, композитор развивает традиции картинности в своем творчестве. В русской классической музыке (в ее композиторском выражении), развивавшейся по принципу ускоренного развития, специфический национальный подход к трактовке «музыкальной картины» начинает обнаруживаться, на наш взгляд, в отдельных сочинениях П. Чайковского (симфонии «Зимние грезы») и Н. Римского-Корсакова. Кульминационной точкой на этом пути является творчество С. Рахманинова, где самым теснейшим образом объединяются «картинные» и эмоционально-чувственные образы, при этом зрительное впечатление дает толчок для его эмоционального «переживания». Эта особенность роднит сочинения Рахманинова с русской литературой, в частности, с произведениями Л. Толстого и Ф. Достоевского.Возможно, национальная специфика русской «музыкальной картины» заключается в таком соотношении образов — внешне-изобразительного и эмоционально-выразительного — в рамках одного произведения, когда первый играет роль импульса по отношению ко второму.В данном отношении Рахманинов во многом схож с Дебюсси. Сравнение в таком ракурсе, например, Рахманинова и Дебюсси, позволяет обнаружить в сочинениях каждого автора отражение национальных особенностей воплощение картинных образов. Рахманинов остается выразителем, прежде всего, музыкального начала, что сказывается в стремлении выразить эмоцию, Дебюсси же, в соответствии с французской традицией, нацеленный на передачу красочного, театрально-декоративного начала, следует по пути расширения изобразительных возможностей музыки.Список литературы Алексеев А. История фортепианного искусства. https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/alekseev_ifi3.htmКак исполнять Рахманинова. Сб. статей. М.: Композитор, 2003Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. ˗ М.: Сов. композитор, 1978. ˗ 511 с.О Рахманинове. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160605134240/http://classical-musica.ru/cultural-news/featured-articles/2190-rahmaninov/Рыбак Н.Я. Картинность и картинные образы музыки : 17.00.02 Рыбак, Наталья Яковлевна Картинность и картинные образы музыки (история и типология) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Магнитогорск, 2006. 228 с. [Электронный ресурс]Фраёнова О. В. Рахманинов // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015.

Список литературы

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/alekseev_ifi3.htm
2. Как исполнять Рахманинова. Сб. статей. М.: Композитор, 2003
3. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. ˗ М.: Сов. композитор, 1978. ˗ 511 с.
4. О Рахманинове. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160605134240/http://classical-musica.ru/cultural-news/featured-articles/2190-rahmaninov/
5. Рыбак Н.Я. Картинность и картинные образы музыки : 17.00.02 Рыбак, Наталья Яковлевна Картинность и картинные образы музыки (история и типология) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Магнитогорск, 2006. 228 с. [Электронный ресурс]
6. Фраёнова О. В. Рахманинов // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015.

Вопрос-ответ:

В чем состоит характеристика творческого наследия С.В. Рахманинова?

Творческое наследие С.В. Рахманинова характеризуется как продолжение традиций русской музыкальной школы. Музыкант является одним из самых выдающихся композиторов и пианистов конца XIX - начала XX века. Его работы отличаются мощной эмоциональностью, глубоким содержанием и виртуозной техникой исполнения.

Каково значение фортепианного творчества С.В. Рахманинова?

Фортепианное творчество С.В. Рахманинова имеет огромное значение в его художественном наследии. Особенно выделяются его Четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини. Эти произведения являются фокусными и демонстрируют яркое проявление индивидуальности Рахманинова. Они отличаются сложной структурой, виртуозной игрой и глубоким эмоциональным зарядом.

Какие произведения являются ключевыми в творческом наследии С.В. Рахманинова?

Ключевыми произведениями в творческом наследии С.В. Рахманинова являются его Четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини. Они являются ведущей линией в его художественном наследии и демонстрируют высокий уровень мастерства композитора. Эти произведения знамениты своей сложностью и эмоциональностью исполнения.

В чем особенность Первого фортепианного концерта fis moll op 1 С.В. Рахманинова?

Первый фортепианный концерт fis moll op 1 С.В. Рахманинова отличается своей индивидуальностью и стал важной точкой в его творческом развитии. Это произведение выделяется своей непростой структурой и сложностью исполнения. Оно является прекрасным примером техники и эмоциональности, которые присущи музыке Рахманинова.

Какая общая характеристика творческого наследия С.В. Рахманинова?

Творческое наследие С.В. Рахманинова характеризуется как продолжение традиций русской музыкальной школы. Он унаследовал и развил русскую музыкальную традицию, сочетая ее с элементами западной музыкальной культуры.

Какие произведения С.В. Рахманинова можно назвать фокусными в его художественном наследии?

В художественном наследии С.В. Рахманинова фактически пять произведений можно назвать фокусными: четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини. Они являются ведущей линией его творчества и отличаются ярким проявлением его индивидуальности.

В чем заключается особенность Первого фортепианного концерта С.В. Рахманинова?

Первый фортепианный концерт С.В. Рахманинова в фа-диез миноре, op. 1, является первым большим произведением композитора, в котором уже проявляется его индивидуальность. Концерт отличается эмоциональностью, сложной фактурой, виртуозной партией для фортепиано и прекрасным романтическим настроением.

Какие произведения С.В. Рахманинова можно отнести к его фортепианному творчеству?

С.В. Рахманинов написал множество произведений для фортепиано. К их числу относятся все четыре фортепианных концерта, Рапсодия на тему Паганини, прелюдии, этюды, сонаты и много других. Все эти произведения отличаются виртуозной и выразительной фортепианной партией.

Какими элементами С.В. Рахманинов сочетал русскую и западную музыкальную культуру?

С.В. Рахманинов сочетал русскую и западную музыкальную культуру через использование русских мелодических и гармонических приемов в сочетании с западными структурными элементами и формами. Он создавал музыку, которая была уникальным сочетанием русской душевности и западной техничности.