Парламентаризм в России 20 века
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 24.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Парламентаризм в России в ХХ веке 4
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Но главная особенность данной системы заключается в переходе к специфической четырехзвенной модели разделения властей, когда наряду с тремя традиционными ветвями власти и над ними предполагается четвертая верховная власть, персонифицированная в фигуре государства [15, с. 459]. Показательно, что в Основных государственных законах монарх квалифицировался как «верховная самодержавная власть». С утверждением такой модели доминирование главы государства по отношению к законодательной, исполнительной и судебной властям стало неизбежным. Весьма важен для становления парламентаризма в России опыт совместного сосуществования и взаимодействия нижней и верхней палат парламента. Отношения между ними в период думской монархии складывались постепенно и не легко: от полного неприятия первым составом Думы Государственного совета в качестве верхней палаты до вполне конструктивной и согласованной работы в годы Первой мировой войны. Тем самым российский парламент приобретал очень важный механизм взаимодействия на законодательном поприще. Еще одной особенностью с полным основанием можно считать явно дискриминационный характер российского избирательного законодательства. Все далекие от демократических норм черты - многостепенность выборов, лишение избирательных прав части российских граждан, имущественные и другие цензы – были ему присущи. Вводя ограничения в избирательной системе, власть даже не пыталась скрыть, что этим она стремилась будущий Государственной думы. Избирательное законодательство дореволюционной России можно, таким образом, характеризовать формулой: «не равные, не прямые, не всеобщие».Основной целью такой политики было недопущение в Государственную думу радикально настроенных депутатов.Для реализации поставленной цели верховная власть неоднократно прибегала к изменению избирательного законодательства. ЗаключениеПодводя итоги, хотелось бы сделать следующие выводы. В политической и правовой науках не существует единого подхода к пониманию парламентаризма. Анализ основных подходов к пониманию сущности парламентаризма в правовой науке позволяет классифицировать подходы на ограничительный и расширительный. На мой взгляд стоит придерживаться расширительной трактовки, согласно которой парламентаризм государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, обладающий законодательными (законосовещательными) функциями, призванный обсуждать наиболее значимые общественные проблемы. Такой подход к теоретическому определению парламентаризма позволяет говорить о практическом становлении парламентаризма в России в начале XX века, в период деятельности Государственной думы и реформированного Государственного совета. Практическая деятельность парламента в Российской империи обладала рядом особенностей. Основными чертами становления парламентаризма в России начала XX в. явились: 1) запоздалый характер создания учреждений парламентского типа; 2) революционная подоплека их учреждения; 3) завышенные надежды и ожидания в их отношении со стороны общественности; 4) конфронтационный стиль взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти;5) доминирование главы государства как обладателя «верховной самодержавной власти»;6) приобретение опыта взаимодействия двух палат парламента; 7) дискриминационный характер избирательного законодательства. Бесспорно, за столь непродолжительный период Россия не успела стать парламентарным государством в классическом понимании этого термина. Тем не менее пройденный этап становления парламентаризма в начале XX века, пусть не всегда удачный, конфронтационный, сложный, является весьма важным и поучительным. Список использованной литературыХубнер Е. Парламентаризм и представительная система // Политические исследования 1991. №3Тихомиров Д.В. Становление м развитие российского парламентаризма (исторический аспект). Автореф. Дис. … канд. ист. наук. М. 1997Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. Мижуев П.Г. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах. современной Европы. СПб., 1906. Юридическая энциклопедия. М., 1997. Большой юридический словарь. М., 1999. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.Онишко Н.В. Идеи и институты парламентаризма в политико-правовой мысли дореволюционной России. СПб., 2003. Казанцев А.А. Три сценария «цветной» революции в России (Моделирование сетевой динамики российской политики) // Политические исследования. 2006. No 1. Laue Th. Von Sergei Witte and the Industrialization of Russia. N. Y., 1983. Малышева О.Г. Особенности становления парламентаризма в Российской империи // Парламентаризм в России и Германии: История и современность / Отв. ред. А.Я. Пляйс, О.В. Гаман- Голутвина. М.: РОССПЭН, 2006. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 191. Смирнов А. Государственная дума Российской империи. 1906-1917. М., 1998. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994. Т. 1. Медушевский А. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной ретроспективе. М., 1998.
2. Тихомиров Д.В. Становление м развитие российского парламентаризма (исторический аспект). Автореф. Дис. … канд. ист. наук. М. 1997
3. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999.
4. Мижуев П.Г. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах. современной Европы. СПб., 1906.
5. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
6. Большой юридический словарь. М., 1999.
7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
8. Онишко Н.В. Идеи и институты парламентаризма в политико-правовой мысли дореволюционной России. СПб., 2003.
9. Казанцев А.А. Три сценария «цветной» революции в России (Моделирование сетевой динамики российской политики) // Политические исследования. 2006. No 1.
10. Laue Th. Von Sergei Witte and the Industrialization of Russia. N. Y., 1983.
11. Малышева О.Г. Особенности становления парламентаризма в Российской империи // Парламентаризм в России и Германии: История и современность / Отв. ред. А.Я. Пляйс, О.В. Гаман- Голутвина. М.: РОССПЭН, 2006.
12. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 191.
13. Смирнов А. Государственная дума Российской империи. 1906-1917. М., 1998.
14. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994. Т. 1.
15. Медушевский А. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной ретроспективе. М., 1998.
Вопрос-ответ:
Какую особенность имел парламентаризм в России в 20 веке?
Главная особенность парламентаризма в России в 20 веке заключалась в переходе к специфической четырехзвенной модели разделения властей, где наряду с тремя традиционными ветвями власти предполагалась четвертая верховная власть, персонифицированная в фигуре государства.
Что нужно знать о парламентаризме в России в ХХ веке?
В России в ХХ веке парламентаризм был особенным по многим причинам. Идеология коммунизма оказала значительное влияние на парламентарную систему, и государственное устройство было построено по принципу социализма. Также стоит отметить, что парламентаризм в России развивался в условиях разных политических режимов, начиная от Российской империи до Советского Союза.
Какая модель разделения властей была в парламентаризме России в 20 веке?
В парламентаризме России в 20 веке применялась специфическая четырехзвенная модель разделения властей. Это значит, что помимо традиционных трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) предполагалась еще и четвертая верховная власть, персонифицированная в фигуре государства.
Каким образом был определен монарх в Основных государственных законах России?
В Основных государственных законах России монарх определялся как верховная самодержавная власть. Это означало, что монарх обладал абсолютной властью и являлся главой государства.
Какое влияние оказала идеология коммунизма на парламентаризм в России в ХХ веке?
Идеология коммунизма оказала огромное влияние на парламентаризм в России в ХХ веке. В результате коммунистической революции и установления советской власти, парламентарная система была переделана в соответствии с принципами социализма. Вместо парламента были созданы Советы (Совет народных комиссаров, Верховный Совет и т.д.), которые стали основой государственного управления.
Какие особенности имел парламентаризм в России в ХХ веке?
Главной особенностью парламентаризма в России в ХХ веке было переход к специфической четырехзвенной модели разделения властей, где наряду с тремя традиционными ветвями власти была предусмотрена четвертая, верховная власть, которая персонифицировалась в фигуре государства.
Каким образом парламентаризм выражался в Основных государственных законах России в ХХ веке?
В Основных государственных законах России в ХХ веке монарх квалифицировался как верховная самодержавная власть, что показывает переход к четырехзвенной модели разделения властей и установление верховной власти в лице государства.
Какой эффект достигался в результате перехода к четырехзвенной модели разделения властей?
Переход к четырехзвенной модели разделения властей в России в ХХ веке позволял установить верховную власть в виде государства, что специфически отличало эту модель от традиционной трехзвенной системы разделения властей.
Какие традиционные ветви власти существовали в России в ХХ веке?
В России в ХХ веке существовали три традиционные ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Вместе с этим, была введена четвертая, верховная власть, которая представляла государство.
Каким образом была представлена верховная власть в России в ХХ веке?
Верховная власть в России в ХХ веке была представлена в виде государства. Она персонифицировалась в государе, который квалифицировался как верховная самодержавная власть в Основных государственных законах.
Каковы особенности парламентаризма в России в ХХ веке?
Главной особенностью парламентаризма в России в ХХ веке было переход к специфической четырехзвенной модели разделения властей, где, помимо традиционных трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), предполагалась четвертая верховная власть, персонифицированная в фигуре государства.