Нарушения в психическом развитии и компенсаторные механизмы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 22 22 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.12.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 5
ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 11
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ СООТНОШЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Фрагмент для ознакомления

Выраженность данных характеристик находилась почти в прямой зависимости от степени образования [14].Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По метафорическому выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт» [7].Кроме того, эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий.Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность человека совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во многом зависит от прочности указанных «опор». Нетрудно заметить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к инвалидности, так или иначе, испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства человека. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект способен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отношений, в том числе и семейных, а также в отсутствии необходимой профессиональной деятельности.Однако подобное, скорее всего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентации.Социально-психологическое благополучие и опосредствующее его факторы по своему содержанию схоже с весьма распространеннымпонятием «качество жизни» и которым обозначается характеристика уровня комфорта при удовлетворении потребностей человека. Качество жизни - это общая характеристика различных сторон жизни, к которым относятся удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и экономической ситуацией в стране. Г. С.Никифоров говорил, что особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состояния человека, которые позволяют ему относительно безболезненным образом преодолевать многочисленные противодействия внешнего мира и, тем самым, правильно решать поставленные задачи, способность быть всем, реализовать самого себя, пребывать в физическом и психическом равновесии с природой, обществом и сосвоим внутренним миром [8].Большую роль в компенсации нарушения играет сознание. Его значение отчетливым образом проявляется при сопоставлении компенсаторных процессов у человека и животных. У животных, за счет компенсации, развиваются лишь биологические средства приспособления к новым условиям.У человека же восстанавливается нарушенное равновесие как с естественной, так и с социальной средой,чему способствуетпроцесс осознания собственного нарушения, его последствий и тех задач, которые ставятся перед ним для преодоления дефектов в психическом и физическом развитии. Как отмечает тифлопсихолог А.Г. Литвак: «Наиболее отчетливо роль сознания, мобилизующего волю и мышление на борьбу с дефектом, проявляется и у поздноослепших» [6].По выражению немецкого мыслителя К. Маркса, сознание«с самого начала есть общественный продукт», в котором отраженыважнейшие политические, нравственные, этические, эстетические и правовые устои социума. Осознание необходимости преодолеть дефект и занять свое место в обществе присуще большинству граждан, причем в этом важнейшая роль принадлежит пониманию прочности собственных общественных позиций, своей значимости и нужности в нем.Один из героев К.М. Симонова утверждал: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» -и примеры Н.А. Островского, А. Маресьева, которые сумели преодолетьсобственные недуги и остаться в строю, самое вескоетому доказательство. По мнению писателя: «Человек должен поставить себя выше страданий».А для этого надо иметь цель, надо чувствовать опору близких и окружающих людей. «Человек делается человеком, если он собран вокруг какой-либо настоящей идеи, с этого, собственно, начинается человек, этим он и силен» [12].Таким образом, уровень социальных факторов является самым высшим по сравнению с другими факторами. Однако действие социальных факторов будет результативным только при опоре на сохранные функции организма, т.е. в соотношении с биологическими факторами.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью работы явилось изучение биологических и социальных факторов компенсаторных процессов.Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:1. Проанализировать психологические подходы к изучению компенсаторных процессов.2. Проанализировать биологические факторы компенсаторных процессов.3. Рассмотреть социальные факторы компенсаторных процессов и их соотношение с биологическими факторами.Таким образом, были психологические подходы к изучению компенсаторных процессов и биологические факторы компенсаторных процессов, а также рассмотрены социальные факторы компенсаторных процессов и их соотношение с биологическими факторами. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Согласно биологическому подходу к рассмотрению компенсаторных процессов компенсация понимается как функция ЦНС. Поэтому степень компенсаторной приспособляемости во многом зависит от ее сложности.2. Под компенсаторными процессами понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. 3. Уровень социальных факторов является самым высшим по сравнению с другими факторами. Однако действие социальных факторов будет результативным только при опоре на сохранные функции организма, т.е. в соотношении с биологическими факторами.Следовательно, цель достигнута, а задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Гаудеамус, 2015. – 240 с. Анохин П.Г. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.Витер В. И., Степанян Ю. С. // О понятии компенсаторных и приспособительных процессов. - Проблемы экспертизы в медицине. -№ 21-1, 2006. – С. 38-39.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Грановская Р.М. Психологическая защита. – Спб.: Речь, 2007. – 480 с. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.Лурия А.Р. Дефектология и психология. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Хрестоматия. СПб. 2002. с. 47 – 55.Никифоров Г.С. Психология здоровья. - Пб. - Питер, 2006. — 607 с.Павлов И.П. Избранные сочинения. – М.: Эксмо, 2015. – 736 с.Сорокин В.М. Специальная психология. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.Ухтомский А.А. Доминанта. – Спб.: Питер, 2002. – 579 с.Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология : избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. 414 с.Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. -553 с.Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2004. 480 с.Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2008. 155 с.Начало формыКонец формы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Гаудеамус, 2015. – 240 с.
2. Анохин П.Г. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.
3. Витер В. И., Степанян Ю. С. // О понятии компенсаторных и приспособительных процессов. - Проблемы экспертизы в медицине. -№ 21-1, 2006. – С. 38-39.
4. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
5. Грановская Р.М. Психологическая защита. – Спб.: Речь, 2007. – 480 с.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
7. Лурия А.Р. Дефектология и психология. // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Хрестоматия. СПб. 2002. с. 47 – 55.
8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - Пб. - Питер, 2006. — 607 с.
9. Павлов И.П. Избранные сочинения. – М.: Эксмо, 2015. – 736 с.
10. Сорокин В.М. Специальная психология. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
11. Ухтомский А.А. Доминанта. – Спб.: Питер, 2002. – 579 с.
12. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология : избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. 414 с.
13. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
14. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
15. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2008. 155 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для исследования проблемы компенсаторных процессов в психическом развитии?

В психологических исследованиях проблемы компенсаторных процессов в психическом развитии применяются различные подходы, такие как психологический, биологический и социальный подходы.

Какие факторы биологического характера влияют на компенсаторные процессы?

В биологическом плане компенсаторные процессы могут быть связаны с такими факторами как наследственность, нейронные связи, функционирование мозга и другие биологические процессы.

Какие социальные факторы могут влиять на компенсаторные процессы?

Социальные факторы, такие как социальная среда, образование, социальная поддержка и взаимодействие с другими людьми, могут оказывать влияние на компенсаторные процессы.

Как связаны социальные и биологические факторы с компенсаторными процессами?

Социальные и биологические факторы взаимодействуют друг с другом и могут влиять на компенсаторные процессы. Например, образование и социальная поддержка могут способствовать развитию компенсаторных механизмов у людей с нарушениями в психическом развитии.

Как степень образования влияет на выраженность компенсаторных процессов?

Выраженность компенсаторных процессов может зависеть от степени образования. Чем выше уровень образования, тем больше шансов развития и использования компенсаторных механизмов.

Какие подходы используются в исследовании компенсаторных процессов в психическом развитии?

В исследовании компенсаторных процессов в психическом развитии применяются психологические подходы.

Какие факторы оказывают влияние на компенсаторные процессы в психическом развитии?

На компенсаторные процессы в психическом развитии оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы.

Как связаны биологические и социальные факторы в компенсаторных процессах?

Биологические и социальные факторы в компенсаторных процессах взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Какая связь между степенью образования и выраженностью компенсаторных процессов?

Связь между степенью образования и выраженностью компенсаторных процессов прямая: чем выше степень образования, тем выраженнее эти процессы.

Что известно о опыте интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии?

Известно, что опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии может способствовать компенсаторным процессам и развитию психических функций.

Какие подходы используются в исследовании проблемы компенсаторных процессов в нарушениях психического развития?

В исследовании проблемы компенсаторных процессов в нарушениях психического развития применяются психологические подходы, биологические факторы и социальные факторы. Психологические подходы включают изучение психологических характеристик, механизмов компенсации и взаимодействия психического развития с другими сферами жизни. Биологические факторы описывают влияние генетических и физиологических особенностей на компенсаторные процессы. Социальные факторы рассматривают взаимодействие человека с окружающей средой и роль социальной поддержки в процессе компенсации.

Какова роль образования на выраженность компенсаторных процессов?

Роль образования на выраженность компенсаторных процессов очень важна. Особенно это проявляется в случае нарушений психического развития. По данным исследований, степень образования имеет почти прямую зависимость с выраженностью компенсаторных процессов у детей с отклонениями в развитии. Образовательные программы и возможности повышения квалификации позволяют детям с нарушениями развития разрабатывать и использовать компенсаторные механизмы, что способствует их успешной адаптации и интеграции в общество.