Религиозный фактор в современных международных отношениях
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы исследования роли религии в международных отношениях 4
1.1. Религиозный фактор в конкурирующих парадигмах теории международных отношений 4
1.2. Соотношение религиозной и государственной идентичностей 8
Глава 2. Влияние религиозного фактора на политику государств и международных организаций 12
2.1. Религиозный фактор во внешней политике современных государств 12
2.2. Религиозные конфликты в XX-XXIвв.: причины, стороны, процедуры урегулирования 16
2.3. Международные религиозные организации в мировой политике 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы: 27
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, можно утверждать, что большинство религиозных конфликтов, которые начались в XX веке, перетекли в новое столетие, так как являются наиболее сложной формой противостояния, которая может носить исторический и, как следствие, хронический характер. Кроме того, урегулирование таких конфликтов, по мнению большинства исследователей, является наиболее сложной формой внешней политики не только на уровне отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества.2.3. Международные религиозные организации в мировой политикеВ контексте данного исследования необходимо также рассмотреть международные религиозные организации и их влияние на международную политику. Рассматривая определенные религиозные неправительственные объединения, можно выделить определенные черты их функционирования. Во-первых, такие организации, несмотря на важность своего существования и взаимодействия с государством и обществом, не могут оказывать прямого влияния на принятие определённых политических решений, однако они способны воздействовать посредством системного эффекта на повышение осведомленности о проблеме и изменять отношение к ней в массовом сознании граждан.Во-вторых, для того, чтобы упрочить свои позиции в рамках политического участия, многие религиозные организации стремятся стать членами различных общественных советов при органах власти разного уровня, что помогает им принимать активное участие в работе различных институтов гражданского общества. Необходимо также отметить, что в современном мире на данный момент происходит большое количество потрясений. В частности, речь идет о процессах глобализации, больших миграционных потоках и острой необходимости предотвращать религиозные конфликты. В связи с этим, роль международных религиозных организаций продолжает возрастать и их влияние также нельзя недооценивать. В контексте данного исследования необходимо рассмотреть некоторое количество религиозных организаций, проанализировать систему их функционирования и роль, которую они занимают в мировой политике. В связи с этим, в первую очередь, необходимо рассмотреть Организацию Исламского Сотрудничества (ОИС). Ее основной особенностью является тот факт, что она является межправительственной и объединяет 57 стран. В настоящее время данная организация является второй по величине после ООН. Ее основными целями являются: выстраивание двустороннего диалога между мусульманскими государствами, способствуя их интеграции; объединение усилий для того, чтобы принимать участие в мировой политике; стремление к достижению стабильности во всех странах-участницах организации. Кроме того, в рамках ОИС регулярно проводятся встречи глав государств и конференции министров иностранных дел. Это осуществляется для того, чтобы определить основные направления политики мусульманских государств. Важно отметить, что в пределах Организации Исламского Сотрудничества существует ряд таких самостоятельных организаций как Исламский банк развития, Исламское агентство новостей и т.д. Анализируя данную организацию, можно с полной уверенностью утверждать, что она является очевидным примером проявления политизации международной политики.Стоит также рассмотреть деятельность Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), которая является международной христианской организацией. Ее основным отличием является тот факт, что в отличии от предыдущей организации, рассмотренной в данном исследовании, она не является политической. Однако одним из основных аспектов ее функционирования является урегулирование конфликтов и противостояний, которые возникают на религиозной почве. Существуют и другие религиозные организации, которые не носят политического статуса, но могут оказать определенное влияние на международную политику. Однако существуют объединения, которые могут нанести существенный вред обществу, в частности, такими организациями являются террористические. Одним из наиболее ярких примеров является «Аль-Каида». Согласно ее основным установкам, главным стремлением организации является разрушение светских режимов правления и борьба с Соединенными Штатами Америки, как с главным врагом ислама. Основной уникальной особенностью организации является тот факт, что ей удалось подчинить себе другие террористические группировки и распространить свое влияние на весь мир. Данная организация является опасной террористической группировкой, существование которой наносит вред обществам всего мира. Важно отметить, что христианских экстремистских объединений, которые функционируют в таких масштабах, как проанализированная выше террористическая организация, не существует. Возможно, это связано с тем, чтобы христианство — это более зрелая религия, которая уже пережила различные гонения, насильственное обращение в веру и оказание прямого давления на политическую жизнь государств. В связи с этим можно сказать, что данная религия уже пережила большое количество потрясений и научилась приспосабливаться к изменяющимся реалиям внешнего мира. В контексте данного исследования необходимо также упомянуть, что религиозные организации также участвуют в разработке международных религиозных документов и делают это по нескольким направлениям. К первому направлению относятся такие документы, которые разрабатываются международными неправительственными религиозными организациями в рамках экуменического движения. В качестве примера можно привести «Хартию экуменизма», которая была принята в 2001 году. На данный момент документ официально одобрен на декларативном уровне. Данная Хартия принималась для того, чтобы поддерживать двусторонний диалог и сотрудничество на всех уровнях религиозной жизни, посредством заранее разработанных критериев. Однако данный документ не является юридически обязательным с точки зрения церковного права. Хартия построена, главным образом, на соблюдении основных прав и свобод человека, что отвечает стандартам международного права. Еще одним направлением является разработка религиозных документов межправительственными организациями, которые направлены на обеспечение религиозного равенства и взаимопонимания во всех сферах жизни общества. В качестве примера можно привести Каирскую декларацию о правах человека в исламе, которая была принята в августе 1990 года. Одной из основных целей документа является стремление к тому, чтобы в еще большей степени развивать права человека и защищать граждан от гонений, что будет способствовать развитию их права на качественную жизнь со всеми положениями, которые могут быть им недоступны из-за непринятия. Наконец, еще одним направлением является разработка и принятие международных документов, которые рассматриваются на международных конференциях различных конфессий. В большей степени они направлены на то, чтобы продвигать духовные ценности посредством диалога для того, чтобы обеспечивать поддержание мира.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что религиозные организации оказывают существенное влияние на мировую политику. Однако такое влияние нельзя назвать строго положительным, потому что помимо основных объединений, которые стремятся к укреплению мира и защите прав и свобод человека, существуют крупные влиятельные террористические группировки, которые не только продвигают свои ценности, но и наносят серьёзный ущерб безопасности мирового сообщества. ЗАКЛЮЧЕНИЕРелигиозный фактор играет важную роль в современной международной политике. Он оказывает влияние на принятие решений не только отдельно взятых государств, но и всего мирового сообщества. Несмотря на то, что ранее существовало мнение, что религиозный фактор в XXI веке не будет оказывать существенного влияния на внешнюю политику, на практике это выглядит иначе и этнический фактор не теряет своей важности по-прежнему занимает одну из наиболее важных позиций в современной жизни общества, особенно, в условиях глобализации. В ходе написания курсовой работы автором были раскрыты основные задачи, которые были решены путем анализа и систематизации официальных источников и профессиональной литературы, являющихся базой для проведенного исследования. При написании курсового проекта была изучена научная литература, которая включала в себя статьи и монографии, посвященные анализу актуального положения религиозного фактора в современных международных отношениях.В ходе работы было выявлено, что необходимо изучать существующие проблемы в связи с тем, что они трансформируются каждый год и приобретают новые формы, в частности, в процессе глобализации и изменениях на международной арене, которые влекут за собой определенные последствия для мировой политики.Основной целью исследования выступало изучение теоретического и практического значения религиозного фактора в контексте современных международных отношений и анализ его влияния на мировую политику. Автором было выявлено, что религия оказывает серьезное значение на развитие современных международных отношений. Теоретическая база помогает изучить вопрос с точки зрения политологического значения и выявить его основные слабые и сильные стороны. Рассматривая практический аспект изучаемой проблемы, можно сделать вывод о том, что религиозный фактор в мировой политике, конфликты и соответствующие организации неразрывно связаны и представляют собой единую систему двустороннего диалога.Список использованной литературы: XIV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества»// Факультет мировой экономики и мировой религии, ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/science/79396576.html(дата обращения: 09.11.2020).Амелин В., Моргунов К. Этнополитические и религиозные конфликты в современном мире// Россия и мусульманский мир. – 2014. С.158-168.Артюшкин В.Ф. Религиозный фактор во внутренней и внешней политике России// Научно=политический журнал обозреватель – observer. – 2011. -№2. С. 5-17.Белоконев С.Ю., Титов В.В. Национально- государственная и религиозная идентичность: паттерны взаимодействия в современном мире//Среднерусский вестник общественных наук. – 2019. С.144-155.Бучнева Н.Б. Религия и политика: трансформация светского государства в современных геополитических условиях// Религия и общество. – 2017. С.8-10. Вершинина В.Ю. Религиозный фактор международных отношений в XXI веке//Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2013. С.6-11.Дорская А.А. Участие международных религиозных организаций в разработке международных религиозных документов//Современное право. – 2014. С.143-148. Дробот Г.А. Реализм в теории международных отношений: история, зарубежная и отечественная школы//Социально-гуманитарные знания. – 2014. С.1-13.Лучшева Л.В. Религиозные отношения и религиозный конфликт// Вестник экономики, права и социологии. – 2017. -№4. С.283-286.Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции// Полис. Политические исследования. – 2016. -№1. С.157-174. Назаров А.А. Религиозный фактор и его влияние на внешнюю политику государств: ретроспективный анализ// Вестник РМАТ. – 2017. -№3. С. 26-31. Павленко О.В. Конструктивистский подход к исследованию международных отношений: возможности и пределы// Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2015. С.53-67. Потапов В.А. Инструментализация религиозных организаций в контексте глобализации международных отношений//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. -№2. С.124-128. Сетов Н.Р. Неореализм и неолиберализм в теории международных отношений// Вестник Московского университета. Политические науки. – 2012. -№2. С.28-32.Степанов В.В. Кипрский конфликт: современное восприятие и проблема преодоления//Этничность и религия в современных конфликтах/ отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука. – 2012. С.466-518. Сухов А.Д. Марксистская трактовка религии//Философия и общество. – 2014. -№3. С.49-66. Федоров В.Ф. Шишова М.И. Стратегии примирения в этно-религиозных конфликтах// Вестник СПбГУ. – 2010. -№1. С.65-69. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М.: Гардарики. – 2003. 590с.Шаумян Т.Л. Проблема Джамму и Кашмира// Этничность и религия в современных конфликтах/ отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука. – 2012. С.519-569.
1. XIV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества»// Факультет мировой экономики и мировой религии, ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/science/79396576.html (дата обращения: 09.11.2020).
2. Амелин В., Моргунов К. Этнополитические и религиозные конфликты в современном мире// Россия и мусульманский мир. – 2014. С.158-168.
3. Артюшкин В.Ф. Религиозный фактор во внутренней и внешней политике России// Научно=политический журнал обозреватель – observer. – 2011. -№2. С. 5-17.
4. Белоконев С.Ю., Титов В.В. Национально- государственная и религиозная идентичность: паттерны взаимодействия в современном мире//Среднерусский вестник общественных наук. – 2019. С.144-155.
5. Бучнева Н.Б. Религия и политика: трансформация светского государства в современных геополитических условиях// Религия и общество. – 2017. С.8-10.
6. Вершинина В.Ю. Религиозный фактор международных отношений в XXI веке//Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2013. С.6-11.
7. Дорская А.А. Участие международных религиозных организаций в разработке международных религиозных документов//Современное право. – 2014. С.143-148.
8. Дробот Г.А. Реализм в теории международных отношений: история, зарубежная и отечественная школы//Социально-гуманитарные знания. – 2014. С.1-13.
9. Лучшева Л.В. Религиозные отношения и религиозный конфликт// Вестник экономики, права и социологии. – 2017. -№4. С.283-286.
10. Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции// Полис. Политические исследования. – 2016. -№1. С.157-174.
11. Назаров А.А. Религиозный фактор и его влияние на внешнюю политику государств: ретроспективный анализ// Вестник РМАТ. – 2017. -№3. С. 26-31.
12. Павленко О.В. Конструктивистский подход к исследованию международных отношений: возможности и пределы// Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2015. С.53-67.
13. Потапов В.А. Инструментализация религиозных организаций в контексте глобализации международных отношений//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. -№2. С.124-128.
14. Сетов Н.Р. Неореализм и неолиберализм в теории международных отношений// Вестник Московского университета. Политические науки. – 2012. -№2. С.28-32.
15. Степанов В.В. Кипрский конфликт: современное восприятие и проблема преодоления//Этничность и религия в современных конфликтах/ отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука. – 2012. С.466-518.
16. Сухов А.Д. Марксистская трактовка религии//Философия и общество. – 2014. -№3. С.49-66.
Федоров В.Ф. Шишова М.И. Стратегии примирения в этно-религиозных конфликтах// Вестник СПбГУ. – 2010. -№1. С.65-69.
17. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М.: Гардарики. – 2003. 590с.
18. Шаумян Т.Л. Проблема Джамму и Кашмира// Этничность и религия в современных конфликтах/ отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука. – 2012. С.519-569.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает религиозный фактор в современных международных отношениях?
Религиозный фактор занимает важное место в современных международных отношениях. Религия оказывает влияние на политику государств и международные организации, может быть причиной конфликтов, а также может создавать предпосылки для сотрудничества и диалога.
В чем заключается соотношение религиозной и государственной идентичностей?
Соотношение религиозной и государственной идентичностей является сложным и может варьироваться в разных странах и среди разных народов. В некоторых случаях религиозная и государственная идентичности могут быть взаимосвязаны и поддерживать друг друга, в то время как в других случаях они могут конкурировать друг с другом и вызывать напряженность в обществе.
Как религиозный фактор влияет на внешнюю политику современных государств?
Религиозный фактор может оказывать значительное влияние на внешнюю политику современных государств. Религиозные ценности и убеждения могут быть важными факторами при принятии решений о внешнеполитическом курсе, а также могут влиять на реакцию государств на события в мире. Кроме того, религиозные группы и организации могут играть активную роль в деятельности на международной арене.
Какие религиозные конфликты были зарегистрированы в XX-XXI веках?
В XX-XXI веках было зарегистрировано множество религиозных конфликтов. Некоторые из них это конфликты национального масштаба, например, конфликт между индуистами и мусульманами в Индии. Другие конфликты имеют международный характер, например, конфликты на Ближнем Востоке, где религиозные разногласия играют важную роль.
Какое место занимает религиозный фактор в современных международных отношениях?
Религиозный фактор занимает значительное место в современных международных отношениях. Он может влиять на формирование внешнеполитической риторики государств, политический диалог и конфликты, а также на взаимодействие между государствами и международными организациями.
Какие парадигмы теории международных отношений рассматривают религиозный фактор?
Религиозный фактор рассматривается в различных парадигмах теории международных отношений, таких как реалистическая парадигма, либеральная парадигма, конструктивистская парадигма и другие. Каждая парадигма предлагает свое видение роли религии в международных отношениях и объяснения его влияния.
Каково соотношение религиозной и государственной идентичностей?
Соотношение религиозной и государственной идентичностей может быть различным в разных странах и регионах. В некоторых странах государственная идентичность тесно связана с религиозной, и религия является важной частью национальной идентичности. В других странах религиозная идентичность может быть менее значимой для государственной политики и международных отношений.
Как религиозный фактор влияет на внешнюю политику современных государств?
Религиозный фактор может оказывать влияние на внешнюю политику современных государств. Религиозные ценности и убеждения могут определять идеологию и цели государственной политики, влиять на выбор союзников и противников, а также на формирование международных коалиций и альянсов.
Какую роль играет религия в современных международных отношениях?
Религия играет значительную роль в современных международных отношениях. Она может оказывать влияние на внешнюю политику государств, формировать идентичность нации и народа, а также быть источником конфликтов и сотрудничества между различными странами и организациями. Понимание роли религии в международных отношениях является важной задачей для политических исследований.
Какие теории международных отношений рассматривают религиозный фактор?
Религиозный фактор рассматривается в нескольких конкурирующих парадигмах теории международных отношений. Некоторые теории считают религию важным фактором в международной политике и конфликтах, другие же относят ее к негосударственным акторам и не придают ей такого большого значения. Каждая теория имеет свои аргументы и подходы к анализу влияния религии на международные отношения.