Идеологическое обоснование империалистических доктрин США 2-й пол. XX в.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1Установление американского присутствия на Ближнем Востоке 7
1.1Зарождение нефтяной промышленности 7
1.2Принцип взаимности 8
1.3Проникновение американских компаний в Ирак 9
1.4 Посягательство Великобритании на Саудовскую Аравию 11
1.5Англо-американское нефтяное соглашение 14
2Внешнеполитические и военные доктрины США в конце XX века 16
2.1Исторический аспект формирования политики США в послевоенный период 1945 – 1953 гг 16
2.2 Военная доктрина США 20
2.3 Период: 1953 – 1961 гг. с президентством Г.Трумэна 23
2.4 Карибский кризис 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
С этой точки пуска они были способны быстро достигать целей на востоке США. Если ракеты будут введены в эксплуатацию, они в корне изменят характер ядерного соперничества между США и Союзом Советских Социалистических Республик (СССР), которое до в этой точке доминировали американцы.Советский лидер Никита Хрущев сделал ставку на отправку ракет на Кубу с конкретной целью увеличения ядерных возможностей своей страны. Советским руководством долгое время рассматривалось размещение ракет на Кубе как способ уравнять правила игры. Еще одним к одному ключевому фактору в советской ракетной схеме относились враждебные отношения между США и Кубой.И Кастро и Хрущев видели в ракетах средство сдерживания дальнейшей агрессии США.После Карибского кризиса между СССР и США образовалась система взаимоотношений, которая получила название «Конфронтационная стабильность» или «Разрядка международной напряженности» . Между США и СССР начался переговорный процесс по вопросам контроля над вооружениями. Переговоры касались следующих проблем: 1)с ограничением испытаний ядерного оружия; 2) регулированием вопросов использования космического пространства в военных целях; 3) ведением запретов на свободную передачу ядерных материалов и технологий их использования в государства, не обладающие ядерным оружием. Между США и Советским Союзом продолжилась модернизация военнополитических доктрин с целью повышения порога возможного советскоамериканского ядерного конфликта.К весне 1963 г. среди американских лидеров в лице Дж. Кеннеди и Р. Макнамары окончательно был принят вывод о практической неприемлемости концепции первого удара.Состоялось принятиеМеждународных договоров об ограничении и нераспространении ядерного оружия 5 августа 1963 г. 1 июля 1968 г. был заключендоговора о нераспространении ядерного оружия. Договором закреплялся статус-кво в ядерной области, и он стал относиться к важному инструменту обеспечения международной стабильности. В 1960 -1970 -х годах во внешней политике США (также как и СССР) сформировалась концепция «стратегического паритета» . С признанием военно-стратегического паритета обозначилась исходная точка к началу переговоров, которая означала поиск компромиссов в рамках переговоров по ограничения стратегических вооружений – «ОСВ-1» и «ОСВ-2». Договоренности «ОСВ-1» были подписаны в ходе визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г.При этом обеими сторонами было взято обязательствопо не созданию общенациональных, т. е. покрывающих всю территорию страны, систем ПРО. В соответствии с Договором также запрещалось создание, испытание и развертывание систем или компонентов систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Заключение Договора оказало важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период со стороны США был заявлен отказ о развертывании крупной, имеющей стратегическое значение системы.29 мая 1972 г. был подписан важный документ, который назывался «Основы взаимоотношений между СССР и США» . В соответствии с этим договором было сформулировано 12 принципов, с которыми был образован своего рода кодекс взаимного поведения в условиях разрядки. К базовым принципам советско- американских отношений относились принципы мирного сосуществования,с невмешательством во внутренние дела, с уважением суверенитета и достижения взаимной выгоды. К еще более знаменательным относилось обязательство сторон в своих взаимоотношениях избегать конфронтации, со стремлением предотвращения ядерной войны и исключения попытки косвенного приобретения односторонних преимуществ за счет другой стороны. 22 июня 1973 г. в Вашингтоне во время пребывания в США Л. И. Брежнева было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны. В случае же возникновения подобного риска Советским Союзом и Соединенными Штатами предполагалисьназначение незамедлительных консультацийс принятием меры по его нейтрализации. После подписания Договора ОСВ-1 Советский Союз и США были продолжены переговоры о дальнейшем ограничении стратегических вооружений. Однако с достижением договоренностей о содержании следующего этапа контроля над вооружениями возникли следующие проблемы. Поскольку содержание новых соглашений должно было носить всеобъемлющий характер, Советский Союз было предложено обязательный учетамериканских средств передового базирования в балансе стратегических сил. К первой договоренности, достигнутой после 1972 г. стало так называемое Владивостокское соглашение, в основных положениях которого были согласования времени встречи в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением между СССР и США было заключено обязательство ограничения количества стратегических носителей до 2400 единиц, из которых только 1320 могли оснащаться головными частями с боеблоками индивидуального наведения.Длительность переговоров об ограничении стратегических вооружений, которые привели к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Поскольку содержание нового соглашения не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. между СССР и США была достигнута договоренность о продолжении соблюдения предусмотренных ОСВ-1 ограничениях. Содержание Договора ОСВ-2 в основном было согласовано к концу 1978 г. и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене этот документ был подписан. Предусматривалось, нахождение Договора будет находиться в силе до 31 декабря 1985 г.В целом, хотя с Договором ОСВ-2, и ставились определенные рамки для количественного наращивания стратегических сил, он не мог в полной мере решить проблему качественного совершенствования вооружений. Тем не менее, в процессе переговоров обеими сторонамибыло сделано все возможное для сохранения существовавших на тот момент программ модернизации стратегических сил. В то же время, с Договором ОСВ-2 появилась возможность контроля дальнейшего развития наступательных вооружений, что с учетом заметно осложнившихся в конце 1970 -х годов советско-американских отношений можно отнести к очень большому достижению. С существенным ухудшением советско-американских отношений не удалось довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрацией США был отозван Договор из сената, в котором рассматривался вопрос о его ратификации.Предотвращение ядерной войны относилось к важнейшей обязанности обеих супердержав. Поэтому между СССРи США велись переговоры по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 и ОСВ-2. С приходом к власти Р. Рейгана был взят курс на завоевание военно-силового превосходства. К наиболее острой проблеме международной безопасности относилось размещение американских ракет средней дальности (РСД) «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) в Западной Европе. Ни по одному из обсуждавшихся на советско-американских переговорах в 1981 -1983 гг. военно-политических вопросов добиться результатов не удалось. В отличие от ситуации 1960 -х годов прохождение переговорного процесс между США и СССР склонялся к росту наступательности американской политики. У Соединенных Штатов не было желания прийти к договоренностям Советским Союзом, он стремился провоцировать его на гонку вооружений, которая, по расчетам аналитиков разведывательных служб США, должна была привести к экономическому истощению СССР в близкой перспективе.В сентябре 1983 г. произошло размещение первых американских ракеты в пунктах базирования в Великобритании, ФРГ и Италии. Уровень стратегического баланса в Европе резко изменился, снизился порог возможного конфликта. 24 ноября 1983 гСоветское руководство заявило о прекращении женевских переговоров по вопросам ограничения ядерных вооружений в Европе.В соответствии с этой линией в марте 1983 г. президентом Р. Рейган была оглашена программа «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая, послужила инструментом вовлечения СССР в дорогостоящие работы по разработке средств нейтрализации американских мер. В целом к концу 1980 -х годов в стратегических вооружениях сложилось устойчивое равновесие. В 1986 г.на саммите в Рейкьявике президенты США Рональд Рейган и советский премьер Михаил Горбачев вплотную подошли к соглашению о ликвидации всего ядерного оружия и разделении так называемых оборонных технологий «Звездных войн». Хотя переговоры сорвались, они заложили основу для будущих соглашений по контролю над вооружениями.В 2002 г.президент США Джордж Буш в одностороннем порядке выходит из Договора по противоракетной обороне, подписанного двумя странами в 1972 году.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования в данной работе является идеологическое обоснование империалистических доктрин США во 2-й половине XX в.Наличие уникального положения Соединенных Штатов в качестве сверхдержавы определяет перед акторами возможность оказывать более масштабное и целенаправленное воздействие на ход и содержание международных отношений, в частности касающихся сферы обеспечения национальной и международной безопасности.К объекту исследования относится доктринальные основы внешней политики США во второй половине XX века.На завершающем этапе Второй мировой войны и по ее завершения руководством США начинается формулирование новой внешнеполитической доктрины США, целью которой явилось закрепление за Америкой статуса мировой державы. С этого времени началась пора преобладания философии американского интернационализма (который по-другому назывался в зарубежной литературе интервенционизмом).Его основой была идея моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, которая была основана на идее свободы с исполнением высокой миссии защиты свободы и демократии.К важнейшему инструменту доктрины сдерживания относится «план Маршалла» . В январе 1947 г. на пост государственного секретаря США был назначен генерал армии Джордж Маршалл5 июня 1947 г., при выступлении в Гарвардском университете Дж. Маршаллом был изложен план восстановления экономики европейских стран, пострадавшим в результате Второй мировой войны.Осуществление плана Маршалла началось с 4 апреля 1948 г. Американская помощь была направлена на привязку европейских стран к американской экономике и с учетом влияния на развитие Западной Европы.Развитие американских стратегических наступательных вооружений после Второй Мировой войны привело к осуществлению военной доктрины, направленнойсо стороны руководства США на достижение мирового господства. Главным препятствием на пути этих устремлений относился Советский Союз, который, по их мнению, должен быть ликвидирован. С середины 1945 года и по 1953 год американским военно-политическим руководствомразрабатываласьидея владения ядерным оружием и с целью достижения мирового господства путем ликвидации СССР в ходе ядерной войны. Подготовку к войне американские силы начали сразу же после разгрома гитлеровской Германии. Цели США в отношении России представлены Выдержкой из директивы Совета национальной безопасности США СНБ 20/1 от 16. 08. 48 :а) Сведение до минимума мощи и влияния Москвы; б) Проведение коренных изменений в теории и практике внешней политики правительства, стоящего у власти в России.В 1949 г. американским Комитетом начальников штабов был разработан план войны под кодовым названием «Дропшот»По мнению американского руководства ближайшей и главнейшей целью СССР после Второй мировой войны являлось политическое завоевание Западной Европы. Противодействие Соединённых Штатов расценивалось руководством СССР в качестве главного препятствия в достижении этих целей. «Дропшот» был самым известным планом нападения на СССР, но не единственным. План Тотальности предусматривал ядерное нападение на Советский Союз с применением 20-30 атомных бомб. В последние годы президентства Г. Трумэна в США ужесточились подходы во внешней политике. Это было связано с затягиванием и большими потерями американских военнослужащихв Корейской войне, с осложнением внутренней ситуации из-за «маккартизма» и «охоты на ведьм» - с антилевой и антикоммунистической истерией.С 1953 г. и до Карибского кризиса 1962 г. ультиматумы, содержащие прямые угрозы применения военной силы, стали являться распространенными явлениями в отношениях между ведущими державами и международных отношениях в целом.Доктрина «массированного ядерного возмездия» являлась военно-политической доктриной США, с которой предполагался ответ на даже ограниченное нападение СССР на США с нанесением ответного удара всей мощью американского ядерного потенциала страны. Возникал вопрос о возможности эскалации конфликта, принятой НАТО 17 декабря 1954 г. Здесьвозникновение случайного конфликта с участием США могло привести к большой войне с использованием ядерного оружия. 27 июля 1957 г. поступили сообщения об успешном испытании в СССР многоступенчатой баллистической ракеты.3 период: 1961 – 1979 гг. В ноябре 1960 г. 35-м президентом США стал кандидат демократической партии Джон Фитцджеральд Кеннеди. Командой Кеннедистали пересматриваться постулаты военно-политической линии прежней администрации.После Карибского кризиса между СССР и США выстраивается система взаимоотношений, получившая название «Конфронтационная стабильность» или «Разрядка международной напряженности» . После Карибского кризиса между СССР и США выстраивается система взаимоотношений, получившая название «Конфронтационная стабильность» или «Разрядка международной напряженности» . 22 июня 1973 г. в Вашингтоне во время пребывания в США Л. И. Брежнева было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны. В данном соглашении стороны были направлены на сотрудничество в деле предупреждения ядерной войны и с нацеливанием на уменьшение риска любого ядерного конфликта с участием одной или обеих договаривающихся держав.В целом к концу 1980 -х годов в стратегических вооружениях сложилось устойчивое равновесие. В 1986 г.на саммите в Рейкьявике президенты США Рональд Рейган и советский премьер Михаил Горбачев вплотную подошли к соглашению о ликвидации всего ядерного оружия и разделении так называемых оборонных технологий «Звездных войн». Хотя переговоры сорвались, они заложили основу для будущих соглашений по контролю над вооружениями.В 2002 г.президент США Джордж Буш в одностороннем порядке выходит из Договора по противоракетной обороне, подписанного двумя странами в 1972 году.Список использованных источников и литературы1. Алексеева Т.А. Россия в пространстве глобальноговосприятия//Международные процессы. -М., 2007. -Т 5, № 2 (14). -URL:http://www.intertrends.ru/fourteen/005.htm 2. Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная географиямира. Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000. 704с.3. Ачкасов В. А., Ланцов С. А.. Мировая политика и международные отношения, 2011. URL: http://freebooks.site/uchebnikmejdunarodnie-otnosheniya/stanovlenie-neorealizma-24891.html4. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. ;М: Флинта, 2012, 185 с.5. Богатуров А. Д. Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США. М.: МЭ и МО, 2001. 520с.6. Василенко И. А. Геополитика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 479с.7. Вдовин А.И. Причины распада Советского Союза в российской научной публицистической литературе. 2011. №12. С.20-37.8. Ачкасов В. А., Ланцов С. А.. Мировая политика и международные отношения, 2011. URL: http://freebooks.site/uchebnikmejdunarodnie-otnosheniya/stanovlenie-neorealizma-24891.html9. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. ;М: Флинта, 2012, 185 с.11. Бжезинский З. К. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы/Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 2010. -192 с.12. Богатуров А. Д. Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США. М.: МЭ и МО, 2001. 520с.13. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономичность, 2005. 734с.14. Василенко И. А. Геополитика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 479с.16. Вдовин А.И. Причины распада Советского Союза в российскойнаучной публицистической литературе. 2011. №12. С.20-37.17. Военно-техническая политика США в 80-годы/А.А. Кокошин, А.А. Васильев, А.А. Коновалов; Отв. ред. А.А. Кокошин, А.А. Коновалов. Кн. 1.-М., 1989.18. Воронков Л. С. Международные организации и современные международные отношения. 2013. № 10. С.47-65.19. Договор СНВ-2. Белая книга. Факты и аргументы. (Белая книга). -М.: Международные отношения,1993. -214 с.20. Замятин Д. Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в XX веке. М.: ПОЛИС. 2001. №6. С.63-69.21. Каширина Т.В. Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах. -М.: ВГНА Минфина России, 2010. -230 с.22. Киссинджер Г. А. Дипломатия /Пер. с англ. М.: Логос, 1997. 849с.23. Киссинджер Г. А. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. -М.: Ладомир, 2002. -352 с.24. Комплексная стратегия США в отношении России.TheHeritageFoundation (2015). URL: http://csef.ru/ru/politica-igeopolitica/416/kompleksnaya-strategiya-ssha-v-otnoshenii-rossii-the-heritagefoundation-6450 25. Кортунов А.В. Дезинтеграция Советского Союза и политика США. -М.: Изд.дом РНФ, 1993. -156 с.26. Лавров рассказал о диалоге с США. URL: http://www.dni.ru/polit/2012/12/9/244918.html (дата обращения: 18.10.2016).27. Лазукин А. Д. Конфликтология; Омега-Л. Москва, 2011. 160
1. Алексеева Т.А. Россия в пространстве глобального восприятия//Международные процессы. -М., 2007. -Т 5, № 2 (14). -URL:
http://www.intertrends.ru/fourteen/005.htm
2. Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира. Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2000. 704с.
3. Ачкасов В. А., Ланцов С. А.. Мировая политика и международные отношения, 2011. URL: http://freebooks.site/uchebnikmejdunarodnie-otnosheniya/stanovlenie-neorealizma-24891.html
4. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. ;М: Флинта, 2012, 185 с.
5. Богатуров А. Д. Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США. М.: МЭ и МО, 2001. 520с.
6. Василенко И. А. Геополитика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 479с.
7. Вдовин А.И. Причины распада Советского Союза в российской научной публицистической литературе. 2011. №12. С.20-37.
8. Ачкасов В. А., Ланцов С. А.. Мировая политика и международные отношения, 2011. URL: http://freebooks.site/uchebnikmejdunarodnie-otnosheniya/stanovlenie-neorealizma-24891.html
9. Баданина Л. П. Основы общей конфликтологии: учебное пособие. ;М: Флинта, 2012, 185 с.
11. Бжезинский З. К. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы/Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 2010. -192 с.
12. Богатуров А. Д. Стратегия разравнивания в международных отношениях и внешней политике США. М.: МЭ и МО, 2001. 520с.
13. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономичность, 2005. 734с.
14. Василенко И. А. Геополитика. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 479с.
16. Вдовин А.И. Причины распада Советского Союза в российскойнаучной публицистической литературе. 2011. №12. С.20-37.
17. Военно-техническая политика США в 80-годы/А.А. Кокошин, А.А. Васильев, А.А. Коновалов; Отв. ред. А.А. Кокошин, А.А. Коновалов. Кн. 1. -М., 1989.
18. Воронков Л. С. Международные организации и современные международные отношения. 2013. № 10. С.47-65.
19. Договор СНВ-2. Белая книга. Факты и аргументы. (Белая книга). -М.: Международные отношения,1993. -214 с.
20. Замятин Д. Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в XX веке. М.: ПОЛИС. 2001. №6. С.63-69.
21. Каширина Т.В. Советско-американские отношения в области разоружения: политико-правовые основы в 1969-1980 годах. -М.: ВГНА Минфина России, 2010. -230 с.
22. Киссинджер Г. А. Дипломатия /Пер. с англ. М.: Логос, 1997. 849с.
23. Киссинджер Г. А. Нужна ли Америке внешняя политика? Пер. с англ. -М.: Ладомир, 2002. -352 с.
24. Комплексная стратегия США в отношении России. TheHeritageFoundation (2015). URL: http://csef.ru/ru/politica-igeopolitica/416/kompleksnaya-strategiya-ssha-v-otnoshenii-rossii-the-heritagefoundation-6450
25. Кортунов А.В. Дезинтеграция Советского Союза и политика США. -М.: Изд.дом РНФ, 1993. -156 с.
26. Лавров рассказал о диалоге с США. URL: http://www.dni.ru/polit/2012/12/9/244918.html (дата обращения: 18.10.2016).
27. Лазукин А. Д. Конфликтология; Омега-Л. Москва, 2011. 160
Вопрос-ответ:
Какие были основные причины установления американского присутствия на Ближнем Востоке во второй половине XX века?
Установление американского присутствия на Ближнем Востоке было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, регион обладал огромными запасами нефти, что делало его стратегически важным для США, которые нуждались в независимых источниках энергии. Во-вторых, американские компании уже имели опыт и успехи в нефтяной промышленности на других континентах. В-третьих, политика Соединенных Штатов на Ближнем Востоке была также направлена на сбалансирование влияния Советского Союза в этом регионе.
В чем заключался принцип взаимности, который использовали США в своих отношениях с странами Ближнего Востока?
Принцип взаимности заключался в следующем: Соединенные Штаты предлагали экономическую и финансовую помощь странам Ближнего Востока, в ответ на что они требовали открытия своих рынков для американских товаров и инвестиций. Это позволяло американским компаниям получить доступ к ресурсам региона и доминировать в его экономике. Принцип взаимности был одним из основных инструментов американской экономической империи на Ближнем Востоке.
Какие именно американские компании проникли в Ирак во второй половине XX века и каким образом они влияли на экономическую ситуацию в стране?
Во второй половине XX века в Ирак проникли такие американские компании, как ExxonMobil, Chevron и Texaco, которые были активны в сфере нефтедобычи и нефтегазового бизнеса. Они заключили с Иракским государством договоры о различных проектах и инвестициях в нефтяную промышленность. Американские нефтяные компании играли важную роль в формировании экономической политики страны, определяли обслуживание и экспорт нефтепродуктов, а также получали значительные прибыли от добычи и продажи иракской нефти.
Каким образом происходило установление американского присутствия на Ближнем Востоке?
Установление американского присутствия на Ближнем Востоке во второй половине XX века было осуществлено через различные идеологические и политические механизмы. Решающую роль сыграла поддержка США Израиля в его конфликте с арабскими странами. Кроме того, американские компании активно инвестировали в развитие нефтяной промышленности региона, что также обеспечивало значимость США на Ближнем Востоке.
Что способствовало проникновению американских компаний в Ирак?
Проникновение американских компаний в Ирак во второй половине XX века было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, Ирак обладал огромными запасами нефти, что привлекало американские нефтяные компании. Во-вторых, внешнеполитическая политика США направлена на установление контроля над стратегически важными регионами, такими как Ближний Восток, в целях обеспечения своих экономических и политических интересов.
Почему Великобритания посягала на Саудовскую Аравию?
Посягательство Великобритании на Саудовскую Аравию происходило из-за стратегической важности региона для нефтяной промышленности. Саудовская Аравия обладала огромными запасами нефти, и контроль над этим регионом был важен для обеспечения нефтяных интересов Великобритании. Кроме того, Великобритания стремилась сохранить свою колониальную власть и влияние в регионе.
Какую роль играло англо-американское нефтяное соглашение в идеологическом обосновании империалистических доктрин США во второй половине XX века?
Англо-американское нефтяное соглашение во второй половине XX века сыграло значимую роль в обосновании империалистических доктрин США. Это соглашение позволяло США и Великобритании обмениваться нефтью по выгодным условиям и контролировать мировой рынок нефти. Таким образом, США получили экономическую выгоду и укрепили свою позицию как ключевого игрока в мировой нефтяной индустрии.
Каким образом США установили свое присутствие на Ближнем Востоке?
США установили свое присутствие на Ближнем Востоке через различные способы. Один из них - это зарождение нефтяной промышленности в регионе, которая привлекла внимание американских компаний. США также использовали принцип взаимности, предлагая экономическую и военную помощь странам Ближнего Востока в обмен на свободный доступ к их ресурсам. В результате, американские компании проникли в различные страны региона, включая Ирак и Саудовскую Аравию.
Каким образом англо-американское нефтяное соглашение влияло на идеологическое обоснование империалистических доктрин США?
Англо-американское нефтяное соглашение играло важную роль в идеологическом обосновании империалистических доктрин США. Соглашение закрепляло доминирующую роль англо-американских нефтяных компаний на мировом рынке нефти и давало США контроль над прибрежными нефтяными регионами Ближнего Востока. Это позволяло США укреплять свою власть и влияние в регионе, формировать собственную внешнюю политику и противостоять другим державам, таким как СССР, которые также стремились к контролю над нефтяными ресурсами.
Какие внешнеполитические и военные доктрины были у США в конце XX века?
В конце XX века у США были разработаны и реализованы несколько внешнеполитических и военных доктрин. Одной из них была доктрина "господства воздуха" (Air Dominance), которая заключалась в создании и поддержании абсолютного воздушного превосходства над потенциальными противниками. Еще одной доктриной была "глобальная политика превосходства" (Global Preeminence), которая предусматривала стремление США к укреплению своего геополитического лидерства и обеспечению безопасности своих интересов во всем мире. Также значительную роль во внешней политике США играли доктрина контейнмента и доктрина полного спектра операций.
Какие факторы способствовали установлению американского присутствия на Ближнем Востоке?
Установление американского присутствия на Ближнем Востоке было обосновано несколькими факторами. Во-первых, появление значительных запасов нефти в регионе сделало его стратегически важным для США и их экономических интересов. Во-вторых, противостояние с Советским Союзом во время Холодной войны стимулировало США искать союзников и влияние на Ближнем Востоке. Кроме того, регион представлял собой геополитическую пересечку трех континентов, что давало США возможность контролировать морские пути и стратегические точки.
Как Великобритания посягала на Саудовскую Аравию и как это связано с империалистическими доктринами США?
Великобритания посягала на Саудовскую Аравию в 1950-х годах, когда королевство решило национализировать свою нефтяную промышленность. В результате этого решения, американские компании, такие как ARAMCO, потеряли свои позиции и доли в прибылях. Великобритания, в свою очередь, попыталась восстановить свою позицию в регионе, чтобы сохранить свои интересы в нефтяной промышленности. Этот конфликт отражает борьбу за влияние в регионе между Великобританией и США, и является одним из факторов, обосновывающих империалистические доктрины США на Ближнем Востоке.