Развитие психических функций (от 3-х до 6_ти лет)
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста 5
2. Характеристика познавательных процессов дошкольников 8
3. Проблемы развития современного дошкольника 17
Заключение 20
Список литературы 22
Именно в дошкольном возрасте у малыша начинают закладываться все главные личностные особенности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности детского развития в данном возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни [9].Одной из главных проблем дошкольного возраста – это речевое отставание. Современные дети зачастую или разговаривают слишком мало или очень плохо. По данным ученых задвадцать лет количество речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Все дело в том, что речь является очень важным инструментом мышления, воображения, осознания своего поведения и своих переживаний и ее бедность или отсутствие может привести к тому, что у дошкольника формируется психическая неустойчивость и зависимость от внешних воздействий.Другой проблемой дошкольного возраста стало неумение ребенка сконцентрироваться на каком-либо одном занятии, у него отсутствует заинтересованность в деле из-за повышенной гиперактивности и рассеянности внимания. Еще одной проблемой у детей дошкольного возраста стало отсутствие любознательности и снижение воображения и творческой активности. Например, дети редко стали придумывать новые игры, сочинять сказки и веселые истории, им скучно рисовать или что-то конструировать. И в следствиемы имеем ограниченное общение с ровесниками т.к. им неинтересно общаться друг с другом.Тому же самому способствует то, что для современных детейпочти исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором ребята могли свободным образом играть друг с другом и между собой общаться [9].Педагоги и воспитателизамечают повышение тревожности и агрессии у современных дошкольников. Тревожность и агрессия чаще всего проявляется,что детям недостает общения. Детская агрессия – это такой защитный механизм, который является последствием эмоциональной неустойчивости. Агрессивный дошкольникчувствует себя отверженным и не нужным окружающим. Поэтому для него так важно найти способы как привлечь к себе внимания, но которые зачастую не понятны родителям и педагогам, но для ребенка это единственное средство быть кем-то замеченным. Следующая проблема современного дошкольника заключается в росте «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор все чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Согласно опросу родителей, их дети проводят у экрана по несколько часов в сутки, что намного превосходит время их общения со взрослыми. Все это вполне устраивает большинство родителей, в особенности пап, которыесовсем не часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе различные опасности как для физического здоровья ребят (зрительный дефект, дефицит движений, испорченная осанка и т.д.), так и для психического развития дошкольников. Телевизор и компьютерные игры формируют психику и интеллект современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, точнее сказать отбирают воспитательную функцию у родителей. Стоит отметить, чтомалыши смотрят все,что ни попадя. Вследствие этого подрастает поколение «экранных» детей. Также стоиткоснуться еще одной проблемы в воспитании современного ребенка, т.е. современных игрушек. Большинство из них практически не помогают развивать игровую деятельность. Хотя именно игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Сегодня игрушки ориентированы на механическое применение заложенных изготовителем операций, что не помогает развивать творческую игру [5].Также нельзя обойти актуальные проблемы современного дошкольного образования. На сегодняшний день в современном дошкольном образовании имеются проблемы. Обратим внимание на общение ребенка.Полноценное общение нельзя представить без коммуникативных умений, которые нужно развивать с самого детства. К общению стоит отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт с ровесниками и взрослыми, умение выражать собственные мысли и речевое понимание. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, обычно остающаяся без должного внимания со стороны воспитателей. И обычно воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру лишь по просьбе ребят. Следующая тема — семья. В настоящее время имеетсяогромноечисло неполных семей, где воспитываются ребята. Отсюда и вытекают проблемы. Когда родителю некогда заниматься собственным ребенком, он предоставлен сам себе и следствием подобного «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Многие современные родители не хотят сотрудничать с ДОО, ссылаясь на занятость. Также, базовая система знаний перестала на сегодняшний день занимать прежнееместо. Для человека нынешнего века большуюважность имеет не комплекс базовых знаний, которые получены в семье и школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора других людей.В связи с этим С. В.Гребешова заключает, что проблемы в современном образовании существуют. Без общения нельзя развить коммуникативную сторону детской личности. Без сотрудничества родителей с детсадом нельзя полноценно развиватьдошкольника. Нужно воздействовать на родителей так, чтобы они пытались быть с ребенком в течение всего дошкольного возраста, помогая ему. Более результативноеобучение, предполагающее личностно-ориентированный подход [4].ЗаключениеДля устранения вышеописанных проблем необходимо использовать заложенные в детях для их развития и их личностного становления, но на сегодняшнее время детский потенциал или совсем не используется или используется, но не правильно.Реализовывать данные резервы нужно в особенныхформах деятельности дошкольника, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и его возможностям. Сюда входят различные виды игр, конструирование, рисование, лепка, общение со взрослыми и ровесниками. Важнейшей задачей воспитания современного дошкольника является создание таких условий, в которых у ребёнка появилась бы возможность играть с егоровесниками, решать с ними познавательные задачи, развивать воображение, творческие способности,удовлетворять собственное любопытство, выстраивать отношения с окружающими людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Необходимо обеспечить любому ребенку заботу о его психическом и физическом здоровье, а для этого нужно, чтобыДОУ и родители совместноразвивали у современного дошкольника чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта.И тогдаон сможет полноценно развиваться и формироваться как полноценная личность.В целях разрешения проблем развития дошкольникав практике современного образовательного пространства должны присутствовать следующие направления: Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Такие отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял. Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития [4].Главным условием развития дошкольника является создание насыщенной предметно-пространственная среда ДОУ. Также, по причине того, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностьюявляется игра, то формирование и развитие психики детей дошкольного возраста лучше всего проводить с использованием игр [6].Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/archive/117/32377/ (дата обращения: 29.12.2017).Денисова Р.Р. Развитие современных дошкольников в аспекте детской субъектности. // Журнал. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - № 1(18), 2015. – С.46-56.Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Содержание предметно-пространственной среды группы детского сада для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 4 (23), 2015. – С.146-149. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. // Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 200
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.
3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2005. – 240 с.
4. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/archive/117/32377/ (дата обращения: 29.12.2017).
5. Денисова Р.Р. Развитие современных дошкольников в аспекте детской субъектности. // Журнал. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - № 1(18), 2015. – С.46-56.
6. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
7. Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Содержание предметно-пространственной среды группы детского сада для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 4 (23), 2015. – С.146-149.
8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. // Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
10. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 200
Вопрос-ответ:
Какие особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста?
Одной из особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста является расширение круга эмоций, которые они способны выразить. На этом этапе дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и развивать свои эмоциональные реакции. Они могут проявлять радость, грусть, страх, удивление и другие эмоции в ответ на различные ситуации.
Какие познавательные процессы характерны для детей дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста активно развиваются в плане познания окружающей среды. Они начинают интересоваться миром и задавать много вопросов. У них формируется общее представление о предметах и явлениях, они учатся обобщать и классифицировать информацию. Также развивается внимание, память, мышление и воображение.
С какими проблемами может столкнуться развитие современного дошкольника?
Современные дошкольники могут столкнуться с рядом проблем, связанных с окружающей их средой. Например, недостаток времени, который родители могут уделять им из-за работы или других обязанностей. Это может повлиять на их эмоциональное и психическое состояние. Также влияние современных технологий на развитие детей может стать проблемой, если они тратят слишком много времени перед экранами вместо общения и активного взаимодействия с реальным миром.
Какое значение имеет дошкольный возраст для формирования личностных особенностей ребенка?
Дошкольный возраст имеет огромное значение для формирования личностных особенностей ребенка. Именно в этот период закладываются основы его будущего развития. Дети начинают формировать свою индивидуальность, учатся самостоятельности, социализации и общению с другими людьми. Важно учить их эмоциональной регуляции, развивать их познавательные способности и помогать им строить позитивную самооценку.
Какие особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте дети начинают более ярко и сознательно проявлять свои эмоции. Это связано с развитием их нервной системы и возрастными изменениями в мозге. Дети в этом возрасте могут проявлять различные эмоции, такие как радость, грусть, гнев, страх и удивление. Они могут также начинать развивать способность к саморегуляции эмоций и общаться на эмоциональном уровне с окружающими.
Какие познавательные процессы развиваются у дошкольников?
У дошкольников развивается речь и мышление. Речь становится более сложной и связанной, дети начинают использовать все больше слов и выражать свои мысли более точно. Мышление также развивается, дети начинают уметь анализировать и сравнивать объекты, решать простые логические задачи и делать выводы. Также у детей развивается внимание, память и воображение.
Какие проблемы могут возникать в развитии современных дошкольников?
В современном мире существует несколько проблем, которые могут влиять на развитие дошкольников. Одна из них - экранная зависимость, когда дети проводят слишком много времени перед экранами устройств (телевизор, компьютер, смартфон) и не получают достаточно физической активности и социального взаимодействия. Также проблемой может быть неполноценное питание, когда дети не получают все необходимые витамины и минералы для правильного физического и психического развития. Еще одной проблемой может быть недостаток игровой активности и свободного времени для самостоятельного и творческого развития.
Какое значение имеет дошкольный возраст для развития ребенка?
Дошкольный возраст имеет огромное значение для развития ребенка. В этом возрасте закладываются основы его личности и организм формируется для дальнейшего физического и психического развития. Дети в этом возрасте активно учатся и осваивают новые навыки, они начинают формировать свою самооценку и отношение к себе, окружающим и миру в целом. Правильное воспитание и развитие в дошкольном возрасте могут существенно повлиять на качество жизни и успехи ребенка в будущем.
Какие особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте эмоциональное развитие детей проходит через ряд особенностей. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и начинают проявлять интерес к окружающему миру. Они эмоционально реагируют на внешние события и испытывают разнообразные эмоции, такие как радость, грусть, страх и др. Также в этом возрасте начинается формирование основных человеческих эмоций и развитие социально-эмоциональных компетенций.
Какие процессы познавательного развития происходят у дошкольников?
У дошкольников происходит активное развитие познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, мышление и память. В этом возрасте дети начинают учиться наблюдать и анализировать окружающий мир, а также думать и решать проблемы. Они интересуются новыми знаниями и могут задавать много вопросов. Также в этом возрасте происходит развитие речи и речевого мышления.
Какие проблемы могут возникать в развитии современного дошкольника?
В развитии современного дошкольника могут возникать различные проблемы. Например, некоторые дети могут иметь задержку речевого развития или проблемы с социальной адаптацией. Также современные дошкольники могут страдать от перегрузки информацией и эмоционального стресса. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и его развитие может протекать по-разному, поэтому важно обеспечить ему поддержку и удовлетворение его индивидуальных потребностей.