Реализация функций контроля в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Заказать уникальную курсовую работу- 62 62 страницы
- 66 + 66 источников
- Добавлена 11.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению и письму на уроках иностранного языка с использованием технологии критического мышления 8
1.1 Специфика обучения иноязычной письменной речи 8
1.2 Цели, задачи и содержание обучения чтению 14
1.3. Понятие «критического мышления» и история развития ТРКМ 18
Глава 2 Опытно-практическая работа по реализации контроля в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо 28
2.1 Особенности обучения чтению 28
2.2 Подготовительный этап 33
2.3 Формирующий этап 42
2.4 Констатирующий этап 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список использованных источников 54
Приложение 62
9Сравнительные результаты учащихся в 5«А» до опытно-практической работы и после опытно-практической работыИтак, можем заключить, что уровень сформированности навыка ознакомительного чтения и письма на изучаемом иностранном языке у учащихся опытно-практической группы после проведения формирующего этапа существенно повысился. Дети лучше понимали прочитанный текст, давали исчерпывающие развернутые полные ответы на все поставленные вопросы, темп речи при чтении и говорении естественный, лексико-грамматические нормы в основном были выдержаны в полном объеме, фразовое ударение и интонационные контуры так же выдержаны, произношение слов без грубых нарушений нормы. Дети допускали незначительные грамматические/фонетические/интонационные ошибки, которые не препятствовали пониманию речи. Это хорошо видно из диаграммы на рисунке 7. На констатирующем этапе количество учеников с оценкой «4» осталось практически неизменным, но при этом намного больше детей получили оценку «5», количество детей с оценкой «3» уменьшилось по сравнению с подготовительным этапом, и ни у одного ребенка не была зафиксирована оценка «2», что тоже, на наш взгляд, свидетельствует о повышении уровня навыка чтения на изучаемом иностранном языке после проведения серии уроков с использованием технологии развития критического мышления. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодведя итоги проделанной опытно-практической исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам.В ходе изучения методической литературы и трудов ученых в сферах обучения иностранному языку в условиях реализации современных стандартов образования, мы установили, что основная цель иноязычно образования – это формирование коммуникативной компетенции, под которой вслед за И. А. Зимней в рамках данной работы понимается способность обучающихся осуществлять общение средствами изучаемого иностранного языка в различных коммуникативных ситуациях. Формирование навыка чтения – одно из условий формирования коммуникативной компетенции. Чтение – это сложный когнитивный процесс расшифровки символов с целью создания или получения значения. Это средство овладения языком, обмена информацией, общения. Обучение чтению является важным и неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции, исходя из этого в рамках школьного курса необходимо уделять должное внимание формированию навыков чтения. Коммуникативная компетенция в области чтения – это готовность и способность обучающихся осуществлять деятельность в чтении средствами изучаемого иностранного языка. Этапы работы над формированием навыка чтения у обучающихся 5 класса при обучении ознакомительному чтению – предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Алгоритм по формированию навыка ознакомительного чтения можно представить следующим образом:- определение основной темы текста по его заголовку;- поэтапная работа над абзацами с определением предложений, несущих главную и второстепенную информацию;- определение частей текста, содержащих наиболее важную, значимую и интересную для читающего информацию;- обобщение информации в единое смысловое целое.Нами были определены задачи, цели и содержание обучению иноязычной письменной речи. Определена ее специфика. Уверенно овладев механизмом техники письма,ученик начальной ступени обучения будет способен адекватно пониматьуслышанное или прочитанное и далее воспроизводить это на письме, что способствует эффективной письменной коммуникации, где английский язык выступает в качестве международного языка.Критическое мышление является способом мышления, направленным на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку корреляции между обоснованно выдвинутыми тезисами и соответствующими им аргументами, оценку выдвинутых тезисов, характеристику контекстов рассуждений с учетом особенностей автора и читателя, сторонника и оппонента (Г.В. Сорина). Технология критического мышления ориентирована на личность, позволяя решать широкий спектр образовательных задач в контексте обучения, воспитания и развития. Основные этапы развития теории развития критического мышления связаны с этапами развития личности в условиях ее адаптации к жизни в свободном демократическом обществе.Нами была осуществлена опытно–практическая работа на базе учащихся 5 класса МАОУ «Школы № 19», которая включала в себя три этапа- подготовительный этап- формирующий этап-констатирующий этапНа подготовительном этапе мы пришли к выводу, что авторы УМК “Spotlight-5” («Английский в фокусе») много внимания уделяют развитию навыка чтения и письма. Тексты для ознакомительного чтения представлены в достаточном количестве. Задания к этим текстам предтекстового, текстового и послетекстового этапов для отработки навыков ознакомительного чтения представлены в равных долях. На этом этапе была проведена диагностика уровня сформированности навыка ознакомительного чтения на английском языке у учеников опытно-практической группы. Осуществляя качественный и количественный анализ результатов детей, полученных за оба задания на подготовительном этапе, мы пришли к выводу, что уровень знаний большинства детей по английскому языке в общем можно охарактеризовать как средний. Некоторые дети показали низкий уровень сформированности навыка чтения на изучаемом иностранном языке. На формирующем этапе детям были предложены задания на развитие навыка ознакомительного чтения и письма с использованием технологии развития критического мышления. Сформулируем основные положения относительно системы упражнений, применяемой при формировании навыка ознакомительного чтения. Так, ознакомительное чтение направлено, в первую очередь, на общее понимание темы текста. При выборе текстов для формирующего этапа опытно-практической работы мы руководствовались, в первую очередь, школьной программой и ориентировались на изученный ранее материал. Текст должен быть понятным ученикам, соответствовать их возрастным интересам, не содержать много незнакомой лексики, которая в существенной степени затруднит понимание прочитанного. Благодаря сравнительному анализу уровня сформированности навыка ознакомительного чтения и письма , мы сделали вывод о том, что после проведения опытно-практической работы показатели уровня сформированности навыка ознакомительного чтения и письма улучшились. Подводя итог опытно-практической работы по развитию навыка ознакомительного чтения и письма с использованием технологии развития критического мышления, можем заключить, что средний балл детей опытно-практической группы за выполнение упражнения значительно повысился после проведения с ними формирующего этапа. Проводя качественный анализ оценок детей, которые получены за упражнение на констатирующем этапе, также можем отметить повышение уровня сформированности навыка ознакомительного чтения на изучаемом иностранном языке. Дети читали намного увереннее, количество ошибок заметно уменьшилось.Список использованных источниковАбышева Н.Ю., Гауч О.Н. Приемы формирования критического мышления обучающихся на уроках мировой художественной культуры: опытно-экспериментальная часть. Научный диалог. 2016. №11 (59). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-obuchayuschihsya-na-urokah-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-opytno-eksperimentalnaya (дата обращения: 14.05.2020).Аметова З. Р. Психолого-педагогические особенности формирования навыков чтения // Педагогика. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», 2017. – С. 56–61. Андронкина Н.М. Креолизованный текст в обучении иностранному языку. Горно–Алтайск : РИО ГАГУ, 2006. – 171 с.Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности . М.: РАН, 2009. 141 с.Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. М. : Просвещение, 1999. – 196 с.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы. М. : Просвещение, 1988. – 254 с.Вейзе A.A. Основы подхода к тексту как нерасчленённому целому. Методика обучения иностранным языкам // Романское и германское языкознание. Республиканский межведомственный сборник. Выпуск 2. Минск: «Вышэйшая школа». – 1987. – С. 137–145.Вейхман Г. А. Новое в грамматике современного английского языка: учебное пособие для вузов. М.: Астрель, 2002. 544 с.Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада; под ред. Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. – 144 с.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов: рек. УМО по образованию в области лингвистики М–ва образования РФ Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – 5–е изд., стереотип.– М.: Академия, 2008.– 334 с.–(Высшее профессиональное образование).Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки школе. – 1985. – № 2. – С. 17– 24.Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 569–571.Европейская система уровней владения языком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php.Егоров, Т. (2003) Психология овладения навыком чтения. Москва: Просвещение.Ефименко И. Н. Ознакомительное чтение: формирование иноязычной коммуникативной компетенции // ОБРАЗОВАНИЕ. ТРАНСПОРТ. ИННОВАЦИИ. СТРОИТЕЛЬСТВО. Сборник научных трудов национальной научно–практической конференции. – Омск: Сибирский государственный автомобильно–дорожный университет, 2018. – С. 731–734.Ефименко И.Н. К вопросу об управлении учебной деятельностью студента при обучении чтению. Инженерное образование в условиях вхождения России в европейское образовательное пространство. Материалы юбилейной научно–методической конференции. – Омск: СибАДИ. – 2006. – С. 172–173.Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: АПН СССР, 1958. – 363 с. 9. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 44-49.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. М. : Просвещение, 2011. 223 с.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 346 с.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1979. – 48 с.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 2002. [Электронный ресурс]. – http://www.bim-bad.ru/docs/kant_anthoropology.pdf (дата обращения: 13.05.2020). КлустерД. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности, М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.Клыжикова Э.И.. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / Э.И. Клыжикова – М.: Просвещение. – 1973. – 180 с.Короченский А. П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия //Медиаобразование., 2005. №. 3. С. 37-42. Коскина К. С., Маняйкина Н. В. Анализ методик обучения чтению на английском языке // Актуальные проблемы лингвистики и методики. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – С. 132–133.Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. – 2011. – № 12. – Т.2. – С. 102–104.Ляудис В.Я., Негур И.П. Психологическме основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негур. – М.: Междунар. педакадемия, 1994. – 150 с.Махаева А.К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению // Молодой ученый. – 2010. – № 1–2. – Т.2. – С. 88–92. Нельзина Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком URL: http://school2100.com/upload/iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком : Изучение, обучение, оценка: монография, пер. с англ. яз. Ирисханова К.М. Департамент по языковой политике, Страсбург, 2003. – 256 с.Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: конспекты лекций. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2005. – 40 с.Першина В. С., Степанова А. С. Эффективное обучение чтению на занятиях английского языка: современные подходы // Филологические открытия. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 104–106.Плотникова Н. Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении. ОТО. 2009. №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-ego-formirovanie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 30.04.2020).Плотникова Н. Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении // ОТО. 2009. №1. [Электронный ресурс]. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-ego-formirovanie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 30.04.2020).Поддубная E. В. Как развивать критическое мышление учащихся? // Сборник по трудам конференции. Развитие творческого мышления у молодежи. Урал.гос. лесотех. ун-т, 2014. С.23.Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. – 32 с. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д. Г. Лахути. Отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.Постникова В. В. Методика обучения чтению на уроках английского языка // Филологические науки: традиции и инновации. – Волгоград: Научный издательский центр «Абсолют», 2019. – С. 13–16. Примерная программа по иностранному языку. URL: http://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase/%D0%9D%D0%9E.%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA.pdf.Прокина Л. П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания // Молодой ученый. 2016. № 15 (119). [Электронный ресурс]. – https://moluch.ru/archive/119/33065/ (дата обращения: 30.04.2020).Рець М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 46–50.Серова Т.С. Система упражнений профессионально–ориентированного взаимосвязанного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности: учебное пособие/ – Пермь, 1990. – с. 28Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста/ – М.: Просвещение. – 1979. – 250 с.Сорина Г. В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Epistemology&PhilosophyofScience. 2005. №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-metod-ekspertnyh-grupp (дата обращения: 14.05.2020).Тизина А.С. «Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно–деятельностном методе обучения иностранному языку URL: https://infourok.ru/ obuchenie_ po_stanciyam_kak_metod_povysheniya_motivacii_pri_lichnostno–deyatelnostnom_metode–383489.htm (Дата обращения 20.01.2019).Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке – Док. дисс. – 1974. – 246 с.Фролова П.И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании. 2016. №53-3. [Электронный ресурс]. – URL: https://novainfo.ru/article/8352(дата обращения: 30.04.2020).Чеснокова Е. В. Специфика обучения иноязычному чтению при обучении немецкому языку после английского // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка. Материалы научно–практической конференции. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. Л. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 57–60. Шамов А.Н., Зуева Н.Е. Теория и методика обучения иностранным языкам: нормативный курс // Краткий словарь методических терминов. – Нижний Новгород: НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, 2015. – 77 с.Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учеб.пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2007.– 476 с.Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе. – 2010. – № 3. – С. 18–24.Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 2017 – №5 – с. 15–17.Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher’s Guide. Longman, 2003. – 283 p.Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.Connors–Tadros L. Definitions and approaches to measuring reading proficiency. CEELO fast fact by CEELO (Center on Enhancing Early Learning Outcomes). Retrieved September 12, 2016 from http://ceelo.org/wp–content/uploads/2014/05/ceelo_fast_fact_reading_proficiency.pdf(Дата обращения 20.01.2019).Doughty C., Williams J. eds. Focus on form in classroom second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. Harmer J. How to Teach English. Pearson Longman ELT, 2007.Lado R. Language Teaching: a Scientific Approach. McGraw–Hill, 2018. Lipman M. Critical thinking: What can it be? // Educational Leadership.1988. № (46)1.С. 38-43.. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198809_lipman.pdf (дата обращения: 29.04.2020).Littlewood W. Communicative Language Teaching. New York: Cambridge University Press, 2019. Long M. Focus on form: A design feature in language teaching methodology // De Bot, Kees; Ginsberg, Ralph; Kramsch, Claire (eds.). Foreign language research in cross–cultural perspective. Amsterdam: John Benjamins, 2014. P. 39–52. Richards J. C. Communicative Teaching Today. Cambridge University Press, 2015. 47 p.Saleh, Salama. Critical Thinking as a 21-Century Skill: Conceptions , Implementation and Challenges in the EFL Classroom.2018. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.researchgate.net/publication/329035377_Critical_Thinking_as_a_21-Century_Skill_Conceptions_Implementation_and_Challenges_in_the_EFL_Classroom (дата обращения: 29.04.2020).ПриложениеТекст взят из УМК “Spotlight-5” (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс), модуль 3, стр. 47 Цель заданий: выявить уровень сформированности навыка ознакомительного чтения.Дотекстовыйэтап: Look at the following pictureandguess what the text is about. (направлено на развитие умения предварительного прогнозирования содержания текста, предложенного для чтения, с опорой на иллюстрации);Текстовыйэтап: Read the passage and note the sentences carrying the main information and the sentences carrying the secondary information(направлено на развитие уменияустановления смысловой связи между единичными фактами текста);Послетекстовыйэтап: What is your opinion about the information given in the text?(обучающиеся отвечают на вопрос относительно индивидуального опыта, что было особенно интересно узнать из текста и почему) (направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста)Критерииоцениваниязаданий: пониманиеобщегосмысла текста; решение коммуникативной задачи: полнота ответа и соответствие теме, информационная и лексическая насыщенность; правильность ответа.Итоговое тестированиеТекст из УМК “Starlight-5” (Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др.), модуль 2, стр. 27 Цель заданий: формирование навыка ознакомительного чтения.Дотекстовыйэтап: Try to define the theme of the text according to the scheme.(направлено на развитие умения прогнозирования содержания текста по схеме);Текстовыйэтап: Interrupted reading – Find in the text sentences which are not vital to the whole understanding of the text.(обучающиеся во время чтения отмечают, какие словосочетания/ выражения не выполняют значимой смысловой нагрузки в тексте. Благодаря выполнению данного задания обучающиеся определяют релевантность смысловых и языковых составляющих текста. Далее для удержания мотивационной составляющей обучающимся предлагается работа в парах или мини-группе (не более 3-х человек). В группе обучающиеся отвечают на вопросы: почему данные словосочетания/ выражения не важны? А как их возможно изменить, чтобы они стали важными?). (направлено на развитие уменияустановления смысловой связи между единичными фактами текста и последовательностью содержания всего текста);Послетекстовыйэтап: Prepare a presentation and tell the group about your work.(обучающимся предлагается после прочтения текста и обсуждения в парах или мини-группах подготовить небольшую презентацию своей работы и представить свою презентацию в формате устного сообщения на английском языке. При наличии ресурсов ИКТ или мобильных телефонов обучающиеся выполняют презентацию в формате ppt). (направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста);Критерии оценивания заданий: понимание общего смысла текста; решение коммуникативной задачи: полнота ответа и соответствие теме, информационная и лексическая насыщенность; правильность ответа.Формирующий этап1 текстУМК “Spotlight-5” (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс), модуль 3, стр. 50. Цель заданий: формирование навыка ознакомительного чтения.Дотекстовыйэтап: What do you think about this theme in general?(направлено на развитие умения прогнозирования содержания текста по заголовку);Текстовыйэтап: Interrupted reading – Put questions into the correct order to reflect the content of the text.(обучающиеся во время чтения в соответствии со смыслом и развитием основной идеи соотносят представленный перечень вопросов по тексту с его содержанием. При выполнении данного задания обучающиеся могут на листочке бумаги отмечать верную последовательность вопросов. После этого обучающиеся обмениваются своими листочками с написанными вариантами ответов и выполняют взаимооценку).Предлагаемый перечень вопросов:1.Нравится ли автору его спальня? 2. Находятся ли предметы на столе?3.Указан ли цвет комнаты? 4. Есть ли в комнате стол?5. Находятся ли в комнате картины или постеры? (направлено на развитие уменияустановления смысловой связи между единичными фактами текста и последовательностью содержания всего текста);Послетекстовыйэтап: Read the text and define whether the given statements are true or false(обучающимся предлагается после прочтения текста определить из предлагаемого списка утверждений: истинные или ложные. При выполнении данного задания возможно также использовать систему жестов: верное утверждение – обучающиеся одобрительно кивают головой, если утверждение ложное, то отрицательный жест)(направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста).Предлагаемый перечень утверждений: Автору не нравится его спальняКомната голубого цвета.В комнате отсутствует стол. В комнате имеется техника.Цвет кровати не совпадает с цветом комнаты. В комнате есть окно. Окно и стол находятся на разных сторонах комнаты. Критерии оценивания заданий: понимание общего смысла текста; решение коммуникативной задачи: полнота ответа и соответствие теме, информационная и лексическая насыщенность; правильность ответа.Приложение 1 Текст из УМК “Spotlight-5” (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс), модуль 3, стр. 51 Цель заданий: формирование навыка ознакомительного чтения.Дотекстовыйэтап: Look at the pictureand guess what the text is about. (направлено на развитие умения предварительного прогнозирования содержания текста);Текстовый этап: Puzzlereading. Работа осуществляется в группе. Текст разделен на четыре части (могут быть различные варианты деления текста – лист разрезается на 4 треугольника по диагонали, лист разрезается на 4 полосы, лист разрезается на 4 прямоугольника). Каждый учащийся получает лишь 1 часть, обмениваться ими нельзя. Кроме текста группе дается задание нарисовать схему дома.Задание стимулирует сотрудничество в группе, общение, развитие творческих умений.(направлено на развитие уменияустановления смысловой связи между единичными фактами текста);Послетекстовыйэтап: Retell the text in your native language. (направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста с опорой на ключевые слова).Критерии оценивания заданий: понимание общего смысла текста; решение коммуникативной задачи: полнота ответа и соответствие теме, информационная и лексическая насыщенность; правильность ответа.Приложение 2Текст из УМК “Spotlight-5” (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс), модуль 3, стр. 53 Цель заданий: формирование навыка ознакомительного чтения. Дотекстовыйэтап: Read the title of the text and try to catch its main theme (idea).(направлено на развитие умения прогнозирования содержания текста)Текстовыйэтап:Read the text and give the summary(обучающимся предлагается после прочтения текста понять его общий смысл и сформулировать свое суждение. При выполнении данного задания необходимо нарисовать рисунок на тему возможностей использования информации, содержащейся в тексте, например, в каких жизненных ситуациях она может быть полезна? Возможные варианты рисунков: при путешествии, на уроках истории, при общении с друзьями, в том числе из других стран и др.) (направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста). (направлено на развитие уменияустановления смысловой связи между единичными фактами текста);Послетекстовыйэтап: Complete the sentences using the proposed variants(при выполнении задания обучающиеся работают в парах по карточкам, на которых указаны предложения с возможными вариантами ответов) Предлагаемые для выполнения предложения с вариантами ответов: Тадж Махал – это … (варианты ответов: дворец, мечеть, торговый центр);Тадж Махал располагается в следующей стране … (варианты ответов: Великобритания, Тайланд, Индия);Тадж Махал при солнечном свете переливается ….(варианты ответов: золотым цветом, серым цветом, разными цветами, белым цветом).(направлено на развитие умения понимания основного (общего) смысла текста)Задание стимулирует сотрудничество в группе, общение, нестандартные пути поиска ответа.Критерии оценивания заданий: понимание общего смысла текста; решение коммуникативной задачи: полнота ответа и соответствие теме, информационная и лексическая насыщенность; правильность ответа.
2. Аметова З. Р. Психолого-педагогические особенности формирования навыков чтения // Педагогика. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», 2017. – С. 56–61.
3. Андронкина Н.М. Креолизованный текст в обучении иностранному языку. Горно–Алтайск : РИО ГАГУ, 2006. – 171 с.
4. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности . М.: РАН, 2009. 141 с.
5. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. М. : Просвещение, 1999. – 196 с.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы. М. : Просвещение, 1988. – 254 с.
7. Вейзе A.A. Основы подхода к тексту как нерасчленённому целому. Методика обучения иностранным языкам // Романское и германское языкознание. Республиканский межведомственный сборник. Выпуск 2. Минск: «Вышэйшая школа». – 1987. – С. 137–145.
8. Вейхман Г. А. Новое в грамматике современного английского языка: учебное пособие для вузов. М.: Астрель, 2002. 544 с.
9. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет. сада; под ред. Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
10. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов: рек. УМО по образованию в области лингвистики М–ва образования РФ Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. – 5–е изд., стереотип.– М.: Академия, 2008.– 334 с.–(Высшее профессиональное образование).
11. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки школе. – 1985. – № 2. – С. 17– 24.
12. Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 569–571.
13. Европейская система уровней владения языком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mipt.ru/education/chair/foreign_languages/articles/european_levels.php.
14. Егоров, Т. (2003) Психология овладения навыком чтения. Москва: Просвещение.
15. Ефименко И. Н. Ознакомительное чтение: формирование иноязычной коммуникативной компетенции // ОБРАЗОВАНИЕ. ТРАНСПОРТ. ИННОВАЦИИ. СТРОИТЕЛЬСТВО. Сборник научных трудов национальной научно–практической конференции. – Омск: Сибирский государственный автомобильно–дорожный университет, 2018. – С. 731–734.
16. Ефименко И.Н. К вопросу об управлении учебной деятельностью студента при обучении чтению. Инженерное образование в условиях вхождения России в европейское образовательное пространство. Материалы юбилейной научно–методической конференции. – Омск: СибАДИ. – 2006. – С. 172–173.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: АПН СССР, 1958. – 363 с. 9. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1966. – С. 44-49.
18. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
19. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
20. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 346 с.
21. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1979. – 48 с.
22. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 2002. [Электронный ресурс]. – http://www.bim-bad.ru/docs/kant_anthoropology.pdf (дата обращения: 13.05.2020).
23. КлустерД. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности, М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.
24. Клыжикова Э.И.. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / Э.И. Клыжикова – М.: Просвещение. – 1973. – 180 с.
25. Короченский А. П. Медиаобразование в России: не только внешние трудности и препятствия //Медиаобразование., 2005. №. 3. С. 37-42.
26. Коскина К. С., Маняйкина Н. В. Анализ методик обучения чтению на английском языке // Актуальные проблемы лингвистики и методики. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – С. 132–133.
27. Кострова Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. – 2011. – № 12. – Т.2. – С. 102–104.
28. Ляудис В.Я., Негур И.П. Психологическме основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негур. – М.: Междунар. педакадемия, 1994. – 150 с.
29. Махаева А.К. Текст как единица общения и обучения опосредованному межкультурному общению // Молодой ученый. – 2010. – № 1–2. – Т.2. – С. 88–92.
30. Нельзина Е.Н. Обучение «по станциям» на раннем этапе овладения иностранным языком URL: http://school2100.com/upload/iblock/99f/99f815cba4544046fc 7eabf1ea96827b.pdf.
31. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком : Изучение, обучение, оценка: монография, пер. с англ. яз. Ирисханова К.М. Департамент по языковой политике, Страсбург, 2003. – 256 с.
32. Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: конспекты лекций. Рязань: РГПУ им. С. А. Есенина, 2005. – 40 с.
33. Першина В. С., Степанова А. С. Эффективное обучение чтению на занятиях английского языка: современные подходы // Филологические открытия. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 104–106.
34. Плотникова Н. Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении. ОТО. 2009. №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-ego-formirovanie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 30.04.2020).
35. Плотникова Н. Ф. Критическое мышление и его формирование в высшем учебном заведении // ОТО. 2009. №1. [Электронный ресурс]. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-ego-formirovanie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii (дата обращения: 30.04.2020).
36. Поддубная E. В. Как развивать критическое мышление учащихся? // Сборник по трудам конференции. Развитие творческого мышления у молодежи. Урал.гос. лесотех. ун-т, 2014. С.23.
37. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. – 32 с.
38. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д. Г. Лахути. Отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
39. Постникова В. В. Методика обучения чтению на уроках английского языка // Филологические науки: традиции и инновации. – Волгоград: Научный издательский центр «Абсолют», 2019. – С. 13–16.
40. Примерная программа по иностранному языку. URL: http://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase/%D0%9D%D0%9E.%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA.pdf.
41. Прокина Л. П. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания // Молодой ученый. 2016. № 15 (119). [Электронный ресурс]. – https://moluch.ru/archive/119/33065/ (дата обращения: 30.04.2020).
42. Рець М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 46–50.
43. Серова Т.С. Система упражнений профессионально–ориентированного взаимосвязанного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности: учебное пособие/ – Пермь, 1990. – с. 28
44. Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста/ – М.: Просвещение. – 1979. – 250 с.
45. Сорина Г. В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Epistemology&PhilosophyofScience. 2005. №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-metod-ekspertnyh-grupp (дата обращения: 14.05.2020).
46. Тизина А.С. «Обучение по станциям» как метод повышения мотивации при личностно–деятельностном методе обучения иностранному языку URL: https://infourok.ru/ obuchenie_ po_stanciyam_kak_metod_povysheniya_motivacii_pri_lichnostno–deyatelnostnom_metode–383489.htm (Дата обращения 20.01.2019).
47. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30-47.
48. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
49. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке – Док. дисс. – 1974. – 246 с.
50. Фролова П.И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании. 2016. №53-3. [Электронный ресурс]. – URL: https://novainfo.ru/article/8352 (дата обращения: 30.04.2020).
51. Чеснокова Е. В. Специфика обучения иноязычному чтению при обучении немецкому языку после английского // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка. Материалы научно–практической конференции. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. Л. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 57–60.
52. Шамов А.Н., Зуева Н.Е. Теория и методика обучения иностранным языкам: нормативный курс // Краткий словарь методических терминов. – Нижний Новгород: НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, 2015. – 77 с.
53. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учеб.пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2007.– 476 с.
54. Эксузян Г.Г. Современный урок иностранного языка // Образование в современной школе. – 2010. – № 3. – С. 18–24.
55. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 2017 – №5 – с. 15–17.
56. Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher’s Guide. Longman, 2003. – 283 p.
57. Brumfit C. Communicative Methodology in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2016.
58. Connors–Tadros L. Definitions and approaches to measuring reading proficiency. CEELO fast fact by CEELO (Center on Enhancing Early Learning Outcomes). Retrieved September 12, 2016 from http://ceelo.org/wp–content/uploads/2014/05/ceelo_fast_fact_reading_proficiency.pdf(Дата обращения 20.01.2019).
59. Doughty C., Williams J. eds. Focus on form in classroom second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
60. Harmer J. How to Teach English. Pearson Longman ELT, 2007.
61. Lado R. Language Teaching: a Scientific Approach. McGraw–Hill, 2018.
62. Lipman M. Critical thinking: What can it be? // Educational Leadership.1988. № (46)1.С. 38-43.. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198809_lipman.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
63. Littlewood W. Communicative Language Teaching. New York: Cambridge University Press, 2019.
64. Long M. Focus on form: A design feature in language teaching methodology // De Bot, Kees; Ginsberg, Ralph; Kramsch, Claire (eds.). Foreign language research in cross–cultural perspective. Amsterdam: John Benjamins, 2014. P. 39–52.
65. Richards J. C. Communicative Teaching Today. Cambridge University Press, 2015. 47 p.
66. Saleh, Salama. Critical Thinking as a 21-Century Skill: Conceptions , Implementation and Challenges in the EFL Classroom.2018. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.researchgate.net/publication/329035377_Critical_Thinking_as_a_21-Century_Skill_Conceptions_Implementation_and_Challenges_in_the_EFL_Classroom (дата обращения: 29.04.2020
Вопрос-ответ:
Какие функции контроля реализуются в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо?
В рамках данной технологии реализуются такие функции контроля, как проверка понимания текста, оценка качества аргументации и логической связности, анализ и интерпретация информации, оценка критического мышления студента и т.д.
Какие особенности обучения иноязычной письменной речи в контексте данной технологии?
Обучение иноязычной письменной речи в рамках данной технологии предполагает активное использование критического мышления студента, а также развитие умений анализировать и оценивать информацию, строить свои аргументы и рассуждения на письме. Кроме того, важно научить студента правильно структурировать текст и использовать языковые средства для передачи своей мысли.
Что такое критическое мышление и как оно развивается в процессе обучения чтению и письму на иностранном языке?
Критическое мышление - это способность анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, сопоставлять различные точки зрения, строить аргументы и принимать обоснованные решения. В процессе обучения чтению и письму на иностранном языке студенты развивают свои навыки критического мышления путем активного чтения и анализа текстов, обсуждения и дебатов, написания эссе и других текстовых работ.
В чем состоит опытно-практическая работа по реализации контроля в рамках данной технологии?
Опытно-практическая работа по реализации контроля в рамках данной технологии включает в себя создание специальных заданий и упражнений, направленных на проверку и развитие навыков критического мышления студентов, а также оценку качества их аргументации и логической связности. Также проводятся групповые и индивидуальные работы, где студенты могут представить свое критическое мышление в письменной форме.
Какие цели и задачи ставятся перед обучением чтению в контексте данной технологии?
Цели и задачи обучения чтению в рамках данной технологии включают развитие навыков понимания и анализа текстов, способность оценивать достоверность информации, определять ключевые идеи и аргументы, а также научить студентов взвешенно и обоснованно высказывать свое мнение на основе прочитанного.
Что такое технология развития критического мышления?
Технология развития критического мышления - это методика обучения, которая помогает ученикам развивать навыки анализа, оценки и рефлексии, повышая их критическое мышление.
Какова специфика обучения иноязычной письменной речи?
Обучение иноязычной письменной речи имеет свою специфику, поскольку требует от ученика не только знания языка, но и умения правильно структурировать мысли и выражать их на письме. Это требует дополнительных усилий со стороны ученика и применения различных техник и стратегий.
Какая цель и задачи обучения чтению?
Целью обучения чтению является развитие навыков понимания и интерпретации написанного текста. Задачи обучения чтению включают развитие лексического запаса, умения находить главную мысль в тексте, выделять ключевые детали и делать выводы на основе прочитанного.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление - это способность размышлять, анализировать и оценивать информацию, выделять ключевые аргументы и делать логические выводы. Оно помогает ученикам развивать свою критическую мысль и принимать обоснованные решения.
Что такое контроль и как он реализуется в рамках технологии развития критического мышления?
Контроль - это процесс оценки уровня усвоения материала учеником. В рамках технологии развития критического мышления контроль осуществляется через оценку ученических текстов, заданий и рефлексии. Это позволяет проследить прогресс ученика и выявить его сильные и слабые стороны в развитии критического мышления.
Какие цели и задачи ставятся при обучении иноязычной письменной речи?
Цели и задачи обучения иноязычной письменной речи включают развитие навыков письма на иностранном языке, умение строить логически связные тексты, использовать языковые средства для выражения своих мыслей и идей, а также развитие критического мышления и умения анализировать информацию.
Что такое критическое мышление и как оно связано с обучением чтению и письму на иностранном языке?
Критическое мышление - это умение анализировать информацию, оценивать ее достоверность, аргументировать свои мысли и принимать обоснованные решения. В рамках обучения чтению и письму на иностранном языке критическое мышление помогает учащимся осознавать различные варианты понимания текста, аргументированно выражать свое мнение в письменной форме, критически анализировать информацию из разных источников.