«Малые голландцы» (из коллекции Эрмитажа)
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть 4
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы — скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. ВиллемКласХеда (1594 – 1680/82), автор «Завтрака с омаром» (1648) является вторым ведущим мастером жанра «монохромных завтраков» в голландском натюрморте (см. приложение). Если говорить о колорите его произведений, то он в ещё большей степени подчинен тоновому началу. На его натюрмортах изображены предметы, которые, как кажется, почти не имеют ярких локальных цветов. Хеда изображает цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Эти оттенки серебристо-серой гаммы художник соотносит с серым «воздушным» фоном.Натюрморты этого замечательного художника отличаются продуманностью композиции, её крепким построением. Кажется, что предметы расположены стихийно, случайно. Тем не менее, мы можем увидеть, что художник стремится не только показать контраст между различными материальными качествами предметов, но также и в полной мере представить своеобразие каждого предмета. Для достижения этих целей Хеда использует и свет, который льется спокойным потоком и обобщает все изображенные предметы. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве ВиллемаванАлста, ЮрианаванСтрека и в особенности ВиллемаКалфа и Абрахама ванБейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир. В творчестве П. де Пюттера и А. ванБейерена содержание и формы голландского натюрморта были в значительной степени демократизированы. Именно эти живописцы создали наиболее популярную в самой Голландии разновидность жанра натюрморта - изображение речной и морской живности.Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) работал в рамках только одной темы в жанре натюрморта. На протяжении всей своей творческой деятельности он почти всегда изображал рыб (щуку или окуня). Важно заметить, что в начале XVII века такое ограничение и такая узкая специализация свидетельствовали о том, что художник не только смел, но и уверен в том, что избранный жанр будет любим голландцами. Действительно, Пюттер не ошибся, ведь в Голландии многие занимались рыболовным промыслом и мореплаванием. Картина «Рыбы и кувшин на столе» отличается простотой композиции и скупым применением цвета, однако полотно привлекательно за счет своей лапидарности. В основе композиции - повтор плавных линий тела окуня, который лежит на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина, изгибов скатерти. В результате возникает единый волнообразный ритм (см. приложение).Третьим важным центром жанровой живописи, где получил распространение харлемский тип кабинетной картины, был Делфт. Здесь работали Антони Паламедес, Симон Кик и Якоб ванВелзенПаламедес представлен в Эрмитаже как жанром портрета («Яхеиский портрет», исполненный в 1654 г.), в котором он успешно выступал в свое время, так и бытовым жанром (в наши дни его работы в этом жанре ценятся значительно выше). В портретах он продолжил линию своего учителя — Мирефелта, в жанровой живописи повторил путь харлемских и амстердамских мастеров. Яков ванВелзенработал в манере раннегоПаламедеса, как показывают немногие из дошедших до нас картин. «Чтение письма» (1633) считается лучшим произведением мастера. Я. ванВелзена отличают довольно пастозная манера живописи и контрастная светотень, благодаря чему действие в его картинах кажется более динамичным, а его герои—более энергичными. ЮрианванСтрек (1632 – 1687) любил изображать изящные предметы и изысканные завтраки. В его натюрморте «Закуска» с фарфоровым китайским кувшином соседствуют европейские часы, а южные апельсины и грецкие орехи – с голландской сельдью и луком. Все эти предметы погружены в мягкую полутень, которая становится еще заметнее рядом с палевой занавеской, перекинутой через медный прут. Задуманный как «обман зрения» этот мотив деликатно введен в живописую ткань картины, подчеркивая глубину пространства и оживляя колорит. Часы, которые голландские натюрмортисты нередко включают в свои композиции, являются символом быстротечного времени. Богатая красочная гамма, сочный глубокий цвет, разнообразие тоновых переходов и тонкая светотень, отличающие произведения ванСтрека, ставят его в ряд крупнейших представителей голландского натюрморта» (см. приложение).ЗаключениеВ целом, мы можем сделать вывод о том, что в жанре кабинетной картины очень ярко проявились национальные черты живописи Голландии. Голландские живописцы, работавшие в данном жанре, отличаются особенным мастерством в передаче материального мира во всем его богатстве и разнообразии. Рассмотренные нами картины – это блестящий пример талантливой яркой и мастерской передачи реальности. Важно также заметить, что голландские «малые» картины – это не просто прекрасные изображения, это полотна, которые могут многое рассказать об исторической эпохе, о жизни людей, их быте, характерах.Список литературыВласов В. Г. Малые голландцы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб: Азбука-классика, 2006. — Т. 5. — С. 280—284.Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004. Эрмитаж. Очерк-путеводитель. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/kholland/3.htmhttps://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ПриложениеДе Кейзер. Портрет мужчиныЯ. Кейп. Портрет молодой девушкиФ. Халс. Портрет молодого человека с перчаткой в рукеД. Халс. Домашний концерт.Б. ван дер Аст. Натюрморт с фруктамиБ. ван дер Аст. РаковиныП. Клас. Трубки и жаровняП. Клас. Завтрак с ветчинойБ. Хеда. Завтрак с омаромП. де Пюттер. Рыбы и кувшин на столеЮ. ванСтрек. Закуска
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1991.
3. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб., 2004.
4. Эрмитаж. Очерк-путеводитель. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/kholland/3.htm
5. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
Вопрос-ответ:
Что представляют собой малые голландцы из коллекции Эрмитажа?
Малые голландцы - это коллекция оловянных фигурок, изображающих жизнь голландских горожан в XVII веке.
Какие предметы изображены на оловянной тарелке?
На оловянной тарелке изображены селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда и столовые приборы.
Какое впечатление создает выбор предметов на столе?
Выбор предметов на столе создает впечатление стола, накрытого на одну персону.
Каким образом передано присутствие человека на картине?
Присутствие человека передано через живописный беспорядок, внесенный в расположение вещей, и атмосферу уютного жилого интерьера.
Какая атмосфера достигнута на картине?
На картине достигнута атмосфера уютного жилого интерьера, создана передачей световоздушной среды.
Какие предметы находятся на столе на картине "Малые голландцы"?
На столе на картине "Малые голландцы" можно видеть оловянную тарелку селедки или ветчины, булочку, бокал вина, скомканную салфетку, лимон или ветку винограда, а также столовые приборы.
Какое впечатление создает стол, представленный на картине "Малые голландцы"?
Стол, представленный на картине "Малые голландцы", создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Он выглядит очень уютным и аккуратно накрашенным, с внимательным отбором каждого предмета.
Какие художественные приемы использовались для создания атмосферы жилого интерьера на картине "Малые голландцы"?
Для создания атмосферы жилого интерьера на картине "Малые голландцы" использовались такие художественные приемы, как передача световоздушной среды и живописный беспорядок в расположении вещей.