Значение конкуренции в условиях рыночной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции в условиях рыночной экономики 5
1.1. Конкуренция: ее сущность и функции 5
1.2. Виды конкуренции 9
Глава 2. Роль конкуренции в рыночной экономике на примере России 12
2.1. Общее влияние конкуренции на состояние и развитее рынка 12
2.2. Проблема создания конкурентной среды в Российской Федерации 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Конкурентные отношения в рыночной экономике могут существовать только при условии сочетания государственного механизма и конкурентного механизма регулирования национальной экономики. Необходимость государственного механизма обосновывается неспособностью конкурентного механизма обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, а также необходимостью защиты экономической конкуренции в определенных сферах народного хозяйства. Задача государства - это защита конкурентной структуры тех рынков, где она уже сложилась, демонополизация соответствующих сегментов экономики, содействие вхождению на рынки новых субъектов хозяйствования. Поэтому ведущая роль в функционировании здоровых конкурентных отношений принадлежит государству, которая способна своими экономико-правовыми инструментами создавать все необходимые предпосылки для надлежащего развития конкуренции в национальной экономике и обеспечивать устойчивые позиции, как крупным, так и средним и малым отечественным предприятиям. Необходимость взаимодействия органов ФАС с органами государственной власти обусловлено комплексным системным характером управления национальной экономикой. По содержанию это взаимодействие включает сотрудничество и координацию деятельности указанных субъектов по формированию эффективной конкурентной среды, поддержки цивилизованной конкуренции и защиты, законных прав предпринимателей и потребителей. При этом общей целью взаимодействия (координации) является повышение эффективности реализации конкурентной политики государства, ускорение формирования рыночных рычагов регулирования социально-экономическим развитием страны. Информация как объект отношений в сфере защиты конкуренции касается тех фактов и событий, свидетельствующих об изменениях в структуре рынка, о поведении субъектов хозяйствования на рынке, о наличии правонарушений со стороны субъектов хозяйствования или органов власти, органов местного самоуправления или органов административно-хозяйственного управления и контроля. По режиму доступа информация может быть открытой информацией или информацией с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом - это сведения (документы или части документов), приобретаются органами ФАС в связи с выполнением ими предусмотренных законодательством функций, и в отношении которых лицо, предоставляющее информацию, заявила о необходимости ее защиты от несанкционированного доступа третьих лиц, а органы ФАС установили правомерность требования ограничить доступ к такой информации. Информация с ограниченным доступом, полученная органами ФАС в процессе осуществления их полномочий, должна использоваться ими исключительно с целью обеспечения выполнения задач, определенных законодательством о защите экономической конкуренции и не подлежит разглашению. Такая информация может быть предоставлена только органам следствия и суда в соответствии с законодательством РФ. Главной целью информатизации является достижение качественно нового уровня информационного обеспечения органов антимонопольной службы. На основе современных информационных технологий, программных и технических средств в максимально сжатые сроки, что предполагает эффективное интегрирование значительных объемов разнообразной информации, проведения углубленного анализа, своевременное обеспечение удобным и быстрым доступом к этой информации, в том числе к результатам обработки и анализа данных, всех органов службы, органов государственной власти, общественности, научных учреждений, учебных заведений и тому подобное. Планирование и реализация государством мер по созданию оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, содействие росту на основе действия конкурентных механизмов, эффективной социально ориентированной экономики нуждается в объективной и обоснованной оценки состояния и уровня развития экономической конкуренции в РФ.ЗаключениеОсновой современного мира является развитие рыночной экономики. В свою очередь базой, на которой зиждется рыночная экономика, является конкуренция. Ввиду данных обстоятельств можно говорить об особом значении правового регулирования конкуренции в развитии рыночных отношенийКонкуренция в рамках рыночной экономики – это свойство состязательности хозяйствующих субъектов. Правовое регулирование конкуренции призвано ограничивать возможности отдельных хозяйствующих субъектов воздействовать на рынок в целом или отдельные отрасли. Одна из наиболее важных частей правового регулирования конкуренции – это антимонопольная политика государства. Как и в любой другой сфере тут существует плюрализм мнений ученых о необходимости антимонопольного регулирования. Востребованность обществом мер, предпринимаемых по усилению государственных функций в области защиты свободной конкуренции, возрастает с каждым годом. И чем выше уровень развития экономики, тем более необходимой, устойчивой и определенной становится роль государственного регулирования в сфере обеспечения добросовестной конкуренции, имеющей большое значение не только для развития хозяйственных отношений, но и финансовой безопасности государства. Вследствие этого во всех странах с рыночной экономикой государство обеспечивает защиту конкуренции с помощью антимонопольных процедур. Соответствующие меры по повышению роли государства в регулировании ключевых институтов рыночной экономики предпринимаются и в Российской Федерации.Следует отметить, что антимонопольное регулирование в РФ начало осуществляться совсем недавно и сейчас получает развитие, что значительно способствует совершенствованию деятельности бизнеса в России, защите отечественной экономики от негативных последствий монополизации рынка и обеспечению честной конкуренции на нём. Целью законодательства о конкуренции в целом является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.В настоящее время существует две большие проблемы в развитии конкуренции на российском рынке:- слабая правовая база в области регулирования конкуренции,-низкий уровень конкурентоспособности промышленности.На наш взгляд, государство должно уделять достаточно внимания вопросам развития конкурентных отношений, что в итоге будет способствовать повышению экономических отношений и обеспечения экономического роста в долгосрочной перспективе. В силу существенного влияния количества действующих на рынке экономических субъектов на уровень его конкуренции, можно предположить, что состояние, прежде всего, малого и среднего предпринимательства и будет характеризовать состояние конкретной среды национальной экономики.Список использованной литературыАлексанова Т.Н., Щекотихина Л.А., Гончаров А.А. Комплексный подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – №4. – С. 70-76Багиев Г.Л., Тарасевич, В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт мировой экономики, 2008. – 690 с.Данилов И.А., Волкова Е.В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 23. – 2010. – № 2 (183). – С. 122– 127.Завьялов П.С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 2007. – №5. – С. 2-14Каменский Е. Г., Вихрова Т. Д. Социальное измерение проблемы конкуренции в сфере малого бизнеса // Актуальные проблемы региональной социологии. – 2019. – С. 161-165Лузгина Ю.В. Конкуренция как основной фактор эффективного экономического развития // Наука и образование: новое время. – 2019. - № 2 (31). – с. 136-143Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 993 сОрцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Colloquium-journal. - 2019. - № 26-9 (50). - С. 58-59Перескокова Е.С., Буранбаева Л.З. Конкуренция как фактор развития рыночной экономики // Академическая публицистика. – 2020. - №4. – с. 270-274Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 2006. – 390 сРубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. – 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 464 с.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2005. – 960 сСоседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. – 2010. – №2 (82). – С. 15-22.Трухачёв В.В. К вопросу о конкуренции и её преимуществах // В мире научных открытий. – 2010. – №2-4. – С. 89-92.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 сЦитленок В.С. О сущности и содержании категории «конкуренция в мировой экономике» // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – №3 (4). – С. 13-18Прогноз экспертов для экономики России на 2019 год [Электронный ресурс]. Интернет -портал «Финансовые и экономические прогнозы». Режим доступа: https://fin2019.com/predict/prognoz-dlya-ekonomiki-rossii-2019/Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/https://www.rbc.ru/society/28/04/2020/5ea87a179a794752f55d0511

Список использованной литературы

1. Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А., Гончаров А.А. Комплексный подход к организации коммерческой деятельности оптового предприятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – №4. – С. 70-76
2. Багиев Г.Л., Тарасевич, В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 3-е изд. – М.: Институт мировой экономики, 2008. – 690 с.
4. Данилов И.А., Волкова Е.В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 23. – 2010. – № 2 (183). – С. 122– 127.
5. Завьялов П.С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 2007. – №5. – С. 2-14
6. Каменский Е. Г., Вихрова Т. Д. Социальное измерение проблемы конкуренции в сфере малого бизнеса // Актуальные проблемы региональной социологии. – 2019. – С. 161-165
7. Лузгина Ю.В. Конкуренция как основной фактор эффективного экономического развития // Наука и образование: новое время. – 2019. - № 2 (31). – с. 136-143
8. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 993 с
9. Орцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Colloquium-journal. - 2019. - № 26-9 (50). - С. 58-59
10. Перескокова Е.С., Буранбаева Л.З. Конкуренция как фактор развития рыночной экономики // Академическая публицистика. – 2020. - №4. – с. 270-274
11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 2006. – 390 с
12. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. – 3-е изд. – М.: Маркет ДС, 2010. – 464 с.
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с
14. Соседов Г.А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. – 2010. – №2 (82). – С. 15-22.
15. Трухачёв В.В. К вопросу о конкуренции и её преимуществах // В мире научных открытий. – 2010. – №2-4. – С. 89-92.
16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с
17. Цитленок В.С. О сущности и содержании категории «конкуренция в мировой экономике» // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – №3 (4). – С. 13-18
18. Прогноз экспертов для экономики России на 2019 год [Электронный ресурс]. Интернет - портал «Финансовые и экономические прогнозы». Режим доступа: https://fin2019.com/predict/prognoz-dlya-ekonomiki-rossii-2019/
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/
20. https://www.rbc.ru/society/28/04/2020/5ea87a179a794752f55d0511

Вопрос-ответ:

Что такое конкуренция в условиях рыночной экономики?

Конкуренция в условиях рыночной экономики - это процесс соперничества между различными участниками рынка, который направлен на достижение преимущества в процессе производства и сбыта товаров и услуг. Она основывается на взаимодействии рыночных сил, способствует повышению эффективности и качества товаров, стимулирует инновационную деятельность и снижение цен.

Какова роль конкуренции в рыночной экономике России?

Конкуренция играет важнейшую роль в рыночной экономике России. Она способствует развитию и совершенствованию рынка, стимулирует предпринимательство, привлекает инвестиции, повышает качество товаров и услуг. Конкуренция также способствует снижению цен и повышению уровня благосостояния населения.

Какие виды конкуренции существуют?

Существует несколько видов конкуренции: межфирменная конкуренция, которая происходит между различными компаниями на рынке; межотраслевая конкуренция, где фирмы из разных отраслей соревнуются за ресурсы и рыночные позиции; конкуренция среди потребителей, где различные компании борются за рыночную долю и лояльность клиентов; и конкуренция внутри предприятия, где различные подразделения или сотрудники соперничают за ресурсы и прибыль.

Как конкуренция влияет на состояние и развитие рынка России?

Конкуренция оказывает положительное влияние на состояние и развитие рынка России. Она стимулирует компании к инновационной деятельности, повышению качества продукции и снижению цен. Конкуренция также привлекает инвестиции, способствует развитию предпринимательства и улучшению условий для потребителей. Однако, в России существуют проблемы с созданием конкурентной среды, что ограничивает потенциал конкуренции на рынке.

Какое значение имеет конкуренция в условиях рыночной экономики?

Конкуренция играет важную роль в рыночной экономике, поскольку способствует эффективному функционированию рынка. Она побуждает предприятия улучшать качество товаров и услуг, повышать их доступность и снижать цены. В конкурентной среде происходят инновации и развитие, что способствует росту производительности и экономическому росту. Конкуренция также предотвращает монополизацию рынка и защищает интересы потребителей.

Какие функции выполняет конкуренция?

Конкуренция выполняет несколько важных функций. Во-первых, она стимулирует предприятия к постоянному совершенствованию своей деятельности, чтобы выдержать конкуренцию с другими фирмами. Во-вторых, конкуренция снижает цены на товары и услуги, поскольку предприятия вынуждены занижать цены, чтобы привлечь покупателей. В-третьих, конкуренция способствует развитию инноваций и новых технологий, поскольку фирмы стремятся предложить уникальные товары или услуги. В-четвертых, конкуренция защищает интересы потребителей, поскольку предоставляет им больший выбор и возможность получить товары или услуги по более низкой цене.

Какие виды конкуренции существуют?

Существует несколько видов конкуренции. Первый вид - это "совершенная" конкуренция, когда на рынке представлено большое количество маленьких фирм, предлагающих идентичные товары или услуги. Второй вид - "несовершенная" конкуренция, когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, предлагающих товары или услуги, которые могут отличаться друг от друга. Третий вид - "монополистическая" конкуренция, когда на рынке есть несколько фирм, предлагающих товары или услуги, имеющие некоторые отличия, но всё ещё конкурирующих между собой. И последний вид - "чистый" монополизм, когда на рынке есть только одна фирма, контролирующая предложение товаров или услуг.

Что такое конкуренция?

Конкуренция - это состояние рыночной экономики, при котором несколько производителей конкурируют за одни и те же ресурсы и рыночную долю с целью достичь выгодных позиций на рынке. Суть конкуренции заключается в мотивации производителей улучшать качество товаров и снижать их стоимость для привлечения покупателей.

Какие функции выполняет конкуренция в условиях рыночной экономики?

Конкуренция выполняет ряд функций в условиях рыночной экономики. Она способствует стимулированию инноваций и технологического прогресса, так как производители стремятся разработать новые товары и улучшить производственные процессы, чтобы привлечь покупателей. Конкуренция также способствует снижению цен на товары и услуги и повышению их качества, так как производители вынуждены сокращать издержки и улучшать продукцию, чтобы остаться конкурентоспособными на рынке.

Какие виды конкуренции существуют?

Существует несколько видов конкуренции. Прежде всего, это межфирменная конкуренция, которая проявляется в борьбе нескольких фирм на одном рынке за привлечение клиентов. Также существует конкуренция между отдельными продуктами и брендами, где покупатели выбирают между несколькими альтернативами на рынке. Кроме того, существует конкуренция за рабочую силу, как компании соревнуются за привлечение и удержание квалифицированных сотрудников. Наконец, конкуренция может быть также доступна на международном уровне, где фирмы из разных стран соперничают на глобальных рынках.

Каково значение конкуренции в условиях рыночной экономики?

Конкуренция имеет огромное значение в условиях рыночной экономики. Она способствует стимулированию развития предпринимательства, повышению качества товаров и услуг, снижению цен, расширению выбора для потребителей, а также развитию инноваций и технологий.