в прикрепленном файле
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 22.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Правовой статус и функции Центрального Банка РФ (Банка России) 4
2. Контрольные и надзорные полномочия Центрального Банка РФ (Банка России) как кредитора последней инстанции для кредитных организаций 9
3.Проблемы банковского контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 17
Меры, которые подлежат применению к руководству банка после назначения временной администрации либо во время процедуры несостоятельности (банкротства), осуществляются ЦБ РФ на стадии последующего надзора и также не обладают превентивным характером.Деятельность регулятора в области совершенствований требований к квалификации руководителей банков не считается довольно консервативной, т.е. лица, которые занимают руководящие должности, должны соответствовать условиям:1)иметь высшее юридическое или экономическое образование;2) иметь опыт руководителя отдела, или другого подразделения кредитной организации, которое связано с проведением банковских операций, сроком не меньше 1 года, а в случае отсутствия должного образования – обладать опытом руководства сроком не меньше 2 лет;3) отсутствие судимости. Несмотря на это, вышеперечисленных требований недостаточно для профессионализма и надежности руководителя банковской организации, способного грамотно оценить риски и принять важные решения в сфере управления. В любом случае, решения проблем банковского менеджмента недостаточно для того, чтобы усовершенствовать банковский сектор, в общем. Ужесточение требований к руководителям повлечет за собой только решение недостатков внутри банковского сектора, тогда как главная проблема заложена во внешних факторах модели банковского сектора. Положение банковской системы в регионах, отражая отечественные тенденции и ситуации, обладает определенные отличительными особенностями, которые определяются воздействием основных экономических факторов. Так, распределение кредитных организаций по федеральным округам адекватно характеру размещения производительных сил, а также плотности расселения. Помимо этого, сосредоточение банков можно наблюдать там, где имеется предмет их деятельности, по этой причине можно объяснить высокий уровень сосредоточения существующих кредитных организаций.Иными словами, к главным недостаткам банковского контроля и надзора в РФ следует отнести его громоздкость. Должного внимания не уделяется прогнозным оценкам финансового статуса и перспектив развития. Фиктивно исполняют правовые требования, в особенности, относящиеся к достаточности капитала и ликвидности активов. В настоящее время коммерческие банки представляют в Банк России 79 форм отчетов разной периодичности, самое большое количество из которых предоставляют каждый месяц (46 форм), для осуществления функций контроля и надзора предоставляют 48 форм. Однако, сведений, которые предоставляются для адекватной и оперативной оценки бывает недостаточно.Очень важно решать проблемы в сфере инспектирования кредитных организаций. Иными словами, задача инспекторов заключается в определении реальной картины функционирования банка и установлении точного диагноза. Следовательно, в одно и то же время необходимо сократить внимание и время, которое отводится на изучение соответствия банков, в общей мере, формальным требованиям. В пределах банковского регулирования и надзора, функция проведения оценок соблюдения банками норм права зачастую преобладает над функцией оценок финансовой стабильности кредитных организаций.В заключение следует заметить, что основной проблемой банковского регулирования и контроля выступает высокий уровень конкуренции на банковском рынке. Все это связано с несоответствием российского законодательства международным нормам в части возможностей осуществления контроля и надзора. В настоящее время осуществление контрольных функций ЦБ РФ осуществляется с учетом опыта, который был получен в период экономического кризиса 2008 г., но сделанные выводы концентрируются по большей части на формулировке агрессии. Исходя из этого, деятельность ЦБ РФ по собственному содержанию направлена на установление таких ситуаций и принятие мер для предотвращения и предупреждения их в дальнейшем. В общем и целом, работа Банка России в качестве органа контроля и надзора по предупредительному реагированию на принимаемые кредитными организациями риски весьма ограничены, что однозначных обстоятельствах имеет место быть отрицательному воздействию на финансовую устойчивость банковской системы в целом.ЗаключениеВ рыночной экономике на современном этапе развития банковской системе отводится большая роль. Все преобразования, которые в ней происходят, тем или другим образом затрагивают всю систему экономики. Правильная организация банковской системы требуется для стабильного функционирования государственного хозяйства. Формирование гибкой, устойчивой и эффективной банковской инфраструктуры является одной из самых важных задач для развития экономики РФ.Деятельность банковских учреждений настолько многообразна, что их реальная сущность оказывается реально неопределенной. В обществе на современном этапе развития банки осуществляют самые различные виды операций. Они не только проводят организацию денежного оборота и кредитные правоотношения; через них подлежит осуществлению финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, операции на рынке страхования, а в определенных случаях сделки посреднического характера и управление имуществом. Кредитные учреждения являются консультантами, принимают участие в обсуждении программ народного хозяйства, веду статистику, обладают собственными подсобными предприятиями.Банки признаются неотъемлемым компонентом экономической системы на современном этапе развития. Сущность банковского дела заключается в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Банки признаются основой экономики, определенной кровеносной системой экономического общества. Без них нельзя представить существование современного общества, так как именно банки, выступая в качестве центра, через который производятся платежи, формируют стабильное функционирование предприятий, а также осуществление расчетов и платежей.В последние годы активно формируется законодательная база регулирования финансовых отношений, в том числе и банковских. Россия, взяв на вооружение опыт правового регулирования финансовых отношений в странах, с развитой рыночной экономикой, преломила его на отечественной почве, что выражается во многих экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала, в укреплении государственных финансов.Банк России в настоящий период развития и стабилизации экономики возрастает каждый день. Необходимо и дальше продолжать осуществление всех необходимых мероприятий, которые направлены на увеличение конкурентоспособности и устойчивости банковского сектора РФ. Помимо этого, следует усовершенствовать механизм банковского надзора.По всей видимости, постепенное сокращение участия Центрального банка РФ на внутреннем рынке валют поспособствует переходу к режиму свободно плавающего курса валют, тем самым Центральный банк РФ сумеет сосредоточить собственные усилия для максимально точного достижения целей по уровню существующей инфляции. Вместе с тем не стоит забывать, что поддержка кредитно-денежной политики Центрального банка РФ действиями Правительства РФ в сфере налоговой, бюджетной и социальной политики, выступает в качестве важного элемента антиинфляционной политики в Российской Федерации. Ключевым структурным элементом правового положения Банка России выступает принцип независимости, проявляющийся, в первую очередь, в том, что Центральный банк РФ выступает в качестве особенного института публичного права, который имеет исключительное право по эмиссии денег и организации их обращения. Он не является органом власти государства, вместе с тем его компетенцию по собственной правовой природе следует отнести к функциям власти государства, так как их практическая реализация предполагает использование мер принуждения со стороны государства.Основные функции Банка России – это проведение единой, согласованной с Правительство РФ, денежно кредитной политики, а также осуществление им эмиссии наличных денег, но есть и другие функции.Прежде всего, речь идет о формировании золотовалютных резервов и осуществлении валютного контроля. Немалое значение в деле защиты устойчивости рубля имеет осуществление контроля за деятельностью кредитных учреждений, а также участие Банка России капиталах системообразующих банков. В целом, законодательство закрепляет достаточный объем полномочий Банка России по реализации его основной функции – защиты и обеспечения устойчивости рубля. В соответствии с Законом Банк России является органом банковского регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями: банковского законодательства и нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43982. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета, N 127, 13.07.20023. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) О банках и банковской деятельности(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // Российская газета, N 27, 10.02.1996.Научная и учебная литература:1. Архиреева А. С., Приходько Е. Г. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации // Журнал «Эпомен». -№ 25. – 2019. – С.22-292. Бурмакина Е.А., Федорова А.Ю. Банковский надзор как функция Центрального банка Российской Федерации // Журнал «Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика». -2020. – С.105-1113. Буряк А.Б. Банк России как финансовый мегарегулятор // Журнал «Правовое регулирование экономических отношений в условиях инновационного развития современного государства». – 2020. – С.116-1224. Годовой отчет Банка России за 2019 год // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf5. Земцов А. С. Вопросы публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации в теории финансового права и судебной практике // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - № 4. – 2017. – С.181-1836. Золотов Р.А. Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России // Молодой ученый. - 2018. - № 7 (193). - С. 64-66.7. Калинова В.Д., Щекочихина С.В. Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения // Журнал «Наука в современном информационном обществе». - 2017. - С. 98-100.8. Керимова А.М. Банк России как орган контроля и надзора // Журнал «Отечественная юриспруденция». - 2016.- № 3 (5). - С. 31-38.9. Кожевникова М.А. К вопросу правового статуса Центрального Банка РФ // Журнал «Инновационная наука». -2016. – С. 7610.Монгуш Ю.Ю. Организация государственного контроля и надзора деятельности коммерческих банков в России // Аллея науки. -2019. -Т. 3. -№ 1 (28). -С. 262-26511. Соколова А.Д., Попова А.В. Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – С.36-3912. Штанько А. А. Проблема определения правового статуса Центрального Банка РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. –С. 43Материалы правоприменительной практики:1. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. - № 2
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Российская газета, N 127, 13.07.2002
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) О банках и банковской деятельности(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // Российская газета, N 27, 10.02.1996.
Научная и учебная литература:
1. Архиреева А. С., Приходько Е. Г. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации // Журнал «Эпомен». -№ 25. – 2019. – С.22-29
2. Бурмакина Е.А., Федорова А.Ю. Банковский надзор как функция Центрального банка Российской Федерации // Журнал «Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика». -2020. – С.105-111
3. Буряк А.Б. Банк России как финансовый мегарегулятор // Журнал «Правовое регулирование экономических отношений в условиях инновационного развития современного государства». – 2020. – С.116-122
4. Годовой отчет Банка России за 2019 год // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27873/ar_2019.pdf
5. Земцов А. С. Вопросы публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации в теории финансового права и судебной практике // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - № 4. – 2017. – С.181-183
6. Золотов Р.А. Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России // Молодой ученый. - 2018. - № 7 (193). - С. 64-66.
7. Калинова В.Д., Щекочихина С.В. Центральный банк государства: функции и условия их эффективного выполнения // Журнал «Наука в современном информационном обществе». - 2017. - С. 98-100.
8. Керимова А.М. Банк России как орган контроля и надзора // Журнал «Отечественная юриспруденция». - 2016.- № 3 (5). - С. 31-38.
9. Кожевникова М.А. К вопросу правового статуса Центрального Банка РФ // Журнал «Инновационная наука». -2016. – С. 76
10. Монгуш Ю.Ю. Организация государственного контроля и надзора деятельности коммерческих банков в России // Аллея науки. -2019. -Т. 3. -№ 1 (28). -С. 262-265
11. Соколова А.Д., Попова А.В. Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – С.36-39
12. Штанько А. А. Проблема определения правового статуса Центрального Банка РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. –С. 43
Материалы правоприменительной практики:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. - № 2