Проектирование адресной работы с неуспевающими по русскому языку обучающимися 3 класса
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 21.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты неуспеваемости в психолого-педагогической литературе 3
1.1. Характеристика неуспеваемости в учебном процессе 3
1.2. Типология неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста 3
1.3. Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся 3
2. Практические аспекты работы учителя по проектированию адресной работы с неуспевающими по русскому языку обучающимися 3 класса 3
2.1. Диагностика неуспеваемости в учебном процессе 3
2.2. Проектирование адресной работы с неуспевающими по русскому языку 3
Заключение 3
Список литературы 3
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми1. Во время опроса учащимся с плохой успеваемостью дается примерный план ответов, они могут использовать план, сделанный дома, иметь больше времени для подготовки к ответам у доски, делать предварительные заметки, использовать наглядные пособия и т.д.2. Школьникам даются наводящие вопросы, чтобы помочь им последовательно представить материал.3. Собеседование создает особые ситуации успеха.4. Периодически проверяйте усвоение материала по темам урока, на которых ученик по тем или иным причинам отсутствовал.5. Во время исследования и анализа его результатов поддерживается атмосфера дружелюбия.6. В процессе изучения нового материала внимание малоуспевающих учеников акцентируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемого предмета, учитель чаще обращается к ним с вопросами, уточняющими степень понимание учебного материала, привлекает их в качестве помощников для демонстрации переживаний, раскрывающих суть изучения, стимулирует вопросы учащихся в случае затруднений при усвоении нового материала.7. Во время самостоятельной работы урока плохо успевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, которые они допускают при ответе или письме: отмечаются положительные стороны в их работе для стимулирования новых усилий, типичные трудности работы и обозначены способы их устранения, оказывается, помогает одновременному развитию самостоятельности в обучении.8. При организации домашних заданий для неуспевающих школьников выбираются задания на распознавание и исправление ошибок: даются подробные инструкции о том, как выполнять домашнее задание, о возможных трудностях, при необходимости предлагаются консультационные карточки, даются задания на повторение материала, который позволит требуется изучить новую тему. Количество домашних заданий рассчитано так, чтобы не перегружать школьников.Работа с родителями1. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературой по отдельным предметам.3. Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.4. Создание коррекционных тетрадей5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.6. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)Этапы работы со слабоуспевающими детьми:Наметить учащихся со слабой успеваемостью.Составление плана работы с детьми.Реализация плана в течение учебного года.Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.Профилактика неуспеваемостиВ процессе контроля за подготовленностью учащихся Конкретно проверьте усвоение вопросов, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Тщательно анализируйте и систематизируйте ошибки учеников в устных ответах, письменной работе, выявляйте типичные для класса ошибки и сосредоточьтесь на их устранении. Следите за усвоением материала учащимися, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела подведите итоги усвоения школьниками понятий, законов, правил, навыков и базовых навыков, определите причины задержки. При изложении нового материала Обязательно проверяйте во время урока, насколько хорошо ученики понимают основные элементы представленного материала. Стимулируйте вопросы учащихся, которым сложно усвоить учебный материал. Применяйте средства поддержания интереса к усвоению знаний. Предлагайте разнообразные методы обучения, которые позволяют всем учащимся активно усваивать материал.В ходе самостоятельной работы учащихся на урокеПодбор заданий для самостоятельной работы над наиболее важными, сложными и трудными разделами учебного материала, пытаясь оказать большее влияние меньшим количеством упражнений, но заданных по заданной системе. Включите в содержание самостоятельной работы упражнения, чтобы избежать ошибок в ответах и письменной работе. Инструкции по порядку работы. Поощряйте вопросы к учителю в случае трудностей в самостоятельной работе. Умело поддерживать учеников в их работе и всячески развивать их самостоятельность. Научите навыкам планировать работу, выполнять ее в нужном темпе и практиковать контроль. При организации самостоятельной работы вне классаПовторите домашнее задание, сосредоточив внимание на наиболее важных частях программы, которые обычно являются самыми сложными. Регулярно задавайте домашнее задание о типичных ошибках. Четко проинструктируйте учеников о порядке выполнения домашних заданий, проверьте понимание этих инструкций учениками с низкими успеваемостями. Согласуйте домашние задания с другими классными руководителями, избегая перегрузки, особенно с плохо успевающими учениками.План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015 – 2016 учебный год.1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:а) Определение фактического уровня знаний детей.б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.Сентябрь2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.Сентябрь3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, год.Сентябрь, обновлять по мере необходимости.4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. В течение учебного года.5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе. В течение учебного года. 6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года.К концу 3 класса учащиеся должны уметь:понимать и раскрывать лексическое значение слова; подбирать синонимы, антонимы, пользоваться толковым словарём; составлять тематические группы слов;находить в слове его значимые части: окончание, основу, корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова; проверять безударные гласные с помощью однокоренных слов; образовывать слова с помощью приставки, писать слова с приставками с-, от-, о-,про-, под-, над-, за-, на-. образовывать слова с помощью суффиксов –еньк, - оньк,-юшк, ушк, -ик,-ек; - чик-, -щик-; определять значения суффиксов в слове; связывать слова в предложения с помощью окончания;распознавать части речи по их значению, вопросам, грамматическим признакам (существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение); склонять имена существительные по падежам; определять падежи по вопросам и предлогам; распознавать род существительных по окончанию (звуковое и нулевое окончание): изменять существительные по числам; правильно писать имена существительных женского и мужского рода с основой на шипящий (ночь, меч); подбирать существительные синонимы и антонимы;распознавать в предложении личные местоимения, определять их роль в предложении (подлежащее);распознавать глагол (по вопросу и значению), называть его грамматические признаки (число, время, лицо); изменять глагол по временам, числам и лицам; писать НЕ с глаголом; подбирать глаголы синонимы и антонимы;устанавливать связь между словами в предложении, графически обозначать ее; разбирать предложение по членам: находить главные и второстепенные члены - определения, дополнения, обстоятельства;определять текст по признакам связности и единой темы; выявлять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; делить текст на части, называть их (начало, основная часть, концовка), составлять план текста; устанавливать вид текста (описание, повествование);грамотно списывать и писать под диктовку тест (55-60 слов), включающий изученные орфограммы;восстанавливать деформированный текст; создавать текст по опорным словам, предложениям.Работа со слабоуспевающими детьми в 3 классе Содержание занятийЗанятие № 1Реши орфографические задачи.1.Старик ж . л в лесной глуш. вдали от города. Маш . на любит ласку, чистоту и смазку.Диктант с предварительной подготовкой2..Душистые ландыши, жилище ежихи, большие уши, у Наташи жимолость, кружится снежинка, оружие Миши, у машиниста Яши, упавшие карандаши, дружить с жителями, пушистый Рыжик, шить жилет, широкая шина, у Саши машина.Занятие № 2Диктант (с последующим анализом)Ёжик пропалУ Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалился. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.) Занятие № 31. Спиши и продолжи этот ряд.Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма,…..2. Прочитай текст.Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.Раздели эти слова для переноса.В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир.Занятие № 41.Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:Шестой день недели (суб-бота)Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)Место, где продают билеты (кас-са)Комната для занятий (класс)Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)2. Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.Суббота, Одесса, касса, пассажир.Класс, теннис, хоккей.Занятие № 5Спиши и подчеркни имена собственныеЖили-былиДед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребенка.А еще была у них Курица Буренка,А еще у них былаСобачонка Мурка, А еще – два козла –Сивка да Бурка.Занятие №6 Подчеркнуть нарицательные имена существительные и заглавную букву в именах собственных. 1) Россия - моя родина. 2) Город Москва стоит на реке Москве. 3) Корней Чуковский писал сказки для детей. 4) Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков. 5) Гена Ростов поехал в город Ростов. 6) Иванова Поля пришла с поля. 7) Витя Васильков собрал букет васильков. 8) Женя Морозов не боялся морозов. 9) Олег Иванов и Илья Петров - дежурные. 10) Доктор Айболит лечил зверей. 11) Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе. 12) Таня получила письмо из Курска. 13) Река Волга широка и глубока. 14) Дядя Егор спешил на завод. 15) Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.Занятие №7Диктант с предварительной подготовкойВесной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову) Занятие № 8Диктант с предварительной подготовкойЗа окнами завывала буря. Ветер разгулялся в саду. С воем и свистом потрясал стеклами, гнул и ломал деревья. Деревья скрипели и стонали, как старики. А черные, голые ветви хлестали по окнам и словно глядели в те из них, что были освещены в такую непривычную пору. (45 слов) Задания Найдите в тексте слово с разделительным меткимЗаключениеНеуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов в его изучении. В работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость учащихся по основным категориям обучения: содержанию и учебному процессу.В работе с целью выявления причин неуспеваемости учащихся младших классов и определения путей их преодоления в задачах определения неуспеваемости как педагогической проблемы в начальной школе определяется типология неуспеваемости в образовательном процессе младших школьников, определить факторы, влияющие на неуспеваемость младших школьников, проанализировать практические аспекты работы учителя по преодолению неуспеваемости в процессе начального образования.В курсовой работе предлагается понятие «отставание», которое взаимосвязано с понятием «неуспеваемость», исследуются виды неуспеваемости, которые характеризуются своеобразным сочетанием важнейших личностных качеств или которые также характеризуются взаимосвязью наиболее существенные аспекты личности ученика: умственная деятельность, связанная с обучением.Работа выявила различные причины неуспеваемости, связанные с разной средой. Все препятствует совершенствованию учебного процесса, создает условия для отставания учеников.В работе показаны способы преодоления неуспеваемости школьников. Показано, что диагностика, педагогическая профилактика, воспитательная терапия и воспитательное воздействие являются профилактикой и оперативной поддержкой педагога в развитии и содействии саморазвитию ребенка. Показано, что тесты, анкеты, анализ школьных документов, наблюдение, беседы с неуспешными учениками и их родителями являются эффективными методами педагогической и психологической диагностики неуспеваемости учеников.В работе предлагаются методы выявления неуспеваемости у школьников.Выяснилось, что диагностика неуспеваемости должна быть сделана на ранней стадии неуспеваемости в формах, доступных для детей, и при заинтересованности и приверженности родителей учащихся, которые не успевают на работе.В исследовании представлены рекомендации по оказанию педагогической поддержки учащимся, не добившимся успехов в школе. Основываясь на результатах своего анализа, учитель может решить, какие меры необходимы для преодоления неуспеваемости.Это открывает широкие перспективы для исследований, направленных на создание научных основ для предотвращения и преодоления неуспеваемости.Цель достигнута, задачи решены.Список литературы1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89. - 1997. - 224 с.2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.3. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. - М.: Генезис, 2010. - 124 с.4. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: 1929. - 57 с.5. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 13 с.6. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость - М.: Народное образование, 1963. - 37 с.7. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: 1954. - 102 с.8. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993. - 79 с.9. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М.: Наука, 1990. - 141 с.10. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 23 с.11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Российское педагогическое агенство. - 1997. - 123 с.12. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.13. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. - М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. - 512 с.14. Мурачковский А.И. Типы неуспевающих школьников. - Советская педагогика: 1965, №7.15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2010. - 200 с.16. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: 1968. - 92 с.17. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: 1958. - 231 с.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89. - 1997. - 224 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с.
3. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика. - М.: Генезис, 2010. - 124 с.
4. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: 1929. - 57 с.
5. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения. - М.: 1961. - 13 с.
6. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость - М.: Народное образование, 1963. - 37 с.
7. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М.: 1954. - 102 с.
8. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 1993. - 79 с.
9. Данилов М.А. Процесс обучения в современной школе. - М.: Наука, 1990. - 141 с.
10. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 23 с.
11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Российское педагогическое агенство. - 1997. - 123 с.
12. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
13. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. - М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. - 512 с.
14. Мурачковский А.И. Типы неуспевающих школьников. - Советская педагогика: 1965, №7.
15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2010. - 200 с.
16. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: 1968. - 92 с.
17. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: 1958. - 231 с.
Вопрос-ответ:
Какие характеристики неуспеваемости учащихся описываются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе описывается неуспеваемость учащихся, которая может проявляться как в слабых оценках и низкой успеваемости, так и в невыполнении домашних заданий и отсутствии интереса к учебному процессу. Также указывается, что неуспеваемость может быть связана как с внутренними, так и с внешними факторами.
Какие типы неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста существуют?
Существуют различные типы неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста, такие как: умственная неуспеваемость, неуспеваемость из-за недостатков в организации учебной деятельности, неуспеваемость из-за нарушений мотивации к учебе и социальная неуспеваемость.
Какие факторы оказывают влияние на неуспеваемость учащихся?
На неуспеваемость учащихся оказывают влияние различные факторы, включая семейное окружение, уровень поддержки со стороны семьи, индивидуальные особенности ребенка, качество преподавания, организация учебного процесса, мотивация к учебе и другие.
Какими методами можно диагностировать неуспеваемость учащихся по русскому языку?
Для диагностики неуспеваемости учащихся по русскому языку можно использовать различные методы, такие как: анализ результатов работы, тестирование, наблюдение за учебной деятельностью, беседы с учащимися и их родителями, применение психологических методик и др.
Какими методами можно проводить адресную работу с неуспевающими по русскому языку учащимися 3 класса?
Для проведения адресной работы с неуспевающими по русскому языку учащимися 3 класса можно применять различные методы, такие как: индивидуальные занятия, дифференцированный подход к обучению, использование игровых и практических заданий, применение компьютерных программ и технологий, работа над развитием мотивации и т.д.
Что такое неуспеваемость в учебном процессе?
Неуспеваемость в учебном процессе - это состояние, когда учащийся не справляется с требованиями учебной программы и не достигает необходимых результатов в обучении.
Какие типы неуспеваемости могут быть у учащихся младшего школьного возраста?
У учащихся младшего школьного возраста могут быть следующие типы неуспеваемости: осознанная (ученик не стремится достичь успехов из-за различных факторов), неосознанная (ученик не осознает свою неуспеваемость из-за недостаточной самооценки) и комбинированная (когда присутствуют элементы обоих типов).
Какие факторы влияют на неуспеваемость учащихся?
Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся, могут быть различными: низкая мотивация к учению, плохая организация учебного процесса, отсутствие поддержки со стороны родителей, нарушения в развитии речи и психомоторной сфере, негативный социальный контекст и др.