Историко-культурное наследие как средство продвижения туристско-рекреационного потенциала региона

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 47 47 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 24.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 5
1.1. Понятие о рекреационном потенциале 5
1.2. Природные рекреационные ресурсы Мурманской областиъ 10
1.2.1. Геологические рекреационные ресурсы 11
1.2.2. Геоморфологические рекреационные ресурсы 15
1.2.3. Климатические рекреационные ресурсы 17
1.2.4. Гидрологические рекреационные ресурсы 18
1.2.5. Энергетические рекреационные ресурсы 20
1.2.6. Биологические рекреационные ресурсы 24
1.2.7. Комплексные природные ресурсы 26

ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАКА ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1. Роль муниципальных образований в системе развития рекреационного потенциала региона 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Фрагмент для ознакомления

Разумеется, на общих олимпиадах их не оценивают, только на специальных конкурсах композиторов, носам факт требования делает олимпиаду для учеников непривлекательной. Кроме того, олимпиада – форма, которая не может быть употребима для всего контингента, она, что называется узкопрофессиональная. Тем более ее нельзя вынести для работы с общими группами.
ВЫСТАВКА – форма сугубо художественного отделения. Художники организуют как обязательное просмотровые выставки, которые являются контрольным мероприятием, как для музыкантов академический концерт, так и общие, тематические выставки, предназначенные для широкой аудитории. Здесь представляются не только рисунки детей, но так же и различные панно, изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры. В прошлом году был проведен фестиваль коллективного творчества (о нем еще будет сказано), где участие принимали не только музыканты и хореографы, но так же и ученики художественного отделения. Ими создавались произведения коллективного творчества: огромные картины, поделки, скульптурные группы. Результат превзошел ожидания, по признанию детей, они сами не ожидали, что смогут сделать произведения такого высокого уровня. Мы опять находим подтверждение тому, что коллективное творчество – одна из самых интересных и эффективных форм работы. Этим межурочная деятельность художественного отделения ограничивается. К сожалению, не находит поддержки предлагаемая автором форма выставок-продаж. Возможно, это объясняет нестабильным положением на художественном отделении. Суть предложения проста: арендуя площадь в одном из популярных в поселке магазинов, организовать постоянную выставку-продажу учащихся художественного отделения. Возможно оформление безвозмездной аренды (опыт заключения подобных договоров у администрации школы искусств есть), а это означает, что выставленные предметы могут иметь невысокие цены, что очень важно для покупателя. Дети же смогут почувствовать и большую ответственность при выполнении работ, кроме того, вырученные средства пойдут на оснащение отделения, а так же вознаграждение автора поделки. К тому же, сверстники этих детей смогут убедиться в серьезности занятий их друзей в школе, а так же родители, да и сами дети увидят серьезный результат. Остается надеяться на то, что эта форма найдет применение в нашей школе, не в этом, значит в будущем году.
Также в отчетах значится форма «КОНКУРС». Конкурс традиционно означает соревнование, состязание. При организации конкурса важно не превращать его в фарс, когда в номинации заявлено три участника, и независимо от уровня исполнения, даже самого нижайшего, каждому присуждается призовое место (третье место очень даже почетное). В Дедовичской школе искусств , насколько автор может судить не по отчетам, а по практической деятельности, форма конкурса в 50% случаев не достигает цели, в следствии неверной организации. Все-таки конкурс – это должно быть состязание равных. Какой смысл организовывать всеобщий конкурс, где в исполнительском искусстве состязаются и сильнейшие ученики, лауреаты всевозможных конкурсов, заведомые лидеры и ученик, обладающий не просто не яркими исполнительскими способностями, а антимузыкальными способностями, и посещающий школу единственно из любви к маме. В этом случае, ребенок окажется подставленным, у него появится еще одна причина ненавидеть школу. Ребенок должен обязательно хотеть состязаться, у него должен быть азарт. В противном случае все усилия принуждению окажутся не просто напрасными , но и вредными. С другой стороны , при правильной организации , при верном отборе участников конкурса возможна выработка и закрепление у детей таких качеств, как упорство в достижении целей, целеустремленность, способность переносить неудачу, видеть свои недочеты и достижения других. Важно преподавателю ограничивать ребенка в проявлении тщеславия, это плохой помощник в жизни, если его слишком много.
В работе школы большое признание нашла форма фестиваля. Была воплощена идея организации фестиваля коллективного творчества. Эта идея была привлекательно по многим причинам: коллективное творчество всегда интереснее и ярче индивидуального, в фестивале могут принять участие все без исключения учащиеся без переживаний, что их будут оценивать, совместное творчество сплотит коллектив. По окончании фестиваля был проведен анализ, и коллектив пришел к выводу, что результаты превзошли все ожидания. Действительно, выступать в коллективе для многих психологически легче, а публикой воспринимается выступление с большим удовольствием. Во-вторых , отсутствие оценивающего жюри действовало на многих успокаивающе, так как не нужно было переживать о проигрыше. И, наконец, что отметили все участники – никто не составлял друг другу конкуренции и это позволяло работать на общее дело, не думая о том, что соперники сыграют лучше и станут первыми. В организации фестиваля участвовал весь коллектив школы: от преподавательского состава и учеников, до секретаря с вахтером, так это было заразительно. А началось все с того, что на педсовете прозвучала следующая мысль: « Зачеты по аккомпанементу и ансамблю превратились в тягостную и неинтересную «обязаловку», в которой нет желания участвовать. Нужно что-то изменить». Тем более, что зачет не предполагает выставления оценок, и это делает игру и вовсе бесцельной: какой интерес играть для галочки перед тремя преподавателями комиссии? Ни удовольствия, ни даже удовлетворения от оценок. А в итоге – низкий уровень игры, отсутствие интереса. Когда проходил фестиваль, преподаватели были удивлены, и не один раз. Ученики, которые играли всегда кое-как под всеобщим настроением творческого праздника сделали для себя невозможное: играли без ошибок, а главное , выразительно артистично. Конечно же, сказалась работа преподавателей в этом направлении, но раньше не было причины играть артистично и музыкально. Вновь мы приходим к выводу, что более действенна активная форма работы, а кроме того, эффективно работают коллективные формы творчества.
Когда возникла идея пригласить на фестиваль гостей из Эстонии и Латвии, и фестиваль коллективного творчества превратился в Международный фестиваль детского коллективного творчества. Другие мероприятия которые проводит школа, не только фестивали, но и выставки и олимпиады. Влияет на развитие и продвижение туристско-рекреационного потенциала региона. Этот праздник оживил всю жизнь поселка. Складываются творческие связи, у учащихся ДШИ появилась мотивация к творчеству, к выступлениям. Родители стали серьезнее и ответственнее относиться к обучению своих детей, так как видят результат на фестивале. В рамках фестиваля прошли мастер-классы, творческие встречи.
Учредителями фестиваля являются: Администрация Дедовического района, Управление культуры Дедовического района, Дедовическая детская школа искусств. Органы власти поддерживают данную деятельность, так как она влияет на продвижение туристско-рекреационного потенциала региона. Целями фестиваля является провозглашение принципов мира, укрепление добрососедских отношений и межкультурного взаимопонимания, установление детских и молодежных культурных контактов, знакомство с культурой и традициями сопредельных с Псковской областью стран Евросоюза.
В фестивале приняли участие различные детские творческие коллективы из г. Дно, Великие Луки, Бежаницы, Порхова, Валмиера (Латвия), Ряпина (Эстония).
Все участники были отмечены дипломами и памятными призами. 

2.2. Методы и средства СКД в школе искусств

Формам социально-культурной деятельности должны соответствовать методы, разнообразие которых позволит грамотно организовать и направить деятельность. Форма организации и содержание мероприятия требует использования различных способов действия. Грамотно подобранные методы позволяют красиво и гармонично достигать намеченных целей. Методы выводятся в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктует производимого мысленного анализа. Очень часто именно от них зависит глубина психологического воздействия на посетителей. Среди средств воздействия следует упомянуть: слово, печать, наглядные и технические средства, различные виды искусства.
Соответственно, в социально-культурной деятельности Дедовичская школа искусств использует следующие методы: словесный (лекции, художественное слово, прослушивание аудиозаписей и т.д.), метод убеждения выступает в виде следующего: - суждение преподавателя, аргументация преподавателя, мнение, высказанное преподавателем; сообщение об общепринятом в культуре; диалог; дискуссия; обмен впечатлениями; совет, рекомендация; метод упражнения; пример педагога; просьба что-либо сделать или переделать, изменив характер действия; показ инструкция; специальный тренинг; приказ к действию в особых случаях; одобрение; похвала; благодарность; присвоение звания.
Методы и средства применяются во взаимосвязи.
В связи с тем, что методика культурно-просветительской работы имеет свою специфику, в ней применяются самые разнообразные способы для достижения поставленных целей. Использование вышеперечисленных методов позволяет объемно изучать такое сложное явление как культура. Методы позволяют наблюдать за развитием современной культуры, которая является, прежде всего, отражением духовной жизни человека, общества в целом и разработать соответствующую программу культурно-просветительской деятельности. Методы знакомят с разнообразными способами познания, позволяют расширить культурный кругозор, что в свою очередь влияет на развитие сознания.
По мере развития школы появилась необходимость создания аудиотеки и видеотеки. В истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы. Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новое искусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственно школу. Задача школы заключается в том, чтобы активно способствовать утверждению породившего ее художественного направления, и она успешно разрешается тогда, когда в самой школе складывается метод, полностью отвечающий потребностям нового искусства и дающий возможность воспитывать поколения художников, продолжающих выдвинутые идейные и творческие принципы.
Метод, чутко реагируя на всякое движение искусства, является первым показателем существа тех положений, которые пропагандируются школой. По методу можно судить о ее прогрессивности или отсталости.
В связи с проведением Международного фестиваля коллективного творчества культурная жизнь в Дедовичском районе оживилась. Результатами социально-культурной деятельности Дедовичской школы искусств стали победы в областном конкурсе ансамблей им. Б. Трояновского, творческие и культурные связи с коллективами Эстонии и Латвии, пробуждение интереса у детей к собственной национальной культуре, уменьшение отсева, улучшение успеваемости.
Социально-культурная деятельность школы влияет на семейно-бытовые отношения. Например, у директора школы Сальниковой Т.П. и родителей учащихся ДШИ завязались дружеские отношения с директором школы искусств из республики Эстонии, которые влияют на творческие связи. Дочь Сальниковой Т.П. поступила в Санкт-Петербургский государственный университет и теперь изучает эстонский и латвийский языки.
Экономические связи разных государств начинаются с культурных связей. Третьего-четвертого октября 2006 г. наш район посетила делегация работников культуры и глава администрации Пылваского уезда Эстонии. Цель визита – знакомство с нашим районом, с культурой, обмен опытом, обсуждение перспектив и направлений дальнейшего сотрудничества. В результате этого визита был подписан договор об экономическом сотрудничестве и был намечен план о совместном производстве бумажной продукции. Также обсуждались культурные связи в перспективе.
Создана группа опережающего развития, в результате деятельности которой разработана Программа международного сотрудничества со странами Евросоюза, установлены связи с консульствами, проведены выставки работ зарубежных графиков и художников.

2.3. Пути совершенствования СКД в Дедовичском

Культура – продукт человеческого прогресса, продукт человеческого труда многих поколений. Это связь времен, преемственность поколений. Культура должна воспитывать понятие чести, достоинство, индивидуальную личность. Но положительное влияние культуры находится в прямой зависимости от материального положения человека, его быта, образованности.
Дефицит культуры и воспитания сегодня в нашей стране привел к процветанию низкопробных вкусов. В итоге мы видим процветание злобности, зависти, жадности. А это риск потерять для полноценной духовности еще несколько поколений.
Интерес к проблемам развития культуры села и псковскому опыту очень велик и в Федеральном округе, и в России. Поэтому нужно ставить вопрос о методологической правильности решения этой проблемы в нашей области, модернизации культуры села, как важнейшего принципа развития всей культуры региона.
Разрабатывая план развития культуры в Дедовичском районе, необходимо ориентироваться на то, что в сельской местности должна быть своя культура, свои проводники культуры. Это прежде всего те, кто не поглощен целиком и полностью своим собственным благополучием, а хотя бы в равной, но предпочтительно в большей степени, печется о процветании всего общества и готов в меру своих сил потрудиться на его благо.
Культура в Дедовичском районе должна базироваться на нравах, обычаях наших предков с учетом нового времени на любви к своей маленькой Родине. Здесь ведущее место должны занять историко-краеведческий музей, Дом культуры, библиотеки, школы, радиовещание, телевизионные передачи местного значения, добровольные общества содействия пропаганде культуры, совет ветеранов войны и труда, районная газета «Коммуна», правоохранительные органы, райвоенкомат, спортивные общества, партийные группы. И, естественно, Администрация района. И все эти органы должны руководствоваться общим планом, разработанным Управлением культуры района. Все денежные средства на культуру должны быть сосредоточены в Управление культуры.
Исходя из вышеизложенного:
в нашем историко-краеведческом музее должны быть отражены история Псковщины и подробно история Дедовичского района, всех крупных населенных пунктов с ее известными людьми, иметь картины художников, на которых зафиксирована земля дедовичан. Неплохо иметь репродукцию картины Валентина Серова «Ясски», которая находится в Третьяковской галерее в Москве.
- Устраивать тематические выставки достижений дедовичан в области образования, промыслов.
открыть класс-музей, подробно описывающий историю создания школы и музыкантов.
Совету ветеранов войны и труда нужно иметь в музее уголок со стендами о подвигах дедовичан при защите своей Родины и успехов на трудовом фронте.
День освобождения Дедовичей от немецко-фашистских захватчиков отмечать как всенародный праздник.
Управлению по образованию иметь в музее стенды по истории школ и их выдающихся выпускников.
Управлению по сельскому хозяйству – стенды с итогами и подвигами тружеников села.
В библиотеках района, школ, предприятий иметь полный набор литературы о Псковщине и особенно района и тактично предлагать эту литературу читателям.
Открыть в Дедовичах свой книжный магазин с классической литературой.
Дом культуры – центр народного творчества дедовичан:
здесь нужно организовать свой народный хор, свой оркестр, свои исполнители эстрадных песен и народных тоже.
Руководству Дома культуры должны быть известны все творческие коллективы на предприятиях, в школах, совхозах и не менее одного раза в год проводить фестивали с участием всех творческих коллективов на конкурсной основе и с поощрением лучших коллективов.
Дому культуры следует взять под контроль все дискотеки района, внести в них интересные и познавательные элементы.
Нужно проводить ежегодно выставки цветов, народного творчества, достижения тружеников села и предприятий. При этом – целевые выставки, например, труженики села предприятиям, предприятия – труженикам села. Лучше это все объединить в цикл мероприятий, посвященный к осеннему празднику «Осенняя ярмарка» или др.
Ответственная роль должна принадлежать средствам массовой информации – газете «Коммуне», радиовещанию, телевидению.
В газете «Коммуна» следует ввести минимально месячную рубрику «Культурная страница». Можно назвать и по другому, где публиковать творчество дедовичан, классику, отзывы о творчестве земляков, о всех мероприятиях Управления культуры.
Ежегодно подводить итоги творчества земляков с поощрительными премиями.
На сегодня радиовещание в сельской местности практически отсутствует. Его заменило телевидение с американскими боевиками. Но в деревнях отсутствуют и радиоточки. Следует подумать о местном радиовещании и телевидении.
Наша задача вскрыть всю глубину актуальной проблемы в развитии культуры в Дедовичском районе и тем самым помочь Управлению культуры наметить реальные мероприятия по внедрению культуры в районе. При этом не будем забывать, что на пути в будущее важна культура прошлого и настоящего.

2.4. Предложение по совершенствованию СКД в Дедовичской школе искусств

Творческое развитие в школе искусств предполагает развитие культуры, чувств, фантазии, физической свободы, творческой инициативы.
Театр – уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Подростки, увлекающие театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей, у них развита способность к сочувствию и сопереживанию, а кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния тоталитарных группировок и наркотиков.
Совокупность двух-трех форм даёт новую форму. В Дедовичской школе искусств можно предложить создание для данного учреждения новую форму – Детский музыкальный театр. Для проведения этой формы имеются все условия и ресурсы. Эта форма создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между учащимися разных классов , встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Эта форма достаточно эффективна по той причине, что такая форма повышает мотивацию более эффективного обучения.
Детский музыкальный театр объединит все отделения школы искусств в совместной, творческой деятельности.
1. Учащиеся художественного отделения будут задействованы в художественно-декоротивном оформлении театрального действа.
2. Музыкальное отделение создаст в качестве музыкального сопровождения - оркестр или различные инструментальные группы.
3. Хореографическое отделение и отделение актерского мастерства будут задействованы в разработке сценариев и постановке спектаклей.
Все это открывает новые возможности для проведения новых форм, как для аттестационных форм, так и для культурно-просветительской деятельности школы искусств.
Высшей формой духовно-художественного единения поколений мы считаем совместное творчество – игру детей, подростков и преподавателей в театр. Приобщая юного человека к искусству, театр пробуждает в нем талант зрителя, творца театрального действия, без участия которого спектакль, как произведение искусства, не может состояться. Переживая судьбы героев, анализируя ситуации, события, действия и поступки действующих лиц, постигая язык соучастия в действии переходит к пониманию и осмыслению нравственных и этических ценностей.
Обучение в театре направлено не только на приобретение определенных навыков и умений, а на всестороннее развитие личности, ее творческого потенциала. Занятия в театре помогают раскрытию способностей. В театре могут заниматься дети с 6 до 18 лет и старше, дети с родителями, молодежь, студенты, взрослые. Актерские упражнения предназначены не для того, чтобы стать профессиональным артистом, а для того, чтобы развить чуткость, бдительность, слух, зрение, осязание, сенсорную систему. Все это открывает путь к главному – к творческому чувству, интуиции. Научить человека самостоятельно работать над собой, разбудить потребность в постоянном совершенствовании, способствовать развитию творческих способностей, творческой природы и раскрепощению художественной личности – сложные и ответственные задачи.














Заключение

На основе настоящей исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
Современная социально-культурная ситуация ставит человека в новые условия жизнедеятельности, безгранично расширяет проявления его общественной активности, требуют от него инициативы, самодеятельности, энергичных действий в самых разных сферах труда, общественно-политических отношений, быта, досуга. Конструктивный процесс превращения каждого труженика в реального хозяина страны и субъекта культуры требует создание такой нравственно-психологической атмосферы, такой культурной среды, которая бы наиболее эффективно использовала созидающий потенциал всех сфер жизнедеятельности.
Деятельность школы не ограничивается рамками учебной работы, в школе богатая и яркая внеурочная жизнь: концерты, музыкально-тематические вечера, праздники, к которым все более проявляется интерес со стороны администрации района.
Детские школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Здесь можно найти применение своим талантам в самых различных формах СКД.
Анализ социально-культурной деятельности на примере Дедовичской школы искусств позволяет сделать вывод, что использование разнообразных форм, средств и методов социально-культурной деятельности способствует формированию в сознания граждан высоких нравственных ценностей, усвоению лучших образцов отечественного и зарубежного духовного наследия, использованию усилий граждан в общественно-полезных делах, способствует утверждению социального оптимизма в мировоззрении личности. Искусство с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве человек развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. На примере Международного фестиваля творческих коллективов мы можем сделать вывод, что это культурное мероприятие повлияло на все стороны жизни, на семейно-бытовые, на экономические и политические отношения, а это в свою очередь подтверждает гипотезу настоящей курсовой работы.
Социально-культурная деятельность в современных условиях ищет новые пути по совершенствованию, освоению и преумножению культурных ценностей, ведь базовые культурные ценности незыблемы и вечны – это истина, добро, красота и любовь. И всё это во имя человека.



















Список литературы

Ариарский М. А. Прикладная культурология. Изд.2-е, СПб,2000.- 238с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1989. – 388 с.
Богданова Е. Дедовичи вчера и сегодня. об истории Дедовичского района // Коммуна. – 2000. - №80. – 24 окт.- 6 с.
Богданова Е. Что мы знаем об истории своего края? (об истории района)// Коммуна. – 2005. - № 89. – 15 окт. – с.4
Гагин В.Н. Культура России: Досуговая культура. Учебное пособие по курсу «Художественная культура» Вып. 6 (часть 1). – М.: АПРИКТ, 2001. – 128 с.
Годовой отчет муниципального учреждения дополнительного образования Дедовичской детской школы искусств за 2005 – 2006 учебный год. Дедовичи. Псковская область.
Голованова Г.Н. Культура: проблемы и перспективы развития: //Коммуна.- 2006 г. - № 78 – 22 окт. - С.2
Голышев А.И. Социально-культурная жизнь региона (На примере Псковской области). Псков, 1999. 237 с.
Голышев А.И. Стратегия модернизации инфраструктуры социально-культурной сферы региона./ По итогам семинара. Псков.1999- 15 с.
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. – 314 с.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: М.,1996. 591 с.
Инвентарная книга МОУ ДОД «Дедовичской школы искусств».
Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. – 453 с.
Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.М., МГУКИ. 2004.- 539 с.
Культурно-досуговая деятельность / под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М., 1998.-462 с.
Культурология.20 век: Словарь. – М., : 2001.
Культурология / под ред. А.А. Радугина.М., 1998. 304 с.
Лебедев Е.Е. Указ. Соч. – 145 с.
Лихачев Д.С. Письма о добром. – Спб: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 1999. – 237 с.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – 2-е изд., доп. – Спб: Искусство – Спб, 2001. – 356 с.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1996. 224 с.
Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995. 138 с.
Народная традиционная культура Псковской области. Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. – Псков: Изд. обл. центра народ. творчества, 2002. т.1. – 688 с. илл., нот.
Николаев И.Н. История Дедовичей // Зори. – 1996. – № 26. – с.2
Николаев И.Н. Русский щит по реке Шелони. Горки // Коммуна. – 2000. – 28 июля. – с. 3
Образовательная программа Дедовичской детской школы искусств на 2003 – 2008 г.г.
План учебной работы ДШИ на 2006 – 2007 учебный год.
Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2005. – 219 с.
Попов А.И. Следы времен минувших. Л., наука, 1981. 158 с.
Псковская энциклопедия// Гл. ред. – А.И. Лобачев. Псков: Псковское региональное обществ. учреж. – изд. «Псковская энциклопедия», 2003.-912 с.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры.Л., 1990.83с.
Соколов Э.В. Культурология (очерки теории культуры). М., 1994. 272 с.
Степанов Ю. Легенды и предания Псковщины. Псков., 1993. – 385 с.
Устав Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дедовичская детская школа искусств».
Флоренский П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. М., 1997. 461 с.





 











Ариарский М.А. Прикладная культурология.- 2-е изд., испр.и доп.-СПб.: Издательство «ЭГО»,2001.С.251
Ариарский М.А. Прикладная культурология . – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «ЭГО», 2001. С.15
Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2005. – С.12 – 13.
Флоренский П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. М., 1977.С.102.
Ариарский М.А. Прикладная культурология . – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «ЭГО», 2001. С. 24 – 25.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства(XVIII – начало XIX века). – 2-e изд., доп. – СПб: Искусство – СПб, 2001. – С. 5 – 10.

Ариарский М.А. Прикладная культурология . – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «ЭГО», 2001. С. 25.


Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.С. 145.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989. С. 158.
Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.С. 150.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965, С.11
Попов А.И. Следы времен минувших. Л., наука, 1981.С. 35.
Лебедев Е.Е. Указ.соч. С.7 – 8.
Лебедев Е.Е. Указ.соч. С. 24
Псковская энциклопедия // Главный редактор – А.И.Лобачев. Псков: Псковское региональное обществ. Учреж. – изд. «Псковская энциклопедия», 2003. – С.206.
Годовой отчет муниципального учреждения дополнительного образования Дедовичской детской школы искусств за 2005 – 2006 учебный год. (Приложение 4)












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авраменко Ю.С., Прилепских Е.О. Нетрадиционные виды туризма в России. В сборнике: Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, под редакцией: Колосовой О.Ю., Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. 2013. С. 274-276.
2. Андреева Е. Новые стройки Мурманска // Полярная правда. 2005. 12 августа. Мост в Мурманске потерял звание самого длинного в мире за Полярным кругом [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruschudo.ruJnews/57/ Дата обращения 15 марта 2017 г.
3. Архитектурное освещение [Электронный ресурс]. URL: http://murmansvet.ru/article_info.php?articles_id=49 Дата обращения 18 марта 2017 г.
4. Боголюбова С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов / Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: «Академия», 2009 г. - 256 с.
5. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.
6. Гдалин Д.А. Природоохранные-рекреационные системы: принципы функционирования и оптимизации // Автореф., дисс.- СПб, 2005.- С.13-17.
7. Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 1999.
8. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2003.
9. Дурович А.П. Организация туризма. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
10. Зигерн-Корн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики. Известия русского географического общества 2016 г. Т.148 №1 С. 87-100
11. Ильина Л. А. Туристское природопользование / Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: «Академия», 2009 г. - 192 с.
12. Калиниченко А.Н., Крымская О.В. Сельский туризм может стать «своим» бизнесом на Белгородчине // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 166-169.
13. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. Учебное пособие. М., 2008.
14. Колдаев А. В. К вопросу о классификации сельского туризма // Вестник РМАТ. Выпуск № 2-3 (5-6) / 2012. 4-7 с.
15. Кружалин В. И. Тенденции развития фундаментальных и прикладных исследования в туризме и рекреации // Вестник РМАТ. Выпуск № 3 (3) / 2011. С. 25 – 34.
16. Кусов А.С. Рекреационная география. М., 2008.
17. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение / Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: «Академия», 2008 г. - 208 с.
18. Лагутенко Б.Т. Справочник по экономической географии России. М.: Юристъ, 2001.
19. Ландо Е.Ю., Евстафьева О.А. Развитие туризма в Мурманской области // Кольский филиал Петрозаводского государственного университета. № 3. 2014. 3-8 с.
20. Лихошерстова Г.Н. Территориальная организация туристско-рекреационного пространства на основе кластерных подходов // Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 71-79.
21. Логинов В.Г. Особенности развития северных регионов сырьевой ориентации // Экономика региона. 2008. № 4. С. 161-172.
22. Лукъянова Л.В. Рекреационные комплексы, Мн., 2008.
23. Маковеев М. А. Развитие регионального туризма. Туризм на Кольском полуострове // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 207-210.
24. Марков Г.А., Савченко С.Н. Напряженное состояние пород и горное давление в структурах гористого рельефа. - Л.: Наука, 1984. -140с.
25. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Мажар Л.Ю. Пространственно-временная организация туристиско-рекреационной деятельности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. № 1. С. 100-104.
26. Митрофанова, А.В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области): автореф., дис. … канд. экон., наук / А. В. Митрофанова. – Калининград, 2010. – 24 с.
27. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: МГУ, 1981. - 208с.
28. Мочальников В.В. Мировые тенденции развития государственно-частного партнерства // Вестник института экономики РАН № 2. 2011 г. с. 93-105
29. Морозов М.А, М.Н. Войт. Теоретическое содержание понятие туристская дестинация. Вестник 2013 г., №2, УДК 338.48. С. 188-195
30. Николаенко Д.В. Рекреационная география. М., 2008.
31. Никонов А.А. Голоценовые и современные движения земной коры. - М: Наука, 1977. - 240с
32. Палкин О.Ю. Рекреационное ресурсоведение. Курс лекций. Филиал российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Иркутск. 2010 г. 37 с.
33. План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия основания г. Мурманска [Электронный ресурс]. URL: httр://murmansk-100.ru/infо/рlаns Дата обращения 17 марта 2017 г.
34. Родионова И.А. Экономическая география России. Учебное пособие по географии. М., 1999.
35. Цекина М. В. Оценка туристско-рекреационного потенциала Российского Заполярья: диссертация ... кандидата географических наук: 25.00.24 / Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Москва, 2014. - 167с.
36. Экономическая география России: Учебник / Под ред. акад. В.И. Видяпина. М.: ИНФРА-М, 1999.
37. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. М., 1997.
38. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
39. http://geolike.ru/page/gl_4819.htm - Портал: Geolike. Статья - Рекреационный потенциал территории». Дата обращения: 31.01.2017
40. http://tourlib.net/statti_tourism/gurzhij.htm - Портал: «Всё о туризме». Статья - Уточнение понятия «рекреационные ресурсы». Дата обращения 01.03.2017 г.
41. http://referat.niv.ru/view/referat-state/98/97647.htm#3 - Портал: Региональная экономика и управление. Конспект лекций. 3 курс. Челябинск 2008. Дата обращения 01.03.2017 г.

Вопрос-ответ:

Каково понятие о рекреационном потенциале?

Рекреационный потенциал - это совокупность природных и культурных ресурсов, которые могут быть использованы для организации отдыха и туризма.

Какие природные рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

В Мурманской области есть геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и энергетические рекреационные ресурсы.

Какие геологические рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

В Мурманской области есть места, где можно изучать геологическую историю региона, например, различные горные массивы и выходы полезных ископаемых.

Какие геоморфологические рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

В Мурманской области есть различные геоморфологические объекты, такие как горы, холмы, озера, реки, которые привлекают туристов своей живописностью и возможностью активного отдыха.

Какие климатические рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

В Мурманской области благоприятный климат для зимних видов активного отдыха, таких как горные лыжи, сноубординг и сани. Также летний климат способствует развитию водных видов спорта и отдыха.

Какие рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

Мурманская область богата различными рекреационными ресурсами. Среди них можно выделить природные ресурсы, такие как геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и энергетические. Все они способствуют развитию туристского и рекреационного потенциала региона.

Какой климат представлен в Мурманской области?

Мурманская область имеет северный климат. Зимы долгие и холодные, а лето короткое и прохладное. Климатические рекреационные ресурсы Мурманской области могут быть интересны для любителей активного зимнего отдыха, таких как лыжные прогулки, сноубординг или езда на собачьих упряжках.

Какие геологические рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

Мурманская область богата геологическими рекреационными ресурсами. В данном регионе можно найти различные природные объекты, такие как горные массивы, карьеры и пещеры, которые привлекают туристов и путешественников своей уникальностью и красотой.

Какие энергетические рекреационные ресурсы есть в Мурманской области?

В Мурманской области есть различные энергетические рекреационные ресурсы. Например, туристы могут посетить гидроэлектростанции и водопады, что предоставляет возможность насладиться красивыми пейзажами и приятной атмосферой, а также провести время на пикнике или рыбалке в окружении природы.